Автор: Копылова Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №225"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я шагаю по Кузнецкому краю"
Раздел: дошкольное образование
Программа по патриотическому воспитанию для детей старшего
дошкольного возраста «Я шагаю по Кузнецкому краю»
Актуальность
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного образовательного учреждения, так как дошкольный возраст, как период
формирования первооснов личности, имеет свои потенциальные возможности для
развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и
большой Родине, развития интереса к ее истории и культуре, формирования позитивного
отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Актуальностью данной проблемы обусловлена разработка авторской программы
краеведческого кружка для старших дошкольников «Я шагаю по Кузнецкому краю».
Программа – один из путей совершенствования образовательной работы детского сада (за
счет тесного взаимодействия с ближним природным и социальным окружением и
средствами краеведческой деятельности), основанная на развитии сотрудничества ребенка
и взрослого, которая нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный
мир, предполагает формирование основ патриотизма, таких как привязанность к своему
родному краю, преданность своей «малой Родине», ответственность за нее, желание
трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.
Целью программы является формирование положительного отношения детей
дошкольного возраста к малой родине, воспитание интереса и любви к родному городу с
помощью организации краеведческой работы в группе.
Основными направлениями реализации программы являются:
- работа с дошкольниками,
- родителями,
- педагогами.
В соответствии с направлениями определены задачи программы:
1. Воспитание у детей интереса и любви к малой родине, бережное и созидательное
отношение к природе родного края, развитие способности чувствовать красоту природы и
эмоционально откликаться на нее на основе ознакомления с родным краем;
2. Развитие у старших дошкольников интереса к родному краю, городу, их
достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
3. Обогащение знаний старших дошкольников о нашей многонациональной Родине,
ознакомление детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов,
проживающих на территории области, воспитание чувства уважения к традициям и
обычаям других народов;
4. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и
обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению
дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в
собственных педагогических возможностях.
6. Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через
организацию
совместной
исследовательской
деятельности
родителей,
детей,
воспитателей.
7. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному
городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город
красивым,
развивать
эмоциональную
отзывчивость
на
красоту
родного
края;
8. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать,
мыслить
логически,
развивать
воображение,
фантазию,
творческие
способности,
обогащать речь и словарный запас;
Программа реализуется в старшей и подготовительной группе,
предусматривает
проведение
одного
занятия
в
неделю
в
старшей
группе
и
подготовительной группах.
Состоит из трех блоков:
1 блок. «Я и моя семья»
2 блок. «Город, в котором я живу»
3 блок. «Гордое имя - Кузбасс»
Содержание
программы
«Я
шагаю
по
Кузнецкому
краю»
отвечает
следующим
принципам:
возрастная адекватность
- соответствие используемых форм и методов обучения
возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного
возраста;
практическая
целесообразность
-
содержание
программы
отражает
наиболее
актуальные темы, связанные с нравственно-патриотическим воспитанием детей;
динамическое развитие и системность - содержание каждой из последующих тем
программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных
суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в результате
изучения предыдущих тем;
вовлеченность в реализацию программы родителей воспитанников – активное
участие родителей в ходе реализации программы;
культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически
сложившиеся традиции, культурного наследия жителей Кузбасса.
Методы и приемы, используемые для ознакомления дошкольников с родным краем:
Методы повышения познавательной активности (С.А. Козлова)
(элементарный и казуальный анализ (причинные связи); сравнение; метод моделирования
и конструирования; метод вопросов; метод повторения; решение логических задач;
экспериментирование и опыты).
Проектный метод (постановка вопросов, прогнозирование результатов,
самостоятельное продуктивное творчество, синтезирование приобретённых знаний)
Методы повышения эмоциональной активности (С.А. Козлова)
(игровые воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры - драматизации;
сюрпризные моменты; юмор и шутка, праздники, развлечения).
Методы обучения и развития творчества (Н.Н. Поддьяков)
(Эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности;
исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование);
прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое,
настоящее, будущее); игровые приёмы; детское экспериментирование).
Методы ТРИЗ
(метод проб и ошибок, метод противоречий; метод мозгового штурма; метод
контрольных вопросов; моделирование).
