Напоминание

"Развития школьников в процессе обучения (русский язык)"n


Автор: Колбаева Насима Имашевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№32"
Населённый пункт: город Нижневартовск ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья с практическим материалом.
Тема: "Развития школьников в процессе обучения (русский язык)"n
Раздел: начальное образование





Назад





РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Развивающая работа опирается на данные изучения ребёнка. Выясняются затруднения ребёнка, причины, и как они отражаются на общем уровне умственного развития, ( каков актуальный уровень развития ученика) какова структура отклонения (например, первичное нарушение может состоять в низком умственном развитии, а вторичная – в снижении мотивации учения). Целесообразно развитие с опорой на ЗБР. Желательно определить основу для развития, выявить, на какие сохранные качества ребёнка можно опереться, например, на широкий запас знаний или на положительную мотивацию к учению. Развитие мыслительной деятельности включает в себя создание у ребёнка мотива достижения результата, помощь в построении плана будущего действия, обучения мыслительным операциям, сопоставлению различных способов действий т.д. Необходима своевременная диагностика (с 3-4-х лет) и устранение отклонений, формирование мотивации, создание обстановки психологической безопасности для ребёнка. В работе со школьниками с низкой обучаемостью важно предусмотреть
специальные,
разделённые на мелкие этапы
упражнения
с опорой на схемы, проговаривание, применение развёрнутой инструкции с регулярным контролем; использование не только подсказок, но и стимулирование активности учащихся, обучение их постановке целей. В работе с детьми с низкой мотивацией используется, например,
изменение позиции
слабого ученика, когда он ведёт часть задания, работая в группе или в паре с более слабым учеником, (приложение «Формирование способности к кооперации как средства решения задачи развития личности») применяются при этом более лёгкие задания, укрепляющие положительную мотивацию к учению. В последнее время составляются разные стратегии воздействия взрослого на ребёнка.
Стратегия развития понимается как раскрытие творческого потенциала ребёнка,

усиление заложенных в нём возможностей, помощь в обретении веры в свои силы,

стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, т.е. как развитие,

идущее изнутри
. Дать в руки ученика максимум того, что накопило человечество, чтобы он мог осознанно выбрать те средства, которые созвучны его индивидуальности. Психологической сущностью новых технологий обучения должно стать планирование учебного процесса от ученика, т.е
. психологически ориентированное обучение.


ЭТАПЫ И УРОВНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ.
1 этап воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли. 2 этап понимания знаний – заданиями типа: объясни, нарисуй схему. 3 этап применения знаний типа: сравни, докажи, сделай вывод. Передовые учителя подчёркивают роль положительных мотивов и эмоций в обучении и развитии. В.Ф. Шаталов отмечал: «Ученик должен учиться победно». Г.Лозанов считает, что правильно организованное (суггестивное) обучение сопровождается отсутствием усталости, предусматривает ненапряжённую концентрацию, ибо напряжение очень утомляет и расходует энергию учащегося. Эти психологические состояния достигаются внутренней мотивацией (установкой учителя на резервные возможности ученика), широкой вариацией условий обучения, ситуацией свободного общения на уроках, отсутствием оценок. Внешняя расслабленность не мешает внутренней концентрации внимания. Обучение на высоком уровне трудности ( Л. В. Занков ) требует предъявлять задания , «нащупывающие»верхний предел возможностей. При необходимости степень трудности заданий снижается, дифференцируется. Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам. Один ученик даёт ответ, у другого возникает мысль по - аналогии, начинается живое, активное обсуждение. Учитель подхватывает мысль, развивает её, обобщает. Недопустима интенсификация темпа урока ради интенсификации, спешка, нагромождение упражнений и заданий на уроке. Должно быть обеспечено оптимальное развитие каждого. Методы: МНОГОГРАННОСТЬ, ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ, РАЗРЕШЕНИЕ КОЛЛИЗИЙ, ВАРИАНТНОСТЬ. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными. Урок может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом учащиеся осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя. Или урок может развёртываться в виде постоянного углубления. Главное – не гладкость урока, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с её ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.
Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями; обстановка урока – радостная, атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом учения. Методы должны аппелировать не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение имеет возможность делиться на уроках своими личными наблюдениями. Л. В. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка. Отказ от сведения развития ребёнка к развитию только познавательных функций и выдвижение на первый план процесса его становления как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Не обучаемый индивид, а самоизменяющийся объект учения – учащийся. К началу школьного возраста формируется потребность в реализации себя как субъекта и в расширении сферы этой реализации.
Обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной

деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, - такова

исходная задача развивающего обучения.
Качественное усвоение детьми достаточно сложной системы понятий, опираясь на учебную деятельность репродуктивного типа, невозможно Ученик должен понимать , почему он делает именно так, а не иначе. Основной метод –
учебное исследование
. Любое исследование по своей природе коллективно, оно предполагает сопоставление позиций, методов, результатов. Уроки проводятся в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать, направлять и поддерживать такой диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т.е. включаясь в диалог как один из его участников. В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом. Единственно возможной является позиция делового партнёра, активно сотрудничающего с детьми в процессе решения учебных задач. Необходимым условием эффективной развивающей работы является создание условий, вызывающих положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включенность ученика в работу.
Переживание маленьких успехов в учёбе, удовольствие от хорошо проделанной

работы, достаточно быстрое достижение изменений в учении личностно включает

ученика в уроки, что и является основным условием успеха.
1 ЭТАП
Основная задача 1 этапа: формирование полноценных представлений о
звуковом
составе слова . 2 этапа: формирование полноценных обобщений о
морфологическом
составе слова. 3 этапа: формирование
синтаксических
обобщений, т.к. ему подчинено правописание подавляющегося большинства слов. Для успешного овладения детьми морфологическим принципом письма необходимо, чтобы они уже овладели: 1) фонетическим принципом письма (как слышим, так и пишем). 1 этап; 2) хорошо владели морфологическим анализом слов – находили приставку, корень, суффикс, окончание; 3) овладели достаточно большим, систематизированным словарным запасом, накопленных за счёт родственных слов, слов – обобщений, синонимов, антонимов, осмысленным использованием многозначных слов, образных выражений; 4) грамматическими нормами родного языка. Итак, формирование морфологических обобщений составляет важнейший аспект совершенствования речи, который включает следующие задачи: уточнение значений как имеющихся у детей в активном запасе слов, так и приобретённых вновь, дальнейшее обогащение и абстрактные понятия, слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения лексической сочетаемости слов, словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций; формирование умения активно пользоваться простыми предложениями с распространением ( до 7 и более слов), с однородными членами, а также со сложносочинёнными и некоторыми сложноподчинёнными конструкциями; систематизация основных синтаксических и морфологических закономерностей языка. То есть на 2 этапе развития учащиеся осваивают язык, его лексико-грамматические основы – формы, значения и функции. Слово является одной из значимых единиц языковой системы: оно называет, имеет звуковое оформление, несёт смысловое содержание
, а значит, является частью познания.
За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нём отражаются. Слово имеет ещё и грамматическое значение и грамматическое оформление.

