Напоминание

"Музыкальное путешествие в мир искусств"


Автор: Шведова Алла Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр Детского Творчества Сормовского района "
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: Сценарий внеучебного мероприятия
Тема: "Музыкальное путешествие в мир искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования « Центр Детского Творчества»

Сормовского района

Сценарий

открытого воспитательного мероприятия

Тема: « Музыкальное путешествие в мир искусства»

Автор сценария:

Шведова Алла Александровна

Мероприятие проводится в преддверии Международного дня музыки для ребят

начальных классов музыкально - хоровой студии Центра Детского Творчества.

Цель: Развитие интереса к разным видам искусства

Задачи:

Расширение музыкально – образных представлений учащихся

Объединение образных представлений учащихся о разных видах

искусства

Развитие эмоциональной отзывчивости на разные виды искусства

Закрепление знаний о средствах выразительности

Ведущая: Дорогие ребята! Я понимаю, люди вы « взрослые», очень серьёзные, но

всё – таки, давайте совершим небольшое путешествие… в Сказку. Хотите там

побывать? Тогда слушайте:

Только тот, кто умеет увидеть скрытое и услышать безмолвное,

Ощутить необычное и почуствовать небывалое –

Только тот сможет попасть в мир

Сказочного Волшебства, В мир искусства!

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо песнь заводит,

Налево сказку говорит…

Вслушайтесь, как завораживающе и красочно звучит поэтическое слово.

Как легко представляется сказочная картина, которую рисует великий русский поэт

Александр Сергеевич Пушкин.

А вот перед вами сказочный живописный мир, который живёт на полотнах великих

художников.

( демонстрация стендов).

На представленных репродукциях – любимые нами сказочные герои.

Всмотритесь, какой глубокий, притягательный и выразительный мир живописных

красок предстаёт перед нами… Музыка красок…!

И сегодня мы будем слушать музыку и находить Музыкальные краски и средства

выразительности. Я приглашаю вас в Музыкальную сказку, в Музыкальное

сказочное королевство.

Но помните. То, что вы встретите в этом королевстве: волшебников и волшебниц,

птиц и зверей, деревья, цветы и всё, всё, всё для вас нарисует… Её Величество

Музыка.

Поэтому постарайтесь хорошо слушать, слышать и сопереживать той музыке,

которая живёт в музыкальном королевстве.

Но прежде, чем туда зайти, я задам вопрос. А ответить на него попрошу в конце

нашего путешествия.

Сумеет ли музыка рассказать и нарисовать для вас сказку музыкальными красками? И

характеристика какого героя или какой исполнитель понравится и запомнится вам

больше других.

Итак, сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – музыкальный урок.

Эту необыкновенную историю рассказала мне одна знакомая девочка – Танечка.

Вообще - то Танечка самая обычная девочка, совсем такая же, как вы все. Она тоже

очень любит музыку и учится играть на фортепиано. И, также как вы все, очень

любит каникулы. А каникулы она проводит в гостях у бабушки, которая живёт в

маленьком уютном домике. Может быть, вам этот домик показался бы обычным. А

вот Танечке он всегда казался необыкновенным, полным чудес! Больше всего она

любила помечтать, забравшись в самый уютный уголок старого дома. А о чём? Быть

может, её мечты немножко похожи на ваши? О тёплом солнечном денёчке, о всяких

вкусных сладостях, маленьких пушистых котятах и ещё много, много о чём…

Хорошо будет мечтать и вам, когда вы будете слушать чудесную музыку гениального

русского композитора П.И.Чайковского. А я попрошу вас придумать к пьесе своё

название.

Звучит « Сладкая грёза» П.И.Чайковского в исполнении педагога.

( дети предлагают свои названия пьесы: « Сказочный сон», « Волшебный мир», «

Летнее утро», « Прекрасные мечты» и т.д.

Ведущая: Но самым , самым главным чудом в этом доме для Танечки было

старинное фортепиано. Изящное, с резьбой и подсвечниками оно напоминало ей

придворного незнакомца в чёрном камзоле и в туфлях с серебряными пряжками со

старинной картины . Разрешите представить – Синьор Фортепиано.

