Авторы: Бердигулова Наталья Владимировна, Алпатова Ирина Александровна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: МКДОУ ,, Детский сад №225 "
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Использование методов сенсорной интеграции в коррекционной работе
Раздел: дошкольное образование
Использование методов сенсорной интеграции в коррекционной работе
«Сенсорная интеграция
– это умение мозга анализировать любую полученную
информацию и на основе анализа выстраивать план и прогноз действий. Сенсорная
интеграция
– это метод развития и коррекции взаимодействия между такими
системами как:
тактильная (система получает и обрабатывает информацию от рецепторов кожи);
вестибулярная (система получает и обрабатывает информациюот рецепторов
внутреннего уха);
проприорецепторная (система получает и обрабатывает информациюот рецепторов
мышц и сухожилий).
Все эти системы тесно взаимодействуют со слуховыми, зрительными, обонятельными и
вкусовыми анализаторами. Информация, полученная от данных систем,
позволяет адекватно реагировать на условия окружающей среды, выстраивать
тактику взаимодействия с другими людьми,
управлять своими движениями и выражать эмоции в приемлемой форме.
Если одна или несколько из этих систем работают некорректно, то у детей возникают
проблемы с выработкой графо-моторных навыков, поведением, контролем внимания,
запоминанием информации, социализацией, координацией движений. Поэтому очень
важно, чтобы развитие и интеграция сенсорных систем проходили в соответствии с
возрастными нормами, а при выявлении нарушений ребёнок получал своевременную
помощь.
Контингент детей, посещающих наше учреждение - это дети с нарушением ОДА
различной степени тяжести, поэтому сенсорная интеграция является одной из базовых
методик для их развития. В связи с этим диапазон показаний для использования методов
сенсорной интеграции очень широк. В них нуждаются дети:
с аутизмоми расстройствами аутистического спектра (РАС);
с интеллектуальными нарушениями, вызванными органическим поражением мозга;
с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ);
с синдромом Дауна и другими генетическими нарушениями, отягощёнными
неврологической симптоматикой;
Симптомы сенсорной дезинтеграции
Если у ребенка нарушена обработка сенсорной информации, говорят о сенсорной
дезинтеграции. Это нарушение может быть первичным, если проблема в нервной
системе, и вторичным, если у ребенка из-за малой подвижности не накоплен
достаточный сенсорный опыт.
Сенсорная дезинтеграция у детей определяется по таким признакам:
1.
Нарушение обработки информации от слухового анализатора – ребенок боится
обычного городского шума, музыки, пения, закрывает уши руками, подушкой,
становится
рассеянным
или
агрессивным.
Или
же
слабо
реагирует
на
определенные звуки.
2.
Нарушения
анализа
зрительной
информации –
плохо
справляется
со
ступеньками и препятствиями, не смотрит в глаза, избегает яркого света или
неадекватно реагирует на включение.
3.
Нарушение тактильной интерпретации – дети избегают трогать определенный
материал (пластилин, клей, краски, песок), избегают прикосновений к себе, ходьбы
босиком по полу, по траве, песку, одежды определенной конфигурации – шарфы,
свитера с горлом, неверно понимают горячее/холодное.
4.
Нарушение обработки вестибулярной информации – неуклюжесть, плохая
моторика рук, не справляется с ложкой, ножницами, ручкой, избегание подвижных
игр, горок, качелей, ребенок плохо концентрируется, очень быстро меняет
активности
и
виды
деятельности,
тревожный
и
показывает
избыточные
эмоциональные реакции (истерики, частый плач/смех, агрессия). Или же наоборот,
ребенку
постоянно
нужна
двигательная
стимуляция,
демонстрируется
гиперактивность.
5.
Нарушения в нескольких сенсорных системах – не различает право и лево,
импульсивность и быстрая утомляемость, задержка развития речи, задержка
двигательного развития.
Лечение, а точнее, коррекция этой проблемы необходима даже при малой выраженности,
скрытом течении, поскольку она тормозит дальнейшее развитие ребенка. Согласно
исследованиям, 70% детей, имеющих проблемы со школьным обучением, имеют
нарушения в обработке сенсорной информации.