Обогащение словарного запаса
происходит в процессе усвоения детьми различных способов словообразования. В процессе данной работы происходит развитие восприятия и различения значимых частей слова. Обогащение
лексики
должно происходить также за счёт усвоения детьми
предлогов, союзов, междометий, т
.к. без знания этих слов учащиеся не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.
Обогащение лексического запаса
происходит как путём
накопления слов
, так и за счёт усвоения детьми богатства и разнообразия связей и отношений между словами, т.е. усвоения группы слов. Т.е. научить учащихся производить отбор и группировки слов по различным признакам:
морфологическим
(по общности корня, приставки, суффикса),
по лексико – семантическим признакам
(по общности или противоположности значений, по обобщениям (например, слова, обозначающие движение: идти, ехать, бежать, слова, обозначающие речевую деятельность: молвить, ответить, сказать. Через
приём сравнения
легче усваиваются связи между лексическими единицами, т.е. лексические задачи должны отрабатываться в словосочетаниях и предложениях. Например, при изучении
темы «Образование слов при помощи приставок
» дети усваивают модели различных предложений, т.к. значение каждого образованного с помощью приставки слова уточняются в контексте, т.е. словосочетании и предложении. При изучении антонимов дети овладевают моделями сложносочинённых предложений с союзом а. При изучении
синонимов
дети овладевают навыком построения предложений с однородными членами. При изучении
темы «Родственные и однокоренные слова»
дети учатся подбирать родственные слова, находить корень и безударную гласную в нём, находить место ударения в слове, выделять слова с ударением в определённой позиции. При изучении
темы «Состав слова»
осуществляется работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма: чтение таблиц на различные грамматические формы ( дом, дома, к дому, за домом; на кустах, на домах, на ногах); чтение слов с одним корнем, но разными приставками (поход, уход, приход); чтение слов с разными корнями, но одинаковой приставкой (приползти, приплыть, принести); чтение однокоренных слов (море, моряк, морской, заморский). После прочтения слова обязательно сопоставляются, выясняется их звуко - буквенный состав, сходство и различие, лексическое и семантическое значение. Таким образом, на 2 этапе учащиеся накапливают опыт и вырабатывают умение различения и выделения морфологических частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов, т.е. формируется механизм
словоупотребления, фонетически, грамматически и семантически правильное употребление слова в предложении. Итак, основным содержанием в обучении должна быть работа по усвоению значения слова, расширению стоящей за ним системы связей. Последовательность проводимой
на 2 этапе работы
может начаться с уточнения имеющихся у детей представлений о составе слова и продолжиться в следующей последовательности
: Приложение 2*

- практическое овладение понятием о родственных и однокоренных словах и их

подбором;

- практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов;

- практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок;

- понятие о предлогах, дифференциация предлогов и приставок;

- практическое овладение навыком подбора антонимов, синонимов;

- понятие о многозначности слов;

- работа с фразеологизмами;

- понятие об омонимах. Приложение 2.
Дозировка материала по темам зависит от успехов учащихся, уровня продвижения, объёма нарушений у детей. Например:
Помнишь ли ты, чему научился?
Ты живёшь в мире слов. Каждое слово – маленькое чудо. У слова долгая и интересная жизнь. Подружись со словом – и ты откроешь удивительную страну родного языка. - Сколько звуков в слове жизнь? - А сколько в нём букв? - Почему букв больше, чем звуков? - Какие мягкие согласные звуки в слове мел? - Как обозначается мягкость согласных на письме?
Что мы знаем о звуках и буквах?
Звуки – это материал, из которого строятся слова. Сами по себе звуки ничего не значат зато они различают слова. Поменяешь звук – получится совсем другое слово или совсем слова не будет. Звуки бывают гласными и согласными. Они помогают друг другу. Гласные звуки соединяют согласные в слоги. А из слогов, как из кирпичиков, составляются слова. В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если правильно поставлено ударение, можно совсем не понять слово.
Вопросы:

1. Чего больше – гласных звуков или гласных букв? Докажите. 2. Согласных звуков или согласных букв? 3. Какие звуки легче обозначать буквами? 4. Что мы знаем о звуках и буквах? 5. Может ли один и тот же звук обозначаться разными буквами? (ёж, в лесу, шёл) 6. Запишите слова, затем назовите звуки. 7. Может ли в слове быть только один звук? 8. Все ли слова построены из слогов? (нет – в, к) 9. Могут ли в совсем разных словах все звуки быть одинаковыми? (омонимы) ТЕМА
: Ударение.
1. Прочитайте стихи. Выпишите выделенные слова. Поставьте в них ударение. От удивленья охнул кок И почесал затылок: Капустный бросился вилок Вскачь от ножей и вилок. Я. Козловский. Иголка ходит вверх и вниз, Вот листья появились. Сосёт Алёнушка ирис, А вышивает ирис. Я. Козловский. 2. Прочитайте стихи. Выпишите выделенные слова. Поставьте в них ударение. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они! В ведёрко руки окуни. Не бойся – это окуни. Я. Козловский. Серая ворона чёрного ворона Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли на все стороны Сплетницы – кумушки сорок сорок. Я. Козловский. 3. Прочитайте сразу два предложения. Найдите слова с одинаковым написанием, но различным звучанием. Обратите внимание, как ударение меняет смысл слова. Я варю уху. Лена мыла пол. Мама похвалила Варю. Вера принесла кусочек мыла. Спишите предложения. Поставьте ударение в словах с одинаковым написанием.
4.

Кто главнее?


Вот два слова без согласных: у-е-и; у-и-е. Какие это слова? А вот те же слова без гласных: -ч-н-к; - ч- т-ль. Догадались? Значит, согласные звуки главнее гласных? Пожалуй. Но без гласных они не могут соединиться, поэтому и называются согласными. Значит, ни согласным, ни гласным друг без друга нельзя.
5.

Как стать волшебником.
Хочешь превратить луну в розы? Замените в слове луна 3-й звук согласным ж, вместо у – о и т.д. Цепочка слов: луна – лужа – ложа – кожа – кожи – козы – розы…
6.

Ступеньки
Поднимись с
ПУ ПЮ
Спустись с Твёрдым
ПО ПЕ
мягким Согласным
ПА ПЯ
согласным
7.

Пропала собака.
Ребёнок выходит с карточкой. Например:
Мо . ква
Напишите « мо» , поставьте точку. Пишите дальше. - Какую букву я пропустила? Впиши пропущенную букву. Прочитай, проверь.
8. Выборочное письмо.
Запись слов с определённым звуком; Звуком на определённом месте; С двумя оппозиционными звуками; Отбор картинок с последующим анализом и записью.

9.Живые слоги (слова)
Два ученика. 1 ученик: Я – ман. 2 ученик: Я – кар. - Как надо поставить слоги, чтобы получилось слово (предложение). Запись, чтение.
10. Послушайте, запомните, запишите.
са – со – СА СА – со – су и т. п. Анализ по следам записи.
11. Чтение слоговых таблиц на время.
( использовать секундомер) Ведение учеником задания. Цель: уметь следить за связной речью, сосредотачиваться, использовать в речи термины.
12. Замените согласные
В словах лук, суп, кот замените глухие согласные звонкими. Запишите.
БЛОК 1 Приложение 2*



Материал

для практического овладения учащимися подбором

родственных и однокоренных слов.


Когда говорят о важном, о главном, иногда употребляется слово корень. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» - значит, видеть самое главное. У слов тоже есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными. В одном из произведений К. Паустовского лесник так размышляет над словом Родник: «Родник родит речку, а река льётся – течёт через … всю родину, кормит народ … И все эти слова как бы родня между собой». Присмотритесь к словам родник, родина, родня. Как вы думаете, что общее в них? Два ответа есть на этот вопрос. Первый вам подсказал лесник: всех их объединяет общий смысл. А второй ответ: общая часть – род -. Она и есть корень всех этих слов. Общая и по основному смыслу и по «внешнему виду»: звукам и буквам. Приложение №
1 ЭТАП.