А иногда ей казалось , что на этом инструменте только что играл серьёзный и

сосредоточенный Иоганн Себастьян Бах или весёлый Моцарт наигрывал свои арии.

О! Этот инструмент знал множество интересных музыкальных историй. Но вы ведь

знаете секрет: синьор Фортепиано рассказывает их только тем, кто старательно и

внимательно занимается на инструменте, учится слушать и понимать о чём

рассказывает музыка. А так как вы именно такие ребята, то одну из музыкальных

историй синьор Фортепиано расскажет для вас.

Итак, когда – то давным давно на крышке старинного фортепиано стояла статуэтка

прекрасной балерины.

( показывается статуэтка балерины)

Ведущая: Маленькая балерина была тоненькая, хрупкая и нежная. Она вставала на

пуанты и танцевала свой изящный и немного грустный танец. Танец её был

прекрасен.

Тема балерины: Э.Григ « Листок из альбома»( только мелодия 1 части) в исполнении

учащегося.

Ведущая: А по соседству, на полке в стариной книжке жил добрый сказочник.

Сколько же он знал музыкальных сказок! И долгими зимними вечерами, сидя у

камина, рассказывал их маленькой балерине. Истории эти были самые разные:

весёлые и грустные, но обязательно добрые. И как же прозрачно и чисто звучали все

мелодии его сказок!

Тема сказочника: Э.Григ « Листок из альбома» ( тема середины) в исполнении

учащегося.

Ведущая: И вот именно эта чистота, прозрачность и гармония музыки очень

раздражали злую колдунью по имени Фальшь. Как же она ненавидела чистые звуки

сказочных мелодий.

Как она мечтала смешать и перепутать все звуки и превратить их в фальшивые!

Как же хотелось колдунье Фальшь, чтобы все ребята вдруг стали невнимательными:

забыли на каких линеечках пишутся звуки, где ставятся диезы и бемоли и все другие

музыкальные знаки.

Исполнение: Е.Кирейко « Баба Яга» в исполнении учащегося.

Ведущая: Уж не знаю каким волшебством воспользовалась злая колдунья, но только

всё в один миг переменилось. Маленькая балерина перестала танцевать свой

чудесный танец, звуки перестали слушаться сказочника, утратили свою чистоту,

сделались некрасивыми и недобрыми.

Ребята! Вы поможете мне вернуть прекрасную музыку, найти и спасти чистые звуки

сказочных мелодий? Согласны? Тогда, в путь!

Музыка как фон : В.Сисейко « Джаз – вальс» в исполнении учащегося.

Ведущая: Я знаю, что где – то там, за лесом живёт добрый король- волшебник. Я

думаю, что он сможет нам помочь. Пойдёмте вот по этой лесной тропинке, может

быть она приведёт нас к его дому. Ребята! А вы коглда – нибудь вслушивались в

музыку леса? Прислушайтесь и ответьте мне, по какому лесу мы с вами идём: вот по

этому: светлому и доброму ( демонстрация рисунка) или по тёмному и мрачному

( демонстрация рисунка)?

Демонстрируются два контрастных рисунка леса.

Ведущая: Вы правилино услышали: мы действительно, в добром и светлом лесу,

волшебном и музыкальном.

Тихо в лесу. Вдруг пролетит лёгкий ветерок, ласково зашепчут листочки на деревьях

и замрут, притихнут. А лесные цветы? Вот слышится серебристый голосок нежного

колокольчика. А вот лесные птицы вступают в общий хор. Распевают свою звонкую

мелодию, друг перед другом стараются.

А какие это птицы? Давайте отгадаем!

Дети – слушатели отгадывают музыкальные загадки: имитация кукушки, дятла,

воробья (пьеса А.Руббах « Воробей»).

Ведущая: А вот как « поёт» « Жаворонок» у П.И.Чайковского.

( музыкальные иллюстрации к загадкам)

Ребята! Вы замечательно отгадали голоса птиц, которые « нарисовала» для вас

музыка. Но мы должны торопиться. И вот я вижу впереди красивый, нарядный дом.

Я думаю, что это дом короля- волшебника. А вот и сам он предстаёт перед нами.

С.Томази « Сказка о короле – волшебнике» в исполнении учащегося.

На заключительные такты пьесы учащиеся произносят « волшебные слова –

заклинания».

