Напоминание

Методы и приемы развития математической грамотности


Автор: Васильева Марина Викторовна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Мариинск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приемы развития математической грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Методы и приемы развития

математической грамотности

Сегодня

на первое

место

в мире

выходит

потребность

быстро

реагировать

на все

изменения,

происходящие

в жизни,

умение

самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным

становится функциональная грамотность, так как это «способность

человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни

и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является

математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и

понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать

хорошо

обоснованные

математические

суждения

и

использовать

математику

так,

чтобы

удовлетворять

в

настоящем

и

будущем

потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему

гражданину».

В определении «математической грамотности» основной упор сделан

не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность,

позволяющую

свободно

использовать

математические

знания

для

удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

-

распознавать

проблемы,

возникающие

в

окружающей

действительности и которые можно решить средствами математики;

- формулировать эти проблемы на языке математики;

- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

- анализировать использованные методы решения;

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной

проблемы;

- формулировать и записывать результаты решения.

Ученик должен обладать такими умениями:

-

умением

выполнять

математические

расчеты

для

решения

повседневных задач;

-

умением рассуждать, делать выводы на основе информации,

представленной в различных формах (в таблицах, диаграммах, на графиках),

широко используемых в средствах массовой информации.

Математика воспринимается

в сознании учащихся не как

формальный набор теорем и абстрактных определений, а как орудие

практики, необходимое средство познания проблем физики, обороны страны,

инженерного дела, биологии и экономики.

Проблема формирования математической грамотности требует

изменений к содержанию деятельности на уроке. Научиться действовать

ученик может только в процессе самого действия, а ежедневная работа

учителя

на уроке,

образовательные

технологии,

которые

он выбирает,

формируют функциональную математическую грамотность учащихся.

Ученики должны активно принимать участие на всех этапах учебного

процесса:

формулировать

свои

собственные

гипотезы

и вопросы,

консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные

результаты. Повышение мотивации в обучении математики имеет высокое

развивающее значение.

Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в

разумное сотрудничество,

что позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание

активным и творческим.

Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5

класса.

Регулярно

включать

в

ход

урока

задания

на «изменение

и

зависимости»,

«пространство

и

форма»,

«неопределенность»,

«количественные рассуждения» и т.п..

Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:

Как игровой момент на уроке;

Как проблемный элемент в начале урока;

Как

задание

«толчок»

к

созданию

гипотезы

для

исследовательского проекта;

Как задание для смены деятельности на уроке;

Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей

необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе

обучения;

Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения

и найти аргументы для её защиты;

Можно собрать задания одного типа и провести урок в

соответветствии с какой-то образовательной технологией;

Можно все задачи объединить в группы и создать свой

элективный курс по развитию математического мышления;

Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады,

математические викторины;

Задачи на развитие математического мышления могут стать

основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики.

Усвоения

базисных

основ

математики,

в

большинстве

своем,

происходит в 5-6 классах, поэтому важно, чтобы на данном этапе обучения

на первом плане стояло развитие математической грамотности учащихся. Что

в дальнейшем поспособствует более глубокому и сознательному пониманию

математики, как части общечеловеческой культуры.

В своем выступлении я хотела бы рассмотреть несколько приемов и

методов развития математической грамотности.

Приемы работы с учащимися по развитию математической

грамотности на различных

этапах урока математики

1.

Приём

«Найди ошибку», способствует актуализации знаний

учащихся и активизации мыслительной деятельности, дает возможность

быстро включить детей в работу и логично перейти к изучению темы урока.

Формируется умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать

информацию, умение выражать свое мнение.

Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений

по правилу: найти ошибку и исправить её.

2.

Прием «Физкультминутка по-математически». Неоценима на

уроках математики роль физкультминуток, которые можно проводить не

только для двигательной активности учащихся, но и для отработки

математических правил в игровой форме.

Например:

1)Учитель: Я скажу несколько математических предложений. Если

предположение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаёте и кто-то

объясняет, почему ложное.

1. В записи числа «Одна тысяча» три нуля.

2. В записи числа «Один миллион» пять нулей.

3. Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать цифр.

4. Последующее натуральное число отличается от предыдущего на

единицу.

5. В записи числа «Один миллиард» девять нулей.

6. Вам известно только три класса многозначных чисел.

2)

Можно

использовать

набор

карточек

с

правильными

и

неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх,

неправильную

-

руки

в

стороны.

3) Карточки с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма

отрицательна

-

присели,

положительна

-

встали.

4) На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный -

учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.

3.

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей

уровня математической

грамотности учащихся. Решение задач есть вид

творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.

1.

Рассмотрим типовую задачу на нахождение двух чисел по их

сумме и разности.

В двух пачках 70 тетрадей — в первой на 10 тетрадей больше, чем во

второй. Сколько тетрадей в каждой пачке?

Для решения задачи можно составить несложное уравнение, а можно

рассуждать иначе.

1) 70 – 10 = 60 (тетр.) — удвоенное число тетрадей во второй пачке,

2) 60:2 = 30 (тетр.) — тетрадей во второй пачке,

3) 30 + 10 = 40 (тетр.) — в первой пачке.

2. По теме « МАСШТАБ». Составить план дома ( квартиры) в

масштабе

1 : 100.

3. Задача «Ремонт» У вас дома планируется ремонт.

- Произведи необходимые измерения и подсчитай площадь, высоту

дома (квартиры).

- Узнай у родителей стоимость: обоев, краски (половой и белой),

потолочного покрытия, клей обойный, линолеум.

- Рассчитать стоимость материалов для каждой комнаты и квартиры в

целом.

4. Работа с условием задачи. Учащиеся маркером выделяют ключевые

слова и данные в задаче, которые помогут решить задание.

5. Приём «Пишу и говорю». В процессе выполнения задания ученик

проговаривает каждое своё действие. Можно проводить эту работу по

цепочке, таким образом на уроке будет задействован каждый учащийся.

6. Работа в группах. Например, при изучении темы «Статистическая

обработка данных» каждой группе даётся задание провести опрос и

оформить результаты этого опроса в виде диаграмм и графиков.

7.

Деловая игра. Например, для того, чтобы понять разницу в

аннуитетной и дифференцированной схемах выплаты кредита.

Также для развития математической грамотности можно использовать

проблемное обучение, моделирование заданий (представление ситуаций

задачи и её моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа), работу с

символическим

текстом,

преобразование

информации,

работу

с

диаграммами, таблицами, чертежами и игровые технологии (ребусы,

кроссворды и тд.).



В раздел образования