Автор: Дегтярева Светлана Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Новокузнецкое подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Этнические нормы и принципы делового общения преподавателя"
Раздел: дополнительное образование
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Э
тнические нормы и принципы делового общения
преподавателя
»
Дегтярева Светлана сергеевна – преподаватель НПУЦПК
Введение
В современных условиях перед преподавателем остро стоит вопрос,
умеет, знает ли он правила и принципы делового общения.
Так как, согласно третьей статьи Трудового Кодекса Российской
Федерации запрещена дискриминация, в том числе и по национальному
признаку, в группе может присутствовать любой представитель народов
населяющих Российскую Федерацию.
Целью квалификационной работы является выработать конкретные
рекомендации по правилам и нормам общений преподавателю с людьми
разной национальности, разных этносов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить чем отличаются этнос от национальности или народности;
- провести анализ о количестве народностей, этносов в Российской
Федерации
- объединить народности в группы, согласно особенностям поведения,
мировосприятия, для того что бы для этих групп сформировать отдельные
рекомендации;
- выработать конкретные рекомендации преподавателю по правилам
делового общения с той или иной группой представителей разных этносов.
Преподавателю важно знать особенности общения отличных друг от
друга этносов, для того что бы, не провоцировать конфликт, как между
преподавателем и учащимся, так и между учащимися в группе.
Предметом исследования, в этой квалификационной работе, являются
особенности общения между различными этносами Российской Федерации.
Базой исследования являются народы и народности населяющие
территорию Российской Федерации.
2
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭТНОСАХ
Э́
1
тнос (греч.
ἔ
θνος — народ) это исторически сложившаяся устойчивая
совокупность
людей,
объединённых
общими
объективными либо субъективными признаками,
в
которые
различные
направления этнологии (этнографии)
включают происхождение, единый
язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание и другое.
В советской и российской этнографии считается основным типом
этнической общности. В русском языке
синонимом термина долгое время
было и остаётся понятие «национальность», хотя это не совсем верно. В
научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923
году
русским учёным -
эмигрантом С.
М.
Широкогоровым
.
Э́тничность можно представить как форму общественной организации
культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены
этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе
их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним
или
несколькими
общими
названиями,
общие
элементы
культуры,
представление
об
общем
происхождении
и,
как
следствие,
наличие
общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциации себя с
особой географической территорией и чувство груповой солидарности.
1
Определение
этничности
строится
также
на
основе
культурной
самоидентификации
этнической
общности
по
отношению
к
другим
общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она
находится
в
фундаментальных
связях.
Как
правило,
присутствует
значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением
об этничности: для определения этнической общности присутствуют как
объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев
используются
различия
в антропологическом
типе,
географическом
1
Крысько В.Г., Э́тническая психология. / Крысько В.Г. – М.: Академия, 2008. С.
130.
3
происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке, и даже чертах
материальной культуры (пище, одежде и т. п.).
Оригинальная пассионарная
теория
этногенеза создана Л.
Н.
Гумилёвым.
Э́тногенез (от греч.
ἔ
θνος
«племя, народ»
и γένεσις,
«происхождение») — это процесс сложения этнической общности (этноса) на
базе различных этнических компонентов
2
.
Э́тногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По
его
завершении
может
происходить
включение
в
сложившийся этнос других ассимилируемых им
групп,
дробление
и
выделение новых этнических групп.
Э́тот процесс мы наблюдали в древности и наблюдаем сейчас, народы
ассимилируются или наоборот происходит дробление народов, как это
произошло в двадцатом веке с украинцами.
Поэтому этнос это все же не народ, это нечто более сложное
образование, которое при этом постоянно изменяется. Э́тнос это естественно
сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив
людей,
существующий
как системная
целостность (структура),
противопоставляющая
себя
всем
другим
коллективам,
исходя
из
ощущения комплементарности, и формирующая общую для всех своих
представителей этническую традицию.
Э́тнос является одним из видов этнических систем — всегда входит в
состав суперэтносов — и состоит изсубэтносов, конвиксий и консорций.
Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос,
называется его месторазвитием.
Суперэ
1
тнос (лат. super – сверх + греч.
ἔ
θνος – народ) – в пассионарной
теории этногенеза, этническая система, высшее звено этнической иерархии,
состоящая
из
нескольких этносов,
возникших
одновременно
в
одномландшафтном
регионе,
взаимосвязанных
экономическим,
2
Крысько В.Г., Э́тническая психология. / Крысько В.Г. – М.: Академия, 2008. С. 25.
4
идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как
мозаичная целостность
3
.
