Напоминание

«ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ»


Автор: Бухалина Марина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Солнышко" п. Л. Искра
Населённый пункт: Кировская область, г. Котельнич, ул. Победы, 28-2
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ»

Введение

Формирование

словообразовательных

моделей

в

детской

речи

представляет

собой

сложный

и

многоаспектный процесс,

который

является ключевым этапом в овладении языком. Усвоение способов

образования новых

слов

позволяет

ребёнку

не

только

расширять

лексический запас, но и развивать языковую системность, понимать

морфологические закономерности родного языка.

Цель данной методической разработки – рассмотреть механизмы

усвоения словообразовательных моделей детьми, выделить основные

этапы их формирования и предложить практические рекомендации для

педагогов и родителей по развитию данного навыка.

1. Теоретические основы словообразования в детской речи

1.1. Понятие словообразовательной модели

Словообразовательная модель – это устойчивая схема построения

новых слов на основе существующих морфем (приставок, суффиксов,

корней). В русском языке такие модели включают:

суффиксальный способ (дом → домик);

префиксальный способ (делать → переделать);

сложение основ (пар + воз → паровоз);

аббревиацию (заведующий хозяйством → завхоз).

Дети

усваивают

эти

модели

постепенно,

начиная

с

наиболее

продуктивных и частотных в речи взрослых.

1.2. Психолингвистические аспекты усвоения

словообразования

Процесс усвоения словообразования тесно связан с когнитивным

развитием

ребёнка.

По

данным

исследований

(А.Н.

Гвоздев,

Т.Н.

Ушакова), дети сначала запоминают готовые словоформы, а затем

начинают выделять морфемы и применять их по аналогии.

На

ранних

этапах

(2–3

года)

наблюдаются

окказиональные

образования

слова,

созданные

ребёнком

по

аналогии,

но

не

соответствующие

языковой

норме

(копатка

вместо

лопатка).

Это

свидетельствует о начале активного морфологического анализа.

2. Этапы формирования словообразовательных моделей

2.1. Дограмматический этап (1–1,5 года)

Ребёнок использует неизменяемые слова-корни (мама, дай, би-би).

Словообразование отсутствует, поскольку морфемный анализ ещё не

сформирован.

2.2. Начальный этап (1,5–2,5 года)

Появляются первые попытки изменять слова, чаще всего по аналогии

с часто слышимыми формами:

уменьшительно-ласкательные суффиксы (стол → столик);

глагольные приставки (шёл → пришёл).

Характерны

ошибки

гипергенерализации

(ездиют

вместо

ездят).

2.3. Этап активного словообразования (3–5 лет)

Ребёнок

начинает

активно

экспериментировать

с

морфемами,

создавая новые слова:

суффиксальное

образование

(молоко

молочник

человек,

который пьёт молоко);

префиксальное (бежал → убежал, прибежал).

В этот период особенно важна языковая среда, так как дети копируют

модели, которые слышат в речи взрослых.

2.4. Этап систематизации (5–7 лет)

Ребёнок

усваивает

нормы

словообразования,

уменьшается

количество

окказионализмов.

Появляется

понимание

словообразовательных цепочек (лес → лесник → лесничий).

3.

Факторы,

влияющие

на

развитие

словообразовательных

навыков

3.1. Влияние речевой среды

Чем богаче и правильнее речь окружающих, тем быстрее ребёнок

усваивает словообразовательные модели. Важно:

использовать разнообразные суффиксы и приставки в бытовой

речи;

комментировать значения новых слов ("Это маленький стул –

стульчик").

3.2. Роль игровой деятельности

Игры

со

словами

("Назови

ласково",

"Придумай

новое

слово")

стимулируют морфологический анализ. Эффективны:

рифмованные упражнения (кот – рот, дом – ком);

преобразование слов (большой → маленький → огромный).

3.3. Чтение художественной литературы

Сказки,

стихи

и

рассказы

содержат

множество

словообразовательных моделей. После чтения полезно обсуждать:

как образованы новые слова;

почему герой назван "лисичкой", а не "лисой".

4. Методические рекомендации по развитию словообразования

4.1. Дидактические игры и упражнения

"Большой

маленький"

(образование

уменьшительно-

ласкательных форм: мяч → мячик).

"Кто что делает?" (образование названий профессий: учит →

учитель).

"Слова-родственники"

(поиск

однокоренных

слов:

снег

снежный → снеговик).

4.2. Коррекция ошибок

Не следует резко исправлять детские окказионализмы. Лучше:

повторить слово в правильной форме ("Да, это лопатка");

задать наводящий вопрос ("Как ещё можно назвать маленькую

лопатку?").

4.3. Развитие металингвистического сознания

Детям старшего дошкольного возраста можно объяснять:

почему слова изменяются;

как суффиксы меняют значение ("Дом – это большой, а домик –

маленький").

Заключение

Формирование

словообразовательных

моделей

важный

этап

речевого

развития,

который

закладывает

основы

грамотности

и

языкового чутья. Понимание механизмов этого процесса позволяет

педагогам

и

родителям

целенаправленно

развивать

языковые

способности ребёнка.



В раздел образования