Напоминание

Подготовка детей с ОВЗ к итоговой аттестации по русскому языку


Автор: Григорьева Светлана Игоревна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СКОШ №7"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка детей с ОВЗ к итоговой аттестации по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовка детей с ОВЗ к итоговой аттестации по русскому языку.

Григорьева С. И. учитель русского языка и литературы, МКОУ «СКОШ №7»

Представляю опыт работы по обучению детей с ОВЗ по подготовке к ГВЭ.

Актуальность работы состоит в том, что детям необходимо получить основное

общее образование. Главная задача педагога – предметника создать для ребенка

условия, которые помогут ему подготовиться к сдаче экзамена.

Коррекционно - развивающие задачи обучения предполагают: 1. Развитие

познавательной активности детей (принцип доступности учебного материала, эффект

«новизны») 2. Расширение общеинтеллектуальных умений 3. Нормализацию учебной

деятельности

(формирование

умения

ориентироваться

в

задании,

воспитание

самоконтроля и самооценки) 4. Развитие словаря, устной монологической речи в

единстве

с

обогащением

знаниями

и

представлениями

об

окружающей

действительности 5. Логопедическую коррекцию нарушений речи.

Целью изучения предмета русский язык является формирование умений и

навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи.

Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка и

литературы. Основными видами работ по развитию речи являются изложение и

сочинение, эти виды работы являются итоговыми. Однако не все ученики понимают,

осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно

воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять

элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать

собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении

конкретного задания. Это умеют далеко не все обычные школьники( не говоря о детях

с ОВЗ), именно систематическая работа по развитию речи поможет детям с ЗПР

понимать, осмысливать, воспроизводить текст. Одна из главных задач коррекционной

педагогики – усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация

взаимосвязи речи и деятельности учащихся. С помощью речи ребенок может обдумать

и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить

их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом.

Значительные трудности испытывают учащиеся с ЗПР при написании изложения и

сочинения. Важнейшими из этих проблем являются:

бедный словарный запас,

неумение учащимися высказать собственные мысли,

нарушение в формировании монологической речи.

Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем

развитии таких детей, а также при подготовке к ГВЭ.

Подготовка к итоговой аттестации начинается с 5 класса, осуществляется в двух

направлениях: изложение и сочинение, поэтапно, постепенно.

При подготовке к изложению использую основные формы работы.

Беседа. В работе по развитию связной речи беседа является главной. Она может

быть:

1) по всему тексту (поверхностная, первичная информация);

2) анализ элементов и частей текста (формулировок тем, планов, материалов к

высказыванию).

При анализе текста

определяем его содержание, особенности структуры,

композиционное и языковое оформление.

Анализ текста включает работу по

содержанию, раскрытию авторского замысла, средств организации текста, его

структуры,

анализ

композиции

речевого

произведения,

анализ

особенностей

языкового оформления (языковой анализ).

Анализ текста необходим для того, чтобы учащиеся поняли о чём говорится в

тексте, на основе которого им предстоит создать свой текст. Осмысление содержания

и структуры текста – условие успешного воспроизведения. Поэтому в процессе беседы

по тексу важно ставить вопросы, которые помогли бы учащимся определить основную

мысль

автора,

выделить

главное,

основное,

установить

последовательность

развёртывания

событий,

их

причинно-следственную

связь,

структуру

текста,

особенности его языкового оформления. Анализ содержания и структуры исходного

текста завершается составлением его плана. Данная работа в современной школе

очень важна и необходима, так как выпускники 9-х классов в итоговой аттестации

выполняют первое задание, пишут

изложение.

Поэтому работу данного типа

начинаю с 5-го класса.

Следующий этап устный пересказ прочитанного текста, корректировка устной речи

учителем.

Работаю по формированию умения строить грамотно предложения. Ограниченность

словарного запаса, замедленное овладение грамматическим строем речи, трудности

овладения письменной речью создают трудности можно компенсировать при помощи

схемы - помощника:

подлежащее +сказуемое +дополнение + обстоятельство.

имя существительное + глагол+ имя существительное + наречие.

Обязательна работа в черновиках, затем редактирование (вместе с учителем),

только потом чистовик.

С 5 – 9 класс происходит усложнение в работе по развитию речи: 1. Увеличение

объема текста (у детей с ОВЗ ограниченный объем памяти); 2. Тексты разных стилей и

типов (ОВЗ только повествовательный)

Приемы подготовки к изложению:

- выделение ключевых слов;

- составление предложений по схеме;

- корректировка устной и письменной речи;

- определение главной мысли, темы, микротем.