1
. Назовите слово, от которого образовались выделенные слова.
Подберите слова с тем же корнем. ( приём ассоциаций) Если скажут слово родина, Сразу в памяти встаёт Старый дом, родная улица, Толстый тополь у ворот. Вся родня моя любимая, Родственники здесь и там!.. Родина бывает разная, Но у всех она одна! Справка: родительский, родовитый, родовой.
2
. Прослушайте стихотворение. Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на дереве. Как растут слова? Как – то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово, словно корень, Разрастаться стала вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада. Вот ещё посадки рядом, А вот садовод, С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. ( Е.Измайлов)
3.
Разгадайте ребусы. Напишите слова. Обозначьте корень.
….. ………….. ИК ……………. ОВЫЙ ………..ОВОД
(рисунок деревьев, рядом – буквы)
4.
Прослушайте текст. Вспомните и назовите слова, которые вывалились с крепкой страницы (крепость, крепыш, скрепка). Назовите похожие слова, которые услышите в сказке (крепкая, крепостные, укрепление, подкрепление, скрепка, крепчайшая).
- Как называются эти слова? (Родственные) - От какого корня образовались эти слова? (-креп-)
Крепыш и скрепка.
: Это случилось в библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там, у дальней стенки, стоял словарь. На его страницах были напечатаны все слова, которые есть в русском языке. Однажды к словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало словарю. Начал думать он, как спастись от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп-. Потряс словарь эту страницу, и вывалилась из неё крепость, выпрыгнул крепыш, а вслед за ним вывалилась скрепка. Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь, у ворот на мосту встал крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась скрепка. Увидел её крепыш и засмеялся: «Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдёмся». Собрались мыши под крепостными стенами на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Мыши-разведчики сказали: «Крепка крепость, укрепления такие, что крепышу никаких подкреплений не надо». Хотели мыши планы и чертежи крепости получить, но их крепко скрепила скрепка. Пошли мыши в другой конец крепости, да и угодили в мышеловку. Отпраздновал крепыш победу. Себя наградил орденом укрепления 1-ой степени, крепости дал название крепчайшая и вернулся в словарь, скрепка тоже заняла своё место в словаре. И до сих пор никто не знает, что скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.
5.
Найдите слова с корнем –гус-. Относится ли к ним слово гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов.
Родственники.
- Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – гусеница.
6.
Определите, являются ли однокоренными слова: съели, сели, с ели. Если нет, то почему? Составьте предложения, запишите их.
7.
Разгадайте ребусы. Напишите слова. Обозначьте корень.
(рис.деревья)
…. ………ОК ……НОЙ ……………. НИК
(рис. дом)
…………. ………………….ИК …………………..ИЩЕ

……….ОВОЙ ………….АШНИЙ БЕЗ ……………..НЫЙ

НА ………… НИК

8.
Прослушайте и запомните слова с корнем
-снег-.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

На сверкающих кустах –

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом снегопаде.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежинки,

Режет снег снегурки.

А в завьюженных лесах –

Снежные палаты.

Впишут в синюю строку,

В снежные тетради.

А вокруг в снега одет

Весь простор безбрежный.

Чем не сказка – белый свет –


Снежный – снежный – снежный!
Назовите слова, близкие по значению. Что объединяет их?
9.
Прослушайте текст. Назовите родственные слова к слову
дремать.
Лесной край к северу от Оки называется дремучим. Я исходил по тамошним местам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром. Мы разговорились с ним о старом народном выражении «дремучие леса», восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали леса, лесные озёра и реки. По берегам реки росли цветы. – кукушкины слёзы, которые народ назвал дрёмой. ( К. Паустовскому).
10.
Прочитайте текст. Кто оказался чужаком? Докажите, что это так. Помогите ему найти своих родственников. Составьте список родственников воды и допишите тех, кто в гости не пришёл.
Чужак.
Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху воду. Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
11
.Восстановите деформированный текст, используя слова с одним и тем же корне
Идёт снег. Плавно падают на землю лёгкие …. ………. . И вот уже оделись в

…………. Шубу крыши домов, улицы, площади. Малышам раздолье. Катят …………..

комья, лепят толстых ……………………
.
12.
Найдите и подчеркните общую часть в каждой группе слов.
Дарить, подарок, дареный.

Обида, обидеть, обидный.

Бегать, беглец, беглый.

Ходить, походка, походный.

Чистить, чисто, чистота.

Озеленять, зелень, зелёный.

Освежать, свежесть, свежий.

Веселиться, веселье, весёлый.

Морозить, морозный, заморозки
.

13
. Прослушайте отрывок из стихотворной сказки. Выпишите из него родственные слова.
У ручья стояла ива,

Год за годом зеленела.

Подрастала год от года, -

Не спеша растут деревья, а какие вырастают!

( Б. Заходер.)

14.
Перечислите родственные слова из каждой строчки. Объясните , почему одно слово в каждой строчке является лишним. Назовите однокоренные слова. Выделите корень.
Морозный, холодный, мороз.

Смелый, храбрый, смелость.

Быстрый, быстрота, скорый.

Радость, счастливый, радостный.

Больной, нездоровый, больница.

15.

Игра «Третий лишний».
Найдите неродственное слово. Обоснуйте свой ответ.
Желток, железо, жёлтый.

Носильщик, нос, носатый.

Часовщик, час, честь.

Печурка, печать, печка.

Циркуль, циркач, цирк.

Мчаться, бегущий, мчащийся.

Учить, изучать, зубрить.

Сожаление, сочувствие, жалость.

Сосна, дерево, деревянный.

Левый, лев, налево.

Дивный, диванный, удивлённый.

Чесночный, честный, чеснок.

Лес, лестница, лесничий.

16.
Определите, в какой строке даны родственные слова. Докажите, почему они родственные. Докажите, кто самый старший, а кто – младший.
Дедушка, отец, сын, внук.

Дедушка, прадед, дед, дедушкин
.
17.
Назовите синонимы к данным словам. -Можно ли назвать их родственными? Поясните свой ответ.
Бежать -……………………………………


Отзывчивый -…………………………….

Рынок -…………………………………….

Палец -…………………………………….

Горевать - …………………………………

18.
Прочитайте (или прослушайте) стихотворение о прогульщиках. Найдите в нём все родственные слова к слову
прогульщик
и выделите в нём корень. Шёл прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов… Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино. Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся прогульщик! И прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» -кричал. ( Эмма Мошковская)
19.
Отгадайте загадку. В овал вставьте слово – отгадку, прочитайте получившиеся слова.
Весной одевается,

Осенью раздевается (……………………..)
( рис. овалы)
………………….-ник ……………….—ок ………………..-ной

………..-очек……………-.ничий
Напишите получившиеся слова, обозначьте корень.
20.
В овал вставьте по смыслу слова
сад
или
вес,
прочитайте получившиеся слова.
По……...ка, под…………ил, на……..ил, расс……….а, пере……….ить, вз……….ил,

вы……..им, от………. .
Напишите получившиеся слова, обозначьте корни.

21
. Прочитайте. Ответьте, за что дятла называют барабанщиком?
Барабанщик – мужественное, крепкое слово. Дятел – барабанщик – звучит

вполне подходяще. Бьёт дятел в барабан весной. Барабан дятла – это сухой звонкий

сучок. Но хотя и сучок, а дробь на нём получается настоящая, барабанная. Барабанит

дятел своим собственным носом.
-Назовите запомнившиеся однокоренные слова, выделите корень.
22
. Прослушайте текст. Перечислите однокоренные слова к словам вода и метели.
Сигнал тревоги.

Сигнал тревоги! Началось наводнение. Вода вышла из берегов.

Водяные потоки начали угрожать жилью, людям. Как по команде в воздух

поднялись вертолёты со спасательными командами. Лётчики летели на помощь.

Они быстро прилетели на место. Спасатели начали свою трудную работу. К утру

борьба с водной стихией была закончена.

23.
Подберите к данным словам однокоренные слова, обозначающие предметы.
Грибной -……………. С…довый - …………… М…сной - ……………………….

В..черний - …………. Ст..пной -………………. Т…нистый - ……………………..

Зв…риный - ………….Пл…довый - …………… Л…сной - ……………………….

Ч…совой - ………… Дв…ровый - …………… З…ленный - ……………………..
.
24.

