Напоминание

Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ


Автор: Сергеева Олеся Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад Совенок"
Населённый пункт: рп. Кольцово Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека: «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного

возраста c ОВЗ».

1. Дидактическая игра «Собери ромашку».

Цель: автоматизация звука в речи, дифференциация звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением

соответствующей звуку буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным

(автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть

смешиваемые в произношении звуки (например: [Л] и [Р]), называет

картинки. В задании можно оговорить определённое положение звука в

слове. Можно составить предложения с каждой из картинок.

2. Дидактическая игра «В каком королевстве живет звук»

Цель: определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук»,

«гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат красного цвета (синего,

зелёного). Дети находят картинки с изображением предметов, названия

которых начинаются на гласный звук (твёрдый согласный, мягкий согласный

звук), и выкладывают их на лепестки.

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало,

конец, середина).

3. Дидактическая игра «Посади в вагоны»

Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в словах и

определении его местонахождения, развивать мыслительные операции,

фонематический слух.

Ход игры: В центр цветка выложить картинку вагона с тремя окошками с

определенным местом звука в слове, например в середине, и объяснить, что

на лепестки цветка надо выложить только те картинки, которые определяют

место буквы в слове.

4. Игра «Змейка или колокольчик»

Цель: закрепление понятий «звонкости – глухости» твёрдых и мягких

согласных звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего цвета с

изображением колокольчика (звонкий звук) или змейки (глухой звук). Дети

находят и выкладывают на лепестки соответствующие картинки.

5. Игра «Какая картинка лишняя?»

Цель: развитие фонематических процессов, формирование произвольного

внимания, мыслительных операций.

Ход игры: В центр цветка выкладывается квадрат соответствующего звуку

цвета, на лепестки – картинки которых начинаются на заданный звук и 1 – 2

картинки с другими звуками. Ребёнок должен найти лишние картинки

6. Игра «1,2,3 - слог прочти»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, закрепление навыков

слогового чтения.

Ход игры: Ребёнок прочитывает слоги, даёт характеристику произнесённым

звукам. Затем предлагаем придумать слова с любым из прочитанных слогов.

7. Игра «Короткое или длинное»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, формировать произвольное

внимание.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением шарика,

который имеют одно окно (слова из 1 слога), два, три и четыре

соответственно. Дети подбирают подходящие по слоговому составу слова и

выкладывают их на лепестки.

Можно предложить игру «Найди лишнюю картинку»: ребёнок отыскивает

картинку, не подходящую по слоговому составу.

8. Игра «Подбери картинки на автоматизируемый звук»

Цель: автоматизация, дифференциация звуков.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть

автоматизируемый звук. Ребёнок выделяет этот звук и находит аналогичные

картинки, выкладывая их на лепестки.

9. Игра: «Признаки времени года».

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением символа

времени года. Ребёнок подбирает подходящие картинки и выкладывает их на

лепестки. Задание закрепит представления ребёнка о временах года

(признаки, приметы), познакомит с пословицами и поговорками на заданную

тему. Также возможно заучивание стихотворений о временах года.

Работа может проводиться по любой лексической теме.

10. Игра «Вкусный сок».

Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыков образования

относительных прилагательных.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с изображением стакана.

Дети на лепестки выкладывают картинки с изображением фруктов и говорят,

какой сок получился (лимонный, яблочный и т.д.).

Далее можно предложить составить предложения с полученными

прилагательными.

11. Игра «Посчитай-ка».

Цель: формирование навыков согласования существительных с

числительными, автоматизация звука.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка, в названии которой есть

автоматизируемый звук, на лепестки – картинки с изображением цифр от 1

до 9. Ребёнок считает предметы (один помидор, два помидора, … пять

помидоров и т.д.).

Возможно составление предложений с полученными словосочетаниями.

12. Игра «С предлогом дружим».

Цель: закрепление навыков употребления предложно-падежных

конструкций.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картинка с обозначением предлога,

на лепестках картинки с изображением предметов. Ребёнок употребляет

слово с предлогом (например, из-под стола, из-под шкафа и т.д.).

После знакомства со всеми предлогами можно выполнять другое

упражнение: в центре – картинка с изображением предмета, на лепестках –

картинки с обозначениями предлогов.

На всех этапах проводится работа по составлению предложений.

13. Игра «Один - много».

Цель: закрепление умения образовывать существительные множественного

числа.

Ход игры: В центр выкладывается картинка логотип игры «Один – много»,

на лепестках выкладываются картинки с изображением предметов или

животных, о которых нужно сказать во множественном числе.

14. Игра «Жадина».

Цель: развитие умения согласовывать местоимения мой, моя, моё, мои с

существительными.

Ход игры: В центр цветка выкладывается картина с изображением

«Жадины». На лепестки помещаются картинки, про которые надо сказать

моя собака, мой мяч. Можно использовать картинки на определенный

автоматизируемый звук.

15. Игра «Назови ласково».

Цель: развитие умения образовывать существительные с уменьшительно –

ласкательным суффиксом.

Ход игры: в центр выкладывается картинка логотипа игры, а на лепестки

выкладываются картинка на автоматизируемый звук, о которых надо сказать

ласково.

16. Игра «Кто что делает?»

Цель: развитие умения спрягать глаголы в настоящем времени.

Ход игры: в центр цветка выкладывается картинка-действие, а на лепестки

выкладываются картинки с надписями: Я, ТЫ, ОН, МЫ, ВЫ, ОНИ.

17. Родственные слова

Цель: умение образовывать родственные слова, умение выделять главного

слова в группе родственных.

Ход игры: выбранную картинку, поместить в центр цветка и определить,

является ли родственным слова, изображенные на картинках к слову в

центре, если да, то поместить его на лепесток.

18. Игра «Наоборот»

Цель: развитие умения образовывать антонимы.

Ход игры: в центр цветка выкладывается логотип игры «Наоборот», а на

лепестки выкладываются картинки, и предлагается ребенку назвать

противоположное по смыслы



В раздел образования