Автор: Надкреничная Галина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ВУВК №2 "Берегиня"
Населённый пункт: г. Красный Луч, г.Вахрушево
Наименование материала: статья
Тема: Обеспечение преемственности между детским садом и начальной школой
Раздел: начальное образование
Обеспечение преемственности между детским садом и начальной школой
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом
зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым
условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку
психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение
представлений родителей и педагогов друг о друге.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы
является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой
контакт между педагогами.
Основные задачи сотрудничества ДО и школы:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и
школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного
процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказание
психологической
помощи
в
осознании
собственных
семейных
и
социальных
ресурсов,
способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и
спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом,
логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер-классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей, и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; фото родительского собрания.
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни
ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста, деловые игры,
практикумы;
семейные вечера, тематические досуги.
Таким образом, преемственность детского сада и школы должна опирается на следующие направления:
согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне;
отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов
непрерывности образования психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в
соответствии с ФГОС ;
обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной
школе.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ________________
____________
СОДРУЖЕСТВО
детский сад / начальная школа
План работы на 202_ - 202_ учебный год
№
п/п
Название мероприятия
Сроки
Ответственный
СЕНТЯБРЬ
1.
Праздник « Первый звонок»
01.09.202_г.
Зам.директора по УВР,
методист
2.
Посещение занятий в подготовительной группе (обзорный контроль)
3-4 неделя
Методист
3.
Родительские собрания в 1классах
4 неделя
Учителя 1 классов
4.
Родительское собрание в старшей группе ДО
3 неделя
Воспитатели
5.
Работа консультационного пункта для родителей
4 неделя
Зам. директора по ДО
6.
Изучение новых нормативных документов
В течение семестра
Зам. директора по УВР,
методист
7.
Посещение воспитателями уроков в 1-х классах, рекомендации
относительно индивидуальной работы с учениками с целью
предупреждение дезадаптации.
3-4 неделя
Методист
ОКТЯБРЬ
1.
Обследование учеников 1-х классов с целью изучения степени
адаптации первоклассников
2-4 неделя
Практический психолог
комплекса
2.
Подготовка и проведение педконсилиума « Адаптация
первоклассников в школьных условиях »:
-
обследование учеников психологом;
-
изучение состояния здоровья первоклассников;
посещение уроков администрацией.
В течение месяца
Зам. директора по УВР,
психолог, методист
3.
Экскурсия:
-посещение детьми старшего дошкольного возраста школы,
знакомство с ее специфическим построением (учебные кабинеты,
спортивный зал, столовая, библиотека, коридоры и т. д.)
2-3 неделя
Методист,
зам. директора по УВР
4.
Консультационный пункт для родителей
4 неделя
Зам. директора по ДО
5.
Праздник Осени ( с приглашением первоклассников)
3 неделя
Методист
6.
Внеклассное мероприятие «Веселые старты» (с приглашением
воспитанников детского сада).
4 неделя
Учителя 1-4 классов
.
НОЯБРЬ
1.
Педсовет №2 Тема.
1 неделя
Директор
2.
Праздник для воспитанников детского сада «День народного
единства»
1 неделя
Методист
3.
Работа консультационного пункта для родителей
4 неделя
Зам. директора по ДО
ДЕКАБРЬ
1.
Подготовка и проведение новогодних утренников
3-4 неделя
Учителя, воспитатели
2.
Работа консультационного пункта для родителей
4 неделя
Зам. директора по ДО
3.
Праздник «День святого Николая» с приглашением воспитанников
детского сада
3 неделя
Методист
ЯНВАРЬ
1.
Посещение семей будущих первоклассников.
1 неделя
Учителя
2.
Работа школы будущего первоклассника. Организация занятий с
детьми, которые не посещают детский сад.
4 неделя
Зам. директора по УВР
3.
Педсовет №3 . Тема.
2 неделя
Директор комплекса
4.
Посещение занятий в старших группах
2 неделя
Учителя начальных классов
5.
Работа консультационного пункта для родителей
3 неделя
Зам. директора по ДО
6.
Общее заседание кафедры начальных классов и МО воспитателей
ДО.
2 неделя
Руководители кафедры, МО
7.
Праздник «Рождественская сказка», кукольный театр (с
приглашением первоклассников)
2 неделя
Методист
ФЕВРАЛЬ
1.
Работа консультационного пункта для родителей
4 неделя
Зам. директора по ДО
2.
Собрание родителей будущих первоклассников
3 неделя
Зам. директора по УВР
3.
Работа Школы будущих первоклассников.
2 неделя
Зам. директора по УВР
4.
Праздник «Папа, мама , я –отличная семья»» (первоклассники и
дошкольники)
3 неделя
Зам. директора по УВР
МАРТ
1.
Педсовет №5 . Тема.
4 неделя
Директор комплекса
2.
Общее заседание кафедры начальных классов и м/о воспитателей.
4 неделя
Руководители кафедры, МО
3.
Работа школы будущего первоклассника
Каждую пятницу
Учителя
4.
Собрание для родителей будущих первоклассников
3 неделя
Воспитатели, учителя
5.
Праздник для мам
2 неделя
Воспитатели, учителя
6.
Работа консультационного пункта для родителей
4неделя
Зам. директора по ДО
АПРЕЛЬ
1.
Праздник «Прощай, Азбука!» (с приглашением будущих
первоклассников)
4 неделя
Учителя 1 классов
2.
Посещение школьной библиотеки
4 неделя
Зав.библиотекой
3.
Работа консультационного пункта для родителей
4неделя
Зам. директора по ДО
МАЙ
1.
Посещение итоговых занятий в детском саду будущими учителями.
2 неделя
Методист
2.
Посещение семей будущих первоклассников (по необходимости).
В течение месяца
Учителя начальных классов
3.
Работа школы будущих первоклассников.
Каждую пятницу
Учителя
4.
Работа консультационного пункта для родителей
4 неделя
Зам. директора по ДО
5.
Выпускной утренник в детском саду
3 неделя
Методист ДО
ИЮНЬ
1.
Спортивные соревнования «Веселые старты»
1 неделя
Учителя
3.
Работа лагеря с дневным пребыванием
В течение месяца
Зам. директора по ВР
4.
Неделя безопасности жизнедеятельности
1 неделя
Зам. директора по ДО