Игра « Лото однокоренных слов» ( учит обобщению)
Учитель или ученик называет корни слов (по маленьким карточкам). Дети закрывают слова с этими корнями фишками, пока кто-то не закроет все 6 слов. Выигравший читает свои слова, называет корень. Остальные – слова с этим же корнем. Запись слов. Составление предложений с этими словами на карточке. Маленькие карточки:
гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-, кач-,

свист-, говор-, зим-, чист-, лес-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-, сторож-, мороз-,

зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-, груз-, езд-, Кук-, вяз-,

сказ-, низ-, лет-, стрел-.
Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3
Рассказ домишко заморозить

Опоздание связать зеленеть

Морозный ловить беготня

Возить дружный выбелить

Зимовка зачистить пригорок

Кататься похолодание берёза

Карточка 4 Карточка 5 Карточка 6
Отъезд связка вычернить

Близость позеленеть берёзка

Улетать пересадить очистка

Грузовой снежок близкий

Убегать цветочный цветок

Садовник зимовщик поездка
Карточка 7 Карточка 8 Карточка 9
Горец желтизна забег

Купить пересказ наводнение

Цветник седоватый зимний

Сторожевой садовый говорить

Перелесок чистый зеленеющий

Беловатый отвозить дружба
Карточка 10 Карточка 11 Карточка 12
Рыбный лесок улов

Низкий почернеть приморозить

Желтеть разговор говорливый

Выбежать завязка понизить

Садик низенький перевод

Свисток рыбий рыбалка
Карточка 13 Карточка 14 Карточка 15
Качели вывоз качалка

Стрелок дружить пестреть

Перезимовать сказать землица

Лесной горный поседеть

Белка чернила отцветать

Сторожевик запоздать гористый
Карточка 16 Карточка 17 Карточка 18
Снеговик зимушка низковатый

Седой просвистнуть землистый


Осторожно зацветать выгрузить

Водичка земляной покупать

Сказочный чистота связанный

Сговориться желтуха засветиться
Карточка 19 Карточка 20 Карточка 21
Съездить зелёный поздно

Близёхонько перевозка белый

Погрозить свистнуть переловить

Пестрота выкачать приблизиться

Земляника поезд сторжка

Чёрный грозно лесистый
Карточка 22 Карточка 23 Карточка 24
Морозить стрельба цветной

Ловец подводный поговорить

Зазеленеть ездить поздний

Подъезд опоздать домик

Накупить холодок летать

Водный разгрузка внизу
Карточка 25 Карточка 26 Карточка 27
Заземление отговорка лётчик

Рассвет грузчик стрелять

Беговая светло низина

Дружок свистеть холодно

Поздновато бездомный заморозить

Выловить морозище приземлиться
Карточка 28 Карточка 29 Карточка 30
Близко покупка свистулька

Рыбка пёстренький перелёт

Покачнуться домище берёзовый

Березняк пригрозить сторожиха

Седенький холодновато грозить


Сторожить сказка снежная

25
. К данным прилагательным подберите слова – действия.
Красный – краснеть, синий - ………….., зелёный - ……… , толстый - … ,

Жёлтый - … , чёрствый - … , твёрдый - … ,

старый - …. , тёмный - ………….. , чёрный - ………………,

хитрый - …………. .

26.
Замените в словосочетаниях слова – действия однокоренными словами – предметами.
Прод . вать билеты – продажа билетов.

Под . рить другу - ……………. ………… .

Защ . щать Родину - ……………… …………….. .

Прим . рять шляпу - ……………… ……………. .

Пров . рять тетради - …………….. …………….. .

Пос . дить дерево - ………………. ……………… .

27.
От слов, обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.
Какой? Что делает?

Двор –дворовый Дым – дымит

Зуб – Гудок -

Зима – Игра –

Мороз – Коса –

Лень – Пила –

Дождь – Ход –

Грязь – Шум –

28
. От слов, обозначающих предметы, образуйте однокоренные слова, обозначающие другие предметы. Составьте с ними предложения.
Кто? Что?

Сад – садовник Звон – звонок

Двор – Зверь –

Работа – Дым –

Мясо – Лес –

Лес – Лист –

29.
Подберите по образцу родственные слова.
Рёв – реветь Воз – возить

Шум – След –

Смотр – Корм –


Свист – Ход –
Составьте устно предложения с ними.
30
. Перестройте словосочетания по образцу. Подчеркните корни в родственных словах.
Шерстяная кофта – кофта из шерсти.

Меховая шапка –

Космический полёт –

Деревянная ложка –

Стальной нож –

Морской ветер –

Полевое растение –

Вишнёвый компот –

Мясной фарш –

31.
Данные словосочетания замените словами – действиями. Составьте с ними предложения.
Издавать стоны – стонать.

Оказывать помощь –

Говорить шёпотом –

Испытывать радость –

Одержать победу –

Давать ответ –

32.
Подберите родственные слова.
Таз – тазик Трава – травка

Билет – Свеча –

Кот – Спина –

Нос – Гора –

Дождь – Ягода –

Карандаш – Тетрадь –
Составьте предложения по образцу. Образец:
У Ани большой таз, а у Марины маленький тазик.

33
.Подберите родственные слова по образцу. Составьте рассказ
о зиме
с этими словами.
Холод – холодный Зима – зимний

Снег – Ветер –

Вьюга – Лес –


Скрип – Мороз –
34. Дидактическая игра:
«За кем последнее слово?»
Эта игра научит образовывать слова от одного корня и находить корень в родственных словах. Один из участников игры называет слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовёт слово с данным корнем. Примеры гнёзд однокоренных слов: а) Слова с корнем -вод- (однокоренные со словом вода). Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоём, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомерка, водонапорный, водород, водоросль, водоснабжение, водопуск, водохранилище, водянистый, водянка, водный, безводный, надводный, подводный, водяной, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение, половодье. б) Слова с корнем -вод- (водить). Водить, вводить, вводный, введение, ведущий, доводить, довод, заводит, завод, заводной, заведение, заводской, изводить, наводить, наводка, обводить, отводить, отводка, громоотвод, нефтепровод, газопровод, повод, подводить, приводить, провожатый, проводка, проводник, проводы, сводить, сводка, уводить, водитель. в) Слова с корнем – зем – (земля). Земля, земелька, землица, земледелие, земледелец, землевладелец, землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение, землеустройство, землечерпалка, земляк, землячка, земляника, землянка, земноводные, земство, безземелье, заземление, подземелье, позёмка, земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий, землевладельческий, безземельный, наземный, подземный, приземистый, заземлять, приземлиться. г) слова с корнем – цвет-. Цветок, цветочек, цветик, расцветает, расцветка, цветение, цветник, цветочница, выцветший, цветущий, зацветать, одноцветный, цветовой, бесцветный, цветной.
35. Дидактическая игра «Кто больше?»
Играют две команды. 1 команда предлагает корень. Например: -цвет-. 2 команда называет однокоренные слова: цветок, цветочек, цветик и т.д. За правильный ответ – фишка. Но игроки 1 команды могут продолжить перечень родственных слов, за что тоже получают фишку.
Например: цветение, расцветка, цветник, цветочница, зацветает, отцветает, цветик – семицветик и т.д. Потом команды меняются ролями. Выигрывает та команда, которая больше соберёт фишек.
2 ЭТАП.
1. Прочитайте пары слов. Являются ли они родственными? Подберите к каждому слову родственные слова, напишите их, обозначьте корень.
Гора – горе рис – рисунок

Вол – воля делить – дело
2. Прочитайте пары слов. Являются ли эти слова родственными? Подберите к каждому слову родственные слова напишите их, обозначьте корень. Составьте предложения.
Роса – рослый жалеть – жало

Носить – нос делить – дело
3. Проанализируйте, близки ли по значению следующие пары слов.
Корова – телёнок лошадь – жеребёнок

Свинья – поросёнок овца - ягнёнок
Объясните, могут ли считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня? 4. Объясните значения следующих слов. Например, слова из первой строки:
Пара – два каких – то соединённых вместе предмета;

Парк – большой парк или насаженная роща;

Парник – небольшая теплица под плёнкой;

Парик – накладные (не свои) волосы.

