ИКТ - компетентность педагога в соответствии с профессиональным стандартом
Автор: Серебренникова Татьяна Ивановна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ "Дебесский детский сад № 1" Населённый пункт: с.Дебесы, Удмуртская Республика Наименование материала: конспект Тема: ИКТ - компетентность педагога в соответствии с профессиональным стандартом Раздел: дошкольное образование
Цель: Познакомить педагогов с ИКТ компетентностями педагога в соответствии
с профессиональным стандартом.
Задачи:
1.
Выявить «слабые места» в ИКТ компетентностях педагогов.
2.
Составить план самообразования по ИКТ.
3.
Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы. поймав мяч. продолжите эту фразу
Если педагог - это цвет, то какой?
Если педагог - это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог - это настроение, то какое?
Если представить, что педагог - это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог - это вид спорта, то какой?
Если педагог - это цветок, то это...
Если педагог - это драгоценный камень, то какой?
Если педагог - игра, то какая?
Если педагог - это планета?
СЛАЙД 1
Из всех участников образовательного процесса именно воспитатель является тем самым
звеном, в котором концентрируются все проблемы, достижения и ошибки ученых-теоретиков,
политиков и чиновников. С их стороны воспитатель слышит- одни требования, со стороны
администрации и родителей – другие. Но есть свои ожидания и у детишек…
Каким же должен быть воспитатель - профессионал сегодня, чтобы деятельность его была
продуктивной
и
соответствовала
всем
требованиям
и
ожиданиям,
предъявляемых
к
воспитателю?
Этот вопрос становиться вдвойне актуальным и в связи с введением Профессионального
стандарта педагога (воспитателя).
СЛАЙД 2. Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой
работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
СЛАЙД 3. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога ?
1)
Это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
2)
Это
инструмент
повышения
качества
образования
и
выхода
отечественного
образования на международный уровень.
3)
Это объективный измеритель квалификации педагога.
4)
Это средство отбора педагогических кадров в образовательную организацию.
5)
Это основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между
работником и работодателем.
СЛАЙД 4. Характеристика стандарта
в нем определяются основные требования к квалификации педагога.
может дополнятся региональными требованиями
может быть дополнен внутренним стандартом образовательной организации
является
уровневым,
учитывающим
специфику
работы
педагогов
дошкольного
учреждения
отражает структуру профессиональной деятельности педагога
выдвигает требования к личностным качествам педагога
СЛАЙД 5.
КАКИМ ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ - ПРОФЕССИОНАЛ
Сейчас я предлагаю поработать в группах.
ПЕРВОЙ группе предлагаю составить список, где будут названы пять наиболее типичных
характеристик воспитателя – профессионала нашего детского сада.
ВТОРОЙ группе предлагается назвать пять наиболее типичных характеристик воспитателя -
профессионала . Каким должен быть воспитатель в идеале?
ТРЕТЬЯ группа должна выделить пять характеристик «корпоративного стандарта»
Рассмотрим список качеств первой группы (список № 1)
Как вы думаете, достаточно ли педагогу названных качеств, чтобы в полной мере быть
успешным и получить признание детей, родителей, и всех тех, кто смотрит на детский сад с
определенными ожиданиями?
Давайте рассмотрим список № 2 (воспитатель-профессионал в идеале)
Дополним список № 3 «корпоративный стандарт»
•
СЛАЙД
6.
Всякое
настоящее
образование
добывается
только
путем
самообразования. Н.А. Рубакин
СЛАЙД 7.
Напишите индивидуальный план мероприятий по совершенствованию своей
профессиональной компетентности.
С Л А Й Д
8 . И К Т
–
к о м п е т е н т н о с т ь
п е д а г о г а
в
с о о т в е т с т в и и
с профессиональным стандартом
СЛАЙД 9.
ИКТ-грамотность и ИКТ- компетентность
•
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер,
программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные
кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
•
ИКТ-компетентность
–
не
только
использование
различных
информационных
ресурсов
(ИКТ-грамотность),
но
и
эффективное
применение
их
в
педагогической
деятельности.
СЛАЙД 10 .
Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше
время. Профессионализм воспитателя - синтез компетенций, включающих в себя предметно-
методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие. В научной педагогической
литературе
множество
работ
посвящено
уточнению
понятий
"компетенция"
и
"компетентность".
СЛАЙД 11 .
•
Компетенция
- включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу
предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по
отношению к ним.
•
Компетентность
-
владение,
обладание
человеком
соответствующей
компетенцией,
включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности.
•
Компетентностный
подход
-
это
подход,
акцентирующий
внимание
на
результате
образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации,
а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Остановимся на
вопросе формирования и развития ИКТ - компетентности педагога .
СЛАЙД 12.
Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность
Профессиональная
ИКТ-компетентность
–
квалифицированное
использование
общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ
при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
СЛАЙД 13.
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
•
Общепользовательская ИКТ-компетентность
•
Общепедагогическая ИКТ-компетентность
•
Предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
(отражающая
профессиональную
ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
СЛАЙД 14. Общепользовательская ИКТ-компетентность
•
Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и
завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых
материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты
освоения ИКТ в основной школе.
•
Соблюдение
этических
и
правовых
норм
использования
ИКТ
(в
том
числе
недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
•
Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
•
Клавиатурный ввод.
•
Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и
отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
•
Навыки поиска в Интернете и базах данных.
•
Систематическое
использование
имеющихся
навыков
в
повседневном
и
профессиональном контексте.
