Автор: Матяш Ирина Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "ОК "СтартУМ"
Населённый пункт: Белгородская область, г. Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы социального педагога с детьми и семьями "группы риска"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Образовательный комплекс «СтартУМ»
города Губкина Белгородской области
Тема
:
«
Организация
работы
соци
-
ального
педагога
с
детьми
и
семьями
«
группы
риска
»
Подготовила:
Социальный педагог Матяш И.В.
2025г.
Работа с учащимися и семьями группы риска – одно из важнейших направлений ра-
боты в школе.
В результате проводимой диагностико-профилактической работой с детьми и семья-
ми группы риска были выявлены следующие ключевые проблемы:
1. Социальное неблагополучие семей: низкий уровень доходов, отсутствие стабильно-
го жилья, алкогольная или наркотическая зависимость родителей.
2. Педагогическая запущенность детей: отсутствие контроля за учебой, низкая успева-
емость, пропуски занятий.
3. Эмоционально-психологические трудности: агрессивное или замкнутое поведение
детей, отсутствие доверительных отношений в семье.
4. Риск девиантного поведения: склонность к бродяжничеству, воровству, употребле-
нию психоактивных веществ.
Дети группы риска — это категория детей, которые в силу определенных об-
стоятельств своей жизни более подвержены негативным внешним воздействиям. К
ним относятся дети с нарушениями в развитии, сироты, дети из неблагополучных се-
мей и дети, требующие экономической и психологической поддержки. Эти дети ну-
ждаются в особом внимании, психической, физической и социальной помощи.
Семьи группы риска - разновидность семей, которые не выполняют в достаточ-
ной степени свои обязанности, а также оказываются подверженными воздействиям не-
гативных социальных факторов. Когда говорят о семьях группы риска, подразумева-
ют, что данные семьи находятся под воздействием нежелательных факторов.
Для эффективной работы с учащимися и семьями этой категории необходимо учиты-
вать их индивидуальные особенности и потребности:
- внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом
индивидуальных особенностей каждого члена семьи, конкретного типа неблагополу-
чия;
- построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с ро-
дителями этих семей;
- оказание социально-педагогической помощи учащимся и неблагополучным семьям;
- раннее выявление и
профилактика семейного неблагополучия и контроль за семьями
и детьми из этих семей;
- создание благоприятного микроклимата для учащихся школы из семей «группы рис-
ка», ТЖС, СОП.
Работа социального педагога с учащимися и семьями группы риска в нашей
школе построена на совместной планомерной работе классного руководителя, воспи-
тателя, педагога-психолога, а также в плотном сотрудничестве всех учреждений систе-
мы профилактики (КДН и ЗП, ОПДН, соц. защита, центр занятости населения, опека и
попечительство, духовенство, спорт школа, молодежный центр «Портал» и т.д.).
В течение учебного года работа строится согласно составленным планам:
1.
На начало учебного года социальным педагогом проводится диагностика
классных коллективов с целью выявления неблагополучных семей, составляется
социальный паспорт классов и школы.
2.
Ежедневно классными руководителями проводится мониторинг посещения учеб-
ных занятий учащимися. При отсутствии ребенка на учебных занятиях классным
руководителем осуществляется связь с родителями и выясняется причина отсут-
ствия, в случае отсутствия связи с родителями ставится в известность социаль-
ный педагог и осуществляется выезд по месту жительства. В случае частых про-
пусков без уважительной причины родители и ребенок вызываются на Совет
профилактики, проводится работа психолога и социального педагога по выявле-
нию и устранению причин пропусков учебных занятий.
3.
Социальным педагогом в управлении социальной защиты населения в Ла-
бинском районе проводится сверка и уточнение списков семей, состоящих на
учете СОП и ТЖС.
4.
Социальным педагогом совместно с учреждениями системы профилактики осу-
ществляется посещение и контроль за семьями и учащимися группы риска, опре-
деление учащихся в реабилитационные центры, лагеря отдыха.
5.
С семьями СОП, с учащимися состоящими на разных видах учета составлен
комплексный индивидуальный план работы социального педагога, педагога-пси-
холога, классного руководителя и воспитателя.
6.
Социальным педагогом на учащихся, стоящих на разных видах учета ведется
личное дело, где отражается вся работа ИПР; классными руководителями, воспи-
тателями и учителями ведется «Дневник педагогического наблюдения» за уча-
щимися, требующими повышенного внимания, состоящими на учетах.
7.
За учащимися, состоящими на разных видах учета закреплен наставник.
8.
Социальным педагогом и классными руководителями осуществляется вовлече-
ние обучающихся группы риска, состоящих на разных видах учета в социально-
значимую деятельность через реализацию программ духовно-нравственного и
нравственно-патриотического направления (помощь пожилым людям, уборка го-
родской территории, плетение защитных сетей на СВО и т.д.) Организация меро-
приятий, направленных на пропаганду патриотизма, здорового образа жизни
подростков, их ориентацию на духовные ценности.
9.