Пара, парк, парник, парик

Летун, летний, перелётный, лётчик

Седой, седок, седло, сиделка

Долгий, долг, долина, должник

Трава, травянистый, отрава
5. Прочитайте пары слов и объясните, почему они не являются родственными. Включите их в словосочетания.
Вода, водит

Гора, горел

дело, делил

Носовой, носит


Роса, рослый
6. Разделите слова на группы по значению. Близки ли по значению слова каждого ряда? Составьте словосочетания.
Горе, гора, горел, горечь, горение, горюшко, горелый, горчица, горький, пригорелый,

огорчение, пригорюниться.
7.Включите в собственные предложения ниже перечисленные слова.
горчица, горный, пригоревший

крот, кроткий, короткий, укротитель

печной, печальный, печать

переводчик, водитель, подводник
8.Вставьте пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов.
Скоро сказка ……………., да не скоро дело ………….. .

Хватит тебе , молодцу, горе ……………. .

Не впервой волку зиму ………….. .

Молодое растёт, а старое ……………… .

На ……………… и рак – рыба.

Всё живое хочет ……………. .
9. Словарный диктант. Запишите только те слова, в которых корень –
осин -.
Объясните их значение.
Осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик.
Составьте предложения с записанными словами. 10. Сгруппируйте слова по значению. Выделите корень. Составьте словосочетания.
Лук, лучик, лучок.

Луч, луковица, лучистый.

Лучевой, излучина, луковый
.
Излучение, луковичный, облучение.
11. Выпишите слова с корнем
– бег
– в первый столбик, с корнем
–вар-
во второй столбик, с корнем
–ход-
в третий. Обозначьте корни во всех словах.
Повар, выход, разбег, бегает, варит, варёный, ходит, поход, варенье, выходной,

бегун, забег, сварил, вареник, ходьба, побег, проходная, беговая, отвар, бегущий,

ходоки
. 12. Разделите слова на группы по значению. Выделите корни. Составьте предложения.
Река, речь, речевой, реченька, речистый, речушка, речной, наречие, речник,

заречье, изречение.
13. Прочитайте однокоренные слова и объясните, почему они являются однокоренными.

Снег вред зверь

Снеговой вредитель зверёк

Снеговик вредный звериный

Снегурочка вредить зверинец
14. Подберите к словам
дом, двор, жар, шаг
родственные слова. Запишите в 4 столбика.
Домик, жаркое, дворник, жарить, жара, домашняя, дворняжка, жаркий,

домище, шагать, дворец, шагом.
Поставьте в словах ударение. Выделите корень. 15. Прочитайте слова. Выпишите пары слов с общим корнем.
Гусь – гусята кот – котята тигр – тигрята

Ворона – воронята лошадь – жеребята овца – ягнята

Ласточка – птенцы волк – волчата корова – телята

Аист – аистята свинья – поросята лиса – лисята

Курица – цыплята коза – козлята собака – щенята
16. К словам, написанным слева, подберите родственные слова. Напишите их в две колонки, обозначьте корень.
Маляр, маленький малыш, малевать, размалёванный, малютка, малюет

Дорога, дорогой дорожный, дорого, подорожал, придорожный,

подорожник, дороговизна
17. К словам, написанным слева, подберите родственные слова. Напишите их в два столбика, обозначьте корень.
Шипит, шипы шипучка, зашипел, шиповки, шипучий, шипение,

шипящий, шиповник

Вода, водит водитель, водяной, водный, подводит, заводим,

подводник, уводил, водянистый, заводной
18. Внимательно прочитайте слова. Найдите в каждой строчке два однокоренных слова. Выпишите их, обозначьте корень
.

Скорость, сколько, скорлупа, скорый, скобки

Коробка, короткий, кормить, коротышка, коричневый

Весло, весенний, весёлый, весело, весовщик

Бродить, броневик, бросок, бродяга, брошка.
19. Внимательно прочитайте группы слов. Найдите слова, не относящиеся к данной группе.

Печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться;

Слабый, слабость, ослабеть, слава, сладкий, слабенький, расслабиться.


Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень. 20. Внимательно прочитайте группы слов. Найдите слова, не относящиеся к данной группе.
Желтеть, желать, желтеет, пожелтеть, железный, желток, жёлтенький, желтоватый.

Ослик, осёл, осложнить, ослица, ослепить, ослиный, ослёнок.
Выпишите однокоренные слова, обозначьте корень. 21. Используя данные слова, составьте словосочетания или предложения так, чтобы было ясно значение корня.
Проживать – прожевать

Висеть – вешать

Спеши – спиши

Чистота – частота

Запевать – запивать

Слизать – слезать

Посидеть – поседеть



3 ЭТАП
1. Сравните и докажите, какое слово лишнее. Почему?
Сыр, сырник, сырость, сырный.

Соль, солонка, солист, солить.

Горе, горный, горка, горняк, гора.

Пол, поле, половник, половичок.
Составьте предложения с «лишними» словами. 2. Объясните и докажите, что каждая группа слов – однокоренные.
Дождь, дождливый, дождевик, дождик

Сор, соринка, мусор, сорняк, сорить

Дуб, дубрава, дубинка

Лес, лесник, лесовой, лесистая
Составьте предложения по схеме: !============== (волнистая линия) _____________________ . 3. Прочитайте. Сделайте вывод о значении слова
труд
.
Труд. Какое это прекрасное слово!


Труд, трудиться, трудовой.
Во многих словах труд является корнем. Но труд не только корень слова. Труд – корень всей нашей жизни. Всё создано трудом людей. ( по Ю. Яковлеву) Объясните, почему труд называют корнем жизни. Выделите корень в родственных словах. Докажите, что эти слова являются родственными. 4. Сравните, чем отличаются выделенные слова по написанию и по смыслу. Обобщите.
Мёд медведь в лесу нашёл – мало мёда, много пчёл.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Метла Мила не мила, нужно, чтобы чисто она мела.

Квартира удобная – спи на боку. Ляжешь в Москве, а проснёшься в городе Баку
. 5. Какое слово не подходит? Докажите, почему. Составьте предложения.
Полёт, лето, лётчик.

Море, уморить, моряк, морской.

Гора, горе, горка, горный, предгорье.

Медовый, медок, медный, мёд.

Вода, провод, водичка, приводниться
. 6. Объясните значение данных слов. Какая часть помогает это сделать? Составьте предложения. Земляника, перина, шиповник, лесник, среда, победитель, садовник. 7. Выпишите те словосочетания, которые допустимы в речи и составьте с ними предложения.
Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать дело, работать работу,

угощать гостя, петь песни, жарить жаркое, писать письмо, начинать сначала,

закончить до конца, откусить кусочек, ясно объяснить, виться вьюном, ходуном

ходить, красить краской, криком кричать, глазеть глазами, белить белилами, знать

не знаю, точить точилкой, косить косой.
8. Подберите однокоренные слова.
ЛЕС . . ЛЕТ

ЛЕС . . . ЛЕТ

ЛЕС . . . . ЛЕТ . .

ЛЕС . . . . . ЛЕТ . . .
9.Сравните однокоренные слова по значению. Сделайте вывод. Составьте словосочетания.
Освещение , вещи, вещевой, вещун, весть, вещички, завещание, весточка, известие
.
10. Являются ли однокоренными слова:
шлем, гимнаст, гимнастёрка
? Для доказательства используйте толкование этих слов в словаре «Словарь русского языка» С. И.Ожегова. 11.Внимательно прочитайте слова. Определите, в каких словах корень обозначен неправильно.
Близк ий, пригор ок, вес елить, пол ёт, по старел, крепость, Ра скид ал, забеж ал

час овой
. 12. Спишите текст. Вставьте пропущенные слова, обозначьте их корень. Обоснуйте свой выбор.
Зимой птицам холодно и голодно. Им нечем …………….. . Дети решили …………..

птиц. Они сделали ………………….. и насыпали на них …………………. . Всю зиму

дети ………………… птиц. Они …………………. Их крошками, семечками и зерном.

