Напоминание

"Лиса и Журавль" - литературное чтение (2 класс)


Автор: Ильичёва Вера Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Княгининская средняя школа №1
Населённый пункт: г. Княгинино, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Лиса и Журавль" - литературное чтение (2 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




Урок по литературному чтению - 2-й класс

Тема "Лиса и журавль", русская народная сказка

Ильичёва Вера Николаевна, учитель начальных

классов

Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”.

Задачи:

развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;

развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям;

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление

делать добрые дела.

.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного

народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и

сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план,

находить слова.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, атрибутика – шапочка,

платочек).

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Упражнение на дыхание

-

«

»:

Тишина

,

сделав глубокий вдох носом приблизить

к губам указательный палец

:

-

-

.

и на выдохе произнести ш ш ш

,

:

Чтобы научиться читать правильно давайте для лисички прочитаем чистоговорку

-

-

.

Са са са

в лесу бегает лиса

-

-

.

Су су су

было холодно в лесу

Бежит лиса по шесточку

— Лизни, лиса, песочку!

Шест — 1. Длинная палка, жердь. 2. Спортивный снаряд для прыжков в высоту.

Прочитайте выразительно – прочитайте слова автора. Как их надо

прочитать,

III. Постановка целей урока

— Какую сказку изучали на прошлом уроке?

— Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?

— Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой о лисе. Кто будет другим

героем сказки. Отгадайте загадки:

,

,

,

,

,

.

Длинноногий длинношеий длинноклювый телом серый а затылок голый красный

,

,

.

Бродит по болотам грязным ловит в них лягушек

бестолковых попрыгушек

(

)

журавль

(

1)

показ слайда №

-

:

Учитель

Журавль — большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.

Журавли

.

живут в различных уголках планеты

,

Питаются журавли ростками

,

.

.

почками семенами растений Корневища растений являются для них лакомством

,

,

,

Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые

моллюски черви

,

.

лягушки а иной раз и мелкие рыбешки

,

,

-

.

? (

)

Хитрая плутовка

рыжая головка

пушистый хвост краса

Кто это

лиса

.

. (

2)

Опишите ее

слайд №

Опишите подробнее лису по картинке (работа в парах – описание по плану:

IV. Работа по теме урока

1. Словарная работа

— Найдите в словарике учебника на с. 213 значение выделенных слов и

выражений.

(Дети читают, объясняют.)

Потчевает — угощает.

Не обессудь — не суди, не отнесись строго.

Несолоно хлебавши — остался ни с чем.

— Как вы понимаете слово «пир»?

Пир — большой званый обед, обильное угощение.

.

.

.

Чтение произведения

-

.

,

Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью Слушайте

как рассказывают

,

,

,

сказку профессиональные артисты и одновременно вслух но очень тихо читайте

.

сами

.

,

Возьмите карандаши При чтении подчёркивайте слова

значения которых вам не

.

очень понятны

(

3)

слайд №

5.

.

Физминутка

,

Утром Лисонька проснулась

,

Лапкой вправо потянулась

,

Лапкой влево потянулась

Солнцу нежно улыбнулась

Движения выполняются соответственно тексту.

,

В кулачок все пальцы сжала

Растирать все лапки стала

,

.

Ручки ножки и бока

!

Вот какая красота

— Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Дети делятся своими

впечатлениями.)

- Кто является главными героями? (лиса и журавль)

В сказке лиса хочет перехитрить журавля.

- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?

Чтение сказки учащимися самостоятельно.

.

Анализ произведения

-

? (

)

Почему лиса пригласила журавля к себе

они подружились

--

?

Как Лиса приглашала Журавля

(

-

,

.

По доброму

как положено в русской традиции

.

.

И каши наварила

Каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась

И

,

.

кашу по тарелке размазала

чтобы гость не обжёгся

И не швырнула тарелку на

,

,

,

: “

,

стол а подала

да ещё с добрыми словами обращёнными к гостю

Покушай

,

”.)

голубчик

сама стряпала

-

,

?

Правильно ли поступила лиса

-

? (

«

,

Что происходит дальше

когда сели есть

лиса лижет себе да лижет

не

,

,

»)

заметила

что гость стучит носом по тарелке

а кашки ему при этом не достаётся

-

? (

,

А как повёл себя журавль

Журавль же и виду не показал даже не намекнул

,

.

,

Лисе на то что угощенья ему не досталось

Напротив

он Лису поблагодарил за

.)

приём и пригласил к себе с ответным визитом

-

?

Как же принял Лису Журавль

(

,

Наготовил окрошки перелил

её в кувшин с

)

узким горлышком

-

,

Как вы думаете

? (

,

почему он так сделал

Журавлю стало обидно что он

)

голодный ушёл с гостей

-

,

:

Можно ли предположить

что лиса не учла

если приглашать

,

к себе в гости то

надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься

.

им

7.

.

Вторичное чтение сказки

-

,

,

Прочитайте отрывок

рассказывающий о том как поступил журавль после

”.

угощения

?

В чем он оказался неправ

-

,

?

Как бы вы повели себя на месте журавля

почему

.

Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки

-

?

Что оно значит

Как аукнется, так и откликнется. (слайд №4))

-

?

Что это за предложение

(

,

.)

Это пословица

она есть в сказке

,

Когда

в какой ситуации

?

так можно нам сказать

- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?

(Как аукнулось, так и откликнулось) – проч. Выразит.

- К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?

1.

Каков гость, таково ему и угощение.

2.

На что и звать, коли нечего дать.

3.

Не потчуй меня тем, чего я не ем.

-

!..

Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость

(

Эта

,

,

.

пословица обращена не к тому

кого обидели а к каждому из нас

Она

:

,

,

.

говорит нам следи за собой старайся никого не обижать

даже случайно

,

,

,

,

-

Потому что если ты обидел да

не дай бог

не слишком умного и не очень

,

то культурного человека

он непременно отплатит тебе ещё большей обидой

- Найдите основные слова, ударьте по ним молоточком – по рядам

-Поработаем над предложением:

Пошёл журавль на званый пир.

Пошёл журавль на званый пир.

Пошёл журавль на званый пир.

Пошёл журавль на званый пир.

(

)

Учитель

задаёт

вопросы

8.

,

.

Работа над выразительностью драматизация

-

,

,

?

Вспомните

о чём говорила лиса

когда приглашала журавля в гости

-

?

Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним

-

,

,

Как нужно сказать её слова

чтобы было ясно что она не от души приглашает

,

?

журавля

а хочет обмануть

-

. (

,

Сыграй роль лисы

Несколько человек играют роль лисы а остальные дети

).

анализируют

-

,

.

?

Используя

мимику

жесты сыграйте роль журавля

Какой он

(

,

,

,

).

Растерянный ничего не понимает

а лиса хитрая

решила журавля разыграть

-

1

.

Разыгрывается

часть сказки

9.

.

Работа в парах

-

2

.

А сейчас

часть сказки попробуйте сыграть в парах

-

2

?

?

Какой журавль во

части

А лиса

-

,

,

. 1

Используя мимику

жесты слова лисы и журавля сыграйте их роли

вариант

, 2 –

.

.

играет роль лисы

роль журавля

Затем поменяйтесь ролями

-

.

Анализ работы детей

10.

.

.

Итог урока

Рефлексия

Чему учит нас эта сказка?

Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же.

Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но

просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Лиса и Журавль

не

.

.

друзья

Настоящий друг не

будет отвечать обидой на обиду

5. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрации к сказке, передав своё отношение к её героям, закрепить

умение почитать сказку по ролям.



В раздел образования