Напоминание

ИКТ - компетентность педагога в соответствии с профессиональным стандартом


Автор: Серебренникова Татьяна Ивановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Дебесский детский сад № 1"
Населённый пункт: с.Дебесы, Удмуртская Республика
Наименование материала: конспект
Тема: ИКТ - компетентность педагога в соответствии с профессиональным стандартом
Раздел: дошкольное образование





Назад





Серебренникова Татьяна Ивановна

Заведующий первой

квалификационной категории

МБДОУ«Дебесский детский сад № 1»

с.Дебесы Удмуртская Республика

ИКТ – компетентность педагога в соответствии

с профессиональным стандартом

Цель:
Познакомить педагогов с ИКТ компетентностями педагога в соответствии с профессиональным стандартом.
Задачи:
1. Выявить «слабые места» в ИКТ компетентностях педагогов. 2. Составить план самообразования по ИКТ. 3. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов. Упражнение «Ассоциация». Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение. Я начну фразу, а вы. поймав мяч. продолжите эту фразу Если педагог - это цвет, то какой? Если педагог - это геометрическая фигура, то какая? Если педагог - это настроение, то какое? Если представить, что педагог - это сказочный герой, то кто? Если время года, то какое? Если педагог - это вид спорта, то какой? Если педагог - это цветок, то это... Если педагог - это драгоценный камень, то какой? Если педагог - игра, то какая? Если педагог - это планета?
СЛАЙД 1
Из всех участников образовательного процесса именно воспитатель является тем самым звеном, в котором концентрируются все проблемы, достижения и ошибки ученых-теоретиков, политиков и чиновников. С их стороны воспитатель слышит- одни требования, со стороны администрации и родителей – другие. Но есть свои ожидания и у детишек… Каким же должен быть воспитатель - профессионал сегодня, чтобы деятельность его была продуктивной и соответствовала всем требованиям и ожиданиям, предъявляемых к воспитателю? Этот вопрос становиться вдвойне актуальным и в связи с введением Профессионального стандарта педагога (воспитателя).
СЛАЙД 2.
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
СЛАЙД 3. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?
1) Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
2) Это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. 3) Это объективный измеритель квалификации педагога. 4) Это средство отбора педагогических кадров в образовательную организацию. 5) Это основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
СЛАЙД 4.
Характеристика стандарта  в нем определяются основные требования к квалификации педагога.  может дополнятся региональными требованиями  может быть дополнен внутренним стандартом образовательной организации  является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения  отражает структуру профессиональной деятельности педагога  выдвигает требования к личностным качествам педагога
СЛАЙД 5.



КАКИМ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ - ПРОФЕССИОНАЛ
Сейчас я предлагаю поработать в группах. ПЕРВОЙ группе предлагаю составить список, где будут названы пять наиболее типичных характеристик воспитателя – профессионала нашего детского сада. ВТОРОЙ группе предлагается назвать пять наиболее типичных характеристик воспитателя - профессионала . Каким должен быть воспитатель в идеале? ТРЕТЬЯ группа должна выделить пять характеристик «корпоративного стандарта» Рассмотрим список качеств первой группы (список № 1) Как вы думаете, достаточно ли педагогу названных качеств, чтобы в полной мере быть успешным и получить признание детей, родителей, и всех тех, кто смотрит на детский сад с определенными ожиданиями? Давайте рассмотрим список № 2 (воспитатель-профессионал в идеале) Дополним список № 3 «корпоративный стандарт» •
СЛАЙД

6.



Всякое

настоящее

образование

добывается

только

путем

самообразования.
Н.А. Рубакин
СЛАЙД 7.


Напишите индивидуальный план мероприятий по совершенствованию своей профессиональной компетентности.
С Л А Й Д

8 .
И К Т – к о м п е т е н т н о с т ь п е д а г о г а в с о о т в е т с т в и и с профессиональным стандартом
СЛАЙД 9.
ИКТ-грамотность и ИКТ- компетентность •
ИКТ-грамотность
– знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). •
ИКТ-компетентность
– не только использование различных информационных ресурсов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
СЛАЙД 10
. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время. Профессионализм воспитателя - синтез компетенций, включающих в себя предметно- методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению понятий "компетенция" и "компетентность".
СЛАЙД 11
.

Компетенция
- включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. •
Компетентность
- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности. •
Компетентностный

подход
- это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности педагога .
СЛАЙД 12.

Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
СЛАЙД 13.

