Автор: Власова Алина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г. Вологда
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Деление текста на абзацы. Особенности абзаца как микротемы текста»
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока по русскому языку
ФИО студента: Шипинова Алина Александровна
Класс: 2 «Г»
Тема урока: «Текст»
Цель урока: формирование у учащихся представление об тексте.
Задачи:
Дидактические:
1.
Формировать понятие «Текст».
2.
Формировать у обучающихся умение различать текст и «не текст».
Развивающие:
1.
Развивать умение школьников выстраивать связную речь, высказывать свое мнение.
2.
Развивать внимание школьников через организацию работы с различными средствами наглядности (анализ
материала на слайдах, в учебнике).
3.
Развивать у учащихся умение выделять главное, делать выводы.
Воспитательные:
1.
Воспитывать интерес к предмету.
2.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные: в результате урока учащиеся смогут различать текст от не текста.
Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут сформулировать цель своей учебной деятельности; сделать
вывод по новому материалу; оценить свою работу на уроке.
Личностные: поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Ход урока:
Этап
урока
Образовател
ьная задача
этапа
Метод
ы и
прием
ы
Дидакт
ически
е
средств
а /
интера
ктивно
е
оборуд
ование
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Форма
органи
зации
учебно
й
деятель
ности
Формируем
ые УУД
1.
Организ
ационно
-
мотивац
ионный
этап
Мотивирова
ть
обучающих
ся
на
дальнейшу
ю
деятельност
ь
Беседа
Мульт
имедий
ная
презен
тация
-
Здравствуйте,
ребята!
Меня
зовут
Алина
Александровна, и сегодня я
проведу у вас урок русского
языка.
- Проверьте, у вас на партах
должны
лежать
учебник,
тетрадь и пенал.
Громко прозвенел звонок -
начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, ни
минуты не теряем.
-
Сегодня
на
уроке
вы
узнаете
много
нового,
давайте скорее его начнем!
Дети приветствуют
учителя.
Фронта
льная
Регулятив
ные:
формирова
ние
способност
и
к
организаци
и
своей
деятельнос
ти
2.Целеп
Формирова
Беседа
Мульт
-
Ребята,
послушайте
Фронта
Познавате
олагани
е
ние цели и
задач
с
обучающим
ися.
имедий
ная
презен
тация,
карточ
ки,
learning
.apps
загадку и отгадайте ее:
Не поет она – стрекочет,
Обратить внимание хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный
хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница - …
- Правильно, ребята, сорока
–
это
словарное
слово,
которое
не
подчиняется
правилам
орфографии,
нужно запомнить, что оно
пишется всегда с буквой
«о».
-
Давайте
придумаем
небольшое предложение со
словом сорока.
(дети сами придумывают
предложение,
если
они
затрудняются, то учитель
предлагает свое, например:
На дереве сидит сорока.)
-
Давайте
запишем
это
предложение в тетрадь, но
для начала подпишите число
и классная работа. А сейчас
один
из
вас
запишет
предложение на доске, а
- Сорока.
Дети
придумывают
предложение.
Записывают
предложение.
льная,
индиви
дуальн
ая
льные:
формулиро
вание
познавател
ьной цели,
Коммуник
ативные:
умение
ясно
и
грамотно
формулиро
вать
свои
мысли,
умение
слушать
собеседник
а
остальные
в
тетради,
поставьте ударение в слове
сорока
и
подчеркните
непроверяемую безударную
гласную в корне слова.
-
Молодцы,
ребята,
а
давайте подумаем, что у нас
получится,
если
собрать
несколько
предложений
вместе?
-
Действительно,
у
нас
получится
текст,
тогда
давайте предположим, какая
тема урока у нас будет?
- Верно, так и будет звучать
наша тема урока.
- Исходя из нашей темы,
давайте
поставим
цель
урока?
-
Правильно!
Ребята
посмотрите,
на
слайде
у
меня
написаны
задачи
нашего урока, прочитайте
их.
- Давайте подумаем, какая
задача
на
уроке
будет
лишняя?
Задачи:
1. Узнать, что такое текст.
- У нас получится
текст или рассказ.
-
Тема
урока:
«Текст».
-
Цель
урока:
познакомиться
с
текстом.
