Напоминание

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Ермакова Мирослава Вячеславовна
Должность: студент
Учебное заведение: ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова
Населённый пункт: Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК 371.2

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В

РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Ермакова Мирослава Вячеславовна

студентка 3 курса

ГБОУ ВО РК «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА», город Симферополь

Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос инклюзивного

образования для детей с речевыми особенностями при переходе от детского

сада к школе. Исследование фокусируется на том, как обеспечить равные

возможности для таких детей, анализируя принципы инклюзии, важность

преемственности в образовании и практические методы поддержки. Работа

подчеркивает необходимость комплексного подхода и выявляет факторы,

способствующие успешной интеграции детей с нарушениями речи в

образовательную среду.

Annotation.

This paper examines the issue of inclusive education for

children with speech disabilities during the transition from kindergarten to school.

The study focuses on how to ensure equal opportunities for such children,

analyzing the principles of inclusion, the importance of continuity in education,

and practical support methods. The work highlights the need for an integrated

approach and identifies factors contributing to the successful integration of

children with speech disorders into the educational environment.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, дети с нарушениями

речи, преемственность, дошкольное образование, школьное образование.

Keywords: inclusive education, children with speech disorders, continuity,

preschool education, school education.

В современном обществе растет число детей с ограниченными

возможностями здоровья, и их интеграция в социум – актуальная и сложная

задача. Инклюзивное образование для детей с нарушениями слуха, зрения и

опорно-двигательного аппарата активно обсуждается, однако проблемам

обучения детей с речевыми нарушениями уделяется недостаточно внимания.

Важным аспектом подготовки таких детей к инклюзии является

преемственность

между

дошкольной

и

школьной

логопедическими

службами. В классах начальной школы, где обучается 20-25 учеников,

умение работать в группе становится ключевым. Для многих выпускников

коррекционных логопедических групп, чье развитие отличается от нормы,

это

может

представлять

трудность:

им

сложно

концентрироваться,

отстаивать свое мнение и выступать перед аудиторией. У детей с речевыми

нарушениями часто наблюдается низкий уровень коммуникативных навыков.

Они могут испытывать трудности в понимании ситуаций общения и

выражении

своих

чувств.

Задержка

в

развитии

речи,

ограниченный

словарный запас и другие нарушения негативно влияют на самооценку и

самосознание, приводя к робости, замкнутости и нерешительности. Это

проявляется в ограниченной контактности, медленной адаптации к общению,

неумении поддерживать беседу и внимательно слушать [3].

В общении со сверстниками дети с речевыми нарушениями часто

используют невербальные средства коммуникации, такие как жесты и

мимика, что характерно для более раннего возраста. Наши наблюдения

показывают, что многие выпускники логопедических групп испытывают

трудности в освоении чтения и письма. Недоразвитие фонематического

восприятия влияет не только на произношение, но и на понимание значения

слов и грамматических форм. Им сложно воспринимать информацию на

слух, особенно при быстром темпе речи [5].

Дефицит внимания и снижение слухоречевой памяти затрудняют

запоминание и воспроизведение текстов. Низкая работоспособность и

быстрая утомляемость также влияют на успеваемость по основным

школьным предметам. Учитывая общее ухудшение здоровья детей и стресс,

связанный с переходом в школу, эти проблемы становятся еще более

актуальными.

Проблема подготовки детей с речевыми нарушениями к инклюзивному

образованию занимает центральное место в современной логопедической и

педагогической науке. В контексте дошкольного образования актуальным

является определение содержания и структуры понятия "готовность к

школьному обучению" [1].

В целях обеспечения преемственности логопедической помощи между

детским садом и школой, работники ДОУ ежегодно проводят следующие

мероприятия: [2]

Диагностика: Сбор информации и обследование речевого развития

детей на протяжении всего периода посещения ДОУ.

Консультирование: Индивидуальные и групповые консультации для

родителей по результатам речевого обследования.

Обмен опытом: Взаимные посещения логопедами школы и ДОУ

логопедических и комплексных занятий, праздников и открытых

мероприятий.

Просвещение

родителей:

Выступление

логопеда

школы

на

родительском собрании для будущих первоклассников с темой

"Речевая подготовка ребёнка к школе". Разработка и использование

методического пособия "Как подготовить ребенка с нарушениями речи

к школьному обучению" и проведение семинара-практикума для

родителей.

Для обеспечения плавного перехода детей с речевыми нарушениями из

детского сада в школу и эффективной преемственности в работе

логопедических служб, предлагаются следующие меры:

Установление связей: Активно развивать профессиональное общение и

личные

контакты

между

логопедами

детских

садов

и

школ,

расположенных в одном районе, для обмена опытом и обсуждения

методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Планирование преемственности: Включить в годовые планы работы

логопедических служб детских садов и школ совместные мероприятия,

направленные на обеспечение преемственности в коррекционном

процессе.

Документальное сопровождение: Логопедам детских садов необходимо

заполнять

подробные

речевые

карты

на

каждого

выпускника

логопедической группы, поступающего в школу, и передавать их

вместе с медицинской картой. Рассмотреть возможность введения

единой обменной речевой карты как обязательного документа. Это, по

нашему мнению, повысит ответственность за качество логопедической

подготовки выпускников.

Взаимодействие с родителями: Родители должны быть вовлечены в

образовательный процесс, получать информацию о методах работы с

детьми и возможностях поддержки.

На практике инклюзивное обучение детей с нарушениями речи может

включать различные методы и подходы: [4]

1.

Логопедические занятия: Регулярные занятия с логопедом помогают

детям развивать речевые навыки и преодолевать существующие

трудности.

2.

Игровые технологии: Использование игр как метода обучения

способствует более естественному усвоению речевых навыков и

повышает мотивацию детей.

3.

Групповая работа: Организация групповых занятий позволяет детям

учиться друг у друга, а также развивать социальные навыки.

4.

Использование технологий: Современные технологии, такие как

приложения для работы над речью, могут стать эффективным

инструментом в обучении.

Таким образом, инклюзивное образование детей с нарушениями речи

требует реализации комплексного подхода, основанного на взаимодействии

специалистов различного профиля. Обеспечение преемственности между

дошкольным и школьным этапами образования является необходимым

условием успешной интеграции данной категории обучающихся. Создание

поддерживающей

образовательной

среды,

разработка

индивидуальных

образовательных

программ

и

активное

вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс

способствуют

повышению

эффективности

обучения и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Список литературы:

1. Костикова, Н. И. (2015). «Инклюзивное образование: теория и практика».

Москва: Педагогическое общество России.

2. Соловьева, О. В. (2016). «Логопедия и инклюзия: современные подходы к

обучению детей с нарушениями речи». Санкт-Петербург: Речь.

3. Петрова, Т. А., Смирнова, Е. В. (2018). «Инклюзивное образование детей с

особыми потребностями: от теории к практике». Екатеринбург: Уральский

государственный педагогический университет.

4. Алексеева, И. В. (2019). «Методы и технологии инклюзивного обучения:

опыт и практика». Москва: Просвещение.

5. Захарова, Н. П., Лебедева, С. А. (2021). *Психолого-педагогические

аспекты инклюзивного образования детей с нарушениями речи*. Москва:

Издательство МГУ.



В раздел образования