Напоминание

"Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапии. "


Автор: Люкшинова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 102
Населённый пункт: Г. ТАГАНРОГ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапии. "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский

сад 102.

Консультация для воспитателей

«Гармоничное развитие личности

дошкольника через сказкотерапию»

Подготовила: воспитатель Люкшинова

Ольга Сергеевна.

Таганрог

Сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, всегда привлекает детей.

Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их

безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия

в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А.

Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях

людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через

сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных

ситуаций, верить в силу добра и справедливости.

В общей основе развития личности человека лежит его умение владеть

речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов,

склонностей, привычек. По мере взросления ребенка, в особенностях его речи

находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность,

произвольность, эмоциональность, креативность. Дети, чаще испытывающие

отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от

сверстников, склонных к положительным переживаниям. Высокий уровень

развития речи у взрослого человека, отражает его высокое развитие и

уравновешивание

всех

личностных

структур.

Низкий

уровень,

наоборот,

указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности.

Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить

становление личности в целом. Дошкольный возраст — уникальный период для

приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому

психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической

речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства

личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых,

заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Мы, в нашем детском саду, в объеме программы «Социально-личностное

развитие дошкольника» используем цикл занятий сказкотерапии. Особенность

его состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и

согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. В

предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть

работа невидимая, незаметная на первый взгляд. Именно она готовит почву для

развития речи, в том числе и последующей коррекционной работы речевых

расстройств.

Логопедам

известно,

как

трудно

работать

с

возбудимым,

двигательно расторможенным ребенком или например когда мышцы тела ребенка

невероятно закрепощены…

В предлагаемых на занятиях – «сказках», присутствуют игры и упражнения,

направленные на высокую двигательную активность. Чередование состояний

активности и пассивности, что повышает гибкость и подвижность нервных

процессов, развивает моторику и координацию движений, снимают физическое и

психическое напряжение. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение

и

проявление

различных

эмоций

дают

детям

возможность

улучшить

и

активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Сказкотерапия — деятельность, в которой действия воображаемой ситуации

связаны с реальным общением. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый

должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном

случае это может быть образный текст, в другом — рассматривание иллюстраций,

отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог

ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят

понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание

самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных

особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее

откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно

мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического

комфорта

участников

непосредственно

зависят

их

активность,

глубина

эмоциональной включенности.

Занятия по сказкотерапии, в объеме программы «Социально-личностное

развитие дошкольника» в нашем детском саду мы проводим один раз в неделю.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в

развитии личности и речи детей. Временные рамки занятий, в отдельных случаях

могут изменяться, когда игра эмоционально захватывает детей. Здесь можно

отвести больше времени на упражнения в напряжении и расслаблении под

музыку. Если у дошкольников возникает утомление, следует

прекратить

сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности:

вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким

эпизодам сказки и т.д.

На занятиях, после двигательной активности, наступает усталость, после

многократного выполнения

психогимнастических

этюдов. Что приводит к

непроизвольному

расслаблению

организма

и,

следовательно,

снятию

эмоционального

напряжения.

Лишь

небольшую

часть

времени

ребята

располагаются

на

стульчиках:

при

рассказывании

сказки

взрослым,

фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации

по отдельным эпизодам сказки.

В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно

сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда

по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый

просит

детей

рассказать о том, какие игры и упражнения понравились,

запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Между занятиями следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции

дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с

сильными

чертами

характера.

Дети

склонные

к

упрямству,

капризам,

ябедничеству,

изображают

отрицательные

черты

характера

,составляют

комментарии, истории о таких персонажах. В дальнейшем можно заметить

положительные

эффекты,

улучшение

настроения,

развитие

эмоциональной

устойчивости и связной речи детей.

На занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников

осуществляется по таким направлениям как активность, самостоятельность,

творчество,

эмоциональность,

произвольность,

связная

речь.

Направления

сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Они пред-

ставляют собой синтез современных методов развития речи и личности

дошкольника:

словесные

методы

(режиссерская

игра,

комментирование,

рисование,

импровизация,

фантазирование),

пантомимические

этюды,

ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

Многоаспектное проявлении личности в речи и речи в личности является

целью игр и занятий,

основанных на методе сказкотерапии и вариативном

обучении детей перессказыванию, а также придумыванию собственных сказок.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, сбрасывая спрятанный глубоко в

подсознании страх, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее,

увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них

формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты

есть. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим

становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность

его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-

потребностной

сферы,

приобретаемых

в

целях

коммуникативной

целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в

межличностном общении.

Литература.

1.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования.

М., 1996.

2.

Вачков

И.

В

Сказкотерапия:

Развитие

самосознания

через

психологическую сказку. М., 2001.

3.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Путь к волшебству. Теория и практика

сказкотерапи и. СПб. , 1998.

4.

Манеров В. Х. Психология личности по голосу и речи. СПб. , 1999.



В раздел образования