Напоминание

«Юный биолог» 5-6 классы


Автор: Молокова Татьяна Игоревна
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: Новосибирская область, село Венгерово
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
Тема: «Юный биолог» 5-6 классы
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

В

2021

году

открылся Центр

образования естественно-научной

и

технологической

направленностей "Точка роста", созданный в рамках национального проекта «Образование: шаг в будущее»,

и являющийся одним из центров федеральной сети образования. Современное образование – это залог

успешного будущего подрастающего поколения нашего района, региона и страны в целом. Вместе с центром

образования «Точка Роста» открываются новые возможности для подрастающего поколения и для всего

населения в целом.

Программа внеурочной деятельности по биологии «Юный биолог» предназначена для учащихся 5-6

классов с реализацией на 2 года обучения.

Цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга обучающихся,

расширение их кругозора и повышение мотивации к учению по биологии.

Задачи:

- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального

творчества;

- развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, умения устанавливать причинно —

следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных

ценностей современного поколения;

- воспитательная: развивать навыки коммуникации и коллективной работы, воспитание понимания

эстетический ценности природы и бережного отношения к ней, объединение и организация досуга учащихся.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Образовательная программа «Юный биолог» имеет естественно – научную направленность.

Состав группы- постоянный в течении учебного года, а во время каникул переменный.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации целенаправленной

познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению

учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса

обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе

обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, коллективные и индивидуальные исследования

естественнонаучного направления, самостоятельная работа, выступление, участие в конкурсах, создание

проектов и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность,

изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

Направлена:

- овладение и ознакомление обучающимися лабораторными навыками в сфере биологии;

- овладение обучающимися исследовательскими работами;

-ознакомление и овладение работы на специальном лабораторном оборудование.

Сроки реализации программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения, 68 часа в год (2 часа в

неделю), предусмотрена для детей школьного возраста.

Формы занятий.

- Занятия разделены на теоретические (учебные занятия) и практические (лабораторная работа).

- Формы и методы, используемые в работе по программе:

- Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической

литературой.

- Репродуктивные методы: воспроизведение знаний, полученных во время выступлений.

- Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

- Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

- Проектная работа (при оформлении результатов исследований).

- Практическая работа (при проведении эксперимента или исследования).

- Творческое проектирование помогает развить самостоятельность, познавательную

деятельность и активность детей.

- Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику,

самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений,

анализе и обработке полученных результатов.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный биолог»

Основные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны знать.

-

группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, их отличительные

признаки;

-

органы растений;

-способы размножения растений;

-

условия прорастания семян и роста растений;

-

значение растений в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь.

-

различать наиболее распространённые в области растения;

-

устно описывать растения;

-

пропагандировать знания об охране природы;

-

выполнять правила поведения в природе;

-

ухаживать за комнатными, овощными и цветочно-декоративными растениями.

Личностные УУД:

Самоопределение:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

принятие образа «хорошего ученика»;

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам

природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и

гордости за свою Родину, народ и историю;

осознание ответственности человека за общее благополучие;

осознание своей этнической принадлежности;

гуманистическое сознание;

Смыслообразование:

мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов,

культур и религий;

Нравственно-этическая ориентация:

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из

спорных ситуаций;

эстетические потребности, ценности и чувства;

этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные УУД:

формулировать познавательную цель;

формулировать проблему с помощью учителя;

работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил,

моделей и схем, дидактических иллюстраций);

работать с дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта,

библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;

работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять

информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

использовать знаково-символические средства для решения задач;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

строить сообщения в устной и письменной форме;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД:

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление

предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

умение организовывать свою работу;

основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

различение способа и результата действий;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил,

вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и

разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения

или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:

выразительно читать и пересказывать текст;

задавать и уточнять вопросы;

понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно

присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь

корректно критиковать альтернативную позицию;

использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения

(словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы);

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Содержание программы – 1 год обучения.

Раздел 1 Введение. (2 часа)

Введение. Инструктаж по ТБ, Знакомство детей с целями и задачами кружка, техникой безопасности,

правилами поведения при проведении практических работ.

Раздел 2 «Объекты живой природы». (11 часов)

Экскурсия на школьный участок, знакомство с растения разных жизненных форм, осенние явления в жизни

растений и животных. Заготовка растений для определения и гербария.

