Напоминание

Использование методов сенсорной интеграции в коррекционной работе


Авторы: Бердигулова Наталья Владимировна, Алпатова Ирина Александровна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ ,, Детский сад №225 "
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов сенсорной интеграции в коррекционной работе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование методов сенсорной интеграции в коррекционной работе

«Сенсорная интеграция

– это умение мозга анализировать любую полученную

информацию и на основе анализа выстраивать план и прогноз действий. Сенсорная

интеграция

– это метод развития и коррекции взаимодействия между такими

системами как:

тактильная (система получает и обрабатывает информацию от рецепторов кожи);

вестибулярная (система получает и обрабатывает информациюот рецепторов

внутреннего уха);

проприорецепторная (система получает и обрабатывает информациюот рецепторов

мышц и сухожилий).

Все эти системы тесно взаимодействуют со слуховыми, зрительными, обонятельными и

вкусовыми анализаторами. Информация, полученная от данных систем,

позволяет адекватно реагировать на условия окружающей среды, выстраивать

тактику взаимодействия с другими людьми,

управлять своими движениями и выражать эмоции в приемлемой форме.

Если одна или несколько из этих систем работают некорректно, то у детей возникают

проблемы с выработкой графо-моторных навыков, поведением, контролем внимания,

запоминанием информации, социализацией, координацией движений. Поэтому очень

важно, чтобы развитие и интеграция сенсорных систем проходили в соответствии с

возрастными нормами, а при выявлении нарушений ребёнок получал своевременную

помощь.

Контингент детей, посещающих наше учреждение - это дети с нарушением ОДА

различной степени тяжести, поэтому сенсорная интеграция является одной из базовых

методик для их развития. В связи с этим диапазон показаний для использования методов

сенсорной интеграции очень широк. В них нуждаются дети:

с аутизмоми расстройствами аутистического спектра (РАС);

с интеллектуальными нарушениями, вызванными органическим поражением мозга;

с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ);

с синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями, отягощёнными

неврологической симптоматикой;

Симптомы сенсорной дезинтеграции

Если у ребенка нарушена обработка сенсорной информации, говорят о сенсорной

дезинтеграции. Это нарушение может быть первичным, если проблема в нервной

системе, и вторичным, если у ребенка из-за малой подвижности не накоплен

достаточный сенсорный опыт.

Сенсорная дезинтеграция у детей определяется по таким признакам:

1.

Нарушение обработки информации от слухового анализатора – ребенок боится

обычного городского шума, музыки, пения, закрывает уши руками, подушкой,

становится

рассеянным

или

агрессивным.

Или

же

слабо

реагирует

на

определенные звуки.

2.

Нарушения

анализа

зрительной

информации

плохо

справляется

со

ступеньками и препятствиями, не смотрит в глаза, избегает яркого света или

неадекватно реагирует на включение.

3.

Нарушение тактильной интерпретации – дети избегают трогать определенный

материал (пластилин, клей, краски, песок), избегают прикосновений к себе, ходьбы

босиком по полу, по траве, песку, одежды определенной конфигурации – шарфы,

свитера с горлом, неверно понимают горячее/холодное.

4.

Нарушение обработки вестибулярной информации – неуклюжесть, плохая

моторика рук, не справляется с ложкой, ножницами, ручкой, избегание подвижных

игр, горок, качелей, ребенок плохо концентрируется, очень быстро меняет

активности

и

виды

деятельности,

тревожный

и

показывает

избыточные

эмоциональные реакции (истерики, частый плач/смех, агрессия). Или же наоборот,

ребенку

постоянно

нужна

двигательная

стимуляция,

демонстрируется

гиперактивность.

5.

Нарушения в нескольких сенсорных системах – не различает право и лево,

импульсивность и быстрая утомляемость, задержка развития речи, задержка

двигательного развития.

Лечение, а точнее, коррекция этой проблемы необходима даже при малой выраженности,

скрытом течении, поскольку она тормозит дальнейшее развитие ребенка. Согласно

исследованиям, 70% детей, имеющих проблемы со школьным обучением, имеют

нарушения в обработке сенсорной информации.

