Автор: Кислицына Евгения Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: Осташков Тверская область Наименование материала: статья Тема: Игры на развитие речи Раздел: дошкольное образование
«Комплекс игр направленный на РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка,
становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым
условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в
максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном
возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети
выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом
людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка
полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность
ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое
употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой
перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к
школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не
только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для
того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны
четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие
компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один
из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие
достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя
подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым
словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения,
грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Основные цели и задачи
Основная цель : Формирование устной речи и навыков речевого общения с
окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования:
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
Развитие речевого творчества;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Игры :(1 младшая группа)
Дид. игра «Медвежата мед едят»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает
поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и , не
дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его.
(обязательный показ всех действий воспитателем.)
Игра повторяется 3-4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу
(показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).
Дид. игра «Лягушка и лягушата»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки
прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко
квакают).
Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо
квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра
повторяется.
Дид. игра «Покормим птенчиков»
Цель: Развивать речевой аппарат детей.
Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями.
Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела
мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх), птенчики широко
открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали
рот). Игра повторяется 2-3 раза.
2 младшая группа
«Часы»
Цель: Развивать речевое внимание детей.
Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-
бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! .
- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3
раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми
5-6 раз).
- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети
каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .
«Кто в домике живет? »
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает
громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют
звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто
это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает
тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике
живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает
картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по
нескольку раз.
«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и
другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу
детей.
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной,
будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п.
Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку
правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый
смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа
множественного числа существительных.
средняя группа
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: я начну, а ты закончи:
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный
Назови одним словом
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с избражением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка,
швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.
Ход игры: сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно
сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение
Кто у кого?
Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом
А
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами
Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»
Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум
парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»
старшая группа
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто
неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья,
поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот
передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий
спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово,
предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий
спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так
узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в
ряду.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них
съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся,
платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что –
корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на
стебле – вершками».
Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно:
вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: «Вершки – а дети вспоминают
овощи, у которых съедобны вершки».
«Дополни предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное
предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить
его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама
купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
Подготовительная группа
«КТО ЭТО? ЧЬЁ ЭТО?»
Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
Ход.
Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка,
петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д.
Затем воспитатель другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это
хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д.
« ПРЯТКИ»
Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.
Ход.
Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах
группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются
пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка
спряталась за тумбу» и т.д.
Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и
вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под
стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.
«СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: Учить составлять предложения из отдельных слов.
Ход.
1 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, взяв за основу слова лужа,
кот.Либо другой набор слов.
2 вар. Воспитатель предлагает детям составить предложения, отмечая сколько слов в нем
на длинной полоске бумаги, обозначающую предложение.