Автор: Шведова Алла Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр Детского Творчества Сормовского района "
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Сценарий внеучебного мероприятия
Тема: "Музыкальное путешествие в мир искусств"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования « Центр Детского Творчества»
Сормовского района
Сценарий
открытого воспитательного мероприятия
Тема: « Музыкальное путешествие в мир искусства»
Автор сценария:
Шведова Алла Александровна
Мероприятие проводится в преддверии Международного дня музыки для ребят
начальных классов музыкально - хоровой студии Центра Детского Творчества.
Цель: Развитие интереса к разным видам искусства
Задачи:
Расширение музыкально – образных представлений учащихся
Объединение образных представлений учащихся о разных видах
искусства
Развитие эмоциональной отзывчивости на разные виды искусства
Закрепление знаний о средствах выразительности
Ведущая: Дорогие ребята! Я понимаю, люди вы « взрослые», очень серьёзные, но
всё – таки, давайте совершим небольшое путешествие… в Сказку. Хотите там
побывать? Тогда слушайте:
Только тот, кто умеет увидеть скрытое и услышать безмолвное,
Ощутить необычное и почуствовать небывалое –
Только тот сможет попасть в мир
Сказочного Волшебства, В мир искусства!
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит…
Вслушайтесь, как завораживающе и красочно звучит поэтическое слово.
Как легко представляется сказочная картина, которую рисует великий русский поэт
Александр Сергеевич Пушкин.
А вот перед вами сказочный живописный мир, который живёт на полотнах великих
художников.
( демонстрация стендов).
На представленных репродукциях – любимые нами сказочные герои.
Всмотритесь, какой глубокий, притягательный и выразительный мир живописных
красок предстаёт перед нами… Музыка красок…!
И сегодня мы будем слушать музыку и находить Музыкальные краски и средства
выразительности. Я приглашаю вас в Музыкальную сказку, в Музыкальное
сказочное королевство.
Но помните. То, что вы встретите в этом королевстве: волшебников и волшебниц,
птиц и зверей, деревья, цветы и всё, всё, всё для вас нарисует… Её Величество
Музыка.
Поэтому постарайтесь хорошо слушать, слышать и сопереживать той музыке,
которая живёт в музыкальном королевстве.
Но прежде, чем туда зайти, я задам вопрос. А ответить на него попрошу в конце
нашего путешествия.
Сумеет ли музыка рассказать и нарисовать для вас сказку музыкальными красками? И
характеристика какого героя или какой исполнитель понравится и запомнится вам
больше других.
Итак, сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – музыкальный урок.
Эту необыкновенную историю рассказала мне одна знакомая девочка – Танечка.
Вообще - то Танечка самая обычная девочка, совсем такая же, как вы все. Она тоже
очень любит музыку и учится играть на фортепиано. И, также как вы все, очень
любит каникулы. А каникулы она проводит в гостях у бабушки, которая живёт в
маленьком уютном домике. Может быть, вам этот домик показался бы обычным. А
вот Танечке он всегда казался необыкновенным, полным чудес! Больше всего она
любила помечтать, забравшись в самый уютный уголок старого дома. А о чём? Быть
может, её мечты немножко похожи на ваши? О тёплом солнечном денёчке, о всяких
вкусных сладостях, маленьких пушистых котятах и ещё много, много о чём…
Хорошо будет мечтать и вам, когда вы будете слушать чудесную музыку гениального
русского композитора П.И.Чайковского. А я попрошу вас придумать к пьесе своё
название.
Звучит « Сладкая грёза» П.И.Чайковского в исполнении педагога.
( дети предлагают свои названия пьесы: « Сказочный сон», « Волшебный мир», «
Летнее утро», « Прекрасные мечты» и т.д.
Ведущая: Но самым , самым главным чудом в этом доме для Танечки было
старинное фортепиано. Изящное, с резьбой и подсвечниками оно напоминало ей
придворного незнакомца в чёрном камзоле и в туфлях с серебряными пряжками со
старинной картины . Разрешите представить – Синьор Фортепиано.
А иногда ей казалось , что на этом инструменте только что играл серьёзный и
сосредоточенный Иоганн Себастьян Бах или весёлый Моцарт наигрывал свои арии.
