Автор: Сайфутдинова Альфия Шамильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №69 "Веточка"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Жизнь и быт космонавтов на орбите Земля
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
в подготовительной к школе группы
Жизнь и быт космонавтов на орбите Земля
Составила воспитатель:
С. Альфия Шамильевна
2025
Задачи:
1. Образовательная.
• Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос.
• Активизировать словарь следующими существительными: «космос», «космический
корабль», «скафандр», «орбитальная станция», «невесомость».
• Вызвать интерес к профессии космонавт и желание быть похожим на космонавта –
сильного, здорового, выносливого, умного.
• Вызвать интерес к опытнической деятельности.
2. Развивающая.
• Развивать любознательность, воображение, мышление.
3. Воспитательная.
• Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.
Интеграция образовательных
областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной
литературы», «Музыка», «Физическая культура».
Материалы и оборудование: магнитофон, телевизор, запись «космической» музыки; шарики
по количеству детей; 2 обруча; микрофон, волшебная палочка
Ход занятия:
Дети заходят в группу под «космическую» музыку и садятся на стульчики полукругом перед
телевизором.
Воспитатель:
- Дети, назовите мне профессии, которые вы знаете (ответы детей).
Давайте с вами сегодня по подробнее рассмотри одну из профессий. (Воспитатели из данных
профессий выбирает одну)
- это профессия «космонавт».
Воспитатель, может кто-то знает стихотворение про космос?
- С давних пор мечтали люди:
В космос полететь,
Обогнуть планету,
На Луну взлететь.
- Взгляды к звездам устремляли
И в тиши ночей
Смельчаки изобретали
Путь к мечте своей
В:.- Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того
чтобы
подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар. А что еще они изобрели, чтобы
полететь в небо? (Ответы детей).
Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный). Но весь
этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И
человек «конструктор» изобрел мощную, сильную космическую ракету.
Слайд . 3 Королев
Воспитатель (или один из детей, рассказывает стихотворение)
- Мчится в небе голубом
Вертолет с одним винтом,
А еще быстрей полет
совершает самолет,
А еще быстрей - вот эта
Межпланетная ракета!
Перед стартом нужно проложить маршрут полёта. Эту работу в экипаже выполняет космонавт-
испытатель (пилот). Он осуществляет взлёт и посадку, пилотирует корабль.
Я предлагаю вам превратиться в пилотов и проложить маршрут полёта.
Задание: Проложить маршрут( лабиринт)
(на столах у детей разные космические лабиринты)
Эксперимент с ВОЗДУШНЫМИ ШАРАМИ слайд.4-5
Сейчас я вам с помощью воздушного шарика покажу, как быстро летит космическая ракета.
Экспериментальная деятельность.
Каждый ребенок берет себе по одному воздушному шарику. Все дети становятся в круг.
Надувают шарик, а потом разжимают пальцы.
Воспитатель:
- Что произошло с нашими шариками? (Они резко взлетели вверх).
- Вам понравилось, как полетели наши шарики?
- Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.
(дети собирают шарики и садятся на стульчики)
Воспитатель:
- У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель,
По-английски - астронавт,
А по-русски- космонавт.
Слайд 6-7
- Первым космонавтом, который полетел на космической ракете был Юрий Алексеевич
Гагарин.
- Взлетел в ракете русский парень,
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин…
Каким по счету будешь ты?
- Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток».
Слайд 8
-Первой в мире женщиной космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова,
совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6»,который
длился трое суток.
Воспитатель:
- Космический корабль везет космонавта в космос.
- А как вы думаете, где живет космонавт в космосе? (Ответы детей)
- У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция.
Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей.
Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе
. Слайд 9
-В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или
четырех космонавтов.
Воспитатель:
- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции? (Ответы детей).
Игра «Волшебная палочка»
Ребёнок называет действие и передаёт палочку другому ребёнку. Игра
продолжается до тех пор, пока все не назовут действие.
(Космонавты едят, спят, читают книги, смотрят в иллюминатор, ходят
по кораблю, делают зарядку, фотографируют, смотрят фильмы и т.д.)
