Напоминание

"Трудовое воспитание детей младшей группы


Автор: Макиева Лариса Асланбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 34"
Населённый пункт: г.Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудовое воспитание детей младшей группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

Введение

Трудовое

воспитание

в

младшей

дошкольной

группе

представляет собой важнейший компонент целостного педагогического

процесса,

направленный

на

формирование

у

детей

первичных

трудовых

навыков,

положительного

отношения

к

труду

и

основ

самостоятельности.

В

возрасте

3-4

лет

закладываются

базовые

модели

трудового

поведения,

которые

впоследствии

определяют

социальную

адаптацию

ребенка

и

его

способность

к

самообслуживанию.

Актуальность

данной

темы

обусловлена

необходимостью

научно

обоснованного

подхода

к

организации

трудовой деятельности младших дошкольников с учетом их возрастных

психофизиологических особенностей.

1.

Теоретические

основы

трудового

воспитания

детей

младшего дошкольного возраста

1.1. Понятие и значение трудового воспитания

Трудовое

воспитание

это

целенаправленный

процесс

формирования

у

детей

ценностного

отношения

к

труду,

развития

трудовых

умений

и

навыков,

воспитания

таких

качеств,

как

ответственность,

самостоятельность

и

трудолюбие.

В

младшем

дошкольном

возрасте трудовое

воспитание

выполняет

следующие

функции:

Развивающую

– способствует становлению мелкой

моторики,

координации движений, познавательной активности;

Воспитательную

формирует

нравственные

качества

(взаимопомощь, бережливость);

Социализирующую

приобщает

к

элементарным

нормам

коллективной жизни.

1.2.

Психолого-возрастные

особенности

детей

3-4

лет

в

контексте трудовой деятельности

Младший

дошкольный

возраст

характеризуется

рядом

особенностей,

которые

необходимо

учитывать

при

организации

трудового воспитания:

Преобладание наглядно-действенного мышления – дети лучше

усваивают трудовые операции через непосредственное участие;

Высокая подражательность – стремление повторять действия

взрослых;

Ограниченная

продолжительность

активного

внимания

(7-10

минут) – требует дозирования трудовых заданий;

Эмоциональная

восприимчивость

важность

положительной

оценки действий ребенка.

2. Основные направления трудового воспитания в младшей

группе

2.1. Самообслуживание как ведущий вид труда

Самообслуживание

составляет

основу

трудового

воспитания

младших дошкольников и включает:

Овладение навыками одевания/раздевания;

Гигиенические процедуры (мытье рук, пользование полотенцем);

Элементарный уход за своими вещами (складывание одежды,

уборка игрушек).

Педагогические условия эффективного формирования навыков

самообслуживания:

Создание

соответствующей

предметно-развивающей

среды

(низкие вешалки, маркировка мест хранения вещей);

Использование игровых приемов ("Поможем кукле Кате одеться");

Последовательность в предъявлении требований;

Положительное подкрепление успехов ребенка.

2.2. Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно-бытовой

труд

вводится

во

второй

половине

учебного года и включает простейшие действия:

Протирание столов перед едой;

Полив комнатных растений;

Участие в сервировке стола;

Подметание пола (использование детских веников).

Особенности организации:

Коллективный характер выполнения заданий;

Обязательная наглядность и поэтапность объяснения;

Использование специального детского инвентаря.

2.3. Труд в природе

Трудовые

операции

в

природе

способствуют

экологическому

воспитанию и включают:

Уход

за

растениями

в

уголке

природы

(протирание

листьев,

полив);

Участие в посадке лука, бобовых культур;

Подкормка птиц зимой;

Сбор природного материала для поделок.

Методические рекомендации:

Связь с наблюдениями за живыми объектами;

Использование

элементов

исследовательской

деятельности

("Что нужно растению для роста?");

Фиксация изменений в календаре природы.

3. Методика организации трудовой деятельности

3.1. Формы организации труда

В младшей группе применяются следующие формы организации

трудовой деятельности:

Поручения – индивидуальные простые задания ("Принеси лейку");

Дежурства

вводятся

со

второго

полугодия

(дежурство

по

столовой);

Совместный

труд

коллективное

выполнение

заданий

под

руководством воспитателя.

3.2. Методы и приемы трудового воспитания

Эффективными методами являются:

Показ с объяснением – детальный показ каждого действия;

Игровые ситуации ("Мишка не умеет складывать игрушки – научим

его");

Художественное слово – использование потешек, стихов;

Создание мотивации (труд для достижения значимой цели

"Накроем стол к приходу гостей").

3.3. Этапы формирования трудовых навыков

Процесс освоения трудовых действий проходит три этапа:

Ориентировочный – показ и объяснение действия;

Основной – самостоятельное выполнение с помощью взрослого;

Закрепляющий – самостоятельное выполнение с минимальной

помощью.

4.

Педагогические

условия

эффективного

трудового

воспитания

4.1. Создание развивающей среды

Для успешного трудового воспитания необходимо:

Оборудование

зоны

самообслуживания

(зеркало,

схемы

последовательности одевания);

Наличие

функционального детского инвентаря (лейки,

щетки-

сметки);

Организация

уголка

природы

с

доступными

для

ухода

растениями.

4.2. Взаимодействие с семьей

Важнейшими аспектами сотрудничества с родителями являются:

Единство требований к самостоятельности ребенка;

Информирование родителей о методике формирования навыков;

Организация совместных трудовых

мероприятий ("Мастерская

добрых дел").

4.3. Учет индивидуальных особенностей

Необходимо учитывать:

Разный уровень развития мелкой моторики;

Темпераментные особенности детей;

Степень сформированности волевых качеств.

5. Диагностика сформированности трудовых навыков

5.1. Критерии оценки

Оценка

эффективности

трудового

воспитания

проводится

по

следующим критериям:

Степень самостоятельности при выполнении трудовых действий;

Качество выполнения операций;

Эмоциональное отношение к труду;

Умение доводить начатое дело до конца.

5.2. Методы диагностики

Используются:

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей;

Создание специальных педагогических ситуаций;

Анализ продуктов детской деятельности;

Беседы с родителями.

Заключение

Трудовое воспитание детей младшей группы представляет собой

системный процесс, требующий научно обоснованного подхода и учета

возрастных

особенностей

дошкольников.

Грамотная

организация

трудовой

деятельности

способствует

не

только

формированию

практических навыков, но и становлению важных личностных качеств:

самостоятельности,

ответственности,

трудолюбия.

Реализация

рассмотренных

педагогических

условий

позволяет

создать

эффективную

систему

трудового

воспитания,

обеспечивающую

успешную социализацию детей и подготовку их к дальнейшей жизни.

Перспективным направлением развития трудового воспитания

является

интеграция

современных

педагогических

технологий

(проектная деятельность, кейс-методы) с традиционными формами

организации детского труда, что позволяет повысить мотивацию детей

и эффективность воспитательного процесса.



В раздел образования