Автор: Даровских Надежда Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Оричи
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание творчеством"
Раздел: среднее образование
«Воспитание творчеством»
Есть ли на свете творчество?
Или выдумано оно?
Я скажу, что разное творчество человечеством рождено!
Только как бы заметить вовремя,
Чтобы мимо его не пройти,
Ведь у каждого талант свой и творчество,
Нужно только его найти.
Не жалеть ни сил, и ни времени.
Творить, пробовать в жизни всё.
И тогда оно выльется песнями, и картинами, и стихом!
В октябре 2024 года, Отвечая на вопросы во время заседания международного
дискуссионного клуба «Валдай», президент России заявил «Все-таки, образование не
должно быть конвейером. Это не просто конвейер знаний, не просто начетничество.
Всегда в образовании должен присутствовать элемент творчества…».
Мысль президента, конечно, правильная: творчество в образовании необходимо.
Но проблема в том, что творчеством могут заниматься далеко не все. Если в детях мы
можем развить творческие навыки, то далеко не каждый педагог может привносить в
свою работу творчество.
И готовясь к нашей встрече, я провела ревизию в нашем коллективе. И вы знаете
я порадовалась. У нас есть ресурсы для развития творческих способностей
обучающихся в нашей школе, потому что мои коллеги талантливые, увлечённые,
творческие.
(танцуют зумбу, играют в театре, вяжут, шьют, плетут из ротанга, занимаются
вокалом,
гурманы-кондитеры,
увлекаются
ландшафтным
дизайном,
посещают
театральные премьеры, вяжут игрушки и другое)
Быть может кто-то сейчас задумается, а так ли важно творчество в образовании?
Психологи когда-то тоже этим вопросом озадачились и вот что выяснили.
У детей с сформированной творческой активностью:
- высокий уровень интереса к урокам;
- способность к фантазированию, воображению;
- проявление догадливости и сообразительности;
- проявление радостных эмоций в процессе работы;
- умение преодолевать возникшие трудности;
- стремление к оригинальности;
- проявление самостоятельности в работе.
Все эти качества непременно помогут при изучении всех школьных предметов.
И конечно в жизни.
На начало 2024-2025 учебного года, согласно данным социального паспорта
школы из 1049 обучающихся заняты творческой внеурочной деятельностью.
163 ученика занимаются в музыкальной школу
57 в центре культуры и досуга
32 в школе танца Тандем
1049 учеников, т.е 100 % обучающихся, воспитанники Дома детского творчества
И конечно наши ученики занимаются в творческих объединениях школы.
Орлята России
Культура речи
Театр улыбок
Вокальная радуга
Умелые ручки
Вокальная студия Бекар
Я шью сама
Русское слово
Культура русской речи
Театральная студия Художественное слово
СтопКадр
Делаем сами
Каждый ученик школы может найти себе дело по душе, проявить себя
творчески и показать свой талант.
Тенденция современного образования такова, что современный школьник всё
учит, учит, учит: Но если знания в процессе обучения не имеют выхода на практику,
то они или быстро забываются, или просто превращаются в склад, о чём говорил ещё
К.Д. Ушинский. Ученик в большинстве случаев накапливает только знания, которые
разрознены, часто случайны, и не систематизированы. А ведь известно, что развивать
интеллект в полной мере можно только в самостоятельной, особенно творческой
деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей. Именно в
творческой деятельности мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми,
творчески свободными личностями. Каждый ребёнок талантлив, наша задача умело
направлять их и давать возможность реализовать себя творчески.
Кто-то скептически подумает, нереально на каждом уроке творить. Поверьте,
такие школы сегодня есть. В этом году нам посчастливилось посетить школу
Хогвардса, да именно так называют ученики и педагоги школу Артека. Это
уникальный организм.
Дети называют школу Хогвартсом, ожидая самых необычных учебных занятий –
захватывающих и интересных. Педагоги-профессионалы в полной мере оправдывают
детские ожидания.
Здание школы, современное, действительно, напоминает сказочный замок и
прекрасно вписывается в дворцовую архитектуру Крыма, гармонично сочетая
традиции барокко и новейшие строительные технологии. Из школьных окон сквозь
ветви вечнозеленых кедров и кипарисов открывается панорама артековской бухты и
Аю-Дага.
Школа в «Артеке» рассчитана на одновременное обучение 1 200 учеников 5-11
классов в 63 учебных аудиториях. Она располагает современными техническими
средствами, в соответствии с новыми методиками и образовательными технологиями,
что позволяет решать учебные задачи любой сложности.
Средняя общеобразовательная школа ФГБОУ «МДЦ «Артек» сегодня – это два
контингента обучающихся (постоянный и сменный) и детский сад.
И вы знаете школьное пространство пропитано творчеством.
Математика
и
русский
язык
неприкосновенны,
а
вот
литература,
обществознание, биология, география, и другие предметы интегрированы. И на
каждом занятии творят.
Например на уроке ИЗО рисуют дождь и говорят о
круговороте воды в природе. Часто педагоги используют открытую образовательную
среду: выход за пределы классной комнаты, широкое использование образовательного
пространства образовательного учреждения. Образовательной средой становятся
парки, музеи, дворцы, исторические места «Артека» и Крыма.
В нашей провинции это всё возможно. Ежегодно на последних уроках МХК в 11
классе провожу фотоквест (ребята, используя школьные пространства в фотографиях
воспроизводят творения знаменитых художников). А на уроке ОДНКНР, изучая вид
искусства
литература
делаем
пробу
пера
и
пишем
стихи.
А
новогодний
театрализованный урок физкультуры, где Галина Ивановна-снегурочка проводит
весёлые эстафеты. А тематические уроки –концерты литературы Людмилы Сергеевны,
посвящённые теме любви, Родины, материнства. Театрализованные задачки по
математике использует в своей практике Вера Максимовна. На уроке английского
ученики
Веры
Анатольевны
рисуют
новогодние
открытки
и
составляют
поздравительный адрес. Наши учителя начальных классов обязательно идут на урок с
творческой изюминкой. И такие, пускай коротенькие, минутки творчества, поверьте,
интересны ребятам и они вновь идут на урок со словами А ЧТО МЫ СЕГОДНЯ на
уроке БУДЕМ ДЕЛАТЬ?
Детское творчество безгранично, уникально и возможности его велики. Не
подавляя, а помогая ребёнку в его творчестве, мы созидает будущую успешную
личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Научившись однажды,
не разучишься никогда!
Занимаясь творчеством, ребёнок становится «творцом мира». Он создаёт свой
мир.
Дорогие коллеги, творите и поверьте вы будете получать удовольствие от своей
работы, а ваши ученики станут успешными и через некоторое время обязательно
вспомнят уроки своего творческого Учителя с большой буквы.