Творческая мастерская.

Оформление гербария, сбор листьев и семян.

Турнир эрудитов.

Подготовка и участие в игровом мероприятии «Турнир эрудитов».

Раздел 3. Основы исследовательской деятельности. (11 часов)

Изучение методов исследования объектов живой природы, правила работы с лабораторным оборудованием.

Правила работы с микроскопом.

Основы исследовательской деятельности.

Исследования природы с помощью микроскопа. Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи

лука, клеток листа элодеи, плодов томата.

Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».

Биологический кинозал.

Просмотр видеофильма «Клеточное строение растений».

Просмотр видеофильма «Разнообразие живых организмов».

Экскурсия «Объекты живой природы».

Экскурсия на школьный участок, зимние явления в жизни растений и животных. Оформление отчёта

экскурсии.

Акция «Покормите птиц».

Творческая мастерская. Изготовление кормушек птиц и развешивание на пришкольном участке.

Биологический кинозал.

Просмотр видеофильма «Тайны жизни животных и растений зимой».

Викторина «Знатоки животных».

Подготовка и участие в викторине «Знатоки животных».

Игра - домино «Кто, где живет».

Создать игру «Кто, где живет» и поиграть в нее. Определять среды жизни организмов.

Творческая мастерская.

Создать Игру - путаницу и работать с картой мира. Распределять организмы на карте мира, проживающие в

разных природных зонах. Проект.

Раздел 4. «Последствия человека на окружающую среду». (8 часов)

Выступление с подготовленными сообщениями, иллюстрированными наглядными материалами.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Подготовить доклады по теме «Здоровье человека и безопасность жизни».

Экскурсия «Объекты живой природы».

Экскурсия на школьный участок, весенние явления в жизни растений и животных. Оформление отчёта

экскурсии.

Раздел 5. «Мир в котором я живу» (3 часа)

«День Птиц».

Подготовка и участие в игровом мероприятии «Турнир эрудитов».

Конкурс рисунков «Сохраните Землю».

Выполнение набросков и рисунков на экологическую тему, конкурс рисунков.

Содержание программы - 2 год обучения

Раздел 1. (1 час)

Введение. Инструктаж по ТБ.

Раздел 2. Разнообразие растений (10 часов)

Самые древние растения. Разнообразие растений. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение

растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений.

Практические занятия. Фантастические растения. Работа с гербарными материалами.

Изготовление гербария. Определение растений в кабинете.

Экскурсии. «Осенний лес»

Биологическая игра «Растения вокруг нас», оформление электронной газеты.

Раздел 3. Строение растений (15 часов)

Как устроено растение. Лист, особенности строения. Виды листьев. Лист – фабрика энергии. Космическая

роль растений. Побег, его строение. Видоизменения побегов. Строение и значение цветка. Строение и состав

семени. Движение растений.

Викторина «Как устроено растение»

Биологическая игра «Легенды о цветах»

Практические занятия. Рассматривание живых и гербарных экземпляров растений, нахождение их

органов, сравнение органов разных растений. Рассматривание плодов и семян растений, определение

признаков их приспособленности к распространению ветром, животными. Оформление альбома

«Строение растений». Работа с карточками – определителями, с гербарием. Опыт №1 «Дыхание

листьев». Опыт №2 «Образование крахмала (фотосинтез)». Опыт №3 «Испарение воды листьями».

Составление паспорта дерева. Зарисовка строения цветка. Опыт №4 «Строение и состав семени».

Отпечатки листьев. Опыт №5 «Движение стебля и листьев».

Экскурсии. «Зимний лес. Изготовление отпечатка коры».

Раздел 4. Размножение растений (6 часов)

Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян.

Условия прорастания семян. Распространение семян.

Практические занятия. Определение всхожести семян.

Определение выделения углекислого газа и тепла, прорастающими семенами.

Разнообразие семян. Размножение комнатных растений листовыми и стеблевыми черенками, отводками,

клубнями, луковицами. Опыт №6 «Проращивание картофеля». Прививка. Опыт №7 «Можно ли прививать

клубни картофеля?» Опыт №8 «Размножение традесканции, фиалки». Опыт №9. «Как определить, что при

дыхании семян выделяется углекислый газ и тепло?» Опыт №10 «Посадка цветов, овощных культур

(томатов), в зависимости от размера семян». Опыт №11 «Определение всхожести семян». Опыт № 12

Определение почвы, освещенности, температуры помещения, влажности, используя современное

оборудование кабинета .