Синдром сенсорной дезинтеграции характерен для многих нарушений, поэтому является

частью

реабилитации

детей

при

различных

диагнозах.

Вопреки

сложившемуся

стереотипу, сенсорная дезинтеграция у детей без аутизма встречается также достаточно

часто.

Педагоги и специалисты нашего учреждения, нашли наиболее эффективные пути

решения проблемы сенсорной дезинтеграции и помощи детям, имеющим сложные

сочетанные диагнозы. И одним из таких решений стало организация ресурсно-игрового

пространства,

позволяющего

реализовать

индивидуально-ориентированные,

коррекционно-развивающие задачи сопровождения детей в дошкольном учреждении.

Опыт работы использования разных методов сенсорной интеграции в ресурсно-

игровом пространстве, позволяет устранить или сгладить проявления сенсорной

дисфункции в большей или меньшей степени. В процессе занятий дети расширяют свой

жизненный

опыт,

обогащают

чувственный

мир,

пробуждают

познавательную

и

исследовательскую активность.

Подбор и разнообразие методов завит от того, какие признаки дисфункции

сенсорной интеграции отмечаются у ребёнка.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может

сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе

чувственного познания. Методы сенсорной интеграции: слуховая стимуляция, зрительная

стимуляция, Вестибулярная стимуляция, стимуляция вкуса и обоняния и тактильная

стимуляция.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель

которых: дать ребенку новые чувственные ощущения. Игровые упражнения на развитие

тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики

рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные

анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации

внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития

психики ребенка.

Когда ребёнок не способен ощущать и различать прикосновения, очень полезно

использовать игры с пластилином и другими пластичными массами. Даже просто

замесить тесто, что, несомненно, доставит ребёнку много радости и обогатит его

тактильный опыт. Детям необходимо трогать предметы разнообразной текстуры и играть

с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие.

Игры с водой и песком, природными материалами, с гелем, кремом, желе, пеной –

это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Запаситесь

полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми

другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте,

как она звучит. Взбивайте пену и сдувайте её с ладошек. Прячьте маленькие игрушки в

песке или пшене и попросите малыша найти их.

Отсутствие вкусовых ощущений, повышенная или пониженная чувствительность

на запахи (обонятельная и вкусовая дисфункция)

Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации

извне, дают широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и

коррекции психофизического развития человека.

Если у ребёнка отмечается отсутствие вкусовых ощущений, повышенная или пониженная

чувствительность на запахи, то ароматерапия - это прекрасный способ для занятий с

детьми,

которые

не

чувствуют

некоторые

запахи

или

наоборот

очень

к

ним

чувствительны, это отличное средство стимуляции. Детям доставляют удовольствия

ароматические мешочки (оранжевый – апельсин, зелёный – огурец, жёлтый – с запахом

лимона), ароматические игрушки (с элементами живой природы), вкусовые сосуды (вкус в

стакане соотносят с продуктами).

При слуховой дисфункции работа по развитию слухового восприятия проводится в

двух направлениях: восприятие обычных (неречевых) звуков и восприятие речевых звуков

(где формируется фонематический слух).

Первоначально проводится работа по восприятию неречевых звуков. Детей учат

воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении

отдельных предметов или живых существ, правильно определять направление, откуда

идет

звук,

ориентироваться

в

пространстве,

определять

свое

местонахождение,

направление движения. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на

зрение

слухозрительно,

что

значительно

легче

и

должно

предшествовать

изолированному слуховому восприятию. Для развития фонематического слуха ребенку

предлагают упражнения на различение слов на слух. Сначала подбираются слова,

различные по звучанию, затем — сходные, отличающиеся только одной фонемой.

Зрительная дисфункция проявляется у ребенка непереносимостью яркого света или

темноты, отсутствием реакции на зрительный стимул. Работа по совершенствованию

зрительного восприятия включает задания и упражнения для тренировки функций

глазодвигательных мышц, плавного прослеживания, расширения поля зрения, на развитие

зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора.

Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях используются

такие

игры,

как

«Солнечный

зайчик

с

зеркальца»,

«Последи

за

самолетом»,

последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально;

специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости

фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание

глазами при неизменном положении головы.

