Напоминание

Организация работы социального педагога с детьми и семьями "группы риска"


Автор: Матяш Ирина Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "ОК "СтартУМ"
Населённый пункт: Белгородская область, г. Губкин
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы социального педагога с детьми и семьями "группы риска"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Образовательный комплекс «СтартУМ»

города Губкина Белгородской области

Тема

:

«

Организация

работы

соци

-

ального

педагога

с

детьми

и

семьями

«

группы

риска

»

Подготовила:

Социальный педагог Матяш И.В.

2025г.

Работа с учащимися и семьями группы риска – одно из важнейших направлений ра-

боты в школе.

В результате проводимой диагностико-профилактической работой с детьми и семья-

ми группы риска были выявлены следующие ключевые проблемы:

1. Социальное неблагополучие семей: низкий уровень доходов, отсутствие стабильно-

го жилья, алкогольная или наркотическая зависимость родителей.

2. Педагогическая запущенность детей: отсутствие контроля за учебой, низкая успева-

емость, пропуски занятий.

3. Эмоционально-психологические трудности: агрессивное или замкнутое поведение

детей, отсутствие доверительных отношений в семье.

4. Риск девиантного поведения: склонность к бродяжничеству, воровству, употребле-

нию психоактивных веществ.

Дети группы риска — это категория детей, которые в силу определенных об-

стоятельств своей жизни более подвержены негативным внешним воздействиям. К

ним относятся дети с нарушениями в развитии, сироты, дети из неблагополучных се-

мей и дети, требующие экономической и психологической поддержки. Эти дети ну-

ждаются в особом внимании, психической, физической и социальной помощи.

Семьи группы риска - разновидность семей, которые не выполняют в достаточ-

ной степени свои обязанности, а также оказываются подверженными воздействиям не-

гативных социальных факторов. Когда говорят о семьях группы риска, подразумева-

ют, что данные семьи находятся под воздействием нежелательных факторов.

Для эффективной работы с учащимися и семьями этой категории необходимо учиты-

вать их индивидуальные особенности и потребности:

- внимательное и тщательное изучение семейной среды, всех сторон ее жизни с учетом

индивидуальных особенностей каждого члена семьи, конкретного типа неблагополу-

чия;

- построение положительных и доверительных отношений социальных педагогов с ро-

дителями этих семей;

- оказание социально-педагогической помощи учащимся и неблагополучным семьям;

- раннее выявление и

профилактика семейного неблагополучия и контроль за семьями

и детьми из этих семей;

- создание благоприятного микроклимата для учащихся школы из семей «группы рис-

ка», ТЖС, СОП.

Работа социального педагога с учащимися и семьями группы риска в нашей

школе построена на совместной планомерной работе классного руководителя, воспи-

тателя, педагога-психолога, а также в плотном сотрудничестве всех учреждений систе-

мы профилактики (КДН и ЗП, ОПДН, соц. защита, центр занятости населения, опека и

попечительство, духовенство, спорт школа, молодежный центр «Портал» и т.д.).

В течение учебного года работа строится согласно составленным планам:

1.

На начало учебного года социальным педагогом проводится диагностика

классных коллективов с целью выявления неблагополучных семей, составляется

социальный паспорт классов и школы.

2.

Ежедневно классными руководителями проводится мониторинг посещения учеб-

ных занятий учащимися. При отсутствии ребенка на учебных занятиях классным

руководителем осуществляется связь с родителями и выясняется причина отсут-

ствия, в случае отсутствия связи с родителями ставится в известность социаль-

ный педагог и осуществляется выезд по месту жительства. В случае частых про-

пусков без уважительной причины родители и ребенок вызываются на Совет

профилактики, проводится работа психолога и социального педагога по выявле-

нию и устранению причин пропусков учебных занятий.

3.

Социальным педагогом в управлении социальной защиты населения в Ла-

бинском районе проводится сверка и уточнение списков семей, состоящих на

учете СОП и ТЖС.

4.

Социальным педагогом совместно с учреждениями системы профилактики осу-

ществляется посещение и контроль за семьями и учащимися группы риска, опре-

деление учащихся в реабилитационные центры, лагеря отдыха.

5.

С семьями СОП, с учащимися состоящими на разных видах учета составлен

комплексный индивидуальный план работы социального педагога, педагога-пси-

холога, классного руководителя и воспитателя.

6.

Социальным педагогом на учащихся, стоящих на разных видах учета ведется

личное дело, где отражается вся работа ИПР; классными руководителями, воспи-

тателями и учителями ведется «Дневник педагогического наблюдения» за уча-

щимися, требующими повышенного внимания, состоящими на учетах.

7.

За учащимися, состоящими на разных видах учета закреплен наставник.

8.

Социальным педагогом и классными руководителями осуществляется вовлече-

ние обучающихся группы риска, состоящих на разных видах учета в социально-

значимую деятельность через реализацию программ духовно-нравственного и

нравственно-патриотического направления (помощь пожилым людям, уборка го-

родской территории, плетение защитных сетей на СВО и т.д.) Организация меро-

приятий, направленных на пропаганду патриотизма, здорового образа жизни

подростков, их ориентацию на духовные ценности.

