Автор: Муханова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш" с.Красное
Населённый пункт: село Красное Липецкой области
Наименование материала: статья
Тема: Экспериментальная деятельность в группе корректирующей направленности
Раздел: дошкольное образование
Экспериментально – исследовательская деятельность в логопедической группе.
(из опыта работы).
В образовательной деятельности в ДОУ в настоящее время необходим поиск
эффективных технологий, способствующих развитию ребёнка. Одной из таких я выбрала
экспериментирование.
Экспериментальная деятельность вместе с ребёнком почти всю жизнь, во всех сферах,
является едва ли не ведущей. Она развивает умственную деятельность, любознательность,
формирует познавательную активность. Поиск наиболее результативных форм развития
исследовательской деятельности дошкольников – актуальная проблема, требующая
теоретического и практического решения.
В своей деятельности в группе корректирующей направленности пробую внедрять игры –
эксперименты. Считаю, что эти формы работы повышают интерес к занятиям, дают
возможность детям задействовать все анализаторы: слуховой, обонятельный, вкусовой. В
процессе таких игр обогащается активный и пассивный словарь, происходит быстрое
формирование словоизменения, ребёнок учится строить предложения разных типов. Игры
– эксперименты способствуют развитию мелкой и тонкой моторики.
Основным направлением я выбрала эксперименты на кухне. Это то , что можно
произвести с безопасными знакомыми веществами и продуктами, а также совместно с
родителями.
Предлагаю некоторые игры – эксперименты для формирования лексико-
грамматического строя у детей с ОНР.
1 . « Весёлые краски».
Растворяем краски в воде. Добавляем в них пищевую соду, чтобы краски приобрели
густую консистенцию . Проговариваем цвета красок: синий, красный. Консистенция:
жидкая, густая . Затем наносим их на раскраску. Проговариваем: накладываем,
раскрашиваем. Предлагаем детям капнуть на рисунок лимонный сок. Краски зашипят .
Проговариваем: капаем, шипят. Таким образом развиваем моторику, активизируем
словарь существительными, прилагательными, глаголами.
2. « Угадай по запаху и вкусу».
Предлагаем ребёнку угадать с закрытыми глазами по запаху апельсин, огурец,
чеснок .Проговариваем чем пахнет: апельсином. чесноком, огурцом ( усвоение категории
творительного падежа).
Предлагаем попробовать на вкус варенье клубничное, смородиновое. Проговариваем
какое это варенье: клубничное, смородиновое (закрепляем относительные
прилагательные).
3. « Угадай на ощупь, по вкусу».
Предлагаю детям бакалейные продукты: макароны, фасоль, гречку. Проговариваем что
это, что из этого можно приготовить: из макарон – макароновую запеканку; из фасоли –
фасолевый суп, из гречки – гречневую кашу (учим употреблять относительные
прилагательные , обогащаем словарь существительными). Пробуем на ощупь – развиваем
мелкую моторику.
Предлагаю закрыть глаза, насыпаю на блюдо данные продукты. Предлагаю на слух
определить , что за крупа. Эти формируем слуховое внимание.
Очень важно дать ребёнку участвовать в окружающем его пространстве: понюхать,
пощупать, попробовать на вкус, послушать, посмотреть. Экспериментальная деятельность
даёт такую возможность. В процессе этой деятельности решаются и коррекционные
задачи.
Инновационные методы, такие как экспериментирование приобретают огромное
значение в коррекционной работе. Они способствуют достижению максимально
возможных успехов в преодолении речевых нарушений у дошкольников.
Литература :
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
( формирование лексики и грамматического строя). – СПб: СОЮЗ, 1999.