Музейная педагогика (коллекционирование, виртуальные экскурсии, экскурсии,
индивидуальная работа в мини-музеях)
Перспективно-тематическое планирование работы по реализации программы:
СТАРШАЯ ГРУППА
(периодичность 1 занятие в неделю)
1 блок «Я и моя семья»
Тема: «Моя семья»
Тема: «Наши имена и фамилии»
Тема: «Дерево моей семьи»
Тема: «Наши семейные традиции»
Тема: «Моя мама – лучшая на свете»
Тема: «Мой папа Защитник Отечества»
Тема: «Что я знаю о Великой Отечественной Войне»
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и
обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Изучить значения имен и фамилий;
Познакомить детей с понятием «родословная», научить составлять простейшее
генеалогическое древо;
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Разработать и реализовать проект, посвященный празднику Дню Матери
;
Расширять знания детей о Защитниках Отечества;
Систематизировать знания детей о Великой Отечественной Войне, воспитывать
чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
Формы работы:
Беседы «Что я знаю о своей семье», рассказ-беседа о Дне Победы; «Защитники
Отечества»;
Рассматривание семейных фотоальбомов, иллюстраций, оформление семейного альбома
«Я горжусь своими предками»
Выставки детских рисунков: «Портрет моей мамочки», «Моя семья», «Мама, папа, я –
вместе дружная семья»,
Разучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Поисковое задание: « Игры моих бабушек, дедушек» (разучивание).
Проведение календарных праздников: «День Матери», «День Защитника Отечества», «8
марта- женский праздник»;
Мини-проект ко Дню Матери «Моя мама – лучшая на свете», «Мой прадед – участник
войны»,
Беседа о том, кто из членов семьи служил в армии;
Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Моя Семья»;
Составление простого генеалогического древа «Моя родословная».
Итог:
1. Презентация (фото-отчет мероприятий по проекту)
2. Семейный праздник «Цветок семейного счастья».
2 блок «Город, в котором я живу»
Тема: «Мой родной Новокузнецк»
Тема: «Районы нашего города»
Тема: «Улицы, здания»
Тема: «Природа моего города»
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Тема: «Деревья и кустарники»
Тема: «Откуда в дом пришла вода»
Тема: «Дары леса» (грибы, ягоды, орехи)
Тема: «Труд взрослых в городе»
Задачи:
Расширять знания детей о родном городе;
Познакомить с историей возникновения города, именем основателя;
Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
Создать целостное представление о шести районах нашего города, показать, что каждый район
индивидуален;
Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так
называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита);
Дать знания о том, что в городе есть не только улицы, но и проспекты, переулки, площади;
Расширять знания детей о природе родного города;
Закреплять знания детей о зимующих птицах, поощрять желание помогать птицам в
зимние месяцы;
Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках произрастающих в
городской зоне;
Формировать представления детей о реках, протекающих на территории города;
Познакомить детей с реками Томь, Кондома; их расположением на карте,
уникальностью, историей;
Познакомить с наиболее распространенными съедобными грибами в лесу;
Учить отличать съедобные грибы о ядовитых;
Познакомить детей с основными профессиями горожан;
Обогащать знания детей о промышленных предприятиях города, познакомить с
выпускаемой продукцией;
Формы проведения:
Беседы: «Район, в котором я живу», «На какой улице ты живешь?», «Самые главные
профессии людей, занятых на производстве»,
Демонстрация видеофильмов «Мой родной Новокузнецк»,
«Откуда пошла Земля Кузнецкая?»;
Экскурсия на Кузнецкую крепость;
НОД Знакомство с символикой города Новокузнецка: герб, флаг;
Поисковое задание: «О чем говорят названия улиц?» (совместно с родителями).
Конкурс рисунков «Моя улица», «Деревья в нашем парке».
Целевая прогулка по близлежащим улицам;
Видео-презентации: «Реки и озера Кузбасса», «Путешествие по лесу», «Зимующие и
перелетные птицы нашего города»;
Дидактические игры: «Съедобный – несъедобный»;
«Я знаю пять названий деревьев…», «Определи на ощупь», «С какого дерева лист?»,
«Поможем птицам зимой» (практическая деятельность по изготовлению кормушек).
