Автор: Григорьева Ольга Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Соусканихинская СОШ"
Населённый пункт: село Соусканиха, Красногорский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Современные образовательные технологии как средство
активизации учебной деятельности младших школьников
В своей работе с младшими школьниками я уделяю особое внимание
использованию современных образовательных технологий на своих уроках.
Современные образовательные технологии выступают как средство активизации
учебной деятельности младших школьников. Данная тема является темой моего
самообразования с сентября 2024 года.
Целью моей работы по данной теме была: активизация учебную
деятельность младших школьников посредством использования на уроках
современных образовательных технологий
Я ставила перед собой следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой
литературы и самообразования
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих
каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
4. Активизировать познавательную деятельность учащихся;
5.
Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого
ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную
мотивацию;
6.
Обеспечивать
деятельностный
характер
учения
через
включение
учащихся
в
самостоятельное
познание
окружающего
мира,
овладение
практическими способами работы с информацией;
7. Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных
способов выполнения заданий без боязни ошибиться или получить неправильный
ответ.
План работы:
1.
Мониторинг.
2.
Изучение
методической,
педагогической
и
психологической
литературы по теме самообразования
3.
Изучение образовательных технологий
4.
Диагностика на начало учебного года.
5.
Консультации для родителей.
6.
Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме.
7.
Планирование работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися
8.
Участие в конкурсах педагогического мастерства в школе
9. Работа на уроках, по задачам, которые были озвучены выше
10. Обучение на курсах повышения квалификации
Моя деятельность направлена на:
1)
формирование универсальных учебных действия
2)
формирование мотивации к обучению
3)
реализацию современных форм и методов воспитательной работы
4)
проектированию ситуаций и событий, развивающих эмоционально-
ценностные ориентации учащихся
Стоит отметить, образование, полученное в начальной школе, служит базой,
фундаментом для последующего освоения знаний.
Использование современных педагогических технологий даёт возможность
решать
воспитательные
задачи
и
формировать
у
ребёнка
готовность
к
самостоятельному познанию окружающего мира.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила
для себя те, которые можно использовать в работе с учащимися начального звена.
Например,
технологии
личностно-ориентированного,
развивающего,
проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и
информационно-коммуникативные.
Технологии проблемного обучения
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня
мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов
учащихся,
что
становится
возможным
при
разрешении
возникающих
противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении
посильных
трудностей
у
учащихся
возникает
постоянная
потребность
в
овладении
новыми
знаниями,
новыми
способами
действий,
умениями
и
навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на
эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития
коммуникативных
способностей
детей,
развития
их
индивидуальности
и
творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы,
выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и
эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и
защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как
способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть
успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках и внеурочной
деятельности создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.
Создание проблемных ситуаций - это один из способов развития
творческого мышления младших школьников.
Вывод:
1) проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без
которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
2) у большинства учащихся формируется положительная мотивация к
изучению предметов, познавательный интерес;
3) возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
4) коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения
позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного
труда.
Информационно-коммуникативные технологии
Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной
компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества
образования, позволяет сделать урок современным.
Применение ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать
практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с
помощью современных технических средств.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,
является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,
активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе
невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.
Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов
имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение,
применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая
в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных
слайдов, анимации.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс
направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;
активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не
скучным, однообразным, а творческим.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.
Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на
уроках и во внеурочное время используют презентации. Дети с удовольствием
смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки
окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот
воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания
проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а
следовательно, запоминающимся.
Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее
достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области
коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать,
выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и
понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и
принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам.
Игровые технологии
В.А.Сухомлинский считал, что игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости
и любознательности.
Игровые технологии позволяют сделать интересными и увлекательными не
только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по
изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается
на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа
активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой
позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию
знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через
своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный
процесс.
Применение игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности
начальных
классов
необходимо,
так
как
ценность
игры
в
психолого-
педагогическом контексте очевидна. При условии разумного использования ее
потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который
комплексно обеспечивает:
- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и
поведения, его эффективную социализацию;
- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического
здоровья.
Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как
метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной
школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,
игровая деятельность используется в следующих случаях:
1)
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и
даже раздела учебного предмета;
2)
как элемент более обширной технологии;
3)
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
4)
как технология внеклассной работы.
Игровая форма занятий создается на уроках и внеурочной деятельности при
помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство
побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность
моделировать
разные
ситуации
жизни,
искать
выход,
это
деятельность
коммуникативная.
Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных
форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не
только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по
изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в
игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики –
проблему мотивации учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации
проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.
Наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам
сохранения и укрепления своего здоровья.
Я использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1. Включать элементы личностно-ориентированного обучения:
- Вхождение в рабочий день.
Начиная уже с первого дня обучения в школе для ускорения вхождения
ребёнка в учебный день, учить детей чаще улыбаться, настраивать их на
преодоление возможных трудностей, не пасовать перед ними, ведь рядом –
друзья. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»
- Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата
на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение,
поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость, «Все
дети талантливы», исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки
ребенка, не нанося ущерба его достоинству, «Ребенок хорош, плох его поступок»,
помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности, «В каждом
ребенке – чудо; ожидай его!»).
- Использование приемов рефлексии.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Что вызвало затруднения?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Над чем хочется поразмышлять?
- Какой совет дали бы себе?
- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
2. Использование физкультминуток.
Вывод: комплексное использование здоровьесберегающих технологий в
учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает
эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а
это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
Портфолио
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная
технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет
проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои
сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и
творческих и коммуникативных достижениях.
В результате работы на уроках и в процессе внеурочной деятельности:
1.
У детей появляется стремление к познавательной деятельности.
2.
Постепенно вырабатываются умения самостоятельно добывать знания
и применять их на практике.
3.
На уроках создаётся атмосфера взаимного доверия и живого
общения, позволяющего успешно осуществить самореализацию
каждого ученика в процессе учения.
4.
Повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся.
Заключение
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в
которой все входящие в него действия представлены в определенной
последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение
необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и
удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий
на
развитие
творческого
потенциала
личности,
индивидуализации
и
дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и
самооценке результатов обучения.
Таким
образом,
можно
сказать,
что
применение
инновационных
образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать
творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность,
приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и следовательно,
повышается качество знаний по предмету
Широкое внедрение современных технологий создают условия для
повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации
школьников.