Сочинение (рассуждение).

В течение 5 лет дети учатся создавать тексты разных типов: повествование,

описание, рассуждение.

Проводится работа с понятиями, основными теоретическими сведениями.

Текст-образец издавна применялся при обучении связной речи. Данный текст

позволяет познакомить учащихся с особенностями предстоящего высказывания;

организовать поиск и подвести детей к осознанию существа некоторых важных

понятий речевого плана. Так, сопоставление описания одного и того же предмета в

разных стилях позволяет познакомить учащихся с деловым и художественным

описанием, анализ текстов-образцов, подобранных на одну тему, подводит учащихся к

осмыслению понятия «способы раскрытия основной мысли (замысла) высказывания».

Существенная функция этого приёма состоит в том, что он готовит учащихся к

редактированию чужого и своего текста, так как анализ недочётов предполагает поиск

правильного, лучшего варианта выражения мысли и нередко сопровождается или

завершается исправлением предложенного для анализа текста. Поэтому очень важно

для анализа предлагать текст с ограниченным количеством недочётов и ошибок,

чтобы эта работа носила целенаправленный характер, была посильной для учащихся и

чтобы после внесённых исправлений получился вполне удовлетворительный текст.

Анализ текста, созданного учащимися.

В первую очередь, это высказывания и обсуждения учащихся, в процессе которых

подводятся некоторые итоги определённого этапа работы.

Дети усваивают

требования, предъявляемые к устным и письменным высказываниям, привыкают

самокритично относиться к своей речи. Учащиеся учатся слушать, делать наброски и

выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни, например, в

обсуждении актуальных вопросов для нашего времени. Помощь учителя в данной

работе очень важна: как правильно определять основную мысль текста, как важно

научить детей слушать высказывание, как верно использовать определённые средства

звуковой выразительности речи. Чтобы привлечь к обсуждению как можно больше

учащихся, необходимо вначале предоставлять слово слабым и средним по своей

речевой подготовке учащимся. Важно не перебивать ни того, кто читал написанное

или выступал с устным высказыванием, ни тех, кто принимает участие в обсуждении.

Ежеминутные замечания мешают детям «мыслить публично», разрушают ситуацию

реального живого общения в процессе беседы.

Упражнения при обучении связной речи должны быть направлены на овладение

умением раскрывать тему высказывания; строить рассуждение, выступать с докладом

и т.д. Задания в упражнениях по развитию связной речи организуют учебные

действия, которые связаны с работой над текстом – готовым и создаваемым. И по

тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить

пять групп упражнений:

1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту: а) задания, требующие в

основном анализа текста, например:

определите основную мысль высказывания, сформулированную автором; позицию

автора; часть, в которой содержится доказательство, в которой даётся описание

того-то и т.д.; озаглавьте отрывок словами текста; проследите зависимость

употребления таких-то языковых средств от задачи высказывания; найдите в

тексте лишнее; часть, которую следовало бы расширить; неудачно введённые в

текст цитаты и т.д.;

б) задания, требующие при анализе сравнения текстов, например:

сопоставьте план, тезисы и конспект; сравните отзыв и рецензию на фильм;

укажите общее в данных текстах и их отличия; объясните правку текста,

произведённую автором.

2.Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту.

Задания в этих

упражнениях требуют анализа, абстрагирования, обобщения и определённых речевых

действий, в результате чего на базе готового текста создаются элементы текста,

например:

сформулируйте тему высказывания, основную мысль автора; озаглавьте текст;

составьте композиционную схему текста.

3.Упражнения на переработку готового текста. Задания в этих упражнениях требуют

исправления текста, в результате чего возникают усовершенствованные, новые или

обновлённые части текста, например:

введите в текст цитаты, подтверждающие высказанные автором суждения;

исключите из текста лишнее; придайте тексту – в соответствии с замыслом

автора

публицистический

характер;

устраните

непоследовательность

в

изложении материала; внесите необходимую правку в текст сочинения.

4.Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного (готового),

например:

составьте план текста, тезисы к нему; изложите подробно (сжато) текст;

подготовьте

сообщение

на

основе

данного

текста;

ответьте

на

вопрос,

поставленный в тексте; перестройте данный рассказ, чтобы он начинался с самого

интересного эпизода; разверните данный сюжет в рассказ.

5.Упражнения, тренирующие учащихся в создании своего текста, например:

составьте план, тезисы выступления; напишите рассказ на выбранную тему;

напишите на данную тему заметку в газету и репортаж; деловое и художественное

описание и т.д.; напишите отзыв об очерке; подготовьте доклад на выбранную

тему.