Слова для справок: кормили, подкармливали, корм, кормушки, кормиться,

накормить
. 13. К словам левого столбика образуйте однокоренные слова в порядке схем:
ШКОЛЬНИЦА –
корень окончание, корень суффикс, корень суффикс окончание.
МОРЕ –

ГОВОРИТЬ –
Составьте предложения. 14. Прочитайте однокоренные слова:
Подводник, водный, водица, вода, подводная (лодка).
Напишите их в порядке схем: К каждой схеме подберите по одному слову с любым корнем такого же состава. 15. Установите значение корней в следующих словах:
Водник, водитель, наводнение, проводы, обводить, водянистый, подводник,

обводить, водопой, водянка, наводчик, подвода, проводка.
16. Зашифруйте слова, указав количество букв в корне:
Подкладка, мостик, лётчик, садовник, полёт, садик, выстрел, подписка.
Составьте предложения со словами, состав которых аналогичен зашифрованным. Произведите анализ зашифрованных слов. 17. Докажите, что слова не одного корня:
Поднос – переносица

Мощёный – мощный

Напёрсток – наперсник


Заводь – завод
18. Чем объяснить, что в одних словах, образованных от слова
земля, корень зем- , в

других земл – (земель-)?

Приземлиться, земной, земство, подземный, земляника, подземелье, позёмка,

земляной
. 19. Из данных вразбивку слов составьте предложения и распределите их так, чтобы получился рассказ на тему «Наш сад».
наш, мы, сад, любим, и, садовнику, помогаем, работе, его

сад, есть, в, большой, колхозе, нашем

кустарников, посадкой, он, и, деревьев, занимается

садом, за, ухаживает, садовник
Подчеркните однокоренные слова со словом сад. 20. Прочитайте, найдите однокоренные слова, выделите корень. Определите его значение. Составьте рассказ, озаглавьте его.
Белка, беленький, белить.

Водяной, вода, водить.

Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный, песок.

Соль, солить, соломка.

Дуб, дубок, дублёнка.
Где слова родные, однокоренные? 21.
Игра «Группировка слов».
У учащихся карточки со словами: (в конвертах)
Вода, водичка, наводнение, водный, водяной, водянистый;

Земля, земляной, заземление, землица, подземелье, земляника;

Свет, светить, светло, светлый, рассвет.
(в произвольном порядке) По сигналу разложить слова по группам. 22.
Игра «Путешествие по родственным словам»


У каждого ученика карточки со словами: снег, звон, сад, цвет в прямоугольниках разного цвета.
Снег звон сад цвет

Цветик рассада цветёт звонок


Звонкий садовник снежок посадить

Снеговик цветной цветок снегурочка

Садик звонить снежинка звоночек
23.
Игра «Лото»
У ведущего – слова:
Вода, дом, лёд, солнце, рука, стул, стол, сад, груз, рыба, ветер.
Карты лото
: водичка, домашний, ледник, солнечно, ручища, стульчик, настольный,

садик, грузчик, рыбёшка, ветреный, водный, домик, ледяной, солнышко, ручной,

стулья, столовая, садовник, грузовик, рыбный, ветрище, водянистый, дома,

обледенелый, нарукавники, столик, посадка, грузить, рыбак, ветерок, наводнение,

посадить, грузный, подсолнух, ручка, подводник, домище, рыбка, безветренная,

ледок, застолье, погрузился, рыбища, нагрузить, приручить, водица, засадить
– по 3 слова в различных сочетаниях на каждой карточке; по 3 фишки у каждого ученика. 24.
Игра «В гости к родственникам»
Карточки с главным словом гнезда родственных слов для ведущих . Маленькие карточки с родственными словами трёх групп. Выборы трёх водящих, которые берут одну из трёх больших карточек. Ост. – маленькие карточки. Ведущие по сигналу собирают родственников. Кто быстрее, та команда побеждает. Примерный материал:
Голос, голосистый, голосок, голосовать, голосище, голосишко;

Говорить, говорливый, говорунья, выговор, приговор;

Голова, головастик, головка, головушка, головастый;

Бег, бегать, бегун, беглец, беготня, бегство;

Малыш, малютка, маленький, мало, малышка.
25.
Игра «Узнай родственника»


Карточки с родств. словами перемешиваются и раздаются по 3 каждому ученику. Водящий выставляет первую карточку. Ученики по очереди подставляют к ней родственные слова. Подставивший неверно платит штраф. Выигрывает тот, кто первым освободиться от всех карточек. Примерный материал:
вода, водичка, водный, наводнение, подводный, безводье.

Нос, переносица, носорог, долгоносик, носатый, носик.
(можно использовать слова из игры «В гости к родственникам») 26.
Игра «Горка»
У каждого ученика табличка.

ЛЫЖ . (И)

ЛЫЖ . . (НЯ)

ЛЫЖ . . . (НИК)

ЛЫЖ . . . . (НИЦА)
Ход игры Учитель говорит: «В воскресенье дети решили покататься с горки на лыжах. Но оказалось, что забраться на эту горку прокатиться с неё может только тот, кто впишет недостающие буквы в пустые клетки, чтобы получились родственные слова. Начало, которое является для всех видом общим, указано, надо найти лишь конец.» Примерный материал:
Сани, санки, санный, саночки.

Зима, зимний, зимушка, зимовать.

Гора, горка, горочка, гористый.
27.
Игра «Превращения слов»
Карточки со словами:
лист, лес, зуб.
- Преврати короткое слово в длинное. 28.
Игра «Кто правильней?»
Учитель вывешивает для каждого ряда по две карточки так, чтобы число рисунков соответствовало количеству детей. Ученики должны записать слова на доске, подчёркивая в них общую часть. (рисунок стола)
………… ……………овая ……- ик на …………-ьная

…………….-яр
(рисунок дом)
………………..ик ……………….ашний

……….. …………….ище
(рис. гриб)
…………….. ………………..ник ………….ок ………….ница


………………….. ой
(рис. лист)
………….. ………….-венница …………..- очек ………….-ок

……….ик
(рис. винт)
………… Вы……….ить ……………..овой …………….ик

За………….ить
29.
Игра «Родственные осины»
Осинка, оса, осёл, осиновый (лес), ослиный, осинник, подосиновик. 30.
Игра «Как зовут их детёнышей»
Картинки с изображением утки, грача, галки, совы, курицы, лисы, волка, коровы, свиньи, собаки, скворца, лошади, лягушки, козы. 31.
Игра «
Полминутки
для шутки»

Снежная сказка

Поплясали по снегам Мы построили скворечню

Снежные метели Для весёлого скворца,

Снегири снеговикам Мы повесили скворечник

Песню просвистели. Возле самого крыльца.

У заснеженной реки Всё семейство вчетвером

В снежном переулке Проживает в доме том.

Звонко носятся снежки, Мать, отец и скворушки -

Режут лёд снегурки. Чёрненькие пёрышки.


(С. Погорельский
) Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат:

- Мы хотим добавку –

Муху и козявку!
(Е. Тараховская)
32. Определите , какой корень пропущен в словах. Напишите однокоренные слова в два столбика. Выделите корень.
ХОД БЕГ

. . . .

. . . . . .

. . . . . . . .

. . . . . . . . . . . .
33. Напишите названия грибов в строчку, через запятую. Ко второму и четвёртому словам подберите однокоренные слова, выделите корень.
ГРУ . Ь

РЫ . . К

ЛИС . . . КИ

ПОДБ . . . . . . . ИК

БЛОК №2 Приложение № 2*

МАТЕРИАЛ

ДЛЯ ОТРАБОТКИ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКА НАХОЖДЕНИЯ

БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА И ПОДБОРА ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ.


Откуда появляются в уме проверочные слова? Они вылетают из «гнёзд». А что это за гнёзда? «Гнёзда» - это объединение родственных слов в нашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. «Родственники» в такой семье легко приходят на помощь друг другу. Определите, какие слова в каждой четвёрке «родственники», а не родственников выбросьте из «гнезда».
Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.
Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать «гнёзда» слов. Каковы же правила игры в собирание слов? 1) Слова от одного корня,»живущие» в одном «гнезде», могут принадлежать к самым разным частям речи.
Например:
Дом, домашний, домовничать, домовито, доморощенный, бездомный, домище.
2) Надо собирать слова с самыми разными приставками и суффиксами.
Прогул, прогулять, прогульщик, гуляние, загулять, гулянка, нагуляться, отгул.
3) В одном «гнезде» могут оказаться корни с чередующимися гласными и согласными, а так же с беглыми гласными.
Свеча, освещение, свет.

