Напоминание

Развитие речи дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность


Автор: Мартынова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" д/с184
Населённый пункт: Город Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Введение

Развитие речи в дошкольном возрасте является одной из ключевых

задач педагогики, поскольку именно в этот период закладываются

основы

коммуникативных

навыков,

мышления

и

познавательных

способностей ребенка. Современные исследования показывают, что

традиционные

методы

обучения,

основанные

на

механическом

запоминании

и

повторении,

уступают

по

эффективности

деятельностным

подходам,

в

частности,

познавательно-

исследовательской деятельности.

Данная

статья

посвящена

анализу

влияния

познавательно-

исследовательской

деятельности

на

речевое

развитие

детей

дошкольного

возраста.

Рассматриваются

механизмы

взаимосвязи

между исследовательской активностью и формированием языковых

навыков,

а

также

предлагаются

практические

рекомендации

для

педагогов и родителей.

Теоретические

основы

развития

речи

через

познавательно-

исследовательскую деятельность

1. Понятие познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность (ПИД) – это форма

активности ребенка, направленная на изучение окружающего мира

через

наблюдение,

экспериментирование, анализ

и

обобщение.

В

отличие от пассивного восприятия информации, ПИД предполагает

непосредственное

взаимодействие

с

объектами

и

явлениями,

что

способствует более глубокому усвоению знаний.

В дошкольном возрасте ПИД проявляется в таких формах, как:

наблюдение (изучение природных и социальных явлений);

экспериментирование (опыты с водой, песком, магнитами и

др.);

моделирование

(создание

упрощённых

моделей

реальных

объектов);

проблемные

ситуации

(поиск

решения

задач,

требующих

анализа и рассуждения).

2. Взаимосвязь речи и познавательной активности

Развитие речи и познавательных процессов тесно взаимосвязаны.

По мнению Л. С. Выготского, речь является не только средством

коммуникации,

но

и

инструментом

мышления.

В

процессе

исследования ребенок сталкивается с необходимостью:

формулировать

вопросы

(развитие

вопросительных

конструкций);

описывать

наблюдаемые

явления

(расширение

словарного

запаса);

выдвигать гипотезы (использование сложных предложений);

делать выводы (развитие логико-грамматических структур).

Таким

образом,

познавательно-исследовательская

деятельность

создает естественные условия для речевой практики, стимулируя как

диалогическую, так и монологическую речь.

Методы

и

приемы

развития

речи

в

процессе

познавательно-

исследовательской деятельности

1. Использование вопросов как стимула речевой активности

Вопросы выполняют две важные функции:

побуждают

к

размышлению

(например,

«Почему

листья

желтеют?»);

активизируют словарь (ребенок ищет подходящие термины для

ответа).

Педагог может применять различные типы вопросов:

фактологические («Что ты видишь?»);

аналитические («Как ты думаешь, почему это происходит?»);

прогностические («Что будет, если…?»).

2. Описание и фиксация наблюдений

Фиксация результатов исследований (в виде рисунков, схем, устных

рассказов)

способствует развитию связной речи. Например, после

проведения опыта с растворимостью веществ ребенок может:

перечислить

использованные

материалы

(активизация

предметного словаря);

описать последовательность действий (развитие временных

представлений);

сравнить

результаты

(использование

антонимов

и

сравнительных конструкций).

3. Игровые технологии в исследовательской деятельности

Игра является естественной формой познания для дошкольников.

Элементы ПИД можно интегрировать в сюжетно-ролевые игры:

«Лаборатория» (дети выступают в роли ученых, комментируя свои

действия);

«Экспедиция»

(исследование

природы

с

последующим

составлением отчёта);

«Конструкторское бюро» (описание создаваемых моделей).

Такие игры не только обогащают словарь, но и формируют умение

строить развернутые высказывания.

Практические рекомендации для педагогов и родителей

1. Создание развивающей среды

Для успешного развития речи через ПИД необходимо организовать

пространство, включающее:

уголки

экспериментирования

(емкости

с

водой,

сыпучими

материалами, лупы);

тематические коллекции (камни, листья, семена – с подписями

для расширения словаря);

дидактические материалы (карточки с алгоритмами опытов,

схемами рассказов).

2. Постепенное усложнение задач

Речевые задания должны соответствовать уровню развития ребенка:

младшие дошкольники (описание простых действий, ответы на

вопросы);

средние

дошкольники

(составление

коротких

рассказов

по

результатам наблюдений);

старшие

дошкольники

(формулирование

гипотез,

доказательство своей точки зрения).

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка

Роль педагога или родителя заключается в:

моделировании

речевых

образцов

(правильное

построение

фраз);

активном слушании (поощрение развернутых ответов);

косвенном руководстве (наводящие вопросы вместо готовых

ответов).

Заключение

Познавательно-исследовательская

деятельность

предоставляет

широкие возможности для речевого развития дошкольников. Через

наблюдение, экспериментирование и решение проблемных задач дети

осваивают

новые

слова,

учатся

строить

сложные

предложения

и

логически излагать свои мысли.

Эффективность

данного

подхода

подтверждается

не

только

теоретическими

исследованиями,

но

и

практикой

дошкольного

образования.

Важным

условием

успеха

является

систематическая

работа

педагогов

и

родителей,

направленная

на

создание

стимулирующей речевую активность среды.

Таким

образом,

интеграция

познавательно-исследовательской

деятельности

в

образовательный

процесс

позволяет

не

только

развивать речь, но и формировать у детей устойчивый интерес к

познанию окружающего мира.



В раздел образования