Автор: Коннова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c 101
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Собственная методическая разработка
Тема: Использование художественного слова в режимных моментах
Раздел: дошкольное образование
«Детская книга пишется для воспитания,
а «воспитание – великое дело, им решается участь человека»
В. Г. Белинский
Слайд 2
Работая с детьми с тяжёлыми речевыми расстройствами, наблюдаем, что такие де-
ти с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у
них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.
Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использовать в ло-
гопедической работе художественное слово, которое включаем в различные виды деятель-
ности и в режимные моменты. Начиная со средней группы, используем малые фольклор-
ные формы, такие как: потешки, прибаутки, считалки, чистоговорки, загадки, сказки - как
средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения
словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образ-
ностью и многозначностью родного языка.
Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благо-
приятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение дей-
ствий, приучить, так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития
детей.
к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу заня-
тости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на
самотек.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её обществен-
ной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственно-
го и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение
речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные об-
разцы русского литературного языка.
Слайд 3
Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность
и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской
речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность язы-
ка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художе-
ственная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях
пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест
против несправедливости.
Слайд 4
Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным,
человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главней-
ших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе
овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка,
его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать,
делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Значение знакомства дошкольника с произведениями художественной литературы:
образец правильной речи;
овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматиче-
ской);
познавательное развитие;
формирование эстетического вкуса;
знакомство с культурой русского и других народов;
знакомит с жанрами художественной литературы;
нормы поведения;
эстетическое восприятие.
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение
говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя
все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и
чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи
считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Виды художественных произведений, используемых в ДОУ:
народный фольклор (потешки, попевки, заклички, былины, загадки и т.д.);
стихотворения;
сказки;
рассказы;
повести (короткие отрывки).
Слайд 5
Народный фольклор.
Педагог в своей работе с дошкольниками по формированию эстетического восприятия
окружающей действительности средствами народного искусства и фольклора ставит
перед собой следующею задачи:
развивать интерес к исконно русским традициям;
знакомить с предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-при-
кладным искусством;
развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства.
приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;
осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.
Что же относится к детскому фольклору?
Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).
Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, де-
ревьям).
Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным
Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в
играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные сто-
роны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью ве-
селят детей.
Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей
окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и вы-
разительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкаль-
ном обучении детей.
Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умствен-
ного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.
Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически ор-
ганизованными, рифмованными, строками.
Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной
речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными
различные игры и задания.
Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в
детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого
аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной
интонацией, логикой и орфоэпией.
Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно
прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку
характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вы-
мышленность сюжета.
Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на
единство художественного события.
Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего меж-
ду романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему
естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного
героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке,
НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов
деятельности в любой группе ДОУ.
Слайд 6
В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при приви-
тии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие
простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.
Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произ-
ведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведе-
ния правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное –
действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный
вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в
то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старших группах детей учат при восприятии содержания литературных произведений
замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко
осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особен-
ности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры
литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведе-
ния, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на
развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.
2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на заня-
тиях
Хотелось бы кратко остановиться на методах ознакомления с художественным
чтением . Ими являются:
Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий,
сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и
чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по кни-
ге.
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны
перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности
для привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомле-
ния с художественными произведениями.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказыва-
ние) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Слайд 7
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются
разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
выразительное чтение воспитателя
беседа о прочитанном
повторное чтение
рассматривание иллюстраций
объяснение незнакомых слов.
Чтение может сопровождаться:
Игровыми действиями детей.
Предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей реальным объектом.
3. Словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из дру-
гого художественного произведения
б) постановкой после чтения поисковых вопросов,
в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих суще-
ственную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решитель-
ный, мужественный и т.д.).
Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что проис-
ходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают
вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного
эффективнее, чем прозаический. Например:
В первую половину дня в работе с детьми дошкольного возраста наряду с игровыми
приемами широко используется художественное слово.
Во время утреннего приема воспитатель говорит:
«Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты».
«С добрым утром» Здравствуйте!» -
Воробьи кричат с утра.
«Мы желаем всем здоровья
И конечно же, добра!»
Привет, любимые друзья!
Пришел сегодня в садик я.
Всех вас увидеть снова рад,
Давайте вместе все играть!
Слайд 8
Подготовка к утренней гимнастике:
На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два,
Шире шаг!