Двигать, движение.

Зоркий, зрение, зритель, взор.
4) В одном «гнезде» могут оказаться дальние «родственники». Они одновременно и имеют общий смысл, и обозначают совсем разные вещи.
Земля – земляной, земной, земельный, землянка, земляк, земледелец, землепроходец.
1. Рассмотрите схему образования однокоренных слов.
ГУСАК

ГУСЫНЯ

ГУСЁНОК

ГУСЁНЫШ

ГУСЬ ГУСЯТИНА _____________ ГУСЯТИНКА

ГУСЯТНИК

ГУСЯТНИЦА

ГУСИНЫЙ
2. Рассмотрите схему образования однокоренных слов.
СНЕЖОК _________________ СНЕЖОЧЕК

СНЕЖИНКА _________________ СНЕЖИНОЧКА

СНЕГОВОЙ _________________ СНЕГОВИК

СНЕГ СНЕЖНЫЙ __________________ СНЕЖНОСТЬ

БЕССНЕЖНЫЙ _______________

ПОДСНЕЖНИК _______________
Напишите однокоренные слова в строчку. Точкой обозначьте безударную гласную в корне, которую нужно проверять. Подчёркнутые слова разберите по составу. Подчеркните ту часть слова, с помощью которой это слово образовано. 3. Соберите однокоренные слова.
Завалинка, валежник, валик, валун, обвал, перевал, привал, развалины.
Напишите имена существительные с корнем –вал- в порядке значений: 1) сухие сучья деревьев;
2) остановка в пути; 3) остатки разрушенного строения; 4) камень; 5) земляная насыпь вокруг стен избы; 6) туго набитая подушка для дивана; 7) дорога через горный хребет; 8) снежные глыбы или камни, упавшие с гор. Допишите однокоренные глаголы. Какую гласную вы напишите в корне этих слов? 4. Подберите и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его. Какими словами можно дополнить каждую группу однокоренных слов? тот, кто любит собирать грибы
ГРИБ
маленький гриб часть гриба под землёй мастер по починке часов
ЧАС
солдат, стоящий на посту дорога через горный хребет
ВАЛ
остановка в пути снежные глыбы, которые обрушиваются с гор тот, кто играет на барабане
БАРАБАН
бить, стучать в барабан маленький барабан 5. Прочитайте. Сколько групп однокоренных слов в этом тексте? Каждую группу однокоренных слов напишите с новой строчки. Выделите корень.
Чистики – небольшие птицы. Они живут в открытом море.

Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на

каменных островах. Среди камней строят они свои гнёзда. Гнездовья морских птиц

надёжно защищены от врагов.
6. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог.
Море, горы, шапка, голос, тыква, сумка, ветка, лапка,корка, шутка, крыша, сушка,

груша, слива, дырка.
7. Графический диктант. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог.

Светлый, грязный, старый, новый, мокрый, синий, красный, алый, ясный, резвый,

яркий, метко, ярко, быстро, тихо, страшно.
8. Прочитайте слова. Выделите голосом ударный слог.
Валит, бегал, жарит, водит, пишет, знает, крутит, ставит, прячет, плачет, мокнет,

стонет, греет, платит, стынет.
9. Игра
«Какое слово задумано?»
Дети подбирают слова к схеме: Например: _____ ______ _______; ______ ______ ______; _____ _____ ____. 10. Игра
«У каждого своё»
Подберите слова с ударением 1вариант 2 вариант 3 вариант На 1 слоге на 2 слоге на 3 слоге 11. Спишите предложения, вставьте подходящие по смыслу слова. Поставьте в них ударение. Докажите правильность выбора.
Строительные (козлы, козлы) забрызганы побелкой. Дикие (козлы, козлы)

живут в горах. На клумбе распустился фиолетовый (ирис, ирис).

(Ирис, ирис) – любимые конфеты детей. Фокусник сделал один (хлопок,

хлопок) и появился белый голубь. В Средней Азии выращивают (хлопок, хлопок).

(Ворона, ворона) меньше (ворона, ворона). Плохая (дорога, дорога) утомила

путников. Нам (дорога, дорога) каждая минута.
12. Спишите текст.
Не сп . ши языком, сп . ши делом.

Сп . шите без ошибок текст.

Саша рано состарился и по с . дел.
13. Из пословицы и стихотворения выпишите слова с безударными гласными, подберите проверочные слова.
К . нец – всему делу в . нец.

Два к . нца, два к . льца, а посередине – гвоздик.

На дер . ве дв . рец,

Во дв . рце п . вец,

А з . вут п . вца – скв . рец.
14. Спишите слова. Поставьте в них ударение. Перенесите ударение на безударную гласную. Допишите три проверочных слова. Образец: трава – травы, травка, травушка.

Плита – пли…. , пли……. , пли……….. .

Ночлег – но………., но………… , но……………. .

Дворы – дво………… , дво…………… , дво…………. .

Силач – си…………… , си……………… , си………….. .

Кроты – кро……….. , кро………….. , кро……………… .
15. Спишите слова. Поставьте в них ударение. Обозначьте безударную гласную. Из скобок выпишите только те слова, которые являются проверочными. Докажите, что выписанные слова являются проверочными.
Бежать – бег, бегун, бегунок, бегать, бегут, беговая.

Плясать – пляшет, плясун, пляска, плясовая, пляшущий.

Строчить – строчка, строчила, строчит, строчечка.

Кричать – крикун, крик, кричащий, крикнул, кричат.

Плела – плётка, плести, плёточка, плетёный, плетень.
16. Прочитайте слова. Поставьте ударение в первом слоге. Спишите слова парами, вставьте пропущенную букву.
Море – м . ря свист – св . стел

Хлеб – хлеба слёт – сл . тал

Ночь – н . чной режет – р . зной

Ножка – н . жной тёк – т . кла

Степи – ст . пной сосны – с . сновый
17. ОБОЗНАЧЬТЕ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ. Подберите и напишите проверочные слова . Поставьте в них ударение.
Ночлег - ………….., старик- ……………, поля - ………….., кормушка - ……………,

силач - ………., конина - …………., часовой - …………, скрипач - …………..,

хитрец - ………………., тишина - ……………., плечо - …………, тряпьё - …………,

поляна - ………………, пятно - …………….., цветы - …………., звонок - ………….. .
18. Обозначьте безударную гласную в корне слова. Подберите и напишите проверочные слова к данным. Поставьте в них ударение.
Т . пить б . жат скр . петь

с . неть л . пить тр . щать

бл . стеть б . леть ст . лить

кр . чать вр . дить ч . рнеть

л . зать в . зжать кл . вать

ж . лтеть ч . стить л . тать
19. Вставьте пропущенные буквы.

Гл .зной ст . пной гр . бной

М . рской м . сной б . льной

Л . сной н . чной б . льшой

Ст . льной кр . вой р . чной

Цв . тной р . дной п . тнистый
20. Спишите слова, вставляя пропущенную букву. В скобках напишите проверочные слова, поставьте в них ударение.
(………………….) – скв . рец (………………….) – в . зить

в . зать к . вёр

д . рить к . нец

с . ва пр . сить

сн . га ст . рать

тр . щать сп . сать
21. К данным словам подберите и напишите два проверочных слова. Поставьте в них ударение. Вставьте пропущенные буквы.
……………….. , …………… - ст . р . жил

………………... , …………….. – г . р . док

………………..., …………….. – з . л . нел

……………….. , …………….. – ст . р . на

………………... , ……………. – г . л . дал

………………… , …………… - в . р . нье

………………… , …………… - тр . п . тал

………………… , ……………. – к . л . сок
Слова для справок: Зелень, сторожка, зелёный, сторож, голод, ворон, голодный, ворона, трепет, трепещет, загородка, город, колос, колосья, стороны, сторонка. 22. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните их. В скобках пишите проверочные слова.
. сенней п . рой быстро т . мнеет.

