Автор: Ильичёва Вера Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Княгининская средняя школа №1
Населённый пункт: г. Княгинино, Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Лиса и Журавль" - литературное чтение (2 класс)
Раздел: начальное образование
Урок по литературному чтению - 2-й класс
Тема "Лиса и журавль", русская народная сказка
Ильичёва Вера Николаевна, учитель начальных
классов
Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”.
Задачи:
развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление
делать добрые дела.
.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного
народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и
сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план,
находить слова.
Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, атрибутика – шапочка,
платочек).
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Упражнение на дыхание
-
«
»:
Тишина
,
сделав глубокий вдох носом приблизить
к губам указательный палец
:
-
-
.
и на выдохе произнести ш ш ш
,
:
Чтобы научиться читать правильно давайте для лисички прочитаем чистоговорку
-
-
–
.
Са са са
в лесу бегает лиса
-
-
–
.
Су су су
было холодно в лесу
Бежит лиса по шесточку
— Лизни, лиса, песочку!
Шест — 1. Длинная палка, жердь. 2. Спортивный снаряд для прыжков в высоту.
Прочитайте выразительно – прочитайте слова автора. Как их надо
прочитать,
III. Постановка целей урока
— Какую сказку изучали на прошлом уроке?
— Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?
— Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой о лисе. Кто будет другим
героем сказки. Отгадайте загадки:
,
,
,
,
,
.
Длинноногий длинношеий длинноклювый телом серый а затылок голый красный
,
,
.
Бродит по болотам грязным ловит в них лягушек
бестолковых попрыгушек
(
)
журавль
(
1)
показ слайда №
-
:
Учитель
Журавль — большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
Журавли
.
живут в различных уголках планеты
,
Питаются журавли ростками
,
.
.
почками семенами растений Корневища растений являются для них лакомством
,
,
,
Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые
моллюски черви
,
.
лягушки а иной раз и мелкие рыбешки
,
,
-
.
? (
)
Хитрая плутовка
рыжая головка
пушистый хвост краса
Кто это
лиса
.
. (
2)
Опишите ее
слайд №
Опишите подробнее лису по картинке (работа в парах – описание по плану:
IV. Работа по теме урока
1. Словарная работа
— Найдите в словарике учебника на с. 213 значение выделенных слов и
выражений.
(Дети читают, объясняют.)
Потчевает — угощает.
Не обессудь — не суди, не отнесись строго.
Несолоно хлебавши — остался ни с чем.
— Как вы понимаете слово «пир»?
Пир — большой званый обед, обильное угощение.
.
.
.
Чтение произведения
-
.
,
Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью Слушайте
как рассказывают
,
,
,
сказку профессиональные артисты и одновременно вслух но очень тихо читайте
.
сами
.
,
Возьмите карандаши При чтении подчёркивайте слова
значения которых вам не
.
очень понятны
(
3)
слайд №
5.
.
Физминутка
,
Утром Лисонька проснулась
,
Лапкой вправо потянулась
,
Лапкой влево потянулась
Солнцу нежно улыбнулась
Движения выполняются соответственно тексту.
,
В кулачок все пальцы сжала
–
Растирать все лапки стала
,
.
Ручки ножки и бока
!
Вот какая красота
— Какие чувства вы испытали при чтении сказки? (Дети делятся своими
впечатлениями.)
- Кто является главными героями? (лиса и журавль)
В сказке лиса хочет перехитрить журавля.
- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?
Чтение сказки учащимися самостоятельно.
.
Анализ произведения
-
? (
)
Почему лиса пригласила журавля к себе
они подружились
--
?
Как Лиса приглашала Журавля
(
-
,
.
По доброму
как положено в русской традиции
.
.
И каши наварила
Каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась
И
,
.
кашу по тарелке размазала
чтобы гость не обжёгся
И не швырнула тарелку на
,
,
,
: “
,
стол а подала
да ещё с добрыми словами обращёнными к гостю
Покушай
,
”.)
