Напоминание

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ДОУ)


Автор: Слезкина Татьяна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад N87" г. о.Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ДОУ)
Тема: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ДОУ)
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ (ДОУ)

Введение

Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте является

важным

элементом

формирования

гражданской

идентичности

и

нравственных

основ

личности.

В

условиях

современных

вызовов,

связанных

с

глобализацией

и

трансформацией

ценностных

ориентиров,

актуальность

системной

работы

в

этом

направлении

возрастает.

Данная методическая разработка направлена на определение

ключевых подходов, методов и форм организации патриотического

воспитания

в

ДОУ.

Материал

основан

на

принципах

возрастной

психологии, педагогики и требованиях ФГОС ДО, что обеспечивает его

практическую применимость в работе воспитателей и методистов.

1.

Теоретические

основы

патриотического

воспитания

дошкольников

1.1. Понятие и сущность патриотизма в дошкольном возрасте

Патриотизм – это сложное социально-психологическое явление,

включающее:

когнитивный

компонент

(знания

о

своей

стране,

её

истории,

культуре);

эмоциональный

компонент

(чувство

привязанности

к

Родине,

гордости за её достижения);

поведенческий компонент (готовность действовать в интересах

общества).

У

дошкольников

патриотические

чувства

формируются

на

эмоционально-чувственной основе, поскольку абстрактное мышление

в этом возрасте ещё не развито.

1.2. Цели и задачи патриотического воспитания в ДОУ

Основные цели:

формирование первичных представлений о малой и большой

Родине;

воспитание

уважения

к

культурному

наследию,

традициям,

символам государства;

развитие социальной активности и гражданской ответственности.

Задачи:

Ознакомление

с

родным

городом/селом,

его

историей

и

достопримечательностями.

Формирование

уважительного

отношения

к

государственной

символике (флаг, герб, гимн).

Воспитание толерантности и уважения к другим культурам в

рамках многонационального государства.

Приобщение к народным традициям, праздникам, фольклору.

2. Методы и формы патриотического воспитания в ДОУ

2.1. Классификация методов

В

работе

с

дошкольниками

применяются

следующие

группы

методов:

Наглядные

(экскурсии,

рассматривание

картин,

фотографий,

видео).

Словесные

(беседы,

чтение

художественной

литературы,

заучивание стихов).

Практические

(творческие

проекты,

дидактические

игры,

театрализованные постановки).

Игровые (сюжетно-ролевые игры, народные игры, квесты).

2.2. Основные формы работы

2.2.1. Занятия и беседы

Тематические

занятия

(«Моя

семья»,

«Наш

город»,

«День

Победы»)

должны

быть

интерактивными,

с

использованием

иллюстраций, аудио- и видеоматериалов.

2.2.2. Экскурсии и целевые прогулки

Посещение местных музеев, памятников, парков позволяет детям

наглядно познакомиться с историей и культурой родного края.

2.2.3. Проектная деятельность

Примеры проектов:

«Герб нашей семьи» (изучение семейных традиций);

«Улицы нашего города» (исследование происхождения названий

улиц).

2.2.4. Праздники и тематические мероприятия

Традиционные народные праздники (Масленица, День России,

День Победы) способствуют эмоциональному вовлечению детей.

3. Возрастные особенности патриотического воспитания

3.1. Младший дошкольный возраст (3–4 года)

Акцент на ближайшем окружении (семья, детский сад).

Использование фольклора (потешки, песенки, сказки).

Формирование

доброжелательного

отношения

к

родным

и

сверстникам.

3.2. Средний дошкольный возраст (4–5 лет)

Расширение знаний о родном городе, природе родного края.

Введение

элементарных

представлений

о

государственных

символах.

Развитие интереса к народным играм и традициям.

3.3. Старший дошкольный возраст (5–7 лет)

Углублённое изучение истории России, её многонационального

состава.

Формирование

уважения

к

защитникам

Отечества (встречи

с

ветеранами, тематические беседы).

Развитие

навыков

исследовательской

деятельности

(мини-

проекты).

4. Взаимодействие с семьёй в процессе патриотического

воспитания

Семья играет ключевую роль в формировании патриотических

чувств у ребёнка. Формы работы с родителями:

Родительские собрания (обсуждение темы патриотизма, обмен

опытом).

Совместные

мероприятия

(выставки

семейных

реликвий,

создание альбомов «Моя родословная»).

Консультации

для

родителей

(рекомендации

по

чтению

книг,

посещению музеев).

5. Оценка эффективности патриотического воспитания

Для

определения

уровня

сформированности

патриотических

представлений у дошкольников используются:

Наблюдение (фиксация проявлений интереса к родной культуре).

Беседы (вопросы о родном городе, праздниках, символах страны).

Анализ детских работ (рисунки, поделки на патриотическую тему).

Критерии оценки:

Знания (что ребёнок знает о своей стране, городе, традициях).

Отношение

(эмоциональные

реакции

при

обсуждении

патриотических тем).

Поведение (участие в мероприятиях, уважительное отношение к

символам государства).

Заключение

Патриотическое воспитание в ДОУ – это системный процесс,

требующий

интеграции

различных

методов

и

форм

работы.

Успешность его реализации зависит от слаженного взаимодействия

педагогов,

детей

и

родителей,

а

также

от

учета

возрастных

особенностей дошкольников.

Предложенные

в

данной

разработке

подходы

позволяют

сформировать у детей основы гражданственности, уважения к истории

и

культуре

своей

страны,

что

является

важным

условием

их

дальнейшей социализации.



В раздел образования