Подготовка мини-сообщений по темам внутри раздела;
3 блок «Гордое имя Кузбасс»
Тема: «Наш край на карте России»
Тема: «История родного края»
Тема: «Природные богатства земли Кузнецкой»
Тема: «Природа Кузбасса»
Тема: «Водоемы нашей области»
Тема: «Растительный мир и животный мир Кузбасса»
Тема: «Люди земли Кузнецкой»
Задачи:
Расширять знания детей о родном крае;
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой
Родины;
Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с
особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом
сходства и отличия;
Познакомить детей с историей возникновения родного края;
Познакомить детей с главным богатством нашего края каменным углем.
Расширять знания детей о полезных ископаемых Кемеровской области;
Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного
края,
Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на
неё.
Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей
среды;
Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и
приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Систематизировать знания детей о лекарственных растениях области;
Познакомить детей с народностями, населяющими наш край;
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа,
их жизни, быту, культуре, языку, традициям;
Дать представление о том, что Кузбасс многонациональный край;
Разучить с детьми народные игры;
Формировать представление об основных профессиях жителей края;
Формы проведения:
Конкурс рисунков и плакатов «Мои впечатления о природе родного края», «Охрана
водоёмов»;
Задания по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности: «Загадки
земли Кузнецкой», «Путешествуем с семьёй по городам Кузбасса», «На экскурсию по
родному городу»;
Сбор и изучение образцов местных полезных ископаемых (опытно-экспериментальная
деятельность);
Открытое занятие «Путешествие по родному краю» (знакомство со свойствами
каменного угля);
Подготовка мини-сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
Отгадывание загадок и ребусов о животных Кузбасса;
Лепка животных и птиц Кемеровской области;
Демонстрация видео-презентаций «Народности Кузбасса», «Реки и озера Кузбасса»,
«Откуда пошла земля Кузнецкая?»;
Просмотр мультфильма «Путешествие по Кузбассу» в 2 частях
Рассматривание кукол в национальных одеждах;
Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Кто где живет?»
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?», «Кто что делает?» и
т.д.;
Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества.
Итог:
НОД «Мы живем в Кузбассе»,
Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя, мой Кузбасс».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
1 блок «Я и моя семья»
Тема: «Летопись моей семьи»
Тема: «Тайна моего имени»
Тема: «Моя родословная»
Тема: «Герб нашей семьи»
Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)
Тема: «Я - будущий Защитник Отечества»
Тема: «Профессии моих родителей»
Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»
Тема: «Они защищали нашу Родину в годы ВОВ»
Тема: «Юбилей Победы»
Задачи:
Сформировать у детей интерес к своей семье,
сохранению семейных традиций и
обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев,
традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы
совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб
своей семьи;
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для
семьи, родного дома, детского сада;
Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть
похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;
Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;
Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков,
защищавших нашу страну;
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной
войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о
музеях, памятниках, парках.
Формы проведения:
Беседы «Что я знаю о своей семье», « Что значит быть настоящим мужчиной?»
Рассматривание семейных фотоальбомов, иллюстраций, оформление семейного альбома
«Я горжусь своими предками»;
Выставки детских рисунков «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка»;
Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на
генеалогическом древе» о семье;
Семейные мини – проекты: составление генеалогического древа «Моя родословная»;
«Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи;
Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
Календарные праздники: «День Матери», «День Защитника Отечества», «8 марта-
женский праздник», «Мама, папа, я – вместе дружная семья», «9 мая –День Победы»;
Рассказ о детях-героях войны; Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;
Фотоконкурсы «Мы отдыхаем», «Мои домашние любимцы»
«Они защищали нашу Родину»
Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»
Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции — связь
поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-
патриотического воспитания)
Итог:
1. Презентация (фото-отчет мероприятий по проекту)
2. Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».
2 блок «Город, в котором я живу»
Тема: «Мой родной Новокузнецк»
Тема: «Архитектура моего города»
Тема: «Памятные места родного города»
Тема: «Природа моего города»
Тема: «Деревья и кустарники, произрастающие в городской зоне»
Тема: «Город шахтеров и металлургов»
Тема: «Люди, прославившие наш город»
Тема: «Новокузнецк – вчера, сегодня, завтра»
Тема: «С юбилеем любимый, город!»
