Напоминание

Использование художественного слова в режимных моментах


Автор: Коннова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c 101
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Собственная методическая разработка
Тема: Использование художественного слова в режимных моментах
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Детская книга пишется для воспитания,

а «воспитание – великое дело, им решается участь человека»

В. Г. Белинский

Слайд 2

Работая с детьми с тяжёлыми речевыми расстройствами, наблюдаем, что такие де-

ти с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у

них бедный словарный запас, недостаточная сформированность связного высказывания.

Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использовать в ло-

гопедической работе художественное слово, которое включаем в различные виды деятель-

ности и в режимные моменты. Начиная со средней группы, используем малые фольклор-

ные формы, такие как: потешки, прибаутки, считалки, чистоговорки, загадки, сказки - как

средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения

словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образ-

ностью и многозначностью родного языка.

Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благо-

приятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение дей-

ствий, приучить, так как это одно из условий полноценного и разностороннего развития

детей.

к сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу заня-

тости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на

самотек.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её обществен-

ной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственно-

го и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение

речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные об-

разцы русского литературного языка.

Слайд 3

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность

и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской

речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность язы-

ка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художе-

ственная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях

пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест

против несправедливости.

Слайд 4

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным,

человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главней-

ших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе

овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка,

его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать,

делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Значение знакомства дошкольника с произведениями художественной литературы:

образец правильной речи;

овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматиче-

ской);

познавательное развитие;

формирование эстетического вкуса;

знакомство с культурой русского и других народов;

знакомит с жанрами художественной литературы;

нормы поведения;

эстетическое восприятие.

Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение

говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя

все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и

чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи

считаются основными ступенями овладения литературным языком.

Виды художественных произведений, используемых в ДОУ:

народный фольклор (потешки, попевки, заклички, былины, загадки и т.д.);

стихотворения;

сказки;

рассказы;

повести (короткие отрывки).

Слайд 5

Народный фольклор.

Педагог в своей работе с дошкольниками по формированию эстетического восприятия

окружающей действительности средствами народного искусства и фольклора ставит

перед собой следующею задачи:

развивать интерес к исконно русским традициям;

знакомить с предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-при-

кладным искусством;

развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства.

приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Что же относится к детскому фольклору?

Частушки — песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки — игры взрослого с ребенком (с его пальчиками ручками).

Заклички — обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, де-

ревьям).

Приговорки — обращения к насекомым, птицам, животным

Считалки — коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в

играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки — веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные сто-

роны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши — забавные песенки, которые своей необычностью ве-

селят детей.

Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.

Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей

окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и вы-

разительностью его образов определяется место произведений фольклора в музыкаль-

ном обучении детей.

Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умствен-

ного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически ор-

ганизованными, рифмованными, строками.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной

речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными

различные игры и задания.

Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в

детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого

аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной

интонацией, логикой и орфоэпией.

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно

прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку

характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вы-

мышленность сюжета.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на

единство художественного события.

Повесть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего меж-

ду романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему

естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного

героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.

Художественное слово может быть использовано в любом режимном моменте: зарядке,

НОД, игре, развлечении, прогулке. Чтение – один из ежедневно планируемых видов

деятельности в любой группе ДОУ.

Слайд 6

В группе раннего возраста художественное слово чаще всего используется при приви-

тии КГН и адаптации к режиму дня детского сада. В первую очередь – это короткие

простые фольклорные произведения: потешки, попевки, короткие сказки.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произ-

ведения, но и на некоторых особенностях языка. Очень важно после чтения произведе-

ния правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное –

действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный

вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам и в

то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

В старших группах детей учат при восприятии содержания литературных произведений

замечать выразительные средства. Дети старшего возраста способны более глубоко

осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особен-

ности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры

литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведе-

ния, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на

развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

2. Методика чтения и рассказывания художественного произведения на заня-

тиях

Хотелось бы кратко остановиться на методах ознакомления с художественным

чтением . Ими являются:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий,

сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и

чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по кни-

ге.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны

перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности

для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомле-

ния с художественными произведениями.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказыва-

ние) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Слайд 7

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются

разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:

выразительное чтение воспитателя

беседа о прочитанном

повторное чтение

рассматривание иллюстраций

объяснение незнакомых слов.

Чтение может сопровождаться:

Игровыми действиями детей.

Предметной наглядностью:

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей реальным объектом.

3. Словесной помощью:

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из дру-

гого художественного произведения

б) постановкой после чтения поисковых вопросов,

в) подсказыванием при ответах детей — слов–эпитетов, обобщенно называющих суще-

ственную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрая, злой, решитель-

ный, мужественный и т.д.).

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что проис-

ходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают

вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного

эффективнее, чем прозаический. Например:

В первую половину дня в работе с детьми дошкольного возраста наряду с игровыми

приемами широко используется художественное слово.

Во время утреннего приема воспитатель говорит:

«Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты».

«С добрым утром» Здравствуйте!» -

Воробьи кричат с утра.

«Мы желаем всем здоровья

И конечно же, добра!»

Привет, любимые друзья!

Пришел сегодня в садик я.

Всех вас увидеть снова рад,

Давайте вместе все играть!

Слайд 8

Подготовка к утренней гимнастике:

На зарядку становись!

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

Раз-два,

Шире шаг!

Делай с нами так!

Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки.

Сделать нас сильней немного

Упражнения помогут.

Слайд 9

Во время умывания можно применять словесные приёмы:

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Ты, дружок, меня послушай,

Очень важно не забыть:

Прежде чем садишься кушать

Руки с мылом нужно мыть!