Один
ученик
из
класса
читает
задачи урока.
- Лишняя задача под
цифрой 4, потому что
тема
нашего
урока
звучит «Текст».
2.
Научиться
различать
текст и «не текст».
3.
Закрепить
полученные
знания.
4.
Узнать,
что
такое
приставка.
- Верно, ребята.
3.
Открыт
ие
новых
знаний
Формирова
ние
о
тексте.
Различать
текст и не
текст.
Беседа
Видео
фрагме
нт,
учебни
к
- Прочитайте первую задачу.
- Ребята, я предлагаю вам
посмотреть
небольшой
видеофрагмент, но смотреть
нужно внимательно, потому
что после просмотра я задам
вам вопросы, на которые
нужно ответить.
Дети
смотрят
видеофрагмент
на
тему
«Что такое текст».
- Как вы поняли, что такое
текст?
- Правильно! Какую задачу
мы с вами выполнили?
-
Прочтите
следующую
задачу.
- Узнать, что такое
текст.
Смотрят
видеофрагмент.
- Текст – несколько
предложений,
связанных по смыслу
между собой.
-
Мы
выполнили
первую
задачу,
узнали,
что
такое
текст.
-
Научиться
различать текст и «не
Фронта
льная
Познавате
льные:
устанавлив
ать
различия
между
текстом
и
не текстом;
развивать
умения
извлекать
информаци
ю
из
текста,
ориентиров
аться
на
развороте
учебника.
Коммуник
ативные:
развивать
умение
-
Откройте
учебник
на
странице 11 упражнение 1.
Прочитайте задание.
- Прочитайте под цифрой 1.
- Ребята, как вы думаете, это
текст?
- А почему?
- Правильно! Читаем под
цифрой 2.
- А это текст?
- Верно. Следующее под
цифрой 3.
текст».
-
Прочитай.
Определи, где текст,
а
где
не
текст.
Объясни почему.
-
Собака
–
друг
человека.
Мойте
руки перед едой. На
дворе зима. Весенние
ручейки поют свою
песенку.
- Нет.
- Потому что здесь
предложения
не
связаны по смыслу.
- В зоопарке много
животных.
- Нет, потому что это
одно предложение.
- Только в зоопарке
можно
увидеть
зверей,
которые
живут
в
разных
частях
света.
Огромные
слоны
приехали из Индии.
слушать
и
понимать
других;
оформлять
свои мысли
в
устной
форме;
умение
работать
устно.
Регулятив
ные:
контроль
выполняем
ых
действий.
- Ребята, а это текст?
- Правильно!
А царь зверей лев
привезен из пустынь
Африки.
Бурый
медведь – из наших
российских лесов.
- Да, потому что этот
текст
состоит
из
нескольких
предложений,
которые
связаны
между
собой
по
смыслу.
Физмин
утка
-
А
сейчас
давайте
отдохнем.
Встаем
около
своих
парт
и
повторяем
простые движения за мной:
Самолёты
загудели
(вращение
перед
грудью
согнутыми
в
локтях
руками),
Самолёты полетели
(руки
в
стороны,
поочерёдные наклоны влево
и вправо),
На
полянку
тихо
сели
(присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
-
Присаживайтесь,
продолжаем работать.
4.
Первич
ное
закрепл
ение
Первичное
закрепление
полученных
знаний
на
практике.
Беседа
Мульт
имедий
ная
презен
тация,
карточ
ки,
карточ
ки
-
А
сейчас
давайте
поработаем
в
парах,
но
прежде,
чем
мы
начнем,
прочитайте
по
цепочке
правила
работы
в
парах,
которые
представлены
на
слайде.
- Хорошо. У вас на партах
лежат карточки, на которых
изображена звезда, возьмите
их.
В
левом
столбике
написаны
различные
1.
Читайте
внимательно задание.
2.
Говорите
тихо,
чтобы
не
мешать
другим.
3. Работайте вместе,
дружно.
4.
Если
задание
письменное
то
договоритесь,
кто
пишет,
а
кто
выступает.
5.
В
выступлении
говорите от двух лиц:
«Мы
считаем,
мы
думаем,
мы
решили…».
Дети
выполняют
задание.