Ведущая: Произнёс король слова волшебные и поведал, что украла музыку злая

колдунья Фальшь и спрятала её в тереме заколдованном. А путь к этому терему

лежит неблизкий. Приготовила нам злая колдунья препятствия и испытания. Но, я

думаю, мы много нового узнаем в музыкальной стране и чудесную музыку отыщем.

Добрый волшебник открывает нам тайну , что поможет нам победить злую

колдунью: дарит нам четыре цветка, да не простые они. Мы с вами должны отгадать

музыкальные загадки и из цветов составить волшебный букет.

А пропадут чары злой колдуньи, когда найдём мы дверь волшебную и услышим

хрустальный перезвон чудесной мелодии.

А ещё король просит нас взять с собой в дорогу маленького волшебника. Он ещё

только учится на волшебника. А пока это:

А.Зацепин « Волшебник – недоучка» в исполнении учащегося ( вокал + синтезатор)

Ведущая: Но не успели мы и несколько шагов отойти, как первая преграда на нашем

пути. Море- океан раскинулся, берегов не видать, не обойти, не переплыть его. Да

только вас, ребята, я думаю это не остановит. Но чтобы перебраться через море –

океан должны вы музыкальные загадки отгадать.

Отгадки на загадки в двух капельках воды заключены.

Перед вами таблица « Музыкальные средства выразительности»

Сегодня мы с вами обратим внимание на : ШТРИХИ или артикуляцию и

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ или нюансы.

Слушание музыки и работа с таблицей « Музыкальные средства выразительности».

Музыкальные загадки:

Е.Гаврилов « Дождик» - отгадка: stakkato- дождик

Е.Дога « Сонет» ( тема средней части) – отгадка: legato – волны

Ведущая: Музыкальные штрихи помогли нам отгадать загадки, мы выполнили

условие короля - волшебника и можем вставить 2 цветка в наш музыкальный букет.

Также загадки помогли нам перебраться на другой берег моря – океана.

ЗЗЗЗЗ… По – моему, это шмель вместе с нами перелетел . Да не простой шмель, а

сказочный.

Прослушивание аудиозаписи: Н.А.Римский – Корсаков « Полёт шмеля»

Ведущая: Ребята! А Вы догадались, из какой сказки к нам шмель прилетел?

Правильно. Из « Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. А мы с вами оказались в

гостях у князя Гвидона.

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами:

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Н.А. Римский – Корсаков « Белка» в исполнении учащегося

На фоне 2-го проведения темы – чтение стихов.

Ведущая:

Белка песенки поёт ,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд.

Ребята! А как называется человек, который пишет музыку ? Правильно –

композитор. Так вот музыку к опере « Сказка о царе Салтане» написал

замечательный русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. Его

можно назвать настоящим музыкальным художником и сказочником, ведь он

написал музыку ещё на многие сказочные сюжеты: « Снегурочка», Садко»,

« Золотой петушок», « Кащей бессмертный» и др.

Но мы с вами немного задержались в гостях у гостеприимного князя Гвидона. А ведь

нам пора спешить на помощь пропавшей мелодии.

Исполнение: Ф. Глиэр Колыбельная. Исполняет учащийся.

Начиная со второго проведения темы, на фоне музыки – слова ведущей:

Ведущая: Но как –то вдруг потемнело вокруг, всё стихло, закачалось и поплыло

куда – то… Всё засыпает, чтобы спать долго, долго, долго… вечность… Я думаю,

что здесь не обошлось без чар колдуньи Фальшь. Что же нам делать? Ведь если мы с

вами заснём, то кто вернёт людям музыку? Противостоять чарам злой колдуньи нам

может помочь только царица Ночь.

Исполнение: А.Рубинштейн « Ночь». Исполняет учащийся. На фоне пьесы:

Ведущая: Ночь раскинет над нами свои руки – крылья, позовёт ветер, зашумят

деревья – будет буря! А когда стихнет буря, выйдет солнце , тогда пропадут чары

злой колдуньи!

Идём дальше?

Вот , откуда ни возьмись, гора возникла перед нами. А чтобы расступилась гора и

пропустила нас, давайте , ребята, споём песенку с движениями. Встаньте,

пожалуйста, и повторяйте песенку и движения за мной.

