Автор: Люкшинова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 102
Населённый пункт: Г. ТАГАНРОГ
Наименование материала: Доклад
Тема: "Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапии. "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский
сад 102.
Консультация для воспитателей
«Гармоничное развитие личности
дошкольника через сказкотерапию»
Подготовила: воспитатель Люкшинова
Ольга Сергеевна.
Таганрог
Сказочный мир, наполненный чудесами и тайнами, всегда привлекает детей.
Дети очень любят сказки, потому что в них – «естественное пространство их
безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия
в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А.
Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях
людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через
сказку ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных
ситуаций, верить в силу добра и справедливости.
В общей основе развития личности человека лежит его умение владеть
речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов,
склонностей, привычек. По мере взросления ребенка, в особенностях его речи
находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность,
произвольность, эмоциональность, креативность. Дети, чаще испытывающие
отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от
сверстников, склонных к положительным переживаниям. Высокий уровень
развития речи у взрослого человека, отражает его высокое развитие и
уравновешивание
всех
личностных
структур.
Низкий
уровень,
наоборот,
указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности.
Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить
становление личности в целом. Дошкольный возраст — уникальный период для
приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому
психологу, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической
речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства
личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых,
заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
Мы, в нашем детском саду, в объеме программы «Социально-личностное
развитие дошкольника» используем цикл занятий сказкотерапии. Особенность
его состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и
согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. В
предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Но есть
работа невидимая, незаметная на первый взгляд. Именно она готовит почву для
развития речи, в том числе и последующей коррекционной работы речевых
расстройств.
Логопедам
известно,
как
трудно
работать
с
возбудимым,
двигательно расторможенным ребенком или например когда мышцы тела ребенка
невероятно закрепощены…
В предлагаемых на занятиях – «сказках», присутствуют игры и упражнения,
направленные на высокую двигательную активность. Чередование состояний
активности и пассивности, что повышает гибкость и подвижность нервных
процессов, развивает моторику и координацию движений, снимают физическое и
психическое напряжение. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение
и
проявление
различных
эмоций
дают
детям
возможность
улучшить
и
активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Сказкотерапия — деятельность, в которой действия воображаемой ситуации
связаны с реальным общением. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый
должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном
случае это может быть образный текст, в другом — рассматривание иллюстраций,
отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог
ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.
Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят
понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание
самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных
особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее
откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно
мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического
комфорта
участников
непосредственно
зависят
их
активность,
глубина
эмоциональной включенности.
Занятия по сказкотерапии, в объеме программы «Социально-личностное
развитие дошкольника» в нашем детском саду мы проводим один раз в неделю.
Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в
развитии личности и речи детей. Временные рамки занятий, в отдельных случаях
могут изменяться, когда игра эмоционально захватывает детей. Здесь можно
отвести больше времени на упражнения в напряжении и расслаблении под
музыку. Если у дошкольников возникает утомление, следует
прекратить
сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности:
вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким
эпизодам сказки и т.д.
На занятиях, после двигательной активности, наступает усталость, после
многократного выполнения
психогимнастических
этюдов. Что приводит к
непроизвольному
расслаблению
организма
и,
следовательно,
снятию
эмоционального
напряжения.
Лишь
небольшую
часть
времени
ребята
располагаются
на
стульчиках:
при
рассказывании
сказки
взрослым,
фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации
по отдельным эпизодам сказки.
В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно
сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда
по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый
просит
детей
рассказать о том, какие игры и упражнения понравились,
запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
Между занятиями следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции
дошкольников. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с
сильными
чертами
характера.
Дети
склонные
к
упрямству,
капризам,
ябедничеству,
изображают
отрицательные
черты
характера
,составляют
комментарии, истории о таких персонажах. В дальнейшем можно заметить
положительные
эффекты,
улучшение
настроения,
развитие
эмоциональной
устойчивости и связной речи детей.
На занятиях по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников
осуществляется по таким направлениям как активность, самостоятельность,
творчество,
эмоциональность,
произвольность,
связная
речь.
Направления
сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе. Они пред-
ставляют собой синтез современных методов развития речи и личности
дошкольника:
словесные
методы
(режиссерская
игра,
комментирование,
рисование,
импровизация,
фантазирование),
пантомимические
этюды,
ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
Многоаспектное проявлении личности в речи и речи в личности является
целью игр и занятий,
основанных на методе сказкотерапии и вариативном
обучении детей перессказыванию, а также придумыванию собственных сказок.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, сбрасывая спрятанный глубоко в
подсознании страх, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее,
увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них
формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты
есть. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим
становлению ребенка как языковой личности, представляющей собой системность
его качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-
потребностной
сферы,
приобретаемых
в
целях
коммуникативной
целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в
межличностном общении.
Литература.
1.
Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования.
М., 1996.
2.
Вачков
И.
В
Сказкотерапия:
Развитие
самосознания
через
психологическую сказку. М., 2001.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
Путь к волшебству. Теория и практика
сказкотерапи и. СПб. , 1998.
4.
Манеров В. Х. Психология личности по голосу и речи. СПб. , 1999.