Задачи:
Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);
Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;
Способствовать
формированию
чувства
сопричастности
к
истории
и
ответственности за будущее своего города.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; Дать детям
знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них
архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения
красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще
красивее.
Формировать представления детей об улице, на которой они живут
(почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Новокузнецка;
Познакомить детей с реками Томь, Кондома; их расположением на карте,
уникальностью;
Расширить знания детей о флоре и фауне города Новокузнецка;
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать
участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
Расширять знания детей о природе родного города;
Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии
города;
Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;
Дать знания детям о родном городе: история, достопримечательности,
промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
Формы проведения:
Демонстрация видеофильма «Мой родной Новокузнецк»,
«Откуда пошла Земля Кузнецкая?»
«О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).
Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
Выставка фотографий исторических зданий города Новокузнецка;
Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,
Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»
Экскурсия к памятным местам города (Кузнецкая крепость, Бульвар Героев, Памятник,
павшим в боях за Родину, Мемориал на площади Победы у КМК и т.д.) ;
Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,
Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»
Промышленные предприятия города (заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа)
Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)
«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Новокузнецка?» - беседа-рассуждение
«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)
Экскурсия в художественный музей (выставка картин художников Новокузнецка).
Конкурс плакатов и открыток «С юбилеем, любимый город!»
Итог:
«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего
дошкольного возраста)
Конкурс чтецов «Мой родной Новокузнецк»
3 блок «Гордое имя Кузбасс»
Тема: «Наш край на карте России»
Тема: «Карта Кемеровской области»
Тема: «История нашего края»
Тема: «Природные богатства земли Кузнецкой»
Тема: «Природа нашего края»
Тема: «Водоемы нашей области»
Тема: «Растительный и животный мир Кузбасса»
Тема: «Люди земли Кузнецкой»
Тема: «Семь чудес Кузбасса»
Задачи:
Расширять и уточнять знания детей о родном крае;
Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой
Родины;
Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с
особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом
сходства и отличия;
Познакомить детей с картой кемеровской области, обратить внимание на соседние
города и области;
Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория
области на карте имеет разную окраску);
Расширять детей об истории родного края;
Расширять знания детей о коренных жителях нашего края (шорцах, телеутах,
сибирских татарах);
Расширять знания детей о полезных ископаемых Кемеровской области;
Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного
края,
Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на
неё.
Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей
среды;
Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;
Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;
Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;
Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и
приспособлении к жизни; охране окружающей среды;
Познакомить детей с Красной Книгой исчезающих видов растений и животных
Кемеровской области;
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа,
их жизни, быту, культуре, языку, традициям;
Дать представление о том, что Кузбасс многонациональный край;
Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями
и деятельностью тружеников области;
Познакомить детей с известными людьми, прославившими Кузбасс;
Познакомить детей с «Семью чудесами Кузбасса», воспитывать чувство гордости и
восхищения своим краем;
Расширять и активизировать речь детей, обучая использовать слова: Родина, Кузбасс,
достопримечательность, Поднебесные Зубья, Томская Писаница, Кузнецкая крепость,
Азасская пещера, Золотая Шория.
Формы проведения:
Вводная беседа (обзорная лекция)
Виртуальная экскурсия «Пролетая над Кузбассом»
Работа с картой Кемеровской области (отметить вместе с детьми главные города Кузбасса,
нанести крупнейшие реки и горы области, раскрасить контурную карту в три цвета);
Дидактическая игра « Что означает каждый цвет?»
Видео-презентации
«Угольный Кузбасс. Страницы истории;
«Черное золото»;
«Какие бывают карты?»
Сбор и изучение образцов местных полезных ископаемых (опытно-экспериментальная
деятельность);
Открытое занятие «Путешествие по родному краю» (знакомство со свойствами
каменного угля);
Участие в районном флэш-мобе «Лес просит защиты»;
«Виртуальное путешествие по лесам Кузбасса»;
Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;
Отгадывание загадок и ребусов о животных Кузбасса;
Дид. игра «Кто где живет?»
Лепка животных и птиц Кемеровской области;
«Конкурс знатоков флоры и фауны Кузбасса» (совместно с родителями);
Изготовление гербария лекарственных растений Кузбасса;
Викторина «Красная Книга Кузбасса»;
Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;
Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям Сибири;
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»
Экскурсия в Краеведческий музей
(Лекция экскурсовода о народах нашей области, национальном составе, коренных
жителях края, особенностях их быта, народного творчества).