О! Этот инструмент знал множество интересных музыкальных историй. Но вы ведь
знаете секрет: синьор Фортепиано рассказывает их только тем, кто старательно и
внимательно занимается на инструменте, учится слушать и понимать о чём
рассказывает музыка. А так как вы именно такие ребята, то одну из музыкальных
историй синьор Фортепиано расскажет для вас.
Итак, когда – то давным давно на крышке старинного фортепиано стояла статуэтка
прекрасной балерины.
( показывается статуэтка балерины)
Ведущая: Маленькая балерина была тоненькая, хрупкая и нежная. Она вставала на
пуанты и танцевала свой изящный и немного грустный танец. Танец её был
прекрасен.
Тема балерины: Э.Григ « Листок из альбома»( только мелодия 1 части) в исполнении
учащегося.
Ведущая: А по соседству, на полке в стариной книжке жил добрый сказочник.
Сколько же он знал музыкальных сказок! И долгими зимними вечерами, сидя у
камина, рассказывал их маленькой балерине. Истории эти были самые разные:
весёлые и грустные, но обязательно добрые. И как же прозрачно и чисто звучали все
мелодии его сказок!
Тема сказочника: Э.Григ « Листок из альбома» ( тема середины) в исполнении
учащегося.
Ведущая: И вот именно эта чистота, прозрачность и гармония музыки очень
раздражали злую колдунью по имени Фальшь. Как же она ненавидела чистые звуки
сказочных мелодий.
Как она мечтала смешать и перепутать все звуки и превратить их в фальшивые!
Как же хотелось колдунье Фальшь, чтобы все ребята вдруг стали невнимательными:
забыли на каких линеечках пишутся звуки, где ставятся диезы и бемоли и все другие
музыкальные знаки.
Исполнение: Е.Кирейко « Баба Яга» в исполнении учащегося.
Ведущая: Уж не знаю каким волшебством воспользовалась злая колдунья, но только
всё в один миг переменилось. Маленькая балерина перестала танцевать свой
чудесный танец, звуки перестали слушаться сказочника, утратили свою чистоту,
сделались некрасивыми и недобрыми.
Ребята! Вы поможете мне вернуть прекрасную музыку, найти и спасти чистые звуки
сказочных мелодий? Согласны? Тогда, в путь!
Музыка как фон : В.Сисейко « Джаз – вальс» в исполнении учащегося.
Ведущая: Я знаю, что где – то там, за лесом живёт добрый король- волшебник. Я
думаю, что он сможет нам помочь. Пойдёмте вот по этой лесной тропинке, может
быть она приведёт нас к его дому. Ребята! А вы коглда – нибудь вслушивались в
музыку леса? Прислушайтесь и ответьте мне, по какому лесу мы с вами идём: вот по
этому: светлому и доброму ( демонстрация рисунка) или по тёмному и мрачному
( демонстрация рисунка)?
Демонстрируются два контрастных рисунка леса.
Ведущая: Вы правилино услышали: мы действительно, в добром и светлом лесу,
волшебном и музыкальном.
Тихо в лесу. Вдруг пролетит лёгкий ветерок, ласково зашепчут листочки на деревьях
и замрут, притихнут. А лесные цветы? Вот слышится серебристый голосок нежного
колокольчика. А вот лесные птицы вступают в общий хор. Распевают свою звонкую
мелодию, друг перед другом стараются.
А какие это птицы? Давайте отгадаем!
Дети – слушатели отгадывают музыкальные загадки: имитация кукушки, дятла,
воробья (пьеса А.Руббах « Воробей»).
Ведущая: А вот как « поёт» « Жаворонок» у П.И.Чайковского.
( музыкальные иллюстрации к загадкам)
Ребята! Вы замечательно отгадали голоса птиц, которые « нарисовала» для вас
музыка. Но мы должны торопиться. И вот я вижу впереди красивый, нарядный дом.
Я думаю, что это дом короля- волшебника. А вот и сам он предстаёт перед нами.
С.Томази « Сказка о короле – волшебнике» в исполнении учащегося.
На заключительные такты пьесы учащиеся произносят « волшебные слова –
заклинания».