Слайд 10
Вос-ль: Вы перечислили много занятий космонавтов. У них в полёте
есть свой план работы. Космонавт – испытатель (пилот) следит за
полётом, управляет кораблём; космонавт – инженер проверяет
исправность оборудования на борту МКС, испытывает новое оборудование; космонавт -
исследователь проводит эксперименты,
наблюдает за живыми объектами на борту МКС (растения, животные),
следит за состоянием здоровья космонавтов в невесомости.
Вос-ль: Как космонавты передвигаются по кораблю?
Дети: Они летают.
Вос-ль: В космосе нет воздуха, нет силы притяжения. Все предметы
становятся лёгкими,
как перышки. Их ничего не держит, поэтому они летают.
- Они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю и
т.д
.
Воспитатель:
- В орбитальной станции - невесомость. Все предметы легкие и человек становится легким как
пушинка.
- В космосе веса ничто не имеет.
Все невесомым становится там.
Гиря летать, как пушинка, умеет.
Легкий, как бабочка, гиппопотам.
- А хотите представить, как двигается человек в невесомости?
- Становитесь в круг, и двигайтесь, как я. Звучит медленная «космическая» музыка и дети
выполняя плавные движения, медленно передвигаются по группе, потом садятся на свои места.
Воспитатель:
- А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки,
ложки, вилки? (Ответы детей В невесомости человек двигается медленно и неуверенно. Ему
трудно сосредоточиться на объекте, взять его в руки.
Чтобы повернуть тело, например, нужно ухватиться за что-нибудь, притормозить, развернуть
тело в нужном направлении, оттолкнуться и лететь дальше.) Слайд 11
- Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль.
Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают,
выдавливают пищу прямо в рот. Давайте с вами пофантазируем и скажем, какие блюда могут быть
в этих тюбиках. (Ответы детей
овощной бульон, печеночный паштет, сок из черной смородины.
куриное филе, котлеты по-пожарски, иные «земные» блюда.).
Воспитатель:
- Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В
открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха и очень жарко.
Поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр.
- А вот космический турист –
Скафандр, как звезды, серебрист.
- А как вы думаете, как общаются космонавты в открытом космосе с орбитальной станцией
и с Землей
Воспитатель:
- Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.
Слайд 12
- А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.
- Сколько, я вам рассказала о космонавтах.
- Хотите отправиться в космическое путешествие?
- Я вас сейчас превращу в космонавтов. Раз, два, повернись, в космонавтов превратись!
П/ игра «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам …».
(«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую
полетим. Нов игре один секрет, опоздавшим места нет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,поехали! (дети
занимают места в обруче по 4 человека»)
- Кончился путь, приземлилась ракета!
Перед нами леса и поля!
Здравствуй, наша родная планета!
Здравствуй, наша родная Земля!
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
- На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и
журналисты, которые берут у них интервью.
- Вы тоже, только что прилетели из космоса. Вы здоровы?
- К интервью готовы?
Рефлексия.
Слайд 13.
На экране появляется видео от журналистов (участники дети, задают вопросы)
интервью, задают следующие вопросы (ответы индивидуальные) :
- Как называется ваша профессия? (Космонавт)
- Кто был первым космонавтом мужчиной? (
Юрий Гагарин стал первым космонавтом
планеты 12 апреля 1961 года
.
)
-А как зовут первого космонавта женщину? (
Валентина Владимировна Терешкова — первая в
мире женщина-космонавт.
)
- Как называлась первая ракета? (Р-7)
- Как называется ваш космический дом? (Космический дом, в котором живут и работают
космонавты, называется орбитальной станцией)
- Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?
- Зачем вы летаете в космос? Что вы там делаете?
- В чем вы выходите с открытый космос?
- А может слабый и больной человек полететь в космос? Почему?
- Вы любите свою профессию?
Воспитатель:
- Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавт. Поднимите руку, кто хочет,
когда вырастет, стать космонавтом?
- Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться.
День с зарядки начинать,
Хорошо учиться.
Слабакам не по плечу
Звездные дороги.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
- Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.