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
• Общепользовательская ИКТ-компетентность • Общепедагогическая ИКТ-компетентность • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
СЛАЙД 14. Общепользовательская ИКТ-компетентность
• Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе. • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации). • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе. • Клавиатурный ввод. • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками). • Навыки поиска в Интернете и базах данных. • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
СЛАЙД 15. Общепедагогическая ИКТ-компетентность
• Например, «Педагогическая деятельность в информационной среде и постоянное ее отражение в ИС в соответствии с задачами», • «Организация образовательного процесса, при котором учащиеся систематически в соответствии с целями образования ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок», • «Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде», • «Организация мониторинга учащимися своего здоровья» и т.п.
СЛАЙД 16. Предметно-педагогическая



ИКТ-компетентность
• Например, «Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература)
• «Знание качественных информационных источников всех образовательных областей, включая литературные тексты и экранизации, исторические документы, включая исторические карты» (все предметы) и т.д.
СЛАЙД 17.

Что и зачем использует педагог в своей работе?
1) Для чего используют ИКТ? 2) Какие средства ИКТ используют? 3) Как часто используют ИКТ?
СЛАЙД 18.
1) Для чего используют ИКТ: • для самообразования • при подготовке к занятию • на занятии • поиск информации, работа с родителями 2) Какие средства ИКТ используют: • Интернет • текстовый редактор • электронные презентации • электронные таблицы • мультимедийные диски • специализированные программы 3) Как часто используют ИКТ: • Ежедневно • По необходимости • Несколько раз в неделю • 1 раз в неделю • 1–2 раза в месяц
СЛАЙД 19.

Выделяют три уровня владения ИКТ - компетенциями:

СЛАЙД 20.

Уровень владения ИКТ - компетенциями



I уровень (базовый) –
инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для решения образовательных задач средствами ИК - технологий общего назначения;


СЛАЙД 21.

II уровень (технологический, предметно-ориентированный) –
освоение ИКТ и внедрение в образовательную деятельность специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
СЛАЙД

22.

III

уровень

(психолого-педагогический,

методический,

творческий)


разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств I у р о в е н ь ( б а з о в ы й ) I у р о в е н ь ( б а з о в ы й ) I I у р о в е н ь ( т е х н о л о г и ч е с к и й , п р е д м е т н о - о р и е н т и р о в а н н ы й ) I I у р о в е н ь ( т е х н о л о г и ч е с к и й , п р е д м е т н о - о р и е н т и р о в а н н ы й ) I I I у р о в е н ь ( п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и й , м е т о д и ч е с к и й , т в о р ч е с к и й ) I I I у р о в е н ь ( п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к и й , м е т о д и ч е с к и й , т в о р ч е с к и й )
ИКТ для решения профессиональных и личных задач и демонстрирования педагогического опыта.
СЛАЙД 23. Для формирования базовой ИКТ-компетентности

необходимо:
– наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ; – овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office; – использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности; – формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
А

СЕЙЧАС

ДОПИШИТЕ

В

СВОЙ

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ,

ЧТО

ВАМ

ЕЩЕ

НЕОБХОДИМО

ИЗУЧИТЬ,

ЧТОБЫ

БЫТЬ

КОМПЕТЕНТНЫМ

ПЕДАГОГОМ

В

ОБЛАСТИ ИКТ.

СЛАЙД 24.

Повышение уровня ИКТ-компетентности педагога
– участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике; – участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах; – использовать при подготовке к занятиям, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров; – обеспечить использование ресурсов Интернет; – формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ; – разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
СЛАЙД 25.

Использование новых информационных технологий существенно облегчает

деятельность педагога
• ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.); • педагог используя компьютер может готовить разнообразные дидактические материалы; • для педагога открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок. Использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом: – дистанционное обучение; – оn-line тестирование; – участие в дистанционных конкурсах; – конференции; – виртуальные экскурсии; – поиск различной информации.
СЛАЙД

26.
ИКТ - компетентность воспитателя, как часть его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, а компетентный педагог должен использовать ИКТ в образовательном процессе в системе.
СЛАЙД 27.
И завершить нашу консультацию я хочу словами Эрнста Хемингуэйя «Называют неврастенией, когда человеку плохо… Бык тоже неврастеник на арене, на лугу он здоровый парень». Образовательное пространство , в котором мы находимся , в наших силах сделать таким лугом, чтобы не неврастениками, а счастливыми людьми чувствовали себя все мы. А в счастье немаловажным является и профессиональный успех.
Будьте успешны и счастливы!


В раздел образования