Фронта
льная,
парная
Познавате
льные:
устанавлив
ать
различия
между
текстом
и
не текстом;
Коммуник
ативные:
развивать
умение
слушать
и
понимать
других;
оформлять
свои мысли
в
устной
форме;
умение
работать в
паре.
Регулятив
ные:
контроль
выполняем
ых
действий
предложения, вы должны,
стрелками
соотнести
с
левым
столбиком,
что
относится к тексту, а что
относится к предложению.
Приступайте к выполнению
задания.
Не
забывайте
держать
спины
прямо,
а
также
не
забывайте
о
правилах работы в парах.
Задание:
Первый столбик:
1. Пришла зима.
2. Утка на пруду ныряет,
купается,
свои
перышки
клювом
перебирает.
Перышко
к
перышку
укладывает,
чтобы
ровно
лежали.
Пригладится,
почистится, в воду, как в
зеркало, глянет – вот до чего
хороша!
3. Туча все ниже спускалась
к земле и шла, ворча и
громыхая. Утка на пруду
ныряет.
Второй столбик:
1. Текст
2. Предложение
- Давайте сравним задание с
эталоном.
Почему
под
цифрой 2 это текст?
- Правильно. Если вы верно
выполнили
задание,
поставьте на карточке знак
«+», если у вас есть ошибки,
поставьте
знак
«
».
Поднимите руку те, у кого
все верно получилось.
- Я очень рада, что у вас все
получилось.
- Какую задачу мы с вами
выполнили?
- Потому что здесь
предложения связаны
по смыслу.
Дети
оценивают
сами себя.
-
Научились
различать текст и не
текст.
5.
Самост
оятельн
ая
работа
Проверить
усвоение
знаний
на
практике.
Беседа,
взаимо
оценка
Мульт
имедий
ная
презен
тация,
карточ
ки
-
Прочитайте
следующую
задачу.
-
Возьмите
карточку,
на
которой изображен квадрат.
Прочитайте задание.
Задание:
Новости собирала.
Летала сорока по лесу.
Решила
тогда
сорока
новость придумать.
Но в этот день никаких
новостей не было.
-
Приступайте
к
-
Закрепить
полученные знания.
- Прочитай. Составь
из
предложений
текст. Запиши их.
Дети
выполняют
Фронта
льная,
индиви
дуальн
ая
Коммуник
ативные:
умение
слушать
и
вступать в
диалог
Познавате
льные:
ориентиров
ание
в
своей
системе
знаний,
выполнению задания.
- Обменяйтесь с соседом по
парте карточками. Давайте
сравним наше выполненное
задание
с
эталоном,
прочитайте,
что
должно
получиться.
- Оцените работу товарища,
если
верно
выполнена
работа, поставьте знак «+»
на
карточке,
если
есть
ошибки, поставьте знак «
».
Верните
работу
обратно
вашему соседу. Поднимите
руку,
у
кого
правильно
выполнено задание.
- Я рада, что все справились
с заданием.
- Какую задачу мы с вами
выполнили?
задание.
- Летала сорока по
лесу.
Новости
собирала. Но в этот
день
никаких
новостей не было.
Дети
взаимооценивают
друг друга.
-
Мы
закрепили
полученные знания.
умение
самостояте
льно
предполага
ть,
какая
информаци
я
нужна
для
решения
учебной
задачи
Регулятив
ные:
определять
степень
успешност
и
выполнени
я
своей
работы
6.
Рефлекс
ия
и
подведе
ние
итога.
Подведение
итога урока.
Оценить
свою
деятельност
ь на уроке.
Беседа,
самооц
енка
Карточ
ки
- Какая была тема урока?
- Как звучала наша цель?
- Мы выполнили все задачи
на уроке?
- Назовите, что такое текст?
- Текст.
-
Познакомиться
с
текстом.
- Да.
-
Текст
–
это
несколько
предложений,
связанных
по
Фронта
льная,
индиви
дуальн
ая
Регулятив
ные:
давать
оценку
своей
деятельнос
ти на уроке
- У вас на столах лежат
солнце и туча.
Поднимите солнце, если у
вас все получилось,
и вам
понравился урок.
Тучку, если у вас были
небольшие проблемы.
- Спасибо большое за урок.
До свидания!
смыслу.
Дети
оценивают
свою
работу
на
уроке.