С помощью таких видов работы постепенно подготавливаю обучающихся к гвэ.

Письменный экзамен ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких

форматах с учётом возможностей разных категорий его участников. Наши учащиеся с

задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи сдают экзамен с

номерами «400, 500».

Большинству выпускников предлагается на экзамене написать изложение

(сжатое или подробное) с творческим заданием или осложненное списывание.

В силу возможностей детей готовлю и к изложению с творческим заданием, и к

осложненному списыванию .

Тексты для изложения подбираются повествовательного характера с ясным

содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий,

не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В

текстах

не

используются

сложные

синтаксические

конструкции;

диалектная,

архаичная лексика.

Устанавливается необходимый объём письменной работы в форме изложения с

творческим заданием:

сжатое изложение – от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчёт слов

включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);

объём подробного изложения – не более 300 слов;

творческое задание (сочинение) – от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в

подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение

оценивается 0 баллов).

Текст изложения выдается обучающимся на 40 минут для работы.

Подготовка к изложению

Каждый ребёнок требует индивидуального подхода. Самое главное положительный

настрой в освоении материала при подготовке к экзаменам. Для себя я нашла

решение, которое предполагает подготовку к ГВЭ на уроках развития речи и

индивидуальных коррекционных занятиях.

Обучение ребят предполагает многократность повторения одних и тех же действий

на протяжении длительного периода времени. Некоторые навыки нужно прививать и

отрабатывать длительное время, доводя до автоматизма. И для того, чтобы ребенок с

ОВЗ полностью освоил приемы переработки текста, нужно постоянно, не один год

давать ему практические задания на отработку соответствующих навыков, начиная с

самых простых заданий.

Подготовка к написанию экзаменационной работы включает в себя два этапа:

групповой (т.е. этап коллективной работы) и индивидуальный (т.е. работа,

ориентированная на потребности конкретного ребенка).

На

этапе

работы

с

изложением

считаю

оптимальным

использование

коллективных форм работы, когда дети, работая в группах, отвечают на вопросы

необходимые для понимания текста, делают запись основной информации, ключевых

слов, вопросов по тексту, составления плана. Обязательный этап устный пересказ,

корректировка устной речи, предложений. Воспроизведение текста в письменной

форме происходит в процессе самостоятельной работы, когда все полученные

сведения применяются для создания изложения.

По окончании группового обсуждения для обучающихся начинается этап

индивидуальной работы. Ребятам предлагается прочитать текст самостоятельно,

несколько раз, обратить внимание на пункты плана, дополнить, если необходимо,

написать черновик и проверить его самостоятельно или с помощью словаря, учителя,

откорректировать ошибки. Проверив черновик, учащиеся оформляют чистовик и

сдают работы.

Подготовка к сочинению

Одна из основных задач по подготовке к ГВЭ состоит в обучении учащихся

навыкам создания письменного текста. Очень важно умение составлять собственный

текст.

Этапы работы с текстом при написании творческого задания (ответа на вопрос по

тексту):

1) актуализация знаний о структуре сочинения-рассуждения, композиции текста;

2) определение ключевых слов в формулировке вопроса;

3) формулировка тезиса (написание вступления);

4) подбор аргументов с опорой на предложенный для изложения текст;

5) обсуждение примеров-аргументов из личного опыта учащегося, отбор аргументов,

оценка их уместности;

6) формулировка заключения (вывода);

7) работа над черновым вариантом текста;

8) комментирование орфограмм и пунктограмм;

9) редактирование чернового варианта текста (исправление очевидных речевых

повторов) и формирование навыка проверки написания слов по орфографическому

словарю;

10)

написание

окончательного

варианта

сочинения

на

чистовик

(коррекция

особенностей почерка).

1.

Внимательно читаем задание, определяемся с видом задания ( проблемный вопрос

или утверждение; нужно дать толкование слова, ответ на вопрос). Можно с

помощью толкового словаря дать определение слова, составить тезис. Если вопрос,

определить главное в вопросе; оставить из опорных слов ответ на вопрос, который

будут доказывать.

2.

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем прочитанный текст и жизненный

опыт. Подумаем над аргументами (примером и доказательствами).

3.

Чтобы подвести итог, вывод, нужно обратиться к вопросу и тезису , переписать их

вывод.

С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию

сочинений используются тексты-образцы и различные упражнения для активизации

смысловой и языковой сторон связного текстового сообщения.

Подготовка детей с ОВЗ к ГВЭ – неотъемлемая часть работы педагога в

современных условиях. Результатом моей работы в течение последних нескольких лет

является успешная сдача экзамена детьми.



В раздел образования