Для установления зрительного и эмоционального контакта с ребёнком помогают

игры с покрывалами, одеялами, различными кусками ткани, которые помогают создать

отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов и удерживать

внимание.

Вестибулярная, проприоцептивная дисфункция проявляется у детей в нарушении

координация

движений

и

двигательной

активности,

чувства

положения

тела

в

пространстве, отмечаются проблемы с навигацией по помещению, а также нарушение

кинестического восприятия.

При вестибулярной дисфункции очень полезны игры с тоннелями и палатками.

Можно использовать тоннели для развития крупной моторики, просто ползая через

тоннель, ребенок развивает координацию. Обогатить тактильный опыт ребенка, помогут

размещённые в тоннели разные предметы или ковровое покрытие. Чтобы улучшить

проприоцептивные и вестибулярные реакции можно немного потрясти тоннель, когда

ребёнок внутри.

Для

развития

кинестетического

восприятия

используются

упражнения,

позволяющие ребенку рассчитать силу, необходимую для выполнения того или иного

действия: сесть на стул, не упав; уверенно идти по лестнице, не глядя под ноги; закрыть с

нужным усилием дверь; сжать тюбик с клеем так, что из него выдавится нужное

количество клея; рисовать так, что будет, виден след от карандаша и при этом бумага не

порвется.

Деятельность педагогов в данном направлении может быть успешной только в том

случае, если проводимая работа будет осуществляться в тесном взаимодействии с

родителями (законными представителями) ребенка. Задача педагога в первую очередь

вовлечь родителей в коррекционный процесс, поддержать их в понимании того, что

проблема сенсорной интеграции у детей с ограниченными возможностями здоровья очень

актуальна и значима.

Педагоги нашего учреждения организуют совместные с детьми игровые сеансы,

которые позволяют родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и

какие у него трудности. Подобная организация работы позволяет успешно строить

сотрудничество с родителями, учитывать индивидуальные особенности семьи, повышать

психолого-педагогическую грамотность родителей.

Введение метода сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы

предполагает участие в этом процессе не только педагогов, родителей, но и узких

специалистов образовательного учреждения.

Учитель-логопед активно использует в своей работе адаптированные к речевым

задачам упражнения по методу сенсорной интеграции, которые позволяют устранить или

сгладить проявления сенсорной дисфункции и сформировать речь в многообразии.

Зачастую

детям

младшего

дошкольного

возраста

не

интересны

традиционные

артикуляционные упражнения. Как не просто порой объяснить ребёнку, который не

ощущает положение языка во рту, как нужно подвигать языком из стороны в сторону,

широко открывать рот. Очень эффективна вкусовая артикуляционная гимнастика: когда

ребёнку предлагают полизать дольку лимона, апельсина, двигать языком ягоду, удержать

не большой пучок укропа между носом и верхней губой.

Ребенок, играя, обучается произвольным движениям органов артикуляции, что

положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых

слов.

Инструктор

по

физической

культуре

на

своих

занятиях

применяет

для

проприоцептивной стимуляции вестибулярные движения, которые помогают взбодрить

или наоборот успокоить малыша, используя крытые батуты; раскачивающиеся игрушки;

шведскую стенку; большие терапевтические мячи.

Особое место в работе педагога-психолога занимают специальные игры и

упражнения с элементами сенсорной интеграции, направленные на обучение приемам

саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально - волевой сферы, произвольности

внимания,

его

устойчивости

и

переключаемости,

развитие

зрительно-моторной

координации, а так же памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия.

В результате проводимой работы дошкольники с ОВЗ становятся увереннее и успешнее, т.

к. методы сенсорной интеграции позволяют включить дополнительные ресурсы детей, что

приводит к положительным изменениям в их психике. Благодаря методам сенсорной

интеграции у дошкольников возникает потребность исследовать окружающую среду, что

позволяет им лучше адаптироваться в жизни.

Таким образом, использование методов сенсорной интеграции в коррекционной работе

педагогов и специалистов является комплексным и эффективным методом коррекции

нарушений для детей с ОВЗ.



В раздел образования