Проведение музыкальной разминки:

Выше леса стоячего, ( Встать на носочки)

Ниже облака ходячего, ( Присесть)

Стоит как гора- высокий дом, ( Широко развести руки)

Без дверей, без окон. ( Покачать головой вправо, влево)

Ведущая: куда же нам идти дальше? Я не знаю.

А вот нам навстречу идут две красны девицы . Давайте у них спросим.

Показываются 2 рисунка. Нарисованы две «одинаковые» девицы. Один рисунок в

розовых тонах, другой в тёмно синих.

Ведущая: С лица девицы милые, пригожие, да уж слишком похожие. Как две капли

воды. Думаю, одна из них настоящая девица, а другая – злая колдунья.,

оборотившаяся в девицу. Как же нам быть? Давайте послушаем их голоса.

Д. Кабалевский « Злюка». В исполнении учащегося.

А.Волков « Незабудка». В исполнении учащегося.

Ведущая: Ребята! Как звучит голос первой девицы? Да, грубый, резкий, громкий. «

Громко» в музыке обозначается знаком « Форте». Давайте вставим в волшебный

букет цветок со знаком « Форте».

А как прозвучал голос второй девицы? Правильно – певуче, нежно, тихо.

Как тихо обозначается в музыке? « Пиано». Цветок с таким знаком вставим в букет.

« Форте» и « Пиано» - динамические оттенки или нюансы. Именно они помогли

нарисовать яркие музыкальные картинки- характеристики и отгадать загадки.

Итак, добрая девица указала нам дорогу, давайте поспешим .

Вот на нашем пути дом стоит богатый. Мы попали в Киевское княжество, да

прямиком на свадебный пир в гриднице киевского князя Светозара. Он выдаёт

замуж свою младшую дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Ребята! В какой

сказке мы с вами оказались? Правильно. В сказке А.С. Пушкина « Руслан и

Людмила». А музыку к одноимённой опере написал М.И. Глинка.

Слилися речи в шум невнятный,

Жужжит гостей невнятный круг…

А мы давайте полюбуемся на невесту, на Людмилу.

Послушайте , как её портрет нарисует музыка.

М.И.Глинка « Каватина Людмилы» в исполнении учащегося.

Что вы услышали? Какова Людмила? Да, красива, весела и непосредственна.

Но что это?

Арапов длинный ряд идёт

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несёт:

И входит с важностью за нею

Подъяв величественно шею

Горбатый карлик из дверей.

Его – то голове обритой

Высоким колпаком покрытой

Принадлежала борода.

Ребята! Кто это? Карлик Черномор.

Тема Черномора. Исполняет учащийся.

Вслушайтесь, как ярко, характерно и неповторимо выписан музыкальный образ

Черномора. Однажды услышав , не спутаешь ни с чем. Короткие, «карликовые»

фразы, с акцентом – прихрамыванием на сильную долю. Мы как будто слышим

сердитый, противный голос Черномора.

М.И. Глинка Марш Черномора. Исполняет фортепианный ансамбль учащихся.

Ребята! Я вижу впереди какую- то таинственную дверь, уж не о ней ли говорил

король- волшебник ? Приоткроем дверь?

В.Бунин « Заколдованный терем» в исполнении учащихся:

Фортепиано +колокольчик

Вы слышите? Вот они – хрустальные, чистые звуки. Мы выполнили второе условие

короля - волшебника. Вместе с вами мы победили колдунью Фальшь и вернули

людям Музыку. В этом нам помогли музыкальные средства выразительности. Пусть

они всегда будут вашими верными друзьями в мире музыки.

Пожалуйста, ответьте мне на вопросы, которые я задавала вам в начале нашего

путешествия. ( ответы на вопросы).

Ребята! Оставайтесь всегда такими же любознательными и дружными, любите и

никогда не покидайте чудесную страну « Музыку»!

Литература

1. А.С. Пушкина. « Руслан и Людмила». – М., 1987

2. Сказка в творчестве Н.А.Римского – Корсакова. Сборник статей. –М.,

Музыка, 1999

3. В. Васина – Гроссман. « Расскажи нам, музыка, сказку». – М., Музыка, 2001



В раздел образования