Автор: Молодцова Наталья Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Гимназия №1519 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Цели и задачи начального образования Раздел: дошкольное образование
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Л.С. ВЫГОТСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Молодцова Наталья Михайловна
Психология подросткового возраста.
Контрольная работа по <Особенности самосознания гиперактивных подростков. > студента
1-го курса очной (заочной) формы обучения
Руководитель
_______________________
_______________________
Москва 2016
План
Введение
1.
Психолого-педагогические основы изучения гиперактивности
2.
Возрастные особенности подростков
3.
Общая характеристика гиперактивного поведения подростков:
особенности, причины и факторы риска
Заключение
Список использованной литературы
2
Введение
Актуальность проблемы. Одной из важных задач современной школы
является достижение наиболее эффективной формы организации учебной
деятельности детей. Для этого необходимо знать природу и закономерности
их
индивидуальных
особенностей.
Проблема
оказания
помощи
гиперактивным
детям
много
лет
является
актуальной
в
педагогике
и
психологии и требует детального изучения. В образовательных учреждениях
ведется
поиск
условий,
адекватных
психическим
и
физическим
возможностям таких детей.
В последнее время гиперактивные дети стали болезненной проблемой
для родителей и педагогов. В США, Франции, Италии, Бельгии и других
странах
проблема
гиперактивности
и
дефицита
внимания
приобрела
общенациональный
статус.
Это
социально-психолого-педагогическая
проблема, потому что детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)
становится все больше.
Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса
нарушений. Это основной дефект, связанный с недостаточностью механизмов
внимания и тормозящего контроля. Нарушение поведения сопровождается
серьезными вторичными нарушениями, к которым, прежде всего, относятся
слабая успеваемость в школе и сложности в общении с другими людьми.
Внимание
современного
общества
к
медицинским,
педагогическим,
психологическим,
коррекционным
и
социальным
проблемам
детей
с
гиперактивностью недостаточно исследована. Поэтому была выбрана данная
тема для подробного изучения.
Проблему гиперактивности исследовали: отечественные и зарубежные
психологи,
а
именно:
Л.А.
Бадалян,
Л.Т.
Журкова,
С.Ю.Головин,
М.М. Заваденко, Б.И. Мастюковой, Л.А. Ясюкова, Дж. Стил, Н.К. Корсакова,
Ю.В.
Микадзе,
Е.Ю.
Балашова,
О.В.
Халецкая,
В.М.
Трошин,
Г.
Стилл,
А. Тредголд,
А.
Штраус,
С.
Кеннерс,
В.
Дуглас,
В.И.
Арбузов,
3
И.В. Дубровина,
З.С.
Карпенко,
О.К.
Лютова,
Б.
Монина,
М.
Раттер,
Ю.С. Шевченко и многие другие.
Ц е л ь ю работы
является
выявление
особенностей
самосознания
гиперактивных подростков.
Объектом исследования выступает самосознание подростков.
Предметом
работы
–
особенности
самосознания
гиперактивных
подростков.
Проблема,
объект
и
предмет
исследования
обусловили
постановку
и
последовательное решение следующих задач:
раскрыть психолого-педагогические основы изучения гиперактивности;
дать общую характеристику гиперактивному поведению подростков;
определить особенности, причины и факторы риска гиперактивности.
охарактеризовать возрастные особенности подростков;
подвести итоги исследования.
В
работе
использовано
следующие методы
исследования:
изучение
научно-теоретических
источников,
сравнение,
анализ,
обобщение
полученной информации, синтез.
Структура работы : включает в себя введение, 3 вопроса, заключение и
список использованной литературы.
4
1.
Психолого-педагогические основы изучения гиперактивности
Среди типичных нарушений поведения детей невозможно не заметить
гиперактивного
поведения.
Симптомы
гиперактивности
были
впервые
описаны как расстройство в 1902 году английским врачом Д. Стил, который
считал,
что
появление
симптомов
вызвано
слабым
«тормозящим
воленаправлением»
(
«inhibitory
volition»)
и
«недостаточным
моральным
контролем» ( «defective moral control»)
1
.
Понятие «гиперактивность»
состоит
из
двух
частей:
«гипер»
и
«активность».
«Гипер ...» (от греч. Hyper – «сверху») – составная часть сложных слов,
указывающая
на
превышение
нормы.
Слово
«активный»
пришло
из
латинского
«activus»
и
означает
«деятельный,
действенный».
В
психологической
литературе
мы
можем
найти
достаточно
большое
количество определений и характеристик терминов, связанных с детской
гиперактивностью
2
.
Мнения психологов аккумулированы и представлены в психологических
словарях.