Делай с нами так!
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Сделать нас сильней немного
Упражнения помогут.
Слайд 9
Во время умывания можно применять словесные приёмы:
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Слайд 10
Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде,
которую расставляют на столе. Дети могут называть форму, цвет, рисунок, матери-
ал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, при-
влечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этике-
та – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже
знакомых слов и знакомятся с новыми.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!
В образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во
время лепки, рисования, аппликации создаём условия для усиления эсте-
тических эмоций, используя художественное слово. Здесь применяем не-
большие стихи и несложные загадки для внесения объекта для изображения.
Например, когда с детьми рисовали грибы, вносили корзинку старичка Лесо-
вичка и предлагали отгадать загадку про гриб.
Слайд11
Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимна-
стика, способствуют развитию разговорной речи.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Эти пальчики кусают,
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,
А большой с мизинцем-братцем
Могут чисто умываться.
Слайд 12
Подготовка к прогулкам:
Организовывая с детьми различные игры для выбора, ведущего мы любим,
использовать различные считалочки. Детям они очень нравятся, они с жела-
нием заучивают их на память.
Во время прогулки наблюдая различные объекты живой и неживой
природы, уделяем большое внимание художественному слову. Используем
различные стихи о природе, загадки, поговорки.
Не секрет, что дети очень любят сказки. Своё использование сказки мо-
гут найти и в беседах по безопасности. Сказка поможет создать установку на
безопасный образ жизни, на примерах героев произведений. Беседуя с
детьми на тему "Осторожно незнакомец" можно прочитать сказку "Красная
Шапочка" или "Колобок", в которых хорошо отслеживается мораль общения
с незнакомыми людьми.
В свободную деятельность можно включить хороводные игры, которые поз-
воляют координировать речь с движением.
Приучая детей к трудовой деятельности и воспитывая значимость результата
труда в жизни человека, целенаправленно используем для заучивания различ-
ные пословицы и поговорки: Труд украшает человека.
Без труда не выло-
вишь рыбку из пруда
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми,
точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.
Слайд 13
На прогулке можно предложить стихотворения, загадки, пословицы и пого-
ворки о сезонных изменениях, о природе, погоде и т.д.
Весенний ветер
Дышит еле-еле
Колышет лапы
Молодой ели
Весенний ветер
Сладкий ветер
Вешний
Весенний ветер
Друг сердешный.
Слайд 14
Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание стихотворе-
ния.
Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.
вывод Слайд 15
Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах, с помощью
художественного слова, может стать для детей намного интереснее и веселее. Да и
для педагогов, грамотно организованная деятельность детей в режимных моментах и на
занятиях, поможет правильно направить и смотивировать воспитанников на дальней-
шее воспитание и обучение в детском саду.
А также у детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая ак-
тивность, что в наше время для детей просто необходимо.
Спасибо за внимание! Слайд 16
Во время утреннего приема воспитатель говорит:
«Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты».
«С добрым утром» Здравствуйте!» -
Воробьи кричат с утра.
«Мы желаем всем здоровья
И конечно же, добра!»
Привет, любимые друзья!
Пришел сегодня в садик я.
Всех вас увидеть снова рад,
Давайте вместе все играть!
Подготовка к утренней гимнастике:
На зарядку становись!
Мы зарядкой заниматься
Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся,
Пусть они не ходят к нам.
Раз-два,
Шире шаг!
Делай с нами так!
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки.
Сделать нас сильней немного
Упражнения помогут.
Во время умывания можно применять словесные приёмы:
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Ты, дружок, меня послушай,
Очень важно не забыть:
Прежде чем садишься кушать
Руки с мылом нужно мыть!
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде,
которую расставляют на столе. .
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!
Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимна-
стика, способствуют развитию разговорной речи.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел -
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Эти пальчики кусают,
Эти пальчики гуляют,
Эти – любят поболтать,
Эти – тихо подремать,
А большой с мизинцем-братцем
Могут чисто умываться.
Подготовка к прогулкам:
Раз, два, три, четыре, пять,
Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми,
точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.
На прогулке можно предложить стихотворения, загадки, пословицы и пого-
ворки о сезонных изменениях, о природе, погоде и т.д.
Весенний ветер
Дышит еле-еле
Колышет лапы
Молодой ели
Весенний ветер
Сладкий ветер
Вешний
Весенний ветер
Друг сердешный.
Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.
Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.