Раздел 5. Человек и растения (2 часа)

Влияние человека на растения. Правила поведения в природе. Растения – индикаторы.

Практические занятия. Создание книги «Растения моего края»

Экскурсии. Изучение влияния деятельности человека на растения нашего города «Весенний лес».

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5 класс

Название раздела.

Тема

Деятельность учителя с учетом рабочей программы

воспитания

Введение (1 час)

Введение. Инструктаж по ТБ

-

побуждать

обучающихся

соблюдать

принципы учебной дисциплины и самоорганизации

Раздел

2

«Объекты

живой

природы

(11

часов)

Организационное занятие.

-

побуждать

обучающихся

соблюдать

принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- инициировать и поддерживать исследовательскую

деятельность обучающихся в рамках реализации ими

индивидуальных

и

групповых

проектов,

что

даст

обучающимся

приобрести

навык

самостоятельного

теоретической проблемы;

-

реализовывать

воспитательные

различных

видах

деятельности

обучающихся

словесной

(знаковой)

основой:

доказательство формул, анализ формул, решение

текстовых количественных и качественных задач,

выполнение заданий по разграничению понятий;

-

организовывать

групповые

формы

деятельности;

- создавать доверительный психологический климат в

классе во время урока

Растения вокруг нас

Осенние

явления

в

жизни

растений

и

животных.

Заготовка

растений

для

определения

и

гербария.

Оформление гербария, сбор листьев и семян.

Защита гербария

По страницам Красной книги

Час ребусов «Цветы на подоконнике»

Биологическая игра «Осенний листопад»

Турнир эрудитов «Биологический рай»

Раздел

3.

Основы

исследовательской

деятельности.

(11

часов)

Правила работы с микроскопом.

-

побуждать

обучающихся

соблюдать

принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-

реализовывать

воспитательные

различных

видах

деятельности,

обучающихся

словесной

(знаковой)

основой:

учебного материала;

- создавать доверительный психологический климат в

классе во время урока

Исследования природы с помощью микроскопа.

Творческая мастерская «Создание модели клетки

из пластилина».

Просмотр

видеофильма

«Клеточное

строение

растений».

Просмотр

видеофильма

«Разнообразие

живых

организмов».

Экскурсия «Объекты живой природы».

Акция «Покормите птиц».

Просмотр видеофильма «Тайны жизни животных

и растений зимой».

Викторина «Знатоки животных».

Игра - домино «Кто, где живет».

«Животные Красной книги»

Раздел 4. «Последствия

человека

на

окружающую

среду».

(8 часов)

Введение

«Здоровье человека и безопасность

жизни.»

- привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на

уроке

информации,

активизации

деятельности обучающихся;

-

побуждать

обучающихся

соблюдать

принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- инициировать и поддерживать исследовательскую

деятельность обучающихся в рамках реализации ими

индивидуальных

и

групповых

проектов,

что

даст

обучающимся

приобрести

навык

самостоятельного

теоретической проблемы;

-

реализовывать

воспитательные

различных

видах

деятельности

обучающихся

словесной

(знаковой)

основой:

доказательство формул, анализ формул, решение

текстовых количественных и качественных задач,

выполнение заданий по разграничению понятий;

-

организовывать

групповые

формы

деятельности;

- создавать доверительный психологический климат в

классе во время урока

«Лекарственные растения Сибири»

Доклады

по

теме

«Здоровье

человека

и

безопасность жизни».

Плакат «Мир в котором я живу»

Газета «Защитим лес»

Книжка –раскладушка «Великие биологи»

Экскурсия «Объекты живой природы».

Оформление отчёта экскурсии.

Раздел

5.

Человек

и

растения (3 часа)

Создание книги «Растения моего края»

-

побуждать

обучающихся

соблюдать

принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- инициировать и поддерживать исследовательскую

деятельность обучающихся в рамках реализации ими

индивидуальных

и

групповых

проектов,

что

даст

обучающимся

приобрести

навык

самостоятельного

теоретической проблемы;

-

реализовывать

воспитательные

различных

видах

деятельности

обучающихся

словесной

(знаковой)

основой:

доказательство формул, анализ формул, решение

текстовых количественных и качественных задач,

выполнение заданий по разграничению понятий;

- создавать доверительный психологический климат в

классе во время урока

Экскурсия «Весенний лес»

«Будущее биологии»

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

6 класс

Название раздела.