Так,
в
психологическом
словаре
детская
гиперактивность
(hyperactivity)
характеризуется
невнимательностью,
отвлечением,
импульсным поведением в интеллектуальной и социальной деятельности,
повышенной
двигательной
активностью
при
нормальном
уровне
интеллектуального развития
3
.
Практики
часто
отмечают,
что
гиперактивные
дети
не
могут
сосредоточиться на одном предмете в течение более или менее длительного
времени, не способны выполнить поставленную задачу, не интересуются
1
Рыбина Д.
Гиперактивные дети: болезнь или дурное воспитание?/Д. Рыбина// Здоровье. -
2011. - №2.
- с. 49-55.
2
Ильяшенко Т. Дефицит внимания у детей с гиперактивностью / Т. Ильяшенко //
Начальная школа. - 2006. - №11. - С.4-7.
3
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – М,
2003. – 672 с.
5
качеством и результатами его выполнения, и объясняют такое поведение
д е т е й
« н е п о с л у ш а н и е м » ,
« н е в о с п и т а н н о с т ь ю » ,
«недисциплинированностью»
4
.
Ученые
утверждают,
что
для
гиперактивных
детей
характерна
повышенная потребность в движении. При блокировании этой потребности
правилами
поведения,
у
ребенка
возрастает
мускульное
напряжение,
ухудшается внимание, снижается работоспособность, ребенок быстро устает.
Эмоциональная
разрядка,
которая
проявляется
после
этого,
является
защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное напряжение и
проявляется в неконтролируемом подвижном беспокойстве, раздражении, что
нередко
квалифицируются
как
дисциплинарные
нарушения
5
.
Состояние
усталости
часто
сопровождается
беспричинным
раздражением,
плаксивостью, истериками. Могут наблюдаться нарушения пространственной
координации – двигательная медлительность и неуклюжесть.
Гиперактивность может сопровождаться определенными проблемами во
взаимоотношениях
с
окружающими,
трудностями
в
усвоении
материала,
низкой
самооценкой.
Симптомы
гиперактивно-импульсного
поведения
приводят к слабой успеваемости в школе и низкой самооценки.
Ряд
исследователей
(Н.К.
Корсакова,
Ю.В.
Микадзе,
Е.Ю.
Балашова,
О.В. Халецкая, В.М. Трошин), характеризуя гиперактивных детей, отмечают
патологически низкие показатели внимания, памяти, слабость умственных
процессов
в
целом
при
сохраненном
нормальном
уровне
интеллекта.
Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность детей на занятиях
низкая,
утомляемость
повышена
6
.
Различные
аспекты
данной
проблемы
активно изучались А. Платоновым и А.В. Касатиковою под руководством В.Р.
Кучмы и И.П. Брязгунова.
4
Заика Е.В. Синдром ослабленного внимания и гиперактивности у детей и его корекция/
Е.В. Заика//Практичечкая психология и социальная работа. - 2011. - №5. - с. 41-46.
5
Макаренко
С.
Психолого-медико-педагогическая
помощь
гиперактивным
детям/
С. Макаренко//Воспитание школьников. - 2007. - №9. - с. 48-54.
6
Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как причина школьной
дезадаптации // Школа здоровья. - 1994. - №1. - с. 91-94.
6
Итак,
гиперактивность
–
состояние,
при
котором
активность
и
возбудимость человека, ребенка превышает норму. В случае, если подобное
поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как
психическое
расстройство.
Гиперактивность
чаще
встречается
у
детей
и
подростков, чем у взрослых людей, так как она вызывается эмоциями.
2.
Возрастные особенности подростков
Подростковый возраст – самый трудный и сложный. Его еще называют
переходным
возрастом,
потому
что
в
течение
этого
периода
происходит
своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости,
который
пронизывает
все
стороны
развития
подростка:
анатомо-
физиологическое
строение,
интеллектуальное,
нравственное
развитие,
а
также различные виды его деятельности.
В
подростковом
возрасте
серьезно
изменяются
условия
жизни
и
деятельности
подростка,
что,
в
свою
очередь,
приводит
к
перестройке
психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У
подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе,
к нему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны
взрослых.
Вспомним некоторые сведения по анатомии и физиологии, психологии и
педагогики, которые характеризуют личность подростка [1].
Анатомо-физиологические
особенности
подростка
характеризуются
неравномерностью
его
физического
развития,
совершенствованием
мышечного аппарата, процессом окостенения скелета. У подростков ярко
выражена
неустойчивость
нервной
системы,
которая
не
всегда
способна
выдержать сильные или длительные раздражения, что вызывает состояние
крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д.
Активное
половое
созревание
подростка
происходит
при
заметном
7
отставании
в
социальном
становлении
подростка,
что
влечет
за
собой
социально психологические проблемы полового воспитания
7
.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании
самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» Часто мучает подростка. Он проявляет
интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и мысли;
появляются
собственные
оценки
тех
или
иных
событий
и
фактов;
он
пытается
оценить
свои
возможности
и
поступки,
сопоставляя
себя
со
сверстниками и их действиями.