Задания по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности: «Загадки
земли Кузнецкой», «Путешествуем с семьёй по городам Кузбасса», «На экскурсию по
родному городу»,
Беседа- рассказ о чудесных местах Кузбасса;
Просмотр видео-презентации «Семь чудес Кузбасса»
Разучивание стихотворений «Горжусь, что я живу в Кузбассе! », «Люблю тебя, родной
Кузбасс! »,
НОД по теме: «Семь чудес Кузбасса»
Итог:
НОД по ознакомлению с окружающим «Кузбасс – моя малая родина»,
КВН «Знатоки родного края»,
Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».
Список художественной литературы для чтения детям:
1. Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять»,
2. А. Береснев
« Как дела, лесной народ?»
1.
Глушкова Н. «Ручеек»
2.
Иванов В. «Всё любимо с детских лет: стихи о природе»
3.
Корольков Ю. «Леня Голиков»;
4.
Куприянов А.Н. «Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи»;
5.
Кропочева Т.Б. «Родной край»
6.
Лаврина В.Л. «История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего
времени»;
7.
Лаврина В. «Что нужнее? Что вкуснее?»,
«История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени»;
8.
Мазикин П. «Летающие яблоки»,
«Нас целует солнышко»,
«Мамин звездолет», «Побудка-Незабудка»
9.
Минькова В. «Алешкин дождь»
10.
Могутин Ю. «Сказка о больших и маленьких водах»; «Отчего океан соленый?»
11.
Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие
14. Шапиро Т. « В доме светятся окошки»
15. Яковлева Т. «Подарок» сказки,
«Сказки бабушки Татьяны»
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
программы
должна
обеспечивать
комплексный
подход
к
оценке
итоговых
и
промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку
динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и
содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные
качества
ребенка,
путем
наблюдений
за
ребенком,
бесед,
экспертных
оценок,
критериально
–
ориентированных
методик
нетестового
типа,
критериально
–
ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к
построению системы мониторинга является сочитание низко формализованных (тестов,
проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность
получаемых данных.
Периодичность мониторинга
устанавливается образовательным учреждением и
обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность
методов,
не
приводит
к
переутомлению
воспитанников
и
не
нарушает
ход
образовательного процесса.
Содержание мониторинга
тесно связано с образовательной программой обучения и
воспитания детей.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
(автор Марцинковская Т.Д.)
Ф.И.ребенка
1. Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей
2. Символика
Флаг, герб, гимн России
Флаг, герб, гимн родного города
Флаг, герб, гимн родного края
3. История народной культуры и
традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта
4.Историко- географический и
природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны
(тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)
5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами,
договориться
Умение анализировать свои поступки и
поступки других
Высокий уровень-
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает
(по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей;
знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники,
игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-
климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких,
оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет
договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах
семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень-
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн
России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны,
улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать
народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства
России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но
не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает
помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень-
Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;
отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия
улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные
богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не
проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с
ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
Приложение 1
Оценочный лист
«Эффективность работы педагога в направлении нравственно – патриотического
воспитания».
№
Критерии оценки
Оценка
старшего
воспитателя
Оценка
педагога
1
Создает
условия
для
развития
эмоционально
положительного
отношения
к
родному
городу,
культуре, традициям, символике, природе России.
2
Представляет
детям
возможность
осваивать
предлагаемую
в
доступной
форме
информацию
(художественная
литература,
иллюстрации,
наглядные пособия, экскурсии)
3
Создает условия для самостоятельной творческой
деятельности дошкольников.