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Слайд 10

Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде,

которую расставляют на столе. Дети могут называть форму, цвет, рисунок, матери-

ал из которого изготовлена посуда, количество приборов; ознакомление с меню, при-

влечение к эстетическому оформлению столов, правилам приема пищи; правила этике-

та – это способствует расширению словарного запаса, упражняют в произношении уже

знакомых слов и знакомятся с новыми.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол!

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот еда.

Не осталось и следа.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед!

В образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" во

время лепки, рисования, аппликации создаём условия для усиления эсте-

тических эмоций, используя художественное слово. Здесь применяем не-

большие стихи и несложные загадки для внесения объекта для изображения.

Например, когда с детьми рисовали грибы, вносили корзинку старичка Лесо-

вичка и предлагали отгадать загадку про гриб.

Слайд11

Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимна-

стика, способствуют развитию разговорной речи.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел -

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Эти пальчики кусают,

Эти пальчики гуляют,

Эти – любят поболтать,

Эти – тихо подремать,

А большой с мизинцем-братцем

Могут чисто умываться.

Слайд 12

Подготовка к прогулкам:

Организовывая с детьми различные игры для выбора, ведущего мы любим,

использовать различные считалочки. Детям они очень нравятся, они с жела-

нием заучивают их на память.

Во время прогулки наблюдая различные объекты живой и неживой

природы, уделяем большое внимание художественному слову. Используем

различные стихи о природе, загадки, поговорки.

Не секрет, что дети очень любят сказки. Своё использование сказки мо-

гут найти и в беседах по безопасности. Сказка поможет создать установку на

безопасный образ жизни, на примерах героев произведений. Беседуя с

детьми на тему "Осторожно незнакомец" можно прочитать сказку "Красная

Шапочка" или "Колобок", в которых хорошо отслеживается мораль общения

с незнакомыми людьми.

В свободную деятельность можно включить хороводные игры, которые поз-

воляют координировать речь с движением.

Приучая детей к трудовой деятельности и воспитывая значимость результата

труда в жизни человека, целенаправленно используем для заучивания различ-

ные пословицы и поговорки: Труд украшает человека.

Без труда не выло-

вишь рыбку из пруда

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми,

точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофту

Детям надевать.

Туши – тутуши,

Где твои уши?

Уши в шапке,

Не достанут лапки.

Чтобы уши не болели,

Быстро шапки все надели.

Слайд 13

На прогулке можно предложить стихотворения, загадки, пословицы и пого-

ворки о сезонных изменениях, о природе, погоде и т.д.

Весенний ветер

Дышит еле-еле

Колышет лапы

Молодой ели

Весенний ветер

Сладкий ветер

Вешний

Весенний ветер

Друг сердешный.

Слайд 14

Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание стихотворе-

ния.

Тихо-тихо, колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Солнце уже не спит давно,

Смотрит к нам оно в окно.

Хорошо вам отдыхать,

Но пора уже вставать.

вывод Слайд 15

Таким образом, обычная повседневная деятельность в режимных моментах, с помощью

художественного слова, может стать для детей намного интереснее и веселее. Да и

для педагогов, грамотно организованная деятельность детей в режимных моментах и на

занятиях, поможет правильно направить и смотивировать воспитанников на дальней-

шее воспитание и обучение в детском саду.

А также у детей расширяется и обогащается словарный запас, повышается речевая ак-

тивность, что в наше время для детей просто необходимо.

Спасибо за внимание! Слайд 16

Во время утреннего приема воспитатель говорит:

«Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты».

«С добрым утром» Здравствуйте!» -

Воробьи кричат с утра.

«Мы желаем всем здоровья

И конечно же, добра!»

Привет, любимые друзья!

Пришел сегодня в садик я.

Всех вас увидеть снова рад,

Давайте вместе все играть!

Подготовка к утренней гимнастике:

На зарядку становись!

Мы зарядкой заниматься

Начинаем по утрам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

Раз-два,

Шире шаг!

Делай с нами так!

Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки.

Сделать нас сильней немного

Упражнения помогут.

Во время умывания можно применять словесные приёмы:

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Ты, дружок, меня послушай,

Очень важно не забыть:

Прежде чем садишься кушать

Руки с мылом нужно мыть!

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Во время дежурства можно с помощью беседы привлечь внимание к посуде,

которую расставляют на столе. .

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол!

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот еда.

Не осталось и следа.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед!

Физкультминутки, подвижные игры и пальчиковые игры и пальчиковая гимна-

стика, способствуют развитию разговорной речи.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел -

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Эти пальчики кусают,

Эти пальчики гуляют,

Эти – любят поболтать,

Эти – тихо подремать,

А большой с мизинцем-братцем

Могут чисто умываться.

Подготовка к прогулкам:

Раз, два, три, четыре, пять,

Сбираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми,

точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофту

Детям надевать.

Туши – тутуши,

Где твои уши?

Уши в шапке,

Не достанут лапки.

Чтобы уши не болели,

Быстро шапки все надели.

На прогулке можно предложить стихотворения, загадки, пословицы и пого-

ворки о сезонных изменениях, о природе, погоде и т.д.

Весенний ветер

Дышит еле-еле

Колышет лапы

Молодой ели

Весенний ветер

Сладкий ветер

Вешний

Весенний ветер

Друг сердешный.

Во время пробуждения хорошим примером станет проговаривание.

Тихо-тихо, колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Солнце уже не спит давно,

Смотрит к нам оно в окно.

Хорошо вам отдыхать,

Но пора уже вставать.



В раздел образования