Напоминание

Методический доклад


Автор: Коновалова Юлия Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАОУК ДО г.Нягани "ДШИ"
Населённый пункт: г.Нягань
Наименование материала: "Развитие ритма"
Тема: Методический доклад
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методический доклад

«Развитие чувства ритма на музыкальных

занятиях»

Подготовила преподаватель МАОУК ДО г.Нягани «ДШИ»

Коновалова Юлия Николаевна

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является

формирование метроритмического чувства во всем многообразии: чувство

темпа, метра, ритма – ритмического рисунка, формы.

Ритм - один из первоэлементов, первоисточников музыки, жизненно

важных для нее, несущих, основную информацию, вместе с мелодией. Ритм

воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония, из-за своей

универсальной природы. Поэтому композиторы в современных сложных

произведениях, используют его как средство, облегчающее восприятие.

Но что же такое ритм? Ритм - это равномерное чередование сильных и

слабых долей.

Чувство

ритма

это

способность

воспринять

и

воспроизвести

музыкальный

ритм

на

основе

эмоционального

критерия

(умение

чувствовать, слышать акцент, раздражитель), опирающегося на моторику.

Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является

процессом слухо-двигательным.

Поэтому изучение соотношения длительностей связывается с движением:

четверть – шаг, восьмые – бег, половинная – остановка.

Ритм в музыке воспринимается всеми клетками организма, а не только

слухом

и

сознанием.

При

слушании

музыки

у

человека

возникает

потребность (интуитивная) дышать в слышимом ритме и двигаться. Таким

образом,

ритмический

слух

-

это

способность

активно

чувствовать

эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать

музыку и точно воспроизводить его.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует

правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой

структуры,

ускоряет

развитие

других

лингвистических

способностей

(например, словообразования).

Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения,

слуха и движения.

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего

возраста и в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях

и играх. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой

моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи,

выкладывать орнаментальные узоры в ходе подвижных, хороводных,

дидактических игр. Нередко восприятие ритмической основы вызывает

затруднение. Именно поэтому необходимо ставить в работе с детьми

следующие цели и задачи:

образовательные: развивать чувство ритма; третировать внутренний слух;

способствовать развитию познавательного интереса; учить пользоваться

звуковыми моделями; передавать ритмические рисунки различные виды

движения, а так же «звучащие жесты»; учить выделять сильную долю такта;

упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать

слуховое внимание; развивать быстроту реакции;

воспитательные: развивать

творческое

воображение;

воспитывать

дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской

деятельности.

В работе над ритмом нужно придерживаться определенной

последовательности, которая много раз подтверждалась практикой:

1.Равномерное метрирование музыки.

2.Выделение сильной доли (акцент).

3.Тактирование (сильные и слабые доли).

4. Освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без

счета, на долю такта, а также лилактические игры.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они

предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета.

Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и

сценарий проведения, условно делятся на три вида:

1. Спокойные

2. Подвижные

3. Хороводные

«Я здороваюсь везде – дома и на улице,

Даже «Здравствуй!» - говорю я соседской курице (Крылья)

Здравствуй солнце золотое, (Руки скрестить над головой)

Здравствуй небо голубое, (Руки раскрыть)

Здравствуй, вольный ветерок, (Покачать руками)

Здравствуй, крепенький дубок, (Руки сжать в кулак, опустить крепко вниз)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (Хлопки в ладоши)

Нам здороваться не лень!» (Руки приложить к груди, вытянуть вперед)

Такие игры проводятся как в сопровождении музыки, так и без неё. Главной

задачей

является

ритмичное

исполнение

стихотворного

текста,

согласованное с движениями.

Игра «Зашагали ножки»

-Ножки, ножки, вы шагали? задаёт вопрос педагог;

-Мы шагали, мы шагали. отвечают дети и стучат палочками

поочерёдно;

-Ножки, ножки, вы бежали? спрашивает педагог;

-Мы бежали, мы бежали. дети отвечают и стучат быстрее;

-Ножки, ножки, вы плясали? спрашивает педагог;

-Мы плясали, мы плясали. дети отвечают и вращают палочками в

воздухе;

- Ножки, ножки, вы устали? спрашивает педагог;

-Мы устали, мы устали. дети отвечают и катают палочки в

ладошках;

-Ножки, ножки, отдыхали? спрашивает педагог;

-Отдыхали, отдыхали. дети отвечают и катают палочки по

полу;

И опять всё начинали! дети стучат палочками одновременно

по полу.