Ведущая: Произнёс король слова волшебные и поведал, что украла музыку злая
колдунья Фальшь и спрятала её в тереме заколдованном. А путь к этому терему
лежит неблизкий. Приготовила нам злая колдунья препятствия и испытания. Но, я
думаю, мы много нового узнаем в музыкальной стране и чудесную музыку отыщем.
Добрый волшебник открывает нам тайну , что поможет нам победить злую
колдунью: дарит нам четыре цветка, да не простые они. Мы с вами должны отгадать
музыкальные загадки и из цветов составить волшебный букет.
А пропадут чары злой колдуньи, когда найдём мы дверь волшебную и услышим
хрустальный перезвон чудесной мелодии.
А ещё король просит нас взять с собой в дорогу маленького волшебника. Он ещё
только учится на волшебника. А пока это:
А.Зацепин « Волшебник – недоучка» в исполнении учащегося ( вокал + синтезатор)
Ведущая: Но не успели мы и несколько шагов отойти, как первая преграда на нашем
пути. Море- океан раскинулся, берегов не видать, не обойти, не переплыть его. Да
только вас, ребята, я думаю это не остановит. Но чтобы перебраться через море –
океан должны вы музыкальные загадки отгадать.
Отгадки на загадки в двух капельках воды заключены.
Перед вами таблица « Музыкальные средства выразительности»
Сегодня мы с вами обратим внимание на : ШТРИХИ или артикуляцию и
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ или нюансы.
Слушание музыки и работа с таблицей « Музыкальные средства выразительности».
Музыкальные загадки:
Е.Гаврилов « Дождик» - отгадка: stakkato- дождик
Е.Дога « Сонет» ( тема средней части) – отгадка: legato – волны
Ведущая: Музыкальные штрихи помогли нам отгадать загадки, мы выполнили
условие короля - волшебника и можем вставить 2 цветка в наш музыкальный букет.
Также загадки помогли нам перебраться на другой берег моря – океана.
ЗЗЗЗЗ… По – моему, это шмель вместе с нами перелетел . Да не простой шмель, а
сказочный.
Прослушивание аудиозаписи: Н.А.Римский – Корсаков « Полёт шмеля»
Ведущая: Ребята! А Вы догадались, из какой сказки к нам шмель прилетел?
Правильно. Из « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. А мы с вами оказались в
гостях у князя Гвидона.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Н.А. Римский – Корсаков « Белка» в исполнении учащегося
На фоне 2-го проведения темы – чтение стихов.
Ведущая:
Белка песенки поёт ,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
Ребята! А как называется человек, который пишет музыку ? Правильно –
композитор. Так вот музыку к опере « Сказка о царе Салтане» написал
замечательный русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Его
можно назвать настоящим музыкальным художником и сказочником, ведь он
написал музыку ещё на многие сказочные сюжеты: « Снегурочка», Садко»,
« Золотой петушок», « Кащей бессмертный» и др.
Но мы с вами немного задержались в гостях у гостеприимного князя Гвидона. А ведь
нам пора спешить на помощь пропавшей мелодии.
Исполнение: Ф. Глиэр Колыбельная. Исполняет учащийся.
Начиная со второго проведения темы, на фоне музыки – слова ведущей:
Ведущая: Но как –то вдруг потемнело вокруг, всё стихло, закачалось и поплыло
куда – то… Всё засыпает, чтобы спать долго, долго, долго… вечность… Я думаю,
что здесь не обошлось без чар колдуньи Фальшь. Что же нам делать? Ведь если мы с
вами заснём, то кто вернёт людям музыку? Противостоять чарам злой колдуньи нам
может помочь только царица Ночь.
Исполнение: А.Рубинштейн « Ночь». Исполняет учащийся. На фоне пьесы:
Ведущая: Ночь раскинет над нами свои руки – крылья, позовёт ветер, зашумят
деревья – будет буря! А когда стихнет буря, выйдет солнце , тогда пропадут чары
злой колдуньи!
Идём дальше?
Вот , откуда ни возьмись, гора возникла перед нами. А чтобы расступилась гора и
пропустила нас, давайте , ребята, споём песенку с движениями. Встаньте,
пожалуйста, и повторяйте песенку и движения за мной.
