Автор: Аболонкова Светлана Дмитриевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 135 " Речецветик"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Знакомство с поэтами родного города как средство развития речи и творческого потенциала у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Представляю опыт своей работы по теме: «Литературное творчество детских
поэтов родного города как средство развития речи и творческого потенциала
у детей с ОВЗ»
Свое выступление я начну словами Татьяны Леонидовны Мирончик,
современного автора книг по развивающей сказкотерапии «У каждого из нас
внутри талант таится, и очень важно в детстве дать ему развиться».
Актуальностью своей работы считаю, что в современном мире у детей
снижен интерес к книге, и в частности, к поэзии. Осложняется еще и тем, что
все большее количество детей имеют речевые нарушения, а формирование
интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речи. Речь
в свою очередь дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно
развивающихся и усложняющихся психических процессов. В первую очередь
дефекты речевой функции приводят к нарушенному и задержанному
развитию высших психических функции, опосредованных речью: вербальной
памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-
логического мышления. Знакомство детей с поэзией, заучивание
стихотворений, выполнение творческих заданий при целенаправленной
работе развивает слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к
слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте.
У детей, имеющих статус ОВЗ, развитие творческих способностей - обходной
путь для формирования адаптивных способностей, так как творчество
позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и
поведенческую составляющую личностного развития дошкольника.
Цель работы: Развитие речи детей, творческого потенциала через
знакомство с литературным творчеством поэтов родного города.
В практике работы в детском саду все более убеждаюсь, в том, что, если во
взаимоотношениях с детьми воспитатель отличается чуткостью,
доброжелательностью, не наигранной, а искренней любовью к ним, дети
отвечают ему взаимностью и душевной открытостью, любая совместная
деятельность будет отличаться эмоциональной насыщенностью,
активностью, творчеством и взаимопониманием. Если ребенок этого не
чувствует, находится в напряжении, и, как выражается В.Ф Базарный «В
режиме сенсорных и психомоторных несвобод», то его творческие импульсы
просто отключены, он боится мыслить, реализовывать свои идеи в любых
действиях. Хочется отметить, что сам педагог должен любить поэтические
произведения, понимать их смысл и воспитательные возможности. К выбору
этой темы я пришла не случайно, у меня был опыт успешного проведения
краткосрочного проекта во второй младшей группе по теме: «Знакомство с
поэтами родного города». После осуществления которого, я точно для себя
определила, что книги современных детских поэтов, должны быть
настольными книгами воспитателей всех возрастных групп, начиная со 2-ой
младшей группы.
Остановлюсь подробней о проделанной работе. Я работаю на речевой
группе, группу ведем по два года, это старшая и подготовительная группы.
Эта тема была освоена на двух выпусках, прошлом выпуске и текущем.
Остановлюсь на работе в группе, которую ведем в данное время.
В только, что набранной группе в 2023 году возникли сложности, которые
характерны при работе с детьми ОВЗ и с детьми ОНР. Память у детей
кратковременна, внимание неустойчивое. Даже короткие стихи требовали
заучивания по несколько недель, а точнее не менее 3 недель. При
многократном повторении в детском саду и дома.
Мной была проведена диагностика критериев и показателей
сформированности умений заучивать стихи у детей 5-6 лет ( Е.И.Тихеевой) и
развития универсальных творческих способностей В.Синельникова и
В.Кудрявцева.
Наша группа работает по комплекту литературы Н.В Нищевой, все
пальчиковые гимнастики со стихотворными текстами, стихотворения с
движениями, зрительные гимнастики и т.д мы используем из данного
комплекта. Особенно помогли вызвать интерес к запоминанию стихотворных
текстов, это стихи, по темам недели, в виде диалогов, а также подвижные
игры по темам недели, где увеличены стихотворные строки.
Так я приблизилась к работе, уже по своей теме. Нашим первым
краткосрочным проектом. Стал проект по заучиванию стихотворений
совместно с родителями по своему стихотворению, защитой проекта стало
открытое Т.Б.Логачевой «В стране Вообразилии». Удивительная книга,
позволяет найти стихотворение каждому ребенку, по его характеру, уровню
его речевого развития. В рамках этого проекта наша группа детей совместно
с родителями посетили детскую библиотеку, дети рисовали рисунки занятие
в детском саду, которое так и называлось «В стране Вообразилии», к концу
старшей группы мы достигли главное, повысился интерес к заучиванию
стихотворений, у детей улучшилась память.
К подготовительной к школе группе я разрабатываю программу кружковой
работы, которая называется «Стихи и дети», она полностью составлена по
ознакомлению и заучиванию стихотворений, которая позволяет решать еще
одну очень важную задачу, воспитание любви к своей малой родине.
Я считаю, что цель моей работы по теме полностью достигнута, у детей
развилась память, интонационная выразительность речи, которая позволит
развивать им свое творчество и далее в школе и в центрах дополнительного
образования. Для решения поставленных задач была проведена диагностика
универсальных творческих способностей «Как спасти зайца»,
«Солнце в комнате» (авторы В.Синельников, В. Кудрявцев)
К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести
тест.
Тест
«Творческий потенциал Вашего ребенка»
Помните, когда вы с малышом прочитали первую книгу?
Ребенок интересуется энциклопедиями-книгами из серии «Хочу все знать»
У моего ребенка нет тяги к книгам
Какие книги стоят на полке в его детской?
Много книг: энциклопедии, словари, художественная литература
На полках в детской мало книг
Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?
Воображает ли он себя персонажем сказки?
Рисует ли Ваш ребенок после прочтения книг?
Плакал ли он над грустным фильмом или книгой
Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору
или играет в компьютерные игры то он:
Знает наперед все ответы
Не смотрит такие передачи
Перечитывает ли Ваш ребенок свои любимые книги?
Конечно, он даже говорит цитатами из своих книг
Нет
Когда малыш Вам что-то рассказывает, он:
Он эмоционален и артистичен
Он предпочитает слушать, не очень эмоционален
На сегодняшний день существует классическая методика заучивания
стихотворений А.М Бородич, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, а так же
современные разработки Р.В.Милютиной, Л.А. Валуевой и других авторов,
раскрывающие особенности работы с детьми, имеющими различные
трудности запоминания. При выборе стихотворных текстов необходимо
учитывать речевые возможности воспитанников, их образовательные
потребности, а именно необходимость автоматизации и дифференциации
поставленных звуков, а также лексическую тему недели.