В
этом
возрасте
происходит
временное
психологическое
отдаление
подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка
снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Часто он стоит перед
выбором
между
официальным
коллективом
и
неформальной
группой
общения. Преимущество подростка отдается той среде и группе, в которой он
чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может
быть и спортивная секция, и технический кружок, а может быть и подвал
дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как
правило,
в
этом
возрасте
у
подростков
возникают
проблемы
со
взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на
своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки.
Поэтому
взаимоотношения
со
взрослыми
обычно
характеризуются
повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к
мнениям
взрослых,
но
при
этом
становится
более
значимым
мнение
сверстников.
Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения
подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно меняется и
характер
взаимоотношений
со
сверстниками,
появляется
потребность
в
общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может
привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенный
7
Сечейко О. Взаимосвязь индивидуально-психологических и возрастных особенностей
подростка // Родная школа. - 1999. - №9. – С. 60.
8
интерес
к
вопросам
интимной
жизни
человека
может
приводить
к
асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
Та к и м
о б р а з о м ,
м ож н о
в ы д е л и т ь характерные
особенности
подросткового возраста:
эмоциональная незрелость;
недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение;
неумение соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих
потребностей;
повышенная
внушаемость,
желание
самоутвердиться
и
стать
взрослым.
3.
Общая
характеристика
гиперактивного
поведения
подростков:
особенности, причины и факторы риска.
Синдром
дефицита
внимания
с
гиперактивностью
(СДВГ)
–
это
наиболее
распространенное
для
подросткового
возраста
расстройство
поведения. От 8% до 10% подростков подвержено его влиянию. Многие
подростки
страдают
от
СДВГ.
Его
симптомы
–
невнимательность,
импульсивность и гиперактивность, является интрузивными, а это означает,
что они серьезно влияют на жизнь подростка.
Результатом гиперактивности у подростка может быть неспособность к
обучению, беспокойство и перепады настроения. Кроме того, у подростков
может проявляться оппозиционное расстройство или проблемное поведение.
Правильная постановка медицинского диагноза и назначения корректного
лечения очень важно, потому как чрезмерная гиперактивность влияет на все
стороны жизни подростка.
Основными симптомами гиперактивности у подростков являются:
неспособность долго на чем-то сосредоточиться;
несобранность, невозможность сконцентрировать внимание на одном
предмете;
сложности с концентрацией на каком-то одном занятии;
9
нежелание решать требующие умственного напряжения задачи;
невнимательность;
остоянная забывчивость;
регулярное отвлечения на посторонний шум;
частые вскакивания с места;
мпульсивные взмахи руками и неконтролируемые движения ногами во
время волнения;
неспособность спокойно ждать и что-то выслушивать до конца;
постоянное стремление сорваться с места [1].
Синдром
гиперактивности
у
подростков
провоцирует
чрезмерную
раздражительность
и
вспыльчивость.
Они
не
могут
сосредоточиться,
испытывают гнев, когда приходится что-то ждать и не осознают в момент
совершения какого-либо действия его последствия.
Особенно
рискованными
проявления
синдрома
гиперактивности
бывают в конфликтном подростковом возрасте. Юноши и девушки с таким
синдромом обладают сильным стремлением к лидерству и часто совершают
необдуманные
поступки.
Они
рано
начинают
курить,
употреблять
алкогольные напитки или наркотические вещества.
Подростки с симптомами гиперактивности требуют специфического
подхода
в
воспитании
и
надзора.
Их
поведение
обусловлено
не
отрицательными чертами характера, а нарушением ретикулярной формации.
Это одна из функций головного мозга, отвечающая за обработку информации
и
за
степень
концентрации
внимания.
Сбой
в
ее
работе
приводит
к
чрезмерной утомляемости мозга и нарастанию эмоциональной тревожности,
на фоне которой появляется неуправляемое желание постоянного движения
[2].
Лечение
гиперактивности
возможно
не
только
в
дошкольном,
школьном, но даже в подростковом возрасте. Многие специалисты убеждены,
что
она
обусловлена генетическими
факторами,
воздействию
которых
10
противостоять трудно. Однако это не так. Коррекцию гиперактивности при
условии,
что
подобное
поведение
не
вызвано
тяжелыми
травмами
или
инфекционными поражениями мозга, проводят довольно успешно.
Много
подростков
с
повышенной
гиперактивносью, с
нарушением
процесса
социализации,
а
так
же
несовершеннолетних
со
свойствами,
состояниями личности и здоровья, которые могут привести к социальной
дезадаптации можна отнести к «группе риска».
