Автор: Ломако Михаил Игоревич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт применения ланкастерской школы
Раздел: среднее образование
«Опыт применения ланкастерской школы»
Один из моих главных педагогических принципов, который стоит в основе
образовательной деятельности – это применение элементов взаимного обучения
или так называемая ланкастерская школа. Если свести принцип ланкастерской
школы к одному предложению, то оно может звучать так: «Ученики помогают
другим ученикам». В чем состоит суть данной системы обучения и на чем она
базируется?
Основная фигура в ланкастерской системе — ученик, которому учитель
доверяет обучать других учеников. Это может быть старший по возрасту или
просто
наиболее
способный
ребёнок.
Ланкастер
называл
таких
учеников
«мониторами» (от английского слова monitor — «наблюдатель»). Благодаря этому
его систему стали называть «мониторной» (по-английски — monitorial). Так что
в итоге один и тот же подход известен под несколькими названиями: и мониторная,
и мадрасская, и Белл-Ланкастерская система, и просто Ланкастерская — всё это
одно и то же. Другие ее названия – peer-to-peer-обучение (английское слово peer
означает «равный»), совместное обучение (в англоязычной литературе такой
подход
называется collaborative
learning). Некоторые
разделяют P2P-
обучение и совместное
обучение. Совместное
обучение в этой
трактовке
происходит тогда, когда учащиеся работают в группах, чтобы вместе найти
решение задачи и обсудить идеи, то есть учатся друг с другом. А в P2P-модели
один учащийся ведёт другого через концепцию или задачу, то есть один ученик
учит другого. Ланкастерская система обучения – это обучение не только более
способными учениками отстающих учеников, но и взаимообучение.
Принципы, на которых должно базироваться данное обучение:
1) равный учит равного, то есть ученики обмениваются опытом, знаниями
и информацией — и так формируют связи, создают сообщества, основанные
на принципах поддержки и взаимопомощи (субъект-субъектное общение);
2) в школе не существует возрастных ограничений, а быть помогающим может
любой желающий — как с опытом в предмете, так и без него;
3) между учениками нет административного подчинения, поэтому здесь нет
места ни наставлениям, ни указаниям, ни тем более наказаниям;
4) взаимное обучение может быть как формальным, так и неформальным
и применяться практически где угодно;
5) это активное обучение, где ученики развивают свою познавательную
активность, уча и обучаясь одновременно;
6) Учитель – не единственный источник информации. Учитель в данном
случает
выступает
как
фасилитатор (человек,
обеспечивающий
успешную
групповую коммуникацию).
Поскольку я как учитель в данном случае выступаю в роли организатора и
координатора образовательной среды, стимулятора участников к совместной
работе по созданию общего знания, я убедился на практике, что совместное
обучение — это не стихийно сложившийся процесс, где ученики учатся друг
у друга, а тщательно спроектированный заранее образовательный опыт, где
ученики выполняют определенные роли. Важно подчеркнуть, что деятельность
взаимного обучения должна происходить в соответствии с ФГОС. Мероприятия
ланкастерской школы могут проводиться на уроке и во внеурочной деятельности.
Когда
я
встраиваю
элементы
ланкастерской
школы
в
существующую
образовательную модель своей педагогической деятельности, своей школы, то в
первую очередь я должен проработать организационные моменты.
На подготовительном этапе перед началом работы необходимо выявить
учеников, готовых учить и учиться в рамках такого подхода, необходимо выделить
время на проведение подготовительной работы (беседы, рассказ ученикам смысла,
теоретической части, самостоятельный поиск материала и др.) для выработки
навыков, необходимых для совместного обучения. К таким навыкам относится:
умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит, умение выстраивать
социально-коммуникативные связи, умение работать в шумовой и стрессовой
среде, умение находить нужную информацию, умение переводить образы в слова и
слова в образы и др.
Данный этап является важным, т.к. помогает в дальнейшем достичь желаемого
результата: детям трудиться легче, непринужденнее, комфортнее.
На ознакомительном этапе необходимо установить «правила игры», усвоение
которых
необходимо
для
положительных
результатов,
сообщить
целевые
установки, определить способы учета результатов обучения.