Игра «Маленькие ушки»

Маленькие ушки поставить палочки на голову;

Превратились в мушки, вращать палочками в воздухе;

А потом в лягушки, стучать палочками справа – слева по полу;

И в колотушки, стучать палочкой о палочку;

И в топотушки, стучать палочками по полу;

И в потягушки. потянуться руками.

Игра «Гвоздь и молоток».

Вот гвоздь, молоток. показать палочки поочерёдно;

Мы построили мосток. стучать палочкой о палочку;

Мы по мостику пойдём «шагать» палочками;

И друзей себе найдём. стучать палочками по полу одновременно.

Игра «Петушок».

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки, стучать палочками поочерёдно по полу;

На головке гребешок, стучать палочками над головой;

Кто же это? развести руки в стороны;

Петушок! стучать полочками одновременно по полу.

Приветствия способствуют развитию речи и координации движений детей, а

также созданию хорошего настроения.

В результате использовании «Звучащих жестов» у детей возникает

огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети

соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные

варианты. Начинают с самого простого стихотворение «Мишка косолапый»

Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами:

хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в

результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение

управлять своим движениями.

Очень часто использую прием отхлопывания ритмического рисунка

элементов танца, их «выкладывания» звуковыми моделями на фланелеграфе

(длинные и короткие палочки, а так же нотное обозначение - к середине

учебного года дети подготовительной группы уже знакомы с понятиями:

нота, четвертная, восьмая, скрипичный ключ), «выстраивание» из детей.

Начиная с младшей группы,

принося на занятие любую игрушку

(каждый раз по новому обыгрывая ее появление),

я вместе с детьми

здороваюсь с ней и четко проношу ее название (это мы называем песенкой),

затем произношу его еще раз, одновременно отхлопывая в ладоши. Игрушки

это нравиться, и она «просит» всех детей спеть пронее такую песенку еще

раз.

Название

игрушки

прохлопывается

только

четвертными

длительностями. На следующих занятиях мы придумываем игрушке имя.

Например: зай-чик Сте-па, кук-ла Ка-тя, со-бач-ка.

Отхлопываем ритм в разных вариантах: по коленям, по животику, по

щечкам (пальчиками), по бубну, по барабану, по полу (ладошками или топая

ногами), одновременно произнося имя или название игрушки. Если ребенок

выполняет задание неверно, я все равно хвалю его и предлагаю сыграть

вместе, ритмично ударяя по бубну ладошкой ребенка и четко произнося

название

игрушки.

Постепенно

количество

игрушек

на

занятии

увеличивается (до четырех в старших группах).

В средней группе играя в эту же игру, усложняем ритмический рисунок.

Например: ЗА-инь-ка

СТЕ-ПА

; по-ро-се-нок

ХРЮ-ХРЮ

;

по-ро-се-нок

хрю-хрю

ХРЮ

. Я играю на музыкальном инструменте, а дети хлопают в

ладоши или выстукивают на ложках, произнося слова. Так в игровой форме

закрепляется понятие «долгие и короткие звуки», развивается фантазия,

воображение.

В старшей группе уже придумываем целую песенку и выкладываем ее

нотками, прохлопываем ее в ладоши или проигрываем на музыкальных

инструментах со словами.

Например: БЕ-лоч-ка

, БЕ-лоч-ка

, ПРЫГ

,

ПРЫГ

.

Дети самостоятельно выкладывают четыре картинки в разном порядке,

придумывая

и

рассказывая

при

этом

какую-нибудь

историю,

затем

проигрывают получившуюся ритмическую формулу из названий зверей с

различными ритмами.

По такому же принципу играем в другие ритмические игры: «Песенка

про имя», «Паровоз», «Кто твой дружок», «Дразнилки», «Песенка о себе» и

др.

Добавляем в песенки движения, сочетание звучащих жестов и различных

звуков немузыкальных предметов. При этом всегда применяем зрительные

образы в виде ритмических карточек, картинок разного размера, палочки,

ниточки, полоски, кружочки.

Например:

Часто на своих занятиях я применяю двигательные ритмические

упражнения, обыгрывая коротенькие стишки. Например:

Вот идёт котёнок, головой качая

Вот идёт котёнок, лапки поднимая....

Сначала повторяем стихи, затем отхлопываем сильную долю, метр, ритм,

придумываем различные двигательные комбинации.

Тот же ритмический рисунок играют на музыкальных инструментах.

По такому же принципу проводятся игры с палочками (клависами).

Применяю игру в оркестре. Игра с ритмом.



В раздел образования