Автор: Васильева Марина Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приемы развития математической грамотности
Раздел: среднее образование
Методы и приемы развития
математической грамотности
Сегодня
на первое
место
в мире
выходит
потребность
быстро
реагировать
на все
изменения,
происходящие
в жизни,
умение
самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным
становится функциональная грамотность, так как это «способность
человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни
и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является
математическая грамотность.
«Математическая грамотность – способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать
хорошо
обоснованные
математические
суждения
и
использовать
математику
так,
чтобы
удовлетворять
в
настоящем
и
будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину».
В определении «математической грамотности» основной упор сделан
не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность,
позволяющую
свободно
использовать
математические
знания
для
удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.
Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
-
распознавать
проблемы,
возникающие
в
окружающей
действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Ученик должен обладать такими умениями:
-
умением
выполнять
математические
расчеты
для
решения
повседневных задач;
-
умением рассуждать, делать выводы на основе информации,
представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках),
широко используемых в средствах массовой информации.
Математика воспринимается
в сознании учащихся не как
формальный набор теорем и абстрактных определений, а как орудие
практики, необходимое средство познания проблем физики, обороны страны,
инженерного дела, биологии и экономики.
Проблема формирования математической грамотности требует
изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться действовать
ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа
учителя
на уроке,
образовательные
технологии,
которые
он выбирает,
формируют функциональную математическую грамотность учащихся.
Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного
процесса:
формулировать
свои
собственные
гипотезы
и вопросы,
консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные
результаты. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое
развивающее значение.
Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в
разумное сотрудничество,
что позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание
активным и творческим.
Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5
класса.
Регулярно
включать
в
ход
урока
задания
на «изменение
и
зависимости»,
«пространство
и
форма»,
«неопределенность»,
«количественные рассуждения» и т.п..
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
Как игровой момент на уроке;
Как проблемный элемент в начале урока;
Как
задание
–
«толчок»
к
созданию
гипотезы
для
исследовательского проекта;
Как задание для смены деятельности на уроке;
Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей
необходимость изучения какого либо понятия на уроке;
Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе
обучения;
Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения
и найти аргументы для её защиты;
Можно собрать задания одного типа и провести урок в
соответветствии с какой-то образовательной технологией;
Можно все задачи объединить в группы и создать свой
элективный курс по развитию математического мышления;
Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады,
математические викторины;
Задачи на развитие математического мышления могут стать
основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.
Усвоения
базисных
основ
математики,
в
большинстве
своем,
происходит в 5-6 классах, поэтому важно, чтобы на данном этапе обучения
на первом плане стояло развитие математической грамотности учащихся. Что
в дальнейшем поспособствует более глубокому и сознательному пониманию
математики, как части общечеловеческой культуры.
В своем выступлении я хотела бы рассмотреть несколько приемов и
методов развития математической грамотности.
Приемы работы с учащимися по развитию математической
грамотности на различных
этапах урока математики
1.
Приём
«Найди ошибку», способствует актуализации знаний
учащихся и активизации мыслительной деятельности, дает возможность
быстро включить детей в работу и логично перейти к изучению темы урока.
Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать
информацию, умение выражать свое мнение.
Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений
по правилу: найти ошибку и исправить её.
2.
Прием «Физкультминутка по-математически». Неоценима на
уроках математики роль физкультминуток, которые можно проводить не
только для двигательной активности учащихся, но и для отработки
математических правил в игровой форме.
Например:
1)Учитель: Я скажу несколько математических предложений. Если
предположение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаёте и кто-то
объясняет, почему ложное.
1. В записи числа «Одна тысяча» три нуля.
2. В записи числа «Один миллион» пять нулей.
3. Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр.
4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на
единицу.
5. В записи числа «Один миллиард» девять нулей.
6. Вам известно только три класса многозначных чисел.
2)
Можно
использовать
набор
карточек
с
правильными
и
неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх,
неправильную
-
руки
в
стороны.
3) Карточки с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма
отрицательна
-
присели,
положительна
-
встали.
4) На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный -
учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.
3.
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей
уровня математической
грамотности учащихся. Решение задач есть вид
творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.
1.
Рассмотрим типовую задачу на нахождение двух чисел по их
сумме и разности.
В двух пачках 70 тетрадей — в первой на 10 тетрадей больше, чем во
второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?
Для решения задачи можно составить несложное уравнение, а можно
рассуждать иначе.
1) 70 – 10 = 60 (тетр.) — удвоенное число тетрадей во второй пачке,
2) 60:2 = 30 (тетр.) — тетрадей во второй пачке,
3) 30 + 10 = 40 (тетр.) — в первой пачке.
2. По теме « МАСШТАБ». Составить план дома ( квартиры) в
масштабе
1 : 100.
3. Задача «Ремонт» У вас дома планируется ремонт.
- Произведи необходимые измерения и подсчитай площадь, высоту
дома (квартиры).
- Узнай у родителей стоимость: обоев, краски (половой и белой),
потолочного покрытия, клей обойный, линолеум.
- Рассчитать стоимость материалов для каждой комнаты и квартиры в
целом.
4. Работа с условием задачи. Учащиеся маркером выделяют ключевые
слова и данные в задаче, которые помогут решить задание.
5. Приём «Пишу и говорю». В процессе выполнения задания ученик
проговаривает каждое своё действие. Можно проводить эту работу по
цепочке, таким образом на уроке будет задействован каждый учащийся.
6. Работа в группах. Например, при изучении темы «Статистическая
обработка данных» каждой группе даётся задание провести опрос и
оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков.
7.
Деловая игра. Например, для того, чтобы понять разницу в
аннуитетной и дифференцированной схемах выплаты кредита.
Также для развития математической грамотности можно использовать
проблемное обучение, моделирование заданий (представление ситуаций
задачи и её моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа), работу с
символическим
текстом,
преобразование
информации,
работу
с
диаграммами, таблицами, чертежами и игровые технологии (ребусы,
кроссворды и тд.).