Автор: Трофимова Елена Валерьевна
Должность: МБОУ "Орджоникидзевская СОШ" учитель, зам. директора по УВР
Учебное заведение: МБОУ "Орджоникидзевская СОШ"
Населённый пункт: с. Орджоникидзевское
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Олимпий ские игры в древности
Раздел: среднее образование
Конспект учебного занятия (урока)
Предмет: История
Класс: 5
Тема учебного занятия: Олимпийские игры в древности
Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания
Цель учебного занятия:
1. Знакомство учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традиция-
ми;
2. Формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, со-
ставлять рассказ, высказывать свою точку зрения.
3. Пробуждение в детях желание серьёзно заниматься каким- либо видом спорта.
Задачи учебного занятия:
1. Усвоить факты и основные идеи, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучить новые понятия по данной теме.
3. Организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать - историю появления Олимпийских игр,
уметь – давать определения понятиям«атлет», «ипподром»,«пятиборье», «Олимпия».
Личностные:
развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства
самоуважения и взаимоуважения,оценка значения спорта для формирования ЗОЖ, Смогут
осознать, что такое уважение и принятие межэтнической толерантности в современном
Олимпийском движении
Метапредметные:
развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, дальнейшее
развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, документами, умение работать с
учебником, самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и
использовать
Используемые технологии, методы и приёмы организации учебной деятельности
школьников:
элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, фор-
мирования ключевых компетенций, элементы здоровьесберегающей технологии.
УМК: Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2022,
п. 32;
Ход урока
Организационный момент (УУД: умение организовываться к работе, планировать дея-
тельность в учебной ситуации).
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед
вами на столах лежат цветные кружочки: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них вни-
мательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно
1
сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы
спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать
что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к
концу урока у всех будет хорошее настроение!
Актуализация темы урока (УУД – умение формулировать тему и цели урока)
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру
Древней истории.
Прежде чем начнем изучение новой темы, мы с вами вспомним ранее изученный матери-
ал. В ходе нескольких уроков мы с вами познакомились с историей Древнего государства
– Древней Греции. Географическое положение древнего государства, население, знаме-
нитые греки, мифы Древней Греции.
Итак, начнём разминку – отвечать только с поднятой карточкой, не выкрикивая, и не
перебивая друг друга.
РАЗМИНКА:
1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6) Кто создатель поэм «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер)
7 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)
8) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ...( Афина)
9) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
10) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец ...(Гефест )
11) Он собьет с пути
Или на путь наставит,
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть как молнию,
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Зевс)
-На партах у вас лежат пазлы контурной карты. Это карта древнейшей Греции. Соберите
ее и отметьте на ней основные географические обьекты: полуострова, острова, водные
пространства, основные полисы Греции. (проверить).
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Олимпийские игры в древности».
Задание ученикам: Что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? На какие вопросы
мы должны получить в конце урока.
2
Мы должны узнать (Слайд 4).:
Где проводились первые олимпийские игры;
Когда были проведены первые Олимпийские игры;
Кто принимал участие в первых Олимпийских играх.
Изучение нового материала.
Прежде чем мы начнем нашу работу, я бы хотела обратить ваше внимание на вопросы, от-
веты на который вы дадите в конце урока. Эти вопросы есть в рабочих листах к заданию
№1 (Приложение 1.) В течение урока вы можете записывать правильные ответы, чтобы
лучше запомнить новый материал.
1. В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?
2. В честь какого бога они организованы?
3. Почему они называются Олимпийскими?
4. Кто мог принять участие в олимпийских играх?
5. Сколько дней проходили Олимпийские игры?
6. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и посетим первые
Олимпийские игры, узнаем, как проводились игры в далёкой древности.
Как вы думаете, почему игры называются Олимпийскими? Ответ на вопрос мы
найдем на карте в учебнике
Олимпийские игры проводились в Олимпии. Олимпия располагалась на территории Элла-
ды, в северо-западной части полуострова Пелопоннес, у слияния рек Алфей и Кладей.
Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название?
(гора
Олимп).
Что мы о ней знаем? (На ней жили греческие боги).
До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался
храм Зевса - главного бога Древней Греции, поэтому она объявлялась священным местом,
и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в
Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
- Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва? (Ответы
детей)
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и не-
милости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты
не нападали на путников.
3. Игры были честными.
Олимпия - начальный пункт эстафеты при проведении современных Олимпийских игр.
Его зажигают за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основ-
ном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них за-
жигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем
этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют фа-
кел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете. И он горит непрерывно
до их окончания.
-Что послужило причиной появления Олимпийских игр? Послушайте Миф о возник-
новении Олимпийских игр.
Миф о возникновении Олимпийских игр.
Эта легенда гласит, что Олимпийские игры придумал и организовал сын Зевса – Геракл,
который совершил двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из этих подвигов
и начали проводить Олимпийские игры.
