Напоминание

"Профессиональное развитие учителя"


Автор: Шульдайс Яна Адисоновна
Должность: Учитель иностранных языков
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №80 г.Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: "Профессиональное развитие учителя"
Тема: "Профессиональное развитие учителя"
Раздел: среднее образование





Назад




Профессиональное развитие учителя

«Мастер

педагогического

дела

насколько

хорошо

знает

азбуку

своей

науки, что на уроке, в ходе учебного

материала, в центре его внимания не само

содержание того, что изучается, а ученики,

их

умственный

труд,

их

мышление,

трудности их умственного труда.»

В.А.Сухомлинский

Сложно

представить

общество

в

отсутствии

такой

значимой

и

незаменимой професии как учитель. Вопрос о том, каким учитель должен быть,

рассматривается не только в работах философов, психологов, методологов,

каждый человек имеет собственный образ идеального учителя, обладающего

определенными профессиональными качествами и чертами характера. Поэтому

современный педагог нуждается в постоянном изучении и осмыслении всех

изменений, происходящих как в образовательном пространстве, так и в

обществе. Работа учителя это не только «призвание», это энергозатратный труд,

работа

над

совершенствованием

своих

профессиональных

компетенций,

ежедневное развитие и обучение, выработка собственного подхода к обучению

детей с разным уровнем мотивации, умение даже после выполнения рутинной

работы с документами, составления отчетов сохранить и передать любовь как к

своему предмету, так и к процессу обучения в целом. В связи с этим логично

поговорить о сложностях в работе педагога и ресурсах, которые помогут эти

барьеры преодолеть.

Каждый

день

учителя

насыщен

напряженными

ситуациями

и

трудностями,

что

требует

от

него

большого

запаса

самообладания

и

саморегуляции.

Педагог

должен

обладать

высокой

работоспособностью,

справляться с действием сильных раздражителей, проявлять терпимость к

детским слабостям, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять

на протяжении всего рабочего дня общий и эмоциональный тонус.

Барьеры психологического характера, безусловно, часто связаны с

изменениями качества выполнения деятельности, неудовлетворенностью своим

социальным

и

профессионально-образовательным

статусом,

социально-

экономические

условиями

жизнедеятельности

учителя,

возрастными

психологическими изменениями личности, недостаточным осознанием уровня

компетентности

и

профессионализма,

сложными

отношениями

в

педагогическом коллективе. Сложно найти педагога, не относящегося к своей

деятельности со всей строгостью и ответственностью, оценивая работу

обучающихся,

педагог

привыкает

критично

оценивать

результаты

деятельности, таким образом, результаты использования того или иного метода

или подхода при проведении урока, подготовке к олимпиадам или в

руководстве в написании научной работы всегда тщательно анализируются,

находятся достоинства и недостатки.

В преодолении профессиональных и психологический барьеров в работе

педагога значительную роль играют внешние и внутренние ресурсы. По

мнению Андреева В.И., "феноменология понятия "ресурс" очень актуальна для

понимания и поиска резервных возможностей качества образования и качества

саморазвития человека XXI века".

Внутренние

ресурсы

включают

состояние

здоровья,

финансовые

возможности, возможности повысить качетсво образования, личные качества,

связанные с задатками, способностями, увлечениями человека, индивидуальные

черты и уровень их развития, имеющиеся знания, умения, в том числе

профессиональные, мотивацию и сферу потребностей. Только позитивное

отношение к своей деятельности, к обучающимся, вера в их силы и

возможности, уверенность в себе принесут плоды.

Тем не менее, не стоит забывать и о внешних ресурсах: людях,

окружающих учителя, ресурсов его образовательной среды, лабораториях,

классах, учебниках и т.п. Этот перечень дополняют знания учителя, средства

массовой информации, библиотечные фонды, технические средства обучения,

нормативные документы, интернет,

мероприятия, проводимые совместно с

родителями, выпускниками, социальными и сетевыми партнерами. Для этого

представляется очень важным связь школы с организациями, музеями, с вузами,

с промышленными предприятиями, так как, например, физика- это сфера науки,

через которую познается современный мир со всем своём многообразии.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в котором учитель не

должен упустить возможности профессионального роста. Однако, поскольку

педагог - это наблюдатель и исследователь детской жизни, он должен быть

открыт, любознателен, готов идти на риск и найти свой путь в поисках истины,

способен

мыслить

и успешно использовать все ресурсы для преодоления

барьеров в своей работе.

Я.А.Шульдайс



В раздел образования