Напоминание

Современные образовательные технологии как средство активизации учебной деятельности младших школьников


Автор: Григорьева Ольга Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Соусканихинская СОШ"
Населённый пункт: село Соусканиха, Красногорский район, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии как средство активизации учебной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Современные образовательные технологии как средство

активизации учебной деятельности младших школьников

В своей работе с младшими школьниками я уделяю особое внимание

использованию современных образовательных технологий на своих уроках.

Современные образовательные технологии выступают как средство активизации

учебной деятельности младших школьников. Данная тема является темой моего

самообразования с сентября 2024 года.

Целью моей работы по данной теме была: активизация учебную

деятельность младших школьников посредством использования на уроках

современных образовательных технологий

Я ставила перед собой следующие задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой

литературы и самообразования

2. Разработать перспективный план работы с детьми

3. Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих

каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;

4. Активизировать познавательную деятельность учащихся;

5.

Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого

ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную

мотивацию;

6.

Обеспечивать

деятельностный

характер

учения

через

включение

учащихся

в

самостоятельное

познание

окружающего

мира,

овладение

практическими способами работы с информацией;

7. Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться или получить неправильный

ответ.

План работы:

1.

Мониторинг.

2.

Изучение

методической,

педагогической

и

психологической

литературы по теме самообразования

3.

Изучение образовательных технологий

4.

Диагностика на начало учебного года.

5.

Консультации для родителей.

6.

Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме.

7.

Планирование работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися

8.

Участие в конкурсах педагогического мастерства в школе

9. Работа на уроках, по задачам, которые были озвучены выше

10. Обучение на курсах повышения квалификации

Моя деятельность направлена на:

1)

формирование универсальных учебных действия

2)

формирование мотивации к обучению

3)

реализацию современных форм и методов воспитательной работы

4)

проектированию ситуаций и событий, развивающих эмоционально-

ценностные ориентации учащихся

Стоит отметить, образование, полученное в начальной школе, служит базой,

фундаментом для последующего освоения знаний.

Использование современных педагогических технологий даёт возможность

решать

воспитательные

задачи

и

формировать

у

ребёнка

готовность

к

самостоятельному познанию окружающего мира.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила

для себя те, которые можно использовать в работе с учащимися начального звена.

Например,

технологии

личностно-ориентированного,

развивающего,

проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и

информационно-коммуникативные.

Технологии проблемного обучения

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня

мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов

учащихся,

что

становится

возможным

при

разрешении

возникающих

противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении

посильных

трудностей

у

учащихся

возникает

постоянная

потребность

в

овладении

новыми

знаниями,

новыми

способами

действий,

умениями

и

навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на

эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития

коммуникативных

способностей

детей,

развития

их

индивидуальности

и

творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы,

выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и

эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и

защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как

способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть

успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках и внеурочной

деятельности создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Создание проблемных ситуаций - это один из способов развития

творческого мышления младших школьников.

Вывод:

1) проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без

которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

2) у большинства учащихся формируется положительная мотивация к

изучению предметов, познавательный интерес;

3) возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих

способностей учащихся;

4) коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения

позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного

труда.

Информационно-коммуникативные технологии

Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной

компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества

образования, позволяет сделать урок современным.

Применение ИКТ в начальной школе позволяет развивать умение учащихся

ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать

практическими способами работы с информацией; обмениваться информацией с

помощью современных технических средств.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,

является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,

активизация умственной деятельности детей, развитие речи - сегодня в школе

невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий.

Такие уроки особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов

имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение,

применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая

в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных

слайдов, анимации.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс

направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,

самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;

активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не

скучным, однообразным, а творческим.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для

индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет

разноуровневых заданий, но также и за счет самообразования учащегося.

Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на

уроках и во внеурочное время используют презентации. Дети с удовольствием

смотрят слайды, принимают активное участие в обсуждении увиденного.

Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки

окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот

воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания

проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а

следовательно, запоминающимся.

Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее

достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области

коммуникации: умение собирать факты, сопоставлять их, организовывать,

выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и

понимать устную и письменную речь, открывать новое, делать выбор и

принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам.

Игровые технологии

В.А.Сухомлинский считал, что игра – это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

и любознательности.

Игровые технологии позволяют сделать интересными и увлекательными не

только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по

изучению учебных предметов. Занимательность игры положительно сказывается

на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа

активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой

позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию

знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через

своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный

процесс.

Применение игровых технологий на уроках и внеурочной деятельности

начальных

классов

необходимо,

так

как

ценность

игры

в

психолого-

педагогическом контексте очевидна. При условии разумного использования ее

потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который

комплексно обеспечивает:

- успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

- развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и

поведения, его эффективную социализацию;

- сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического

здоровья.

Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как

метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной

школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,

игровая деятельность используется в следующих случаях:

1)

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и

даже раздела учебного предмета;

2)

как элемент более обширной технологии;

3)

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения,

закрепления, упражнения, контроля);

4)

как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках и внеурочной деятельности при

помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство

побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность

моделировать

разные

ситуации

жизни,

искать

выход,

это

деятельность

коммуникативная.

Вывод: таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных

форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не

только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по

изучению базового материала. Если мы вложим образовательное содержание в

игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики –

проблему мотивации учебной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации

проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.

Наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам

сохранения и укрепления своего здоровья.

Я использую приемы здоровьесберегающих технологий.

1. Включать элементы личностно-ориентированного обучения:

- Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с первого дня обучения в школе для ускорения вхождения

ребёнка в учебный день, учить детей чаще улыбаться, настраивать их на

преодоление возможных трудностей, не пасовать перед ними, ведь рядом –

друзья. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

- Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата

на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль (одобрение,

поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость, «Все

дети талантливы», исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки

ребенка, не нанося ущерба его достоинству, «Ребенок хорош, плох его поступок»,

помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности, «В каждом

ребенке – чудо; ожидай его!»).

- Использование приемов рефлексии.

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Что вызвало затруднения?

- Какие задания показались наиболее интересными?

- Над чем хочется поразмышлять?

- Какой совет дали бы себе?

- Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

2. Использование физкультминуток.

Вывод: комплексное использование здоровьесберегающих технологий в

учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает

эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а

это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Портфолио

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная

технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет

проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои

сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и

творческих и коммуникативных достижениях.

В результате работы на уроках и в процессе внеурочной деятельности:

1.

У детей появляется стремление к познавательной деятельности.

2.

Постепенно вырабатываются умения самостоятельно добывать знания

и применять их на практике.

3.

На уроках создаётся атмосфера взаимного доверия и живого

общения, позволяющего успешно осуществить самореализацию

каждого ученика в процессе учения.

4.

Повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся.

Заключение

Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в

которой все входящие в него действия представлены в определенной

последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение

необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и

удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности технологий

на

развитие

творческого

потенциала

личности,

индивидуализации

и

дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и

самооценке результатов обучения.

Таким

образом,

можно

сказать,

что

применение

инновационных

образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать

творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность,

приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и следовательно,

повышается качество знаний по предмету

Широкое внедрение современных технологий создают условия для

повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации

школьников.



В раздел образования