3
Известна очень интересная подробность этой легенды. Она заключается в том, что Ге-
ракл отмерил собственными стопами дистанцию для бега, которая составляла 600
стоп. Именно так появилась распространенная мера длины в Греции, которая называ-
лась «стадии». От этого названия и возникло известное на сегодняшний день слово «ста-
дион». Если переводить эту меру измерения в современные единицы, то получиться, что
дистанция для бега составляла 192метра и 27 сантиметров. Легенда (миф) гласит, что
долгое время спортсмены выявляли победителей только в данном виде состязаний, пока
Геракл не ввел другие дисциплины. Одна из них – панкратион, достаточно суровый вид
спорта, который соединяет в себе кулачный бой и борьбу.
Учитель: Итак, узнав миф об основании Греции, мы отправляемся с вами в Олимпию,
где проходили первые олимпийские игры.
Рассказ учителя и демонстрация презентации:
Олимпия.
Представьте, что мы с вами прибыли в Олимпию. Давайте узнаем, как шла подготовка
к играм. Для этого нам необходимо прочитать пункт 2 «Подготовка к играм» в параграфе
33. Олимпийские игры действительно были самым любимым и главным праздником всех
Греков. Сотни спортсменов и десятки тысяч зрителей приходили и приезжали в Олимпию.
Возьмите карточки 2 вам необходимо воспользоваться картой в учебники и проложить
путь спортсменов на игры. (Слайд 8).
Работа с картой. Перед вами в рабочих листах задание № 2 (Приложение 1). Вам необхо-
димо вставить слова в пропуски для того чтобы определить, как добирались греки в
Олимпию. Для выполнения задания используйте карту «Древняя Греция» и предложенные
вам слова. Внимание слов больше, чем вам необходимо.
Пользуйтесь картой «Древняя Греция», помните, слов в списке больше, чем вам может
понадобится. Покажите путь героя на карте.
Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты
(Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, разви-
тие речи).
(Слайд 9). Выпишите новое слово себе в тетради.
(Слайд 10). Пять незабываемых дней.
Олимпийские игры проводились один раз в четре года. Проводлись игры в течение 5
дней.
1 день. Наступает первый день Олимпиады. Еще до зари все и участники и зрители соби-
раются у храма Зевса Олимпийского, чтобы принести жертвоприношения богам. Каждый
молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие
народы. У храма устанавливали жертвенный котёл. Каждый, кто подходил к нему, отпус-
кал в него подарок богам и просил о чём-то. Судьи давали клятву судить справедливо,
спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы, зрители про-
сили богов помочь спортсменам из своего города.
2 день. На второй день начинаются состязания в пятиборье. (прочитайте определение
Пятиборье - это главное состязание Олимпийских игр, которое состояло из соревно-
ваний по пяти видам спорта
(Работа с понятийным аппаратом: УУД – овладение понятийным аппаратом, разви-
тие речи). (Слайд 11).
В эти состязания входили три испытания: бег, бег с оружием, борьба. В простом беге
участвует 20 человек. Бег проводится на стадионе. Это название произошло от слова "ста-
дия", что значит "стопа". Тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика
(победителя). Его именем называется вся олимпиада. Однажды блестящую победу одер-
жал бегун Фаил, который опередил даже зайца.
4
Кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. Бегуны должны
были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. Однажды спартанец Ладос, победив, упал на зем-
лю мёртвым. Есть ещё бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.
После бега начиналась борьба. Простейшим видом борьбы был выход противников друг
против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды повалит своего со-
перника на землю. В кулачном бою борцы надевали на себя бронзовый колпак, а кулаки
обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий
вид спорта.
3 день. На третий день проходили соревнования по метанию диска, копья и прыжки. Со-
стязающиеся в прыжках поднимались на особую насыпь, в руках они держали гири. Они
ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. (Слайд 12).
Друг за другом выстраивались для соревнований метатели дисков - дискоболы. Они бра-
ли в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращали его в воздухе, наклоняли верх-
нюю часть туловища впер1д и опирались левой рукой о правое колено. В момент броска
тело атлета распрямлялось, и диск со свистом летели, рассекая воздух.
А копьё метали не просто как можно дальше, а в определённую цель.
4 день. Наступал четвёртый день игр. Он был посвящён состязаниям на ипподроме. Са-
мым старинным и излюбленным видом спорта был заезд колесниц, запряженных четвёр-
кой лошадей. Надо было 12 раз обогнуть столб у старта. Это состязание требовало
большой силы и ловкости. Тысячи зрителей, затаив дыхание не раз, видели, как на пово-
роте одна из колесниц вырывается вперёд. Наездник умело правит лошадьми. Другие ко-
лесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. Скачки верхом имеют одну особенность:
перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа по-
водья в руке. В этот день состязания заканчиваются. (Слайд 13).
. Хорошим спортсменам для соревнований требуется тренировка, приглашаем и вас
немного размяться и принять участие в физкультминутке. (Слайд 14).
Физкультминутка (УУД- формирование ответственного отношения к здоровью).
Ребята, но в Древней Греции перед тем как начать состязания атлеты проводили размин-
ку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Сделать выдох, сделать вдох (вдох-выдох)
Будь атлет всегда готов!