голубчик
сама стряпала
-
,
?
Правильно ли поступила лиса
-
? (
«
,
Что происходит дальше
когда сели есть
лиса лижет себе да лижет
не
,
,
»)
заметила
что гость стучит носом по тарелке
а кашки ему при этом не достаётся
-
? (
,
А как повёл себя журавль
Журавль же и виду не показал даже не намекнул
,
.
,
Лисе на то что угощенья ему не досталось
Напротив
он Лису поблагодарил за
.)
приём и пригласил к себе с ответным визитом
-
?
Как же принял Лису Журавль
(
,
Наготовил окрошки перелил
её в кувшин с
)
узким горлышком
-
,
Как вы думаете
? (
,
почему он так сделал
Журавлю стало обидно что он
)
голодный ушёл с гостей
-
,
:
Можно ли предположить
что лиса не учла
если приглашать
,
к себе в гости то
надо было изучить вкусы гостя и всё время заниматься
.
им
7.
.
Вторичное чтение сказки
-
,
,
Прочитайте отрывок
рассказывающий о том как поступил журавль после
“
”.
угощения
?
В чем он оказался неправ
-
,
?
Как бы вы повели себя на месте журавля
почему
.
Прочитайте самое длинное слово в тексте сказки
-
?
Что оно значит
Как аукнется, так и откликнется. (слайд №4))
-
?
Что это за предложение
(
,
.)
Это пословица
она есть в сказке
,
Когда
в какой ситуации
?
так можно нам сказать
- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
(Как аукнулось, так и откликнулось) – проч. Выразит.
- К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?
1.
Каков гость, таково ему и угощение.
2.
На что и звать, коли нечего дать.
3.
Не потчуй меня тем, чего я не ем.
-
!..
Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость
(
Эта
,
,
.
пословица обращена не к тому
кого обидели а к каждому из нас
Она
:
,
,
.
говорит нам следи за собой старайся никого не обижать
даже случайно
,
,
,
,
-
Потому что если ты обидел да
не дай бог
не слишком умного и не очень
,
то культурного человека
он непременно отплатит тебе ещё большей обидой
- Найдите основные слова, ударьте по ним молоточком – по рядам
-Поработаем над предложением:
Пошёл журавль на званый пир.
Пошёл журавль на званый пир.
Пошёл журавль на званый пир.
Пошёл журавль на званый пир.
(
)
Учитель
задаёт
вопросы
8.
,
.
Работа над выразительностью драматизация
-
,
,
?
Вспомните
о чём говорила лиса
когда приглашала журавля в гости
-
?
Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним
-
,
,
Как нужно сказать её слова
чтобы было ясно что она не от души приглашает
,
?
журавля
а хочет обмануть
-
. (
,
Сыграй роль лисы
Несколько человек играют роль лисы а остальные дети
).
анализируют
-
,
.
?
Используя
мимику
жесты сыграйте роль журавля
Какой он
(
,
,
,
).
Растерянный ничего не понимает
а лиса хитрая
решила журавля разыграть
-
1
.
Разыгрывается
часть сказки
9.
.
Работа в парах
-
2
.
А сейчас
часть сказки попробуйте сыграть в парах
-
2
?
?
Какой журавль во
части
А лиса
-
,
,
. 1
Используя мимику
жесты слова лисы и журавля сыграйте их роли
вариант
, 2 –
.
.
играет роль лисы
роль журавля
Затем поменяйтесь ролями
-
.
Анализ работы детей
10.
.
.
Итог урока
Рефлексия
Чему учит нас эта сказка?
Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же.
Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но
просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.
–
Лиса и Журавль
не
.
.
друзья
Настоящий друг не
будет отвечать обидой на обиду
5. Домашнее задание.
Подготовить иллюстрации к сказке, передав своё отношение к её героям, закрепить
умение почитать сказку по ролям.