Автор: Шульдайс Яна Адисоновна
Должность: Учитель иностранных языков
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №80 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: "Профессиональное развитие учителя"
Тема: "Профессиональное развитие учителя"
Раздел: среднее образование
Профессиональное развитие учителя
«Мастер
педагогического
дела
насколько
хорошо
знает
азбуку
своей
науки, что на уроке, в ходе учебного
материала, в центре его внимания не само
содержание того, что изучается, а ученики,
их
умственный
труд,
их
мышление,
трудности их умственного труда.»
В.А.Сухомлинский
Сложно
представить
общество
в
отсутствии
такой
значимой
и
незаменимой професии как учитель. Вопрос о том, каким учитель должен быть,
рассматривается не только в работах философов, психологов, методологов,
каждый человек имеет собственный образ идеального учителя, обладающего
определенными профессиональными качествами и чертами характера. Поэтому
современный педагог нуждается в постоянном изучении и осмыслении всех
изменений, происходящих как в образовательном пространстве, так и в
обществе. Работа учителя это не только «призвание», это энергозатратный труд,
работа
над
совершенствованием
своих
профессиональных
компетенций,
ежедневное развитие и обучение, выработка собственного подхода к обучению
детей с разным уровнем мотивации, умение даже после выполнения рутинной
работы с документами, составления отчетов сохранить и передать любовь как к
своему предмету, так и к процессу обучения в целом. В связи с этим логично
поговорить о сложностях в работе педагога и ресурсах, которые помогут эти
барьеры преодолеть.
Каждый
день
учителя
насыщен
напряженными
ситуациями
и
трудностями,
что
требует
от
него
большого
запаса
самообладания
и
саморегуляции.
Педагог
должен
обладать
высокой
работоспособностью,
справляться с действием сильных раздражителей, проявлять терпимость к
детским слабостям, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять
на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус.
Барьеры психологического характера, безусловно, часто связаны с
изменениями качества выполнения деятельности, неудовлетворенностью своим
социальным
и
профессионально-образовательным
статусом,
социально-
экономические
условиями
жизнедеятельности
учителя,
возрастными
психологическими изменениями личности, недостаточным осознанием уровня
компетентности
и
профессионализма,
сложными
отношениями
в
педагогическом коллективе. Сложно найти педагога, не относящегося к своей
деятельности со всей строгостью и ответственностью, оценивая работу
обучающихся,
педагог
привыкает
критично
оценивать
результаты
деятельности, таким образом, результаты использования того или иного метода
или подхода при проведении урока, подготовке к олимпиадам или в
руководстве в написании научной работы всегда тщательно анализируются,
находятся достоинства и недостатки.
В преодолении профессиональных и психологический барьеров в работе
педагога значительную роль играют внешние и внутренние ресурсы. По
мнению Андреева В.И., "феноменология понятия "ресурс" очень актуальна для
понимания и поиска резервных возможностей качества образования и качества
саморазвития человека XXI века".
Внутренние
ресурсы
включают
состояние
здоровья,
финансовые
возможности, возможности повысить качетсво образования, личные качества,
связанные с задатками, способностями, увлечениями человека, индивидуальные
черты и уровень их развития, имеющиеся знания, умения, в том числе
профессиональные, мотивацию и сферу потребностей. Только позитивное
отношение к своей деятельности, к обучающимся, вера в их силы и
возможности, уверенность в себе принесут плоды.
Тем не менее, не стоит забывать и о внешних ресурсах: людях,
окружающих учителя, ресурсов его образовательной среды, лабораториях,
классах, учебниках и т.п. Этот перечень дополняют знания учителя, средства
массовой информации, библиотечные фонды, технические средства обучения,
нормативные документы, интернет,
мероприятия, проводимые совместно с
родителями, выпускниками, социальными и сетевыми партнерами. Для этого
представляется очень важным связь школы с организациями, музеями, с вузами,
с промышленными предприятиями, так как, например, физика- это сфера науки,
через которую познается современный мир со всем своём многообразии.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в котором учитель не
должен упустить возможности профессионального роста. Однако, поскольку
педагог - это наблюдатель и исследователь детской жизни, он должен быть
открыт, любознателен, готов идти на риск и найти свой путь в поисках истины,
способен
мыслить
и успешно использовать все ресурсы для преодоления
барьеров в своей работе.
Я.А.Шульдайс