Автор: Сергеева Олеся Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Совенок"
Населённый пункт: рп. Кольцово Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Картотека: «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного
возраста c ОВЗ».
1. Дидактическая игра «Собери ромашку».
Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением
соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным
(автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть
смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет
картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в
слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.
2. Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»
Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук»,
«гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего,
зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия
которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный
звук), и выкладывают их на лепестки.
В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало,
конец, середина).
3. Дидактическая игра «Посади в вагоны»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и
определении его местонахождения, развивать мыслительные операции,
фонематический слух.
Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с
определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что
на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют
место буквы в слове.
4. Игра «Змейка или колокольчик»
Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких
согласных звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с
изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети
находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.
5. Игра «Какая картинка лишняя?»
Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного
внимания, мыслительных операций.
Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку
цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2
картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки
6. Игра «1,2,3 - слог прочти»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков
слогового чтения.
Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым
звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.
7. Игра «Короткое или длинное»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное
внимание.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением шарика,
который имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре
соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и
выкладывают их на лепестки.
Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает
картинку, не подходящую по слоговому составу.
8. Игра «Подбери картинки на автоматизируемый звук»
Цель: автоматизация, дифференциация звуков.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть
автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные
картинки, выкладывая их на лепестки.
9. Игра: «Признаки времени года».
Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа
времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на
лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года
(признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную
тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.
Работа может проводиться по любой лексической теме.
10. Игра «Вкусный сок».
Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования
относительных прилагательных.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением стакана.
Дети на лепестки выкладывают картинки с изображением фруктов и говорят,
какой сок получился (лимонный, яблочный и т.д.).
Далее можно предложить составить предложения с полученными
прилагательными.
11. Игра «Посчитай-ка».
Цель: формирование навыков согласования существительных с
числительными, автоматизация звука.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть
автоматизируемый звук, на лепестки – картинки с изображением цифр от 1
до 9. Ребёнок считает предметы (один помидор, два помидора, … пять
помидоров и т.д.).
Возможно составление предложений с полученными словосочетаниями.
12. Игра «С предлогом дружим».
Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных
конструкций.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с обозначением предлога,
на лепестках картинки с изображением предметов. Ребёнок употребляет
слово с предлогом (например, из-под стола, из-под шкафа и т.д.).
После знакомства со всеми предлогами можно выполнять другое
упражнение: в центре – картинка с изображением предмета, на лепестках –
картинки с обозначениями предлогов.
На всех этапах проводится работа по составлению предложений.
13. Игра «Один - много».
Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного
числа.
Ход игры: В центр выкладывается картинка логотип игры «Один – много»,
на лепестках выкладываются картинки с изображением предметов или
животных, о которых нужно сказать во множественном числе.
14. Игра «Жадина».
Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с
существительными.
Ход игры: В центр цветка выкладывается картина с изображением
«Жадины». На лепестки помещаются картинки, про которые надо сказать
моя собака, мой мяч. Можно использовать картинки на определенный
автоматизируемый звук.
15. Игра «Назови ласково».
Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно –
ласкательным суффиксом.
Ход игры: в центр выкладывается картинка логотипа игры, а на лепестки
выкладываются картинка на автоматизируемый звук, о которых надо сказать
ласково.
16. Игра «Кто что делает?»
Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.
Ход игры: в центр цветка выкладывается картинка-действие, а на лепестки
выкладываются картинки с надписями: Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ.
17. Родственные слова
Цель: умение образовывать родственные слова, умение выделять главного
слова в группе родственных.
Ход игры: выбранную картинку, поместить в центр цветка и определить,
является ли родственным слова, изображенные на картинках к слову в
центре, если да, то поместить его на лепесток.
18. Игра «Наоборот»
Цель: развитие умения образовывать антонимы.
Ход игры: в центр цветка выкладывается логотип игры «Наоборот», а на
лепестки выкладываются картинки, и предлагается ребенку назвать
противоположное по смыслы