Синдром сенсорной дезинтеграции характерен для многих нарушений, поэтому является
частью
реабилитации
детей
при
различных
диагнозах.
Вопреки
сложившемуся
стереотипу, сенсорная дезинтеграция у детей без аутизма встречается также достаточно
часто.
Педагоги и специалисты нашего учреждения, нашли наиболее эффективные пути
решения проблемы сенсорной дезинтеграции и помощи детям, имеющим сложные
сочетанные диагнозы. И одним из таких решений стало организация ресурсно-игрового
пространства,
позволяющего
реализовать
индивидуально-ориентированные,
коррекционно-развивающие задачи сопровождения детей в дошкольном учреждении.
Опыт работы использования разных методов сенсорной интеграции в ресурсно-
игровом пространстве, позволяет устранить или сгладить проявления сенсорной
дисфункции в большей или меньшей степени. В процессе занятий дети расширяют свой
жизненный
опыт,
обогащают
чувственный
мир,
пробуждают
познавательную
и
исследовательскую активность.
Подбор и разнообразие методов завит от того, какие признаки дисфункции
сенсорной интеграции отмечаются у ребёнка.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может
сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе
чувственного познания. Методы сенсорной интеграции: слуховая стимуляция, зрительная
стимуляция, Вестибулярная стимуляция, стимуляция вкуса и обоняния и тактильная
стимуляция.
При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель
которых: дать ребенку новые чувственные ощущения. Игровые упражнения на развитие
тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики
рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные
анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации
внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития
психики ребенка.
Когда ребёнок не способен ощущать и различать прикосновения, очень полезно
использовать игры с пластилином и другими пластичными массами. Даже просто
замесить тесто, что, несомненно, доставит ребёнку много радости и обогатит его
тактильный опыт. Детям необходимо трогать предметы разнообразной текстуры и играть
с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие.
Игры с водой и песком, природными материалами, с гелем, кремом, желе, пеной –
это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Запаситесь
полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми
другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте,
как она звучит. Взбивайте пену и сдувайте её с ладошек. Прячьте маленькие игрушки в
песке или пшене и попросите малыша найти их.
Отсутствие вкусовых ощущений, повышенная или пониженная чувствительность
на запахи (обонятельная и вкусовая дисфункция)
Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент воспринимаемой информации
извне, дают широкие, эмоционально насыщенные возможности для совершенствования и
коррекции психофизического развития человека.
Если у ребёнка отмечается отсутствие вкусовых ощущений, повышенная или пониженная
чувствительность на запахи, то ароматерапия - это прекрасный способ для занятий с
детьми,
которые
не
чувствуют
некоторые
запахи
или
наоборот
очень
к
ним
чувствительны, это отличное средство стимуляции. Детям доставляют удовольствия
ароматические мешочки (оранжевый – апельсин, зелёный – огурец, жёлтый – с запахом
лимона), ароматические игрушки (с элементами живой природы), вкусовые сосуды (вкус в
стакане соотносят с продуктами).
При слуховой дисфункции работа по развитию слухового восприятия проводится в
двух направлениях: восприятие обычных (неречевых) звуков и восприятие речевых звуков
(где формируется фонематический слух).
Первоначально проводится работа по восприятию неречевых звуков. Детей учат
воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении
отдельных предметов или живых существ, правильно определять направление, откуда
идет
звук,
ориентироваться
в
пространстве,
определять
свое
местонахождение,
направление движения. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на
зрение
—
слухозрительно,
что
значительно
легче
и
должно
предшествовать
изолированному слуховому восприятию. Для развития фонематического слуха ребенку
предлагают упражнения на различение слов на слух. Сначала подбираются слова,
различные по звучанию, затем — сходные, отличающиеся только одной фонемой.
Зрительная дисфункция проявляется у ребенка непереносимостью яркого света или
темноты, отсутствием реакции на зрительный стимул. Работа по совершенствованию
зрительного восприятия включает задания и упражнения для тренировки функций
глазодвигательных мышц, плавного прослеживания, расширения поля зрения, на развитие
зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора.
Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях используются
такие
игры,
как
«Солнечный
зайчик
с
зеркальца»,
«Последи
за
самолетом»,
последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально;
специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости
фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание
глазами при неизменном положении головы.
