Автор: Валиева Гульмира Валиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Школа "Взлетай" с. Булгаково
Населённый пункт: село Булгаково, Уфимский район
Наименование материала: Методическая карта урока.
Тема: Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс.
Раздел: начальное образование
И. Пивоварова «Жила-была собака…». Учимся придумывать рассказ о
животных.
Цели: познакомить учащихся с веселыми стихами о животных;
развивать воображение, связную речь, навыки выразительного
чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать
содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с
постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух
прочитанное.
Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме;
аудиозапись песни «Не дразните собак»; карточки (текст для речевой
разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
– Прочитайте стихотворение Бориса Заходера
Все на свете нужны
Все-все, все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все-все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны!
Б. Заходер
– О чем автор говорит нам в стихотворении?
– Докажите, что все на свете друг другу нужны. (Высказывания детей.)
– Прочитайте стихотворение медленно.
– Прочитайте с удивлением (еще: вопросительно, утвердительно, сердито,
весело).
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
– Какой раздел мы начали изучать?
– Как вы понимаете его название, кто такие братья наши
меньшие?
Сегодня мы продолжим разговор на эту тему и познакомимся
с новыми произведениями.
IV. Работа по теме урока
Стихотворение Б. Заходера
– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Б. Заходера
Что вы видите? (Кошка плачет.)
– Как вы думаете, почему она плачет? (Ответы детей.)
– Проверим ваши предположения. Прочитайте стихотворение
самостоятельно. (Дети читают.)
– Какое горе приключилось у киски?
– Жалко ли вам ее? Почему?
– Какое настроение создает это стихотворение?
– Как его можно озаглавить?
V. Физкультминутка
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение И. Пивоваровой
– Кто автор следующего стихотворения?
– Как мы можем назвать его – по первой строчке? («Жила-была собака…»)
Материал для учителя
Ирина Михайловна Пивоварова (1939–1986) – детская писательница.
Родилась в Москве. Ее отец был врачом. Он мечтал, чтобы дочь тоже стала
врачом. Однако она, окончив школу, поступила в Московский текстильный
институт на факультет прикладного искусства. Несколько лет Ирина
работала
на
Мосфильме
и
зарекомендовала
себя
как
великолепный
художник. Вскоре она вышла замуж за известного иллюстратора Виктора
Пивоварова. Их союз сделал очень многое для детской литературы. Ирина
Михайловна начала писать маленькие рассказы, стихи. И они очень
понравились детям.
– Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Что вы видите?
– Предположите, о ком или о чем будет это стихотворение.
– Прочитаем стихотворение по частям.
(Учитель читает первые четыре четверостишия.)
– Какое впечатление произвела на вас собака?
– Найдите и прочитайте слова, которые описывают внешний вид собаки.
(Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
– Прочитайте строчки, которые так описывают собаку, что нам становится
страшно, мы боимся этой собаки.
(Дети зачитывают.)
И вот когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звезд.
– Как вы понимаете эти строчки?
– Есть ли еще строчки?
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись.
– Теперь вам понятны иллюстрации в учебнике?
– Какой предстает перед нами эта собака? (Перед нами возникает образ
огромной, страшной собаки.)
– Как вы считаете, что будет дальше? (Предположения детей.)
– Прочитайте стихотворение до конца, обращая внимание
на характер собаки.
– Ожидали ли вы такое продолжение?
– Прочитайте, какой была собака. (Дети читают.)
– Можно ли сказать, что это сказочное стихотворение?
– Какие приемы сказки использует автор?
(Ответы детей. Затем – выразительное чтение стихотворения.)
2. Правила поведения с собаками
– Поговорим, как правильно вести себя с собаками. Почему
это важно?
– У кого из вас есть собака? Как вы за ней ухаживаете?
– Послушаем песню «Не дразните собак».
– Что вы скажете об этой песне?
VII. Рефлексия
– Что вы узнали на уроке?
– За что вы похвалили бы себя?
– Что вам особенно удалось?
внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
VIII. Подведение итогов урока
– Какой раздел мы изучаем?
– Какие произведения мы читали сегодня? Кто их авторы?
– Какое из них вам больше понравилось? Почему?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворений.