Напоминание

Опыт применения ланкастерской школы


Автор: Ломако Михаил Игоревич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №19"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт применения ланкастерской школы
Раздел: среднее образование





Назад




«Опыт применения ланкастерской школы»

Один из моих главных педагогических принципов, который стоит в основе

образовательной деятельности – это применение элементов взаимного обучения

или так называемая ланкастерская школа. Если свести принцип ланкастерской

школы к одному предложению, то оно может звучать так: «Ученики помогают

другим ученикам». В чем состоит суть данной системы обучения и на чем она

базируется?

Основная фигура в ланкастерской системе — ученик, которому учитель

доверяет обучать других учеников. Это может быть старший по возрасту или

просто

наиболее

способный

ребёнок.

Ланкастер

называл

таких

учеников

«мониторами» (от английского слова monitor — «наблюдатель»). Благодаря этому

его систему стали называть «мониторной» (по-английски — monitorial). Так что

в итоге один и тот же подход известен под несколькими названиями: и мониторная,

и мадрасская, и Белл-Ланкастерская система, и просто Ланкастерская — всё это

одно и то же. Другие ее названия – peer-to-peer-обучение (английское слово peer

означает «равный»), совместное обучение (в англоязычной литературе такой

подход

называется collaborative

learning). Некоторые

разделяют P2P-

обучение и совместное

обучение. Совместное

обучение в этой

трактовке

происходит тогда, когда учащиеся работают в группах, чтобы вместе найти

решение задачи и обсудить идеи, то есть учатся друг с другом. А в P2P-модели

один учащийся ведёт другого через концепцию или задачу, то есть один ученик

учит другого. Ланкастерская система обучения – это обучение не только более

способными учениками отстающих учеников, но и взаимообучение.

Принципы, на которых должно базироваться данное обучение:

1) равный учит равного, то есть ученики обмениваются опытом, знаниями

и информацией — и так формируют связи, создают сообщества, основанные

на принципах поддержки и взаимопомощи (субъект-субъектное общение);

2) в школе не существует возрастных ограничений, а быть помогающим может

любой желающий — как с опытом в предмете, так и без него;

3) между учениками нет административного подчинения, поэтому здесь нет

места ни наставлениям, ни указаниям, ни тем более наказаниям;

4) взаимное обучение может быть как формальным, так и неформальным

и применяться практически где угодно;

5) это активное обучение, где ученики развивают свою познавательную

активность, уча и обучаясь одновременно;

6) Учитель – не единственный источник информации. Учитель в данном

случает

выступает

как

фасилитатор (человек,

обеспечивающий

успешную

групповую коммуникацию).

Поскольку я как учитель в данном случае выступаю в роли организатора и

координатора образовательной среды, стимулятора участников к совместной

работе по созданию общего знания, я убедился на практике, что совместное

обучение — это не стихийно сложившийся процесс, где ученики учатся друг

у друга, а тщательно спроектированный заранее образовательный опыт, где

ученики выполняют определенные роли. Важно подчеркнуть, что деятельность

взаимного обучения должна происходить в соответствии с ФГОС. Мероприятия

ланкастерской школы могут проводиться на уроке и во внеурочной деятельности.

Когда

я

встраиваю

элементы

ланкастерской

школы

в

существующую

образовательную модель своей педагогической деятельности, своей школы, то в

первую очередь я должен проработать организационные моменты.

На подготовительном этапе перед началом работы необходимо выявить

учеников, готовых учить и учиться в рамках такого подхода, необходимо выделить

время на проведение подготовительной работы (беседы, рассказ ученикам смысла,

теоретической части, самостоятельный поиск материала и др.) для выработки

навыков, необходимых для совместного обучения. К таким навыкам относится:

умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит, умение выстраивать

социально-коммуникативные связи, умение работать в шумовой и стрессовой

среде, умение находить нужную информацию, умение переводить образы в слова и

слова в образы и др.

Данный этап является важным, т.к. помогает в дальнейшем достичь желаемого

результата: детям трудиться легче, непринужденнее, комфортнее.

На ознакомительном этапе необходимо установить «правила игры», усвоение

которых

необходимо

для

положительных

результатов,

сообщить

целевые

установки, определить способы учета результатов обучения.

Какие формы обучения и взаимодействия практикуются мной и могут

использоваться другими педагогами в рамках такой системы обучения? Они

максимально разнообразны, а также частично осознанно или неосознанно уже

используются учителями разных школ. Я выделяю следующие формы работ,

которые помогают эффективно решить поставленные педагогические задачи на

уроках и внеурочной деятельности:

1) работа в парах на уроке;

2) работа в группе на уроке;

3) объяснение материала учеником, который понял этот материал раньше

остальных, с места другому ученику, который не понял;

4) выступления с докладами и презентациями, в которых ученик задает

уточняющие вопросы классу по материалу, с которым он выступил;

5) учебные группы поддержки – формат обучения, при котором ребята

объединяются и занимаются или готовятся по предметам, к экзаменам вместе,

обмениваются идеями, обсуждают темы и так далее;