Проведение музыкальной разминки:
Выше леса стоячего, ( Встать на носочки)
Ниже облака ходячего, ( Присесть)
Стоит как гора- высокий дом, ( Широко развести руки)
Без дверей, без окон. ( Покачать головой вправо, влево)
Ведущая: куда же нам идти дальше? Я не знаю.
А вот нам навстречу идут две красны девицы . Давайте у них спросим.
Показываются 2 рисунка. Нарисованы две «одинаковые» девицы. Один рисунок в
розовых тонах, другой в тёмно синих.
Ведущая: С лица девицы милые, пригожие, да уж слишком похожие. Как две капли
воды. Думаю, одна из них настоящая девица, а другая – злая колдунья.,
оборотившаяся в девицу. Как же нам быть? Давайте послушаем их голоса.
Д. Кабалевский « Злюка». В исполнении учащегося.
А.Волков « Незабудка». В исполнении учащегося.
Ведущая: Ребята! Как звучит голос первой девицы? Да, грубый, резкий, громкий. «
Громко» в музыке обозначается знаком « Форте». Давайте вставим в волшебный
букет цветок со знаком « Форте».
А как прозвучал голос второй девицы? Правильно – певуче, нежно, тихо.
Как тихо обозначается в музыке? « Пиано». Цветок с таким знаком вставим в букет.
« Форте» и « Пиано» - динамические оттенки или нюансы. Именно они помогли
нарисовать яркие музыкальные картинки- характеристики и отгадать загадки.
Итак, добрая девица указала нам дорогу, давайте поспешим .
Вот на нашем пути дом стоит богатый. Мы попали в Киевское княжество, да
прямиком на свадебный пир в гриднице киевского князя Светозара. Он выдаёт
замуж свою младшую дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Ребята! В какой
сказке мы с вами оказались? Правильно. В сказке А.С. Пушкина « Руслан и
Людмила». А музыку к одноимённой опере написал М.И. Глинка.
Слилися речи в шум невнятный,
Жужжит гостей невнятный круг…
А мы давайте полюбуемся на невесту, на Людмилу.
Послушайте , как её портрет нарисует музыка.
М.И.Глинка « Каватина Людмилы» в исполнении учащегося.
Что вы услышали? Какова Людмила? Да, красива, весела и непосредственна.
Но что это?
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт:
И входит с важностью за нею
Подъяв величественно шею
Горбатый карлик из дверей.
Его – то голове обритой
Высоким колпаком покрытой
Принадлежала борода.
Ребята! Кто это? Карлик Черномор.
Тема Черномора. Исполняет учащийся.
Вслушайтесь, как ярко, характерно и неповторимо выписан музыкальный образ
Черномора. Однажды услышав , не спутаешь ни с чем. Короткие, «карликовые»
фразы, с акцентом – прихрамыванием на сильную долю. Мы как будто слышим
сердитый, противный голос Черномора.
М.И. Глинка Марш Черномора. Исполняет фортепианный ансамбль учащихся.
Ребята! Я вижу впереди какую- то таинственную дверь, уж не о ней ли говорил
король- волшебник ? Приоткроем дверь?
В.Бунин « Заколдованный терем» в исполнении учащихся:
Фортепиано +колокольчик
Вы слышите? Вот они – хрустальные, чистые звуки. Мы выполнили второе условие
короля - волшебника. Вместе с вами мы победили колдунью Фальшь и вернули
людям Музыку. В этом нам помогли музыкальные средства выразительности. Пусть
они всегда будут вашими верными друзьями в мире музыки.
Пожалуйста, ответьте мне на вопросы, которые я задавала вам в начале нашего
путешествия. ( ответы на вопросы).
Ребята! Оставайтесь всегда такими же любознательными и дружными, любите и
никогда не покидайте чудесную страну « Музыку»!
Литература
1. А.С. Пушкина. « Руслан и Людмила». – М., 1987
2. Сказка в творчестве Н.А.Римского – Корсакова. Сборник статей. –М.,
Музыка, 1999
3. В. Васина – Гроссман. « Расскажи нам, музыка, сказку». – М., Музыка, 2001