Охотник в л . су видел рыжую л . су.

В . сной в . да зал . вает луга.

П . т . нул в . т . рок, воду морщит, р . бит.
23. Найдите ошибки в стихах. -Каких правил не знает Миша?
Пришло письмишко мне.


Гляжу – из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу».

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут.

На днях в лису нашёл я грусть

И очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он!

Боюсь, мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учит!


( Н. Шибаев) 24. Исправьте ошибки. - Почему они вызывают смех?
Мальчик полоскал собаку.

Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя всё слизал.

Мама отварила дверь.
25. Исправьте ошибки.
Баец кливал занисло

Постух песал потикла

Гребы бижал затапил

Трова спишил слителись
26. Составьте предложения.
Поседела – посидела, запевать – запивать, проживать – прожевать, полоскать –

поласкать, свила – свела, слезать – слизать, спеши – спиши, отварить – отворить.
27. Определите значения корня, выберите проверочное слово.
Уд(е\и)вительный – дива, дева;

М(е\и)нять - мина, замена;

Л(е\и)пить - лепить, лепка;

Расч(е\и)щать - чисто, честь;

Л(е\и)нивый - линька, лень;

Объед(е\и)нение - объедки, единый;


Скр(е\и)пучий - скрепка, скрип.
28. Вставьте пропущенные буквы и напишите проверочные слова.
Пол . скать бельё – пол . скать ребёнка;

Пос . деть от старости – пос . деть у костра;

Зап . вать чаем – зап . вать в хоре;

Прож . вать по адресу – прож . вать пирожок;

Сл . зать с лестницы – сл . зать сливки.
29. Запишите слова в два столбика. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Слова с проверяемой Слова с непроверяемой

безударной гласной безударной гласной

…………………. …………………………..

С . рняк, т . жёлый, с . вёнок, р . кета, адр . с.

Т . мнота, др . жит, к . ртина, г . ризонт, р . ды.

Гл . деть, д . леко, хл . пушка, б . гаж, п . онер.

Пл . та, в . ршина, веет . р, д . рога, гр . бной.

Ск . зал, з . вод, зап . вать, м . лыш.

Перес . лить, п . ляна, доч . тал, пригл . дел, т . пор, б . седа, к . лендарь.
30. Впишите в таблицу слова с безударной гласной, вставляя пропущенные слова.
Пл . сун, т . нули, л . сица, пол . вают, к . рмушка, бр . сают, гн . здо, п . стухи, п .

щат, к . вёр, сн . гири, р . ды, с .довник.

Т . лята, сп . сение, нев . димка, д . сятка, по . вился, зап . хи, ст . рожит, бл .ны,с .

ницы, просл . дил, гл . за, ск . мейка, к . сички.

! А ! О ! Е ! И ! Я

Грачи моряк лесник листик яйцо
31. Исправьте ошибки.
В залатые осенние дни гатовилисчь к отлёту журовли. Покружились они над

рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в дальниестраны. На вастоке

показаласьранняя зорька. Скоро поднимается над рикой весёлое солнце.
32. Исправьте ошибки.
Мелкие осенние дождики совсем не похожы на летние гразовые дажди. Ани

идут беспрестанно. Земля не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без

устали. Он долико разносит созревшие симена диревьев и трав.
( по К. Ушинскому) 33. Исправьте ошибки.
Побирежье, канёк, еденица, жаждливый, зимной, обламать, скасить, лецо, литучий, махнатый, маладой, арел, питёрка, слитеть, малчком, занисти, пирина, расистый, силение, честюля, ленейка, далинушка, калосок, звирёк, поизд, занасить. 34. Игра «Альпинисты» Поднимитесь в гору и спуститесь с неё, подбирая проверочные слова и вставляя буквы в свободное клетки. Составьте предложения с каждым проверочным словом. Т У С . В Ч М . Ж Л . Б Р . Р Е . С . Р Н . С Д Л К О Р . Л С . Ч Н Е Ы А В Е Д . З Т Ч Н О Ч Й Т О Г О С . . Н О Й Н Е Й О В Н М Л О Й Ы Л В О О Н Ь Й Й Ь О Й Й Й Н Н Й Й О Ы Й 35. Игра
«Волшебная яблоня»

З . мля з . рно

В . лна с . мья

Пл . сать зв . нить

Ш . лун п . стреть


П . тёрка л . сток
36. Игра «Пирамида» р . ды
л . са л . са

д . ма в . ртел н . сёт

дв . ры погл . деть т . пло

цв . ты см . треть подв . зал

сп . на прол . жить прил . тят

с . сна изб . жать выт . чить

д . жди п . сать затв . рдить
37 . Игра в лото
«Безударные гласные»
1 вариант : У учащихся карточки со словами , в которых пропущена буква и фишки с буквами
О,Е,И,Я,А.
м . рской в . да сн . жинка нак . рмить б . льшой з . ленный с . леный р . чной т . пло ст . ловая з . мляника в . сёлый з . ма л . са скв . рец л . сточки т . жёлый цв . ток в . ренье п . левой Учитель читает проверочные слова: море, корм, воды, боль, соль, стая, снег, лес, зелень, реки, земли, тёплый, весело, зелёный…. - Накройте фишками пропущенную букву. 2 вариант . Фишки у учителя или ученика. Даётся время на прочтение слов каждому по карточке. Затем учитель или ученик называет гласную: О.А.Е.И.Я. Кому нужна – поднимает руку, получает фишку и накрывает. Когда всё закончили, проверка. Учащиеся читают слова по карточке вместе с проверочными.

В . да р . чушка п . ля

Сн . гурка цв . тущий л . соруб

Б . лезнь л . сёнок л . стовой

З . мовка з . млица цв . тной

Л . са б . льшой с . лить

Ст . лы сл . ды в . селить
38 . Игра
«Счастливый мяч»
- Кто быстрее подберёт мяч? (можно в парах или в группах) Слова для игры:
Лагеря, берега, держать, число, лицо, обижать, небеса, гора, отрекаться, слипаться,

признаваться, приставать, напряжение, растянуть, нарядить, объяснить,

отдалённый, испаряться, насмехаться, оживление, сердечный, скрипеть, скрепить,

слепить, слипаться, чистота, частота, чистоплотный, честолюбивый, измерять,

усмирять, подвигать, подвергать, слеза, слизнуть, заменить, заминировать.
39.Игра «Назови много предметов» 40. Игра «Назови один предмет» Отработка способа проверка безударных гласных. Один называет слово, обозначающее много предметов, а другой – один такой предмет и объясняет, какую гласную надо писать в корне слова. Кто наберёт больше очков. Примерный материал: Слова: враги, глаза, грачи, сады, тазы, шаги, шары, шарфы, бока, дожди, дома, дворы, кроты, моря, мосты, ножи, плоды, поля, рога, слоны, сомы, столы, холмы, дела, леса, меха, мечи, следы, снега, хлеба, винты, грибы, листы, мячи, ряды. 41. Игра «Подпишите картинки» По рядам – предметные картинки.
Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударением.

42. Игра «Заполните квадраты» Картинки – кто быстрее подпишет. БЛОК 3
Приложение № 2*

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

СПОСОБАМИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ



БЛОК 4 Приложение № 2 *

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

СПОСОБАМИ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК


БЛОК 5.
Приложение № 2*

Занимательные упражнения и игровой материал по составу слова.
1. Прочитайте выразительно. Какова основная мысль стихотворения? Выпишите изменяемые слова, основа которых состоит из: 1) корня и окончания; 2) приставки, корня; 3) приставки, корня и окончания. Отечество моё. Маленькие станции России, Полевые, к северу лесные, С тополиной вьюгой по весне, Золотые осенью, зимою, В голубых сугробах под луною Примут поезд. Промелькнут в окне – И земля покажется красивой, Потому что за спиной всегда Маленькие станции России На пути в большие города.
А. Чепуров.


В раздел образования