Для установления зрительного и эмоционального контакта с ребёнком помогают
игры с покрывалами, одеялами, различными кусками ткани, которые помогают создать
отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов и удерживать
внимание.
Вестибулярная, проприоцептивная дисфункция проявляется у детей в нарушении
координация
движений
и
двигательной
активности,
чувства
положения
тела
в
пространстве, отмечаются проблемы с навигацией по помещению, а также нарушение
кинестического восприятия.
При вестибулярной дисфункции очень полезны игры с тоннелями и палатками.
Можно использовать тоннели для развития крупной моторики, просто ползая через
тоннель, ребенок развивает координацию. Обогатить тактильный опыт ребенка, помогут
размещённые в тоннели разные предметы или ковровое покрытие. Чтобы улучшить
проприоцептивные и вестибулярные реакции можно немного потрясти тоннель, когда
ребёнок внутри.
Для
развития
кинестетического
восприятия
используются
упражнения,
позволяющие ребенку рассчитать силу, необходимую для выполнения того или иного
действия: сесть на стул, не упав; уверенно идти по лестнице, не глядя под ноги; закрыть с
нужным усилием дверь; сжать тюбик с клеем так, что из него выдавится нужное
количество клея; рисовать так, что будет, виден след от карандаша и при этом бумага не
порвется.
Деятельность педагогов в данном направлении может быть успешной только в том
случае, если проводимая работа будет осуществляться в тесном взаимодействии с
родителями (законными представителями) ребенка. Задача педагога в первую очередь
вовлечь родителей в коррекционный процесс, поддержать их в понимании того, что
проблема сенсорной интеграции у детей с ограниченными возможностями здоровья очень
актуальна и значима.
Педагоги нашего учреждения организуют совместные с детьми игровые сеансы,
которые позволяют родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и
какие у него трудности. Подобная организация работы позволяет успешно строить
сотрудничество с родителями, учитывать индивидуальные особенности семьи, повышать
психолого-педагогическую грамотность родителей.
Введение метода сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы
предполагает участие в этом процессе не только педагогов, родителей, но и узких
специалистов образовательного учреждения.
Учитель-логопед активно использует в своей работе адаптированные к речевым
задачам упражнения по методу сенсорной интеграции, которые позволяют устранить или
сгладить проявления сенсорной дисфункции и сформировать речь в многообразии.
Зачастую
детям
младшего
дошкольного
возраста
не
интересны
традиционные
артикуляционные упражнения. Как не просто порой объяснить ребёнку, который не
ощущает положение языка во рту, как нужно подвигать языком из стороны в сторону,
широко открывать рот. Очень эффективна вкусовая артикуляционная гимнастика: когда
ребёнку предлагают полизать дольку лимона, апельсина, двигать языком ягоду, удержать
не большой пучок укропа между носом и верхней губой.
Ребенок, играя, обучается произвольным движениям органов артикуляции, что
положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых
слов.
Инструктор
по
физической
культуре
на
своих
занятиях
применяет
для
проприоцептивной стимуляции вестибулярные движения, которые помогают взбодрить
или наоборот успокоить малыша, используя крытые батуты; раскачивающиеся игрушки;
шведскую стенку; большие терапевтические мячи.
Особое место в работе педагога-психолога занимают специальные игры и
упражнения с элементами сенсорной интеграции, направленные на обучение приемам
саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально - волевой сферы, произвольности
внимания,
его
устойчивости
и
переключаемости,
развитие
зрительно-моторной
координации, а так же памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия.
В результате проводимой работы дошкольники с ОВЗ становятся увереннее и успешнее, т.
к. методы сенсорной интеграции позволяют включить дополнительные ресурсы детей, что
приводит к положительным изменениям в их психике. Благодаря методам сенсорной
интеграции у дошкольников возникает потребность исследовать окружающую среду, что
позволяет им лучше адаптироваться в жизни.
Таким образом, использование методов сенсорной интеграции в коррекционной работе
педагогов и специалистов является комплексным и эффективным методом коррекции
нарушений для детей с ОВЗ.