9.

Классным руководителем, социальным педагогом, психологом школы осуще-

ствляется консультирование и просвещение родителей по вопросам создания

условий для сохранения и укрепления психологического здоровья ребёнка, про-

водятся коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилиза-

цию и налаживание детско-родительских отношений.

10.С учащимися и родителями группы риска, состоящими на учете КДН и ЗП,

ОПДН, ВШУ социальным педагогом проводится «Родительский всеобуч», инди-

видуальные беседы и консультации, направленные на повышение правовой гра-

мотности, ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей, ответ-

ственности несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступле-

ний, по безопасности жизнедеятельности и т.д.

11.В течение года социальным педагогом, классным руководителем проводятся ин-

дивидуальные беседы с родителями по духовно-нравственному воспитанию не-

совершеннолетних, общению со сверстниками, по соблюдению закона №1539-

КЗ, соблюдению Устава школы, а также об ответственности родителей за воспи-

тание и содержание ребенка.

12.В течение года семьи, требующие повышенного внимания, вызывающие тревогу

регулярно посещаются на дому, а также с родителями и учащимися проводятся

профилактические беседы, консультации социальным педагогом, классным руко-

водителем, психологом школы.

13.В школе в течение года проводятся благотворительные акции совместно с благо-

творительным фондом «Лисенок» по оказанию помощи малообеспеченным се-

мьям одеждой, обувью, канцелярскими товарами, посудой. Социальным педаго-

гом совместно с инспектором ОПДН учащимся состоящим на учете оказывается

благотворительная помощь перед началом учебного года (портфели, канцеляр-

ские товары).

14.В течение года родители приглашаются на классные и школьные мероприятия

(День знаний, День матери, Масленица, 8 марта и т.д.), совместно с детьми при-

нимают участие в онлайн конкурсах, посвященных Дню победы, последнему

звонку, Международному дню ребенка, Мисс осень и т.д.

15.В школе проводятся тематические недели с привлечением разных специалистов

системы профилактики:

- неделя ЗОЖ «Мода на здоровье»;

- неделя безопасности жизнедеятельности;

- неделя формирование позитивной личностной установки и жизнестойкости учащих-

ся «Я и мой выбор»;

- неделя православия;

- неделя по профилактики безнадзорности и правонарушениям «Подросток и закон»;

- неделя антинаркотической направленности и профилактики вредных привычек;

«Вредные привычки – это не круто!»;

- профилактика экстремизма и терроризма;

- день, посвященный профилактике буллинга и скулшутинга;

- неделя психологического здоровья «Счастье в ладошках»;

- неделя ППБ;

- неделя профориентационной работы «Есть такая профессия…»;

- неделя ОБЖ.

16.Социальным педагогом организовывается работа с учащимися группы риска, со-

стоящими на разных видах учета и семьями СОП во время каникул (составляют-

ся на каждого учащегося, состоящего на учете план занятости в период каникул):

посещение на дому с целью контроля времяпрепровождения, посещение киноте-

атра, музея, поездки по достопримечательностям, проведение профилактических

бесед, онлайн конкурсов и т.д.

17. Учащиеся находятся в школе с 8.00 до 17.00, обеспечены бесплатным 2х разо-

вым горячим питанием, бесплатными учебниками, подвозом на учебные занятия,

вовлечены в кружковую работу и спортивные секции, посещают группу продлен-

ного дня.

18.В школе организовываются встречи с инспектором ОПДН ОМВД, сотрудником

ГБУЗ СПБ №6, отцом Дмитрием, сотрудниками библиотеки им. Пушкина, фили-

алом краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых им. А.П. Чехо-

ва, сотрудниками ГИБДД, МЧС, РЖД и т.д.

19.1 раз в месяц на Совете профилактики заслушивается работа социального педаго-

га и кл. руководителя по работе с семьями и учащимися состоящими на разных

видах учета.

Работа с детьми и семьями группы риска требует системного подхода и взаимо-

действия различных специалистов. Важно продолжать поддерживать семьи, оказывать

им помощь в преодолении трудностей и создавать условия для гармоничного развития

детей, осуществлять коррекционную и реабилитационную работу, возврат в социум и

повышение социального статуса семьи.

Эта цель достигается посредством последовательного и комплексного решения

таких задач, как:

- оказание помощи семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний

потенциал всех членов семьи;

- организации просветительской работы среди родителей;

- постановка жизненной цели;

- содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства;

- оказание психолого-педагогической поддержки родителям;

- педагогически целесообразная коррекция с целью создания положительного

микроклимата в семье;

- защита прав детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально

опасном положении.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что деятельность современной

общеобразовательной школы подразумевает расширение диапазона её образователь-

ных и воспитательных функций. Естественно, социальный педагог не может изменить

только самостоятельно чьи-либо жизни. И поэтому его деятельность выстраивается на

тесном сотрудничестве с иными, ранее названными, органами системы профилактики.

Работа социального педагога может существенным образом смягчить негативное

влияние семейного воспитания в неблагополучной семье, сможет существенно помочь

социализации подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.



В раздел образования