Какие формы обучения и взаимодействия практикуются мной и могут
использоваться другими педагогами в рамках такой системы обучения? Они
максимально разнообразны, а также частично осознанно или неосознанно уже
используются учителями разных школ. Я выделяю следующие формы работ,
которые помогают эффективно решить поставленные педагогические задачи на
уроках и внеурочной деятельности:
1) работа в парах на уроке;
2) работа в группе на уроке;
3) объяснение материала учеником, который понял этот материал раньше
остальных, с места другому ученику, который не понял;
4) выступления с докладами и презентациями, в которых ученик задает
уточняющие вопросы классу по материалу, с которым он выступил;
5) учебные группы поддержки – формат обучения, при котором ребята
объединяются и занимаются или готовятся по предметам, к экзаменам вместе,
обмениваются идеями, обсуждают темы и так далее;
6) дискуссионные уроки или семинары, на которых ученики обсуждают
полученные знания, обмениваются мнениями, уточняют непонятные для них
аспекты темы, делятся информацией, которую дополнительно нашли сами;
7) обратная связь – ученики проверяют работы друг друга и стараются дать
конструктивную оценку и обратную связь;
8) совместные (групповые или парные) проекты: ученики вместе работают над
проблемой;
9) система «приятелей» — формат, когда двое учащихся объединяются, чтобы
оказывать друг другу поддержку, обмениваться информацией, делиться успехами;
10) «дети детям» – комплекс мероприятий, при которых ученики старших
параллелей дают открытие уроки ученикам младших параллелей;
11) «ярмарка идей», в которой каждый участник предстаёт в двух ролях:
сначала в роли ищущего ответ — он описывает свою проблему и готов принять
от других участников любые идеи и рекомендации для ее решения, а затем
он выступает в роли эксперта — изучает запросы других людей и предлагает
решения; в итоге из такой комбинации могут родиться совместные проекты,
которые помогают росту всех его участников;
12) создание своих собственных курсов, учебных материалов (например, в
рамках проектной деятельности);
13) создание учебных групп и кружков и участие в них для совместного
изучения и обсуждения интересующих тем;
14) «День самоуправления», когда ученики становятся учителями;
15) дежурство старшеклассников;
16) «активные перемены» – на них старшие и более опытные ученики проводят
различные мероприятия, такие как мастер-класс, опыты, игры;
17)
более
опытный
ученик
обучает
менее
опытного. Это
самый
распространённый вид обучения. Например, ученики старших классов проводят
занятия
для
ребят
помладше
(этот
образовательный
сценарий
обычно
именуют менторингом).
В чем заключаются положительные стороны применения данного метода?
1) развитие коммуникативных навыков;
2) развитие персональных способностей учеников, которые могут открыться
порой в самый неожиданный момент;
3) развитие гибких навыков и осознанный подход к учёбе;
4) погружение в тему (взаимное обучение обеспечивает более глубокое
усвоение материала;
5) может положительно влиять на мотивацию участников учебного процесса;
6)
подход
превращает
учеников
из пассивных
слушателей
в активных
участников;
7)
взаимное
обучение
помогает
создать
доверительную
и безопасную
атмосферу;
8)
подход
позволяет
сохранять
и консолидировать
знания
внутри
образовательного коллектива;
9)
метод
можно
реализовать
в разных
формах,
видах
и пропорциях,
он подходит для всех видов обучения. Нет ограничений для применения метода
и с точки зрения предмета;
10) умение работать в группе, коллективе;
11) прогнозирование своего и чужого потенциала;
12) профориентация.
Но существует и ряд существенных недостатков (рисков), которые могут
проявиться при недолжной и некомпетентной подготовке во время внедрения
данных практик в образовательный процесс:
1) ребёнок, который и сам ещё учится, не в состоянии полностью заменить
учителя;
2) ученик может объяснять предмет неправильно;
3) нельзя быть уверенным, что участники процесса дойдут до конца и получат
нужный результат;
3) могут случаться обычные детские и подростковые конфликты;
4) обучение может не иметь никакого развивающего характера, а носить
характер вдалбливания;
5) далеко не все родители могут быть довольны тем, что их детей привлекают
к преподаванию, то есть фактически к бесплатному труду.
6) у учителя может создаться иллюзия, будто ему не нужно проектировать это
обучение, а вся ответственность лежит на самих участниках учебного процесса;
7) учебный процесс невозможно полностью контролировать, а образовательные
результаты могут получиться неожиданными.
Возможно, самый важный результат — это обретение навыка выстраивания
проактивной коммуникации. Ребенок не ждёт, что знание придёт к нему само,
а формулирует запрос и обращается к окружению. Если нужного решения нет,
но есть желание его найти или создать, то несколько людей инициируют
проектную команду, исследуют и проектируют вместе.
Если обратить внимание на современность, то можно увидеть множество
актуальных проблем, которые ланкастерская школа помогает решить. XXI век –
это век технологий и не будем скрывать, что дети, порой, все больше погружаются
в виртуальный мир и не замечают то, что происходит вокруг них. Человеческое
общение заменяется виртуальным, чувства и эмоции становятся искусственными,
коммуникация сводится до минимума. Система взаимного обучения позволяет
вернуться в настоящий мир, выстроить социально-коммуникативные связи, дает
умение работать в группе и возможность испытывать настоящие неподдельные
эмоции. Производя взаимодействие друг с другом, ученики раскрывают себя,
пробуют себя в разных ролях и начинают понимают ценность доброты и помощи,
тем самым в будущем транслируют данный сценарий в своей жизни, принося
помощь и доброту другим людям, обществу, государству. Также важно, что
внедрение данной системы дает дифференцированный подход к обучению
учеников. Поэтому элементы ланкастерской системы должны стать неотъемлемой
частью жизни любого образовательного процесса, и как метод взаимодействия
сегодня он актуален как никогда раньше.
Данные размышления помимо того, что публиковались как статья или
рассказывались на методических семинарах, имеют практическое применение и
практикуются, совершенствуются, ищутся новые формы.