Классным руководителем, социальным педагогом, психологом школы осуще-
ствляется консультирование и просвещение родителей по вопросам создания
условий для сохранения и укрепления психологического здоровья ребёнка, про-
водятся коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилиза-
цию и налаживание детско-родительских отношений.
10.С учащимися и родителями группы риска, состоящими на учете КДН и ЗП,
ОПДН, ВШУ социальным педагогом проводится «Родительский всеобуч», инди-
видуальные беседы и консультации, направленные на повышение правовой гра-
мотности, ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей, ответ-
ственности несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступле-
ний, по безопасности жизнедеятельности и т.д.
11.В течение года социальным педагогом, классным руководителем проводятся ин-
дивидуальные беседы с родителями по духовно-нравственному воспитанию не-
совершеннолетних, общению со сверстниками, по соблюдению закона №1539-
КЗ, соблюдению Устава школы, а также об ответственности родителей за воспи-
тание и содержание ребенка.
12.В течение года семьи, требующие повышенного внимания, вызывающие тревогу
регулярно посещаются на дому, а также с родителями и учащимися проводятся
профилактические беседы, консультации социальным педагогом, классным руко-
водителем, психологом школы.
13.В школе в течение года проводятся благотворительные акции совместно с благо-
творительным фондом «Лисенок» по оказанию помощи малообеспеченным се-
мьям одеждой, обувью, канцелярскими товарами, посудой. Социальным педаго-
гом совместно с инспектором ОПДН учащимся состоящим на учете оказывается
благотворительная помощь перед началом учебного года (портфели, канцеляр-
ские товары).
14.В течение года родители приглашаются на классные и школьные мероприятия
(День знаний, День матери, Масленица, 8 марта и т.д.), совместно с детьми при-
нимают участие в онлайн конкурсах, посвященных Дню победы, последнему
звонку, Международному дню ребенка, Мисс осень и т.д.
15.В школе проводятся тематические недели с привлечением разных специалистов
системы профилактики:
- неделя ЗОЖ «Мода на здоровье»;
- неделя безопасности жизнедеятельности;
- неделя формирование позитивной личностной установки и жизнестойкости учащих-
ся «Я и мой выбор»;
- неделя православия;
- неделя по профилактики безнадзорности и правонарушениям «Подросток и закон»;
- неделя антинаркотической направленности и профилактики вредных привычек;
«Вредные привычки – это не круто!»;
- профилактика экстремизма и терроризма;
- день, посвященный профилактике буллинга и скулшутинга;
- неделя психологического здоровья «Счастье в ладошках»;
- неделя ППБ;
- неделя профориентационной работы «Есть такая профессия…»;
- неделя ОБЖ.
16.Социальным педагогом организовывается работа с учащимися группы риска, со-
стоящими на разных видах учета и семьями СОП во время каникул (составляют-
ся на каждого учащегося, состоящего на учете план занятости в период каникул):
посещение на дому с целью контроля времяпрепровождения, посещение киноте-
атра, музея, поездки по достопримечательностям, проведение профилактических
бесед, онлайн конкурсов и т.д.
17. Учащиеся находятся в школе с 8.00 до 17.00, обеспечены бесплатным 2х разо-
вым горячим питанием, бесплатными учебниками, подвозом на учебные занятия,
вовлечены в кружковую работу и спортивные секции, посещают группу продлен-
ного дня.
18.В школе организовываются встречи с инспектором ОПДН ОМВД, сотрудником
ГБУЗ СПБ №6, отцом Дмитрием, сотрудниками библиотеки им. Пушкина, фили-
алом краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых им. А.П. Чехо-
ва, сотрудниками ГИБДД, МЧС, РЖД и т.д.
19.1 раз в месяц на Совете профилактики заслушивается работа социального педаго-
га и кл. руководителя по работе с семьями и учащимися состоящими на разных
видах учета.
Работа с детьми и семьями группы риска требует системного подхода и взаимо-
действия различных специалистов. Важно продолжать поддерживать семьи, оказывать
им помощь в преодолении трудностей и создавать условия для гармоничного развития
детей, осуществлять коррекционную и реабилитационную работу, возврат в социум и
повышение социального статуса семьи.
Эта цель достигается посредством последовательного и комплексного решения
таких задач, как:
- оказание помощи семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний
потенциал всех членов семьи;
- организации просветительской работы среди родителей;
- постановка жизненной цели;
- содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям;
- педагогически целесообразная коррекция с целью создания положительного
микроклимата в семье;
- защита прав детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально
опасном положении.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что деятельность современной
общеобразовательной школы подразумевает расширение диапазона её образователь-
ных и воспитательных функций. Естественно, социальный педагог не может изменить
только самостоятельно чьи-либо жизни. И поэтому его деятельность выстраивается на
тесном сотрудничестве с иными, ранее названными, органами системы профилактики.
Работа социального педагога может существенным образом смягчить негативное
влияние семейного воспитания в неблагополучной семье, сможет существенно помочь
социализации подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.