«Группу риска» могут составлять учащиеся, особенности поведения
которых значительно выходят за границы общепринятых норм и требований
и представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию
его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
В
современной
научно-педагогической
литературе
выделяется
три
существенных
признака,
составляющих
содержание
понятия
подросток
«группы риска». Выделяют такие признаки подростков «группы риска»:
во-первых, это подростки с отклоняющимся от общепринятой нормы
поведением,
для
их
характеристики
можно
использовать
термины:
«деликвентность»
–
цепь
проступков,
провинностей,
мелких
правонарушений,
отличающихся
от
серьезных
криминальных
преступлений, и «девиантность» – отклонения от принятых в обществе
норм;
во-вторых, это подростки, поведение которых нелегко исправляется и
корригируется,
хотя
среди
этой
группы
детей
есть
и
те,
которые
относительно легко поддаются перевоспитанию;
в-третьих, дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе,
внимании родителей, воспитателей, участии всех окружающих
8
.
Следовательно, отклонения от общепринятых социальных и морально-
нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьёзные вопросы
8
Особенности
развития
и
социализации
подростков
«группы
риска»:
методическое
пособие. Под ред. Романовой М.А. – Йошкар-Ола: ГОУ СПО РМЭ «МПТ», 2009.
11
не только перед семьёй и образовательным учреждением, но и обществом в
целом.
Заключение
Итак,
современный
подросток
живет
в
мире,
сложном
по
своему
содержанию
и
тенденциям
социализации.
Напряженная,
неустойчивая
социальная,
экономическая,
экологическая,
идеологическая
обстановка,
сложившаяся
в
настоящее
время
в
нашем
обществе,
обуславливает
рост
различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей.
Причина
этого
отклонения
лежит
в
особенностях
взаимосвязи
и
взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим
собой.
Подобные
отклонения
в
поведении
ярко
и
часто
проявляются
в
подростковом возрасте в силу особенностей развития молодого человека. Во
взаимодействии
и
в
общении
со
сверстниками
и
близкими
взрослыми
подросток
осваивает
границы
дозволенного,
накапливая
тем
самым
свой
жизненный
опыт.
Ему
свойственно
противопоставлять
себя
взрослым,
экспериментировать своими отношениями с окружающими и поведением в
поисках реализации своих потребностей и испытания новых ощущений, что
нередко влечет за собой асоциальные и другие ненормативные проявления в
поведении подростков, которые выходят за рамки дозволенного в обществе.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в
жизни человека. В этот период происходит не только перестройка ранее
сложившихся
психологических
структур,
но
и
закладываются
основы
сознательного поведения/
Следовательно, гиперактивность у подростков не поддается обычному
строгому контролю, так как он в данном случае не способен реагировать на
замечания и адекватно воспринимать угрозу наказания за свои поступки.
Первоочередная задача коррекции гиперактивности – научить управлению
собой. Она заключается в направлении энергии в безопасное русло.
Список использованной литературы
12
1.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд.,
перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2.
Бандура
А.,
Уолтерс
Р.
Подростковая
агрессия.
Изучение
влияния
воспитания
и
семейных
отношений
/
Пер.
с
англ.
Ю.Брянцевой
и
Б.Красовского. - М., 1999. - 512 с.
3.
Большой
психологический
словарь
/ Под
ред.
Б.Г.
Мещерякова,
В.П.Зинченко. – М, 2003. – 672 с.
4.
Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания как
причина школьной дезадаптации // Школа здоровья. - 1994. - №1. - с.
91-94.
5.
Заика Е.В. Синдром ослабленного внимания и гиперактивности у детей
и
его
корекция/
Е.В. Заика//Практичечкая
психология
и
социальная
работа. - 2011. - №5. - с. 41-46.
6.
Ильяшенко
Т.
Дефицит
внимания
у
детей
с
гиперактивностью
/
Т. Ильяшенко // Начальная школа. - 2006. - №11. - С.4-7.
7.
Макаренко
С.
Психолого-медико-педагогиче ская
помощь
гиперактивным детям/ С. Макаренко//Воспитание школьников. - 2007. -
№9. - с. 48-54.
8.
Особенности развития и социализации подростков «группы риска»:
методическое пособие. Под ред. Романовой М.А. – Йошкар-Ола: ГОУ
СПО РМЭ «МПТ», 2009.
9.
Рыбина
Д. Гиперактивные дети: болезнь или дурное воспитание? /
Д. Рыбина// Здоровье. – 2011. - №2. – с. 49-55.
10.Сечейко
О .
Взаимосвязь
индивидуально-психологических
и
возрастных особенностей подростка // Родная школа. - 1999. - №9. –
С. 60.
13