Тема

Деятельность учителя с учетом рабочей программы

воспитания

Введение (1 час)

Введение. Инструктаж по ТБ

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы

учебной дисциплины и самоорганизации

Раздел 2.

Разнообразие

растений (10 часов)

Организационное занятие.

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы

учебной дисциплины и самоорганизации;

-

инициировать

и

поддерживать

деятельность обучающихся в рамках реализации ими

индивидуальных

и

групповых

проектов,

что

даст

обучающимся

приобрести

навык

самостоятельного

теоретической проблемы;

-

реализовывать

воспитательные

различных

видах

деятельности

словесной

(знаковой)

основой:

доказательство

формул,

анализ

формул,

текстовых количественных и качественных задач,

выполнение заданий по разграничению понятий;

-

организовывать

групповые

деятельности;

-

создавать

доверительный

психологический

классе во время урока

Разнообразие растений.

Растения у тебя дома. Значение растений.

Первые

наземные

растения..

Значение

растений.

Самые древние растения. Разнообразие растений.

Выставка композиций: осенние букеты,

поделки из природного

материала.

Ядовитые растения, нужны ли они?

Условия для

существования растений.

Экскурсия.

«Осенний лес».

Биологическая

игра

Раздел

3.

Строение

растений (15 часов)

Как устроено растение.

- побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы

учебной дисциплины и самоорганизации;

-

реализовывать

воспитательные

различных

видах

деятельности,

словесной

(знаковой)

основой:

учебного материала;

-

создавать

доверительный

психологический

классе во время урока

Викторина Как устроено

растение»

Лист, особенности строения. Виды листьев.

Отпечатки листьев.

Такие разные побеги.

Видоизменения побегов.

Экскурсия.

«Зимний лес».

Биологическая

игра « Растения зимой»

Для чего нужны цветы?

Хитрости цветов.

Семя. Строение и состав семени.

Значение семени.

Движение растений. Могут ли растения

двигаться?

Цветочные часы.

Биологическая игра «Легенды о цветах»

Оформление альбома «Строение растений».

Работа с карточками – определителями, с

гербарием.

Раздел 4.

Размножение

растений (6 часов)

Размножение растений. Способы вегетативного

размножения растений.

-

привлекать

внимание

обучающихся к обсуждаемой на

уроке информации, активизации

познавательной

деятельности

обучающихся;

-

побуждать

обучающихся

соблюдать

на

уроке

принципы

учебной

дисциплины

и

самоорганизации;

-

инициировать

и

поддерживать

исследовательскую

деятельность обучающихся в

рамках

реализации

ими

индивидуальных и групповых

исследовательских

проектов,

что

даст

обучающимся

возможность

приобрести

навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы;

-

реализовывать

воспитательные

возможности в различных

Размножение семенами.

Разнообразие

семян. Значение семян.

Определение

всхожести семян.

Хитрости семян.

Распространение семян.

Подготовка почвы для рассыпания петуньи.

Определение

всхожести семян.

видах

деятельности

обучающихся со словесной

(знаковой)

основой:

выводы

и

доказательство

формул,

анализ

формул,

решение

текстовых

количественных

и

качественных

задач,

выполнение

заданий

по

разграничению понятий;

-

организовывать

групповые формы учебной

деятельности;

-

создавать

доверительный

психологический

климат

в

классе во время урока

Раздел 5. Человек и

растения (2 часа)

Создание книги «Растения моего края»

-

побуждать

обучающихся

соблюдать

на

уроке

принципы

учебной

дисциплины

и

самоорганизации;

-

инициировать

и

поддерживать

исследовательскую

деятельность обучающихся в

рамках

реализации

ими

индивидуальных и групповых

исследовательских

проектов,

что

даст

обучающимся

возможность

приобрести

навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы;

-

реализовывать

воспитательные

возможности в различных

видах

деятельности

обучающихся со словесной

(знаковой)

основой:

Экскурсия «Весенний лес»

выводы

и

доказательство

формул,

анализ

формул,

решение

текстовых

количественных

и

качественных

задач,

выполнение

заданий

по

разграничению понятий;

-

создавать

доверительный

психологический

климат

в

классе во время урока



В раздел образования