6) дискуссионные уроки или семинары, на которых ученики обсуждают

полученные знания, обмениваются мнениями, уточняют непонятные для них

аспекты темы, делятся информацией, которую дополнительно нашли сами;

7) обратная связь – ученики проверяют работы друг друга и стараются дать

конструктивную оценку и обратную связь;

8) совместные (групповые или парные) проекты: ученики вместе работают над

проблемой;

9) система «приятелей» — формат, когда двое учащихся объединяются, чтобы

оказывать друг другу поддержку, обмениваться информацией, делиться успехами;

10) «дети детям» – комплекс мероприятий, при которых ученики старших

параллелей дают открытие уроки ученикам младших параллелей;

11) «ярмарка идей», в которой каждый участник предстаёт в двух ролях:

сначала в роли ищущего ответ — он описывает свою проблему и готов принять

от других участников любые идеи и рекомендации для ее решения, а затем

он выступает в роли эксперта — изучает запросы других людей и предлагает

решения; в итоге из такой комбинации могут родиться совместные проекты,

которые помогают росту всех его участников;

12) создание своих собственных курсов, учебных материалов (например, в

рамках проектной деятельности);

13) создание учебных групп и кружков и участие в них для совместного

изучения и обсуждения интересующих тем;

14) «День самоуправления», когда ученики становятся учителями;

15) дежурство старшеклассников;

16) «активные перемены» – на них старшие и более опытные ученики проводят

различные мероприятия, такие как мастер-класс, опыты, игры;

17)

более

опытный

ученик

обучает

менее

опытного. Это

самый

распространённый вид обучения. Например, ученики старших классов проводят

занятия

для

ребят

помладше

(этот

образовательный

сценарий

обычно

именуют менторингом).

В чем заключаются положительные стороны применения данного метода?

1) развитие коммуникативных навыков;

2) развитие персональных способностей учеников, которые могут открыться

порой в самый неожиданный момент;

3) развитие гибких навыков и осознанный подход к учёбе;

4) погружение в тему (взаимное обучение обеспечивает более глубокое

усвоение материала;

5) может положительно влиять на мотивацию участников учебного процесса;

6)

подход

превращает

учеников

из пассивных

слушателей

в активных

участников;

7)

взаимное

обучение

помогает

создать

доверительную

и безопасную

атмосферу;

8)

подход

позволяет

сохранять

и консолидировать

знания

внутри

образовательного коллектива;

9)

метод

можно

реализовать

в разных

формах,

видах

и пропорциях,

он подходит для всех видов обучения. Нет ограничений для применения метода

и с точки зрения предмета;

10) умение работать в группе, коллективе;

11) прогнозирование своего и чужого потенциала;

12) профориентация.

Но существует и ряд существенных недостатков (рисков), которые могут

проявиться при недолжной и некомпетентной подготовке во время внедрения

данных практик в образовательный процесс:

1) ребёнок, который и сам ещё учится, не в состоянии полностью заменить

учителя;

2) ученик может объяснять предмет неправильно;

3) нельзя быть уверенным, что участники процесса дойдут до конца и получат

нужный результат;

3) могут случаться обычные детские и подростковые конфликты;

4) обучение может не иметь никакого развивающего характера, а носить

характер вдалбливания;

5) далеко не все родители могут быть довольны тем, что их детей привлекают

к преподаванию, то есть фактически к бесплатному труду.

6) у учителя может создаться иллюзия, будто ему не нужно проектировать это

обучение, а вся ответственность лежит на самих участниках учебного процесса;

7) учебный процесс невозможно полностью контролировать, а образовательные

результаты могут получиться неожиданными.

Возможно, самый важный результат — это обретение навыка выстраивания

проактивной коммуникации. Ребенок не ждёт, что знание придёт к нему само,

а формулирует запрос и обращается к окружению. Если нужного решения нет,

но есть желание его найти или создать, то несколько людей инициируют

проектную команду, исследуют и проектируют вместе.

Если обратить внимание на современность, то можно увидеть множество

актуальных проблем, которые ланкастерская школа помогает решить. XXI век –

это век технологий и не будем скрывать, что дети, порой, все больше погружаются

в виртуальный мир и не замечают то, что происходит вокруг них. Человеческое

общение заменяется виртуальным, чувства и эмоции становятся искусственными,

коммуникация сводится до минимума. Система взаимного обучения позволяет

вернуться в настоящий мир, выстроить социально-коммуникативные связи, дает

умение работать в группе и возможность испытывать настоящие неподдельные

эмоции. Производя взаимодействие друг с другом, ученики раскрывают себя,

пробуют себя в разных ролях и начинают понимают ценность доброты и помощи,

тем самым в будущем транслируют данный сценарий в своей жизни, принося

помощь и доброту другим людям, обществу, государству. Также важно, что

внедрение данной системы дает дифференцированный подход к обучению

учеников. Поэтому элементы ланкастерской системы должны стать неотъемлемой

частью жизни любого образовательного процесса, и как метод взаимодействия

сегодня он актуален как никогда раньше.

Данные размышления помимо того, что публиковались как статья или

рассказывались на методических семинарах, имеют практическое применение и

практикуются, совершенствуются, ищутся новые формы.



В раздел образования