СЛАЙД 15. Общепедагогическая ИКТ-компетентность
•
Например, «Педагогическая деятельность в информационной среде и постоянное ее
отражение в ИС в соответствии с задачами»,
•
«Организация образовательного процесса, при котором учащиеся систематически в
соответствии с целями образования ведут деятельность и достигают результатов в открытом
контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок»,
•
«Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в
телекоммуникационной среде»,
•
«Организация мониторинга учащимися своего здоровья» и т.п.
СЛАЙД 16. Предметно-педагогическая
ИКТ-компетентность
•
Например, «Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе
мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология,
литература)
•
«Знание качественных информационных источников всех образовательных областей,
включая литературные тексты и экранизации, исторические документы, включая исторические
карты» (все предметы) и т.д.
СЛАЙД 17.
Что и зачем использует педагог в своей работе?
1)
Для чего используют ИКТ?
2) Какие средства ИКТ используют?
3) Как часто используют ИКТ?
СЛАЙД 18.
1) Для чего используют ИКТ:
•
для самообразования
•
при подготовке к занятию
•
на занятии
•
поиск информации, работа с родителями
2) Какие средства ИКТ используют:
•
Интернет
•
текстовый редактор
•
электронные презентации
•
электронные таблицы
•
мультимедийные диски
•
специализированные программы
3) Как часто используют ИКТ:
•
Ежедневно
•
По необходимости
•
Несколько раз в неделю
•
1 раз в неделю
•
1–2 раза в месяц
СЛАЙД 19.
Выделяют три уровня владения ИКТ - компетенциями:
СЛАЙД 20.
Уровень владения ИКТ - компетенциями
•
I уровень (базовый) – инвариант знаний, умений и опыта, необходимый педагогу для
решения образовательных задач средствами ИК - технологий общего назначения;
•
СЛАЙД 21.
II уровень (технологический, предметно-ориентированный) – освоение
ИКТ
и
внедрение
в
образовательную
деятельность
специализированных
технологий
и
ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или
иного учебного предмета;
СЛАЙД
22.
III
уровень
(психолого-педагогический,
методический,
творческий)
–
разработка собственных электронных средств учебного назначения, использование средств
I
у
р
о
в
е
н
ь
(
б
а
з
о
в
ы
й
)
I
у
р
о
в
е
н
ь
(
б
а
з
о
в
ы
й
)
I
I
у
р
о
в
е
н
ь
(
т
е
х
н
о
л
о
г
и
ч
е
с
к
и
й
,
п
р
е
д
м
е
т
н
о
-
о
р
и
е
н
т
и
р
о
в
а
н
н
ы
й
)
I
I
у
р
о
в
е
н
ь
(
т
е
х
н
о
л
о
г
и
ч
е
с
к
и
й
,
п
р
е
д
м
е
т
н
о
-
о
р
и
е
н
т
и
р
о
в
а
н
н
ы
й
)
I
I
I
у
р
о
в
е
н
ь
(
п
с
и
х
о
л
о
г
о
-
п
е
д
а
г
о
г
и
ч
е
с
к
и
й
,
м
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
и
й
,
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
й
)
I
I
I
у
р
о
в
е
н
ь
(
п
с
и
х
о
л
о
г
о
-
п
е
д
а
г
о
г
и
ч
е
с
к
и
й
,
м
е
т
о
д
и
ч
е
с
к
и
й
,
т
в
о
р
ч
е
с
к
и
й
)
ИКТ для решения профессиональных и личных задач и демонстрирования педагогического
опыта.
СЛАЙД 23. Для формирования базовой ИКТ-компетентности
необходимо:
–
наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях
ИКТ;
–
овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических
материалов средствами Microsoft Office;
–
использование
Интернета
и
цифровых
образовательных
ресурсов
в
педагогической деятельности;
–
формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
А
СЕЙЧАС
ДОПИШИТЕ
В
СВОЙ
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ,
ЧТО
ВАМ
ЕЩЕ
НЕОБХОДИМО
ИЗУЧИТЬ,
ЧТОБЫ
БЫТЬ
КОМПЕТЕНТНЫМ
ПЕДАГОГОМ
В
ОБЛАСТИ ИКТ.
СЛАЙД 24.
Повышение уровня ИКТ-компетентности педагога
–
участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной
практике;
–
участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
–
использовать при подготовке к занятиям, в проектной деятельности широкого
спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки
изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
–
обеспечить использование ресурсов Интернет;
–
формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием
ИКТ;
–
разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
СЛАЙД 25.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает
деятельность педагога
•
ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты и т.п.);
•
педагог
используя
компьютер
может
готовить
разнообразные
дидактические
материалы;
•
для
педагога
открывается
возможность
использование
мультимедиа
проектора,
интерактивных досок.
Использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
–
дистанционное обучение;
–
оn-line тестирование;
–
участие в дистанционных конкурсах;
–
конференции;
–
виртуальные экскурсии;
–
поиск различной информации.
СЛАЙД
26.
ИКТ
-
компетентность
воспитателя,
как
часть
его
профессиональной
компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы, возникающие
в
реальных
ситуациях
педагогической
деятельности,
а
компетентный
педагог
должен
использовать ИКТ в образовательном процессе в системе.
СЛАЙД 27. И завершить нашу консультацию я хочу словами Эрнста Хемингуэйя «Называют
неврастенией, когда человеку плохо… Бык тоже неврастеник на арене, на лугу он здоровый
парень». Образовательное пространство , в котором мы находимся , в наших силах сделать
таким лугом, чтобы не неврастениками, а счастливыми людьми чувствовали себя все мы. А в
счастье немаловажным является и профессиональный успех. Будьте успешны и счастливы!