4
Дает детям элементарные представления:
Об истории государства
Об истории быта народов России
О традициях
О народных праздниках
О народной игрушке, истории ее возникновения
5
Знакомит с устным народным творчеством
6
Дает представления об историко- географических и
природных компонентах:
Размерах страны и ее природных богатствах,
Природно- климатических зонах и условиях жизни
людей в них
7
Формирует бережное отношение к природе
8
Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых
организмов в природе (Земля- наш общий дом, а
человек- часть природы)
9
Знакомит детей с символикой государства:
Флагами (государственный, военно- морской, знамя
Победы) и гербами (государственный, герб города,
района), их назначением
10
Знакомит с историей родного города, его улицами,
площадями, проспектами, достопримечательностями,
зелеными зонами
11
Организует
совместную
деятельность
детей
и
взрослых: игры, досуги и развлечения
12
Создает
в
группе
соответствующую
предметно-
развивающую среду:
Приложение 2
Анкета для педагогов
Вопрос
Да
Нет
Актуальна ли в наше время проблема патриотического
воспитания?
Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании,
применительно к детям дошкольного возраста?
Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут
служить положительным примером в воспитании
патриотизма у детей?
Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории
и географии России?
Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
Достаточно ли у Вас знаний городе, в котором живете?
Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность
речи донести до сознания детей информацию по проблеме
патриотического воспитания?
Можете ли Вы проектировать и планировать работу по
данному направлению с детьми той возрастной группы, в
которой работаете?
Владеете ли Вы соответствующими методиками и
технологиями?
Правильно ли организована в групповой комнате предметно-
развивающая среда, подобран демонстрационный материал,
дидактические игры?
Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?
Востребована ли тема патриотического воспитания детей в
работе с семьей?
Приложение 3
Анкета для родителей
1.
Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое - ________________________________________________________________
затрудняюсь ответить.
2.
Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
3.
Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического
воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств
ребёнка.
4.
Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей –
педагоги или родители?
_______________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5.
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой
государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
6.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по
патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать
анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного
возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у
своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей
родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к городу, стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в городе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании
основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию
социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- конкурсы по темам истории и современности Новокузнецка и России;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств
у
современных
дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из
истории страны;
- другое.
Приложение 3
Анкета для детей.
1.
В какой стране ты живешь?
2.
Что такое Родина?
3.
Ты любишь свою Родину? За что?
4.
Что для тебя Родина?
5.
Кем гордится наш город? Наша страна?
6.
Как ты думаешь Россия великая страна? Почему?
7.
Какого цвета слово «мир»?
8.
Что такое война?
Приложение 4.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от
хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с
прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это
является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития
человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного
дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о
значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина,
библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте
ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению
своего двора.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в
общественных местах.
Литература:
1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования.
Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя
дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал
“Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения //
Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. –
2003. – No 3.
7. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».
Управление ДОУ 2006 № 8
8. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ».
Управление ДОУ 2002 №6.
9. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3.
10. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через
музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
11. Иллюстрированный справочник по лекарственным растениям Сибири
Кемерово: Кузбасс, 2004.- 256с.
12.Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. Растительный мир Кузбасса и его охрана: Учебное
пособие. Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995.- 111 с.
13. Коротовских Л.Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление
ДОУ 2006 № 8.
14. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
15. Кропочева Т.Б. Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов. –
Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004.-126 с.
16. Крылов Г.В., Завалишин В.В., Козакова Н.Ф. Исследователи Кузбасса. – Кемерово:
Кемеровское кн. изд-во, 1983. 168 с.
17. Куприянов А.Н. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи
/ А.Н. Куприянов, Ю.А. Манаков.- Кемерово: Кузбасс, 2004.- 72с.
18.
Лаврина В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего
времени
/ Вера Лаврина.- 3-е изд.- Кемерово: Кузбасс, 2007.- 80с.
19. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому
воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. –
2007. – No 1.
20. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Управление ДОУ 2005 №1.
21. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
22. Мытарев А.А., Савельева М.П., Сафонов Л.П., Тивяков С.Д. Наш край родной. –
Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1977. – 72 с.
23. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс,
2003
24. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А.
Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
25. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010
26. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода,
М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
27. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие
/ Л.И. Соловьев.- Кемерово: Кузбасс, СКИФ, 2006.- 384 с.
28.
Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для
воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. - М.:АРКТИ. 2006
29. Шипулин А.Я., Калинин А.М., Никифоров Г.В. Леса Кузбасса. – Кемерово: Кемеровское
кн. изд-во 1976. – 240 с.
30. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал
“Управление ДОУ”, 2004, № 4.