Методические приемы в психологическом консультировании подростков и старших школьников
Автор: Кузнецова Ольга Альбертовна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри Населённый пункт: город Нерюнгри Наименование материала: представление инновационного опыта Тема: Методические приемы в психологическом консультировании подростков и старших школьников Раздел: полное образование
Методические приемы в психологическом консультировании подростков и
старших школьников (из опыта работы)
Для многих психологов начало беседы с подростком или старшим школьником – это одна из
сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родители или учитель, в
первые минуты беседы молодой человек либо испытывает чувства неудобства и сопротивления
(«Зачем меня привели к психологу? Что я, ненормальный?»), либо демонстрирует безразличное
отношение («О чем мне разговаривать с психологом? У меня и так все в порядке»). Бывает, что
школьник ил школьница, наоборот, ждут от психолога готового совета и настроены только на
пассивное участие в ходе консультации («Я сейчас все расскажу, а психолог посоветует, что мне
делать»).
Каждый раз, начиная психологическую консультацию с подростком или старшеклассником,
психолог
решает
задачу
«запуска»
беседы,
организации
доверительного,
эмоционально
–
открытого
разговора,
нейтрализации
внутреннего
сопротивления
своего
юного
клиента,
активизации его интереса к анализу своих проблем, а также формирования его стремления к
самостоятельному решению собственной проблемной ситуации.
Как это сделать? Предлагаю несколько методических приемов, которые помогут школьному
психологу активно начать консультацию и направить ее по нужному руслу.
Методический прием «Давай думать вместе!»
Перед
психологом
подросток
или
старший
школьник
с
пассивной
установкой.
Чтобы
нейтрализовать
устремление
школьника
на
получение
готового
совета
и
активизировать
его
поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: «Давай попробуем вместе
решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы,
связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.
Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои
проблемы,
я
могу
также
испытывать
сложности,
как
и
ты.
Правда,
у
меня
есть
профессиональные
знания
и
жизненный
опыт.
Я
постараюсь
помочь
тебе.
Но
решение
необходимо принимать тебе самому»
Методический прием «Психологический контакт»
Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому,
чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же
психолог
начинает
беседу
словами: «Ну,
что
у
тебя
опять
случилось?»,
произнесенным
«учительским голосом», со сторого – формальным выражением лица, у клиента «сработает»
установка взаимоотношений типа «учитель - ученик» и психологической беседы не получится.
Для
налаживания
начального
эмоцинально
–
положительного
психологического
контакта
желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новой
музыкальной группе, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо сказать, что вы
видите в своем юном партнере прежде всего интересного собеседника.
Методический прием «Человечек»
Психологическая консультация, если школьники пришли «не по своей воле», а их привели
взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного
обучения ученик находится среди одноклассников, в «массе коллектива» и это положение для него
привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться,
ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.
В
этом
случае
эффективен
прием
«Человечек».
На
листке
бумаги
психолог
рисует
стилизованную фигурку человечка и говорит: «Смотри, это твой ровесник. Зовут его, например,
Артем. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я очень мало
знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем. »
В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Артеме. Как
правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед
психологом. Напряженность нашего ученика заметно снижается: рассказывать приходится не о
самом себе, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа
становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и
тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни
его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы
решать.