5 день. Пятый день - день награждения победителей. Это происходило у храма
Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, пере-
витые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обла-
дателю вечную славу и почет. Торжественное шествие победителей под звуки флейт и пе-
ние приближается к вновь к котлу жертвоприношений. Здесь спортсмены совершали
благодарственные приношения, а потом отправились на пир, устроенный в их честь. Каж-
дый победитель мог воздвигнуть в Олимпии свою статую, но портретное сходство она бу-
дет иметь только после трёх побед. Возвращение спортсмена на Родину сопровождалось
величайшим торжеством: победитель в пурпурной одежде со свитой друзей въезжал на
четвёрке лошадей в свой родной город. Во многих городах в честь победы земляка выби-
вались монеты. В Афинах победителю давали премию, в Аргосе - бронзовый щит. Поэту
заказывали оду (хвалебный стих) в честь победителя, в ней прославляли не только его, но
и его семью, предков, родной город. (Слайд 15).
Во всех районах Древней Греции были свои герои.
5
Рассказ о сильнейших олимпийских чемпионах древности. Среди античных атлетов
наибольших успехов добились Леонидас из Родоса, знаменитый бегун, обладатель 12 по-
бед на четырёх Олимпиадах подряд. Знаменитый бегун и кулачный борец Феаген
уже в детстве был не по годам силен. Возвращаясь из школы, он унёс с рыночной площа-
ди, понравившуюся ему бронзовую статую. Мальчика наказали, заставив отнести тяже-
ленную статую на прежнее место, а молва об этом поступке распространилась по всей
Греции. (Слайд 16).
Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атле-
том, побеждавшим на 6 Олимпиадах это борец Милон.
Рассказ ученика о сильнейшем борце Милоне (УУД - формирование умения добывать
знания из различных источников, анализировать, делать выводы, умение публичного вы-
ступления).
Еще подростком Милон был очень сильным - ежедневно поднимал теленка и носил его
на своих плечах. Со временем теленок превратился в быка, а Милон в первого силача Эл-
лады. 6 раз подряд он становился первым победителем Олимпийских игр. Был случай,
когда все отказались с ним состязаться и ему присудили победу без борьбы. Но когда Ми-
лон отправился к судьям за оливковым венком, он поскользнулся и упал. Зрители хохота-
ли, требуя лишить олимпийской награды того, кто падает на ровном месте. «Да, я упал, но
лишь один раз, - гордо заявил Милон.- Кто из вас бросит меня на землю еще 2 раза и ста-
нет победителем?». Желающих принять вызов не нашлось.
Учитель: Вот и подходит к концу наше «путешествие» в Древнюю Олимпию и знаком-
ство с историей олимпийского движения. Настало время проверить как вы усвоили мате-
риал урока. В начале урока перед вами были сформированы вопросы, давайте ответим на
них (учащиеся используют записи в рабочих листах (Приложение 1)
(Слайд 17).
1.
В каком году и где прошли первые Олимпийские игры?
2. В честь какого бога они основаны?
3. Почему они называются Олимпийскими?
4. Кто мог принять участие в Олимпийских играх
4. Сколько дней проходили Олимпийские игры?
5. Какие виды спорта были представлены на олимпийских играх в Древней Греции?
С целью закрепления полученных знаний предлагаю вам поучаствовать в «умственной
олимпиаде» и решить задачу:
Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы
осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам
запретили целых 20 лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (От-
веты обучающихся)
Выполнение заданий по индивидуальным заданиям (Приложение1).
Как вариант можно предложить игру «Да» или «Нет».
Игра «Да или нет» (на каждый вопрос вам необходимо ответить только «да» или
«нет»).
1. Олимпийские игры проводились в течение 4 дней. Нет
2.В играх могли участвовать только мужчины. да
3. Главным храмом Олимпии был храм Геракла Олимпийского. нет
4. Олимпийские игры на городе Олимпии. да
5. Олимпийские игры были посвящены богине Афине. нет
6. Победителя Олимпийских игр награждали оливковым венком, перевитым белой лентой.
да
7. Олимпийские игры проводились в марте. нет
8. Первые Олимпийские игры прошли в 776 году до н.э. да
6
9. Во время Олимпийских игр разрешались военные действия. нет
10. Любимым состязанием на ипподроме были гонки колесниц. да
Проверка выполнения тестов. (Слайд 19).
Подведение итогов урока и выставление оценок
Учитель: Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать,
делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые
получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши
отличные оценки ещё впереди.
И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу
жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу,
выносливость и массу других качеств.
Я надеюсь, что кто-то из вас станет участником Олимпийских игр и в очередной раз
прославит нашу страну.
Рефлексия (УУД – умение соотносить результаты деятельности с целью).
Учитель:
Попробуйте оценить свою работу на уроке.
Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз:
сегодня я узнал… было интересно…
было трудно… я понял, что… меня удивило…
- Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником
Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье.
6. Домашнее задание. (Слайд 20).
1. Прочитайте и перескажите параграф 32 "Олимпийские игры", оставьте рассказ "Как я
побывал на Олимпийских играх" 1 вариант от лица зрителя, 2 вариант – от лица
спортсмена, участника Олимпийских игр.
2. Разгадайте кроссворд.
3. На дополнительную оценку подготовить сообщение о костромичах участниках и побе-
дителях олимпийских игр.
7