Лев
Гумилёв по
поводу
суперэтноса
писал:
«Подобно
этносу,
суперэтнос в лице своих представителей противопоставляет себя всем прочим
суперэтносам, но, в отличие от этноса, суперэтнос не способен кдивергенции.
Суперэтнос определяется не размером, не мощью, а исключительно степенью
межэтнической близости».
Антропосфера имеет сложную иерархическую структуру, в которой
можно выделить ряд уровней: суперэтносы, этносы, субэтносы, конвиксии и
консорции. Верхний уровень - суперэтносы, объединяющие совокупность
этносов и представляющие собой географо-социальный объект, для которого
используется также термин цивилизация, подчеркивающий культурную
общность его составных частей. Всего на планете насчитывается около
десятка суперэтносов, в частности Западная Европа, Китай, Индия, Россия,
мусульманский мир. Суперэтносом называется общность масштаба многих
государств, объединённая общей идеологией, стереотипами поведения,
чувством комплиментарности — и противопоставляющая себя другим
подобным объединениям
4
.
Субэ
1
тнос (также субэтни
1
ческая гру
1
ппа) — компактно проживающее
сообщество людей, которые принадлежат к большему народу (этносу), но
отличаются
особенностями
своей
культуры,
языком
(диалект),
более
поздним,
чем
в
момент
зарождения
общего
этноса
географическим
происхождением, и осознают это отличие. Субэтническая группа имеет
самоназвание, а её члены испытывают двойственную принадлежность — к
этносу
и
субэтносу
одновременно
(например, нагайбаки среди татар, дигорцы среди осетин)
5
.
3
Гумилев Л. Н.
География этноса в исторический период. — М., 1990, с 17.
4
Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — М., 1990, 22 с.
5
То же с.21.
5
Так же, имеется термин «нация», но нация и этнос это не совсем одно и
то же. Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, высший
этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно
сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории,
языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными
экономическими связями.
В западной политологии и социологии существуют различные теории
нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-
психологической общности людей, объединенных единой судьбой (О. Бауэр).
В «историко-экономических» теориях нация представлена как простое
продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей,
основными признаками которой являются язык и территория. Но имеются и
теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особен-
ности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к
государственной общности. М. Вебер, например, считал, что среди людей,
объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает
стремление к собственному государственному обособлению.
Понятие
«нация»
несколько
шире
и
сложнее
понятий
«этнос»,
«этническая
группа»,
поскольку
в
любую
нацию
могут
входить
представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих
себя с конкретной национальностью и самоопределяющихся в отдельную
территориально-государственную и (или) социокультурную систему.
Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-
экономические
факторы.
Первые
нации
возникли
в
период
распада
феодализма
и
становления
капиталистической
государственности.
Э́кономической основой возникновения наций явились частная собственность
на
средства
производства,
ликвидация
феодальной
раздробленности,
укрепление
экономических
связей
между
отдельными
этническими
общностями, объединение местных рынков в общенациональные.
6
Чаще
всего
нации
являются
результатом
этнического
развития
народностей, чье название они обычно и сохраняют. Некоторые нации были
образованы на основе слияния нескольких народностей. Иногда одна
народность дает начало формированию двух или нескольких новых
образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской
народности сформировались русская, украинская и белорусская нации.
Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации
вследствие своей малочисленности.
Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в
сложной
совокупности
социальных,
политических,
экономических,
нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и
убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития.
Для изучения функционирование психики различных этнических
общностей, их особенностей предназначена наука этническая психология.
В
ней большое внимание уделяется психологическим особенностям различных
этнически общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных
отношений в различных этносах, а также специфике межэтнических конфликтов и
методам воспитательной работы в многонациональных коллектива.
Э́тническая психология — это самостоятельная, довольно молодая и
одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как
психология,
социология
(философия),
культурология
и
этнология
(этнография), которые в той или иной мере изучают национальные
особенности психики человека и групп людей
6
.
Э́
_
тносоциоло
1
гия (этническая социология) — дисциплина, изучающая
социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические
процессы в социальных группах.
Э́тническая социология — часть социологии, одно из её направлений
(как
и
социология
семьи,
сельская
социология
и т. д.).
Предметом
этносоциологии
является
изучение
социальных
аспектов
развития
и
6
Крысько В.Г., Э́тническая психология. / Крысько В.Г. – М.: Академия, 2008, с.2.
7
функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм
самоорганизации,
закономерностей
их
коллективного
поведения,
взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти
группы, и социальной среды
7
.
Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:
- влияние национальных факторов на социальную структуру и
миграцию населения;
- использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с
учетом их этнической принадлежности;
-
социальная
детерминированность
национального
самосознания,
межнациональных отношений;
- межэтнические конфликты;
- национальные особенности ценностных
ориентаций,
стереотипов
поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах.
Таким образом, этническая идентичность – составная часть социальной
идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию
своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом, во-первых,
необходимо
разводить
понятия
этнической
идентичности
и
этничности
–
социологической
категории,
относящейся
к
определению
этнической
принадлежности по ряду объективных признаков (этнической принадлежности
родителей, месту рождения, языку, культуре), и иметь в виду, что в реальной жизни
этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью.
Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность не сводится и может не
совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этнической
общности), которая проявляется в самоназвании.
Э́тническая идентичность – это, в первую очередь, результат когнитивно-
эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная
степень отождествления себя с ним и отделения от других этносов. Представляется,
что смысл данного понятия хорошо отражает термин, предложенный Г.Г.Шпетом
7
Там же с.12.
8
(1996),
рассматривавшим
этническую
идентичность
как
переживание
своего
тождества с одной этнической общностью и отделения от других
8
.
Есть разные версии, сто такое
социальная идентичность, современные
исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущие только ей
особенности. Так, американский этнолог Ж.Девос рассматривает этническую
идентичность как форму идентичности, воплощенную в культурной традиции и
обращенную в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее
или будущее. Можно согласиться с Г.У.Соддатовой, что еще одной особенностью
этнической идентичности является мифологичность, так как «ее главная опора – идея
или миф об общих культуре, происхождении, истории».
В настоящее время в мировом этническом процессе прослеживаются две
основные тенденции. Первая заключается в глобальной интеграции народов и
народностей, а вторая — в дифференциации этносов, сохранении этнической
идентичности. И то и другое мы можем наблюдать на территории Российской
Федерации.
1.1
Общие сведения о национальностях населяющих Россию
Россия является многонациональным государством, что отражено также
в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число
которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны.
В2010 году русские составили 80,9 % или 111,0 млн. из 137,2 млн. указавших
свою национальную принадлежность, представители других национальностей
— 19,1 % или 26,2 млн. чел.; численность лиц, не указавших свою
национальность, составила 5,6 млн. чел. (или 3,9 % от 142,9 млн. жителей
страны в целом). В 2002
году
русские составляли 80,6 % или около 115,9 млн.
из 143,7 млн. указавших свою национальную принадлежность, представители
других национальностей — 19,4 % или 27,8 млн. чел.; численность лиц, не
указавших свою национальность, составила 1,5 млн. чел. (или 1,0 % от 145,2
млн. жителей страны в целом).
8
Крысько В.Г., Э́тническая психология. / Крысько В.Г. – М.: Академия, 2008, с. 5.
9
Список всех народностей, их количество, самоназвание, проживающих
на территории Российской Федерации представлен в таблице в приложении.
Таким образом, в России проживают более 190 народностей, тем не
менее, при общении с человеком большее значение имеет, какую религию он
представляет, к какой религиозной организации относится.
1.2
Общие сведения о религиях, которую исповедуют народы
населяющие Россию
В России сегодня не существует официальной статистики членства в
религиозных организациях, закон запрещает требовать от граждан заявлений
об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян
и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по
социологическим опросам населения. Результаты таких опросов весьма
противоречивы. Так, в опросе от 2007 года, РПЦ
утверждала, что в числе её
последователей около 120 миллионов
граждан России, в то время как
лидеры ислама считали, что мусульман в стране от 13 до 49 миллионов. И
поскольку в РФ всего проживает 144 миллиона человек, очевидно, что как
минимум одна из конфессий преувеличивает свою «популярность».
По
данным
всероссийского
исследования
«Атлас
религий
и
национальностей», проведённого службой «Среда» в августе 2012
года
, в 79
из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, общая численность которых
143,2 миллиона человек, распределилась так
:
-
58,8 млн или 41 % — исповедуют православие и принадлежат к РПЦ
;
- 36 млн или 25 % — верят в Бога, но конкретную религию не
исповедуют;
- 18 млн или 13 % — не верят в Бога;
10
- 9,4 млн или 6,5 % — исповедуют ислам (включая суннитов, шиитов и
тех, кто не считает себя ни суннитом, ни шиитом);
- 5,9 млн или 4,1 % — исповедуют христианство, но не считают себя ни
православными, ни католиками, ни протестантами;
- 2,1 млн или 1,5 % — исповедуют православие, но не принадлежат к
РПЦ и не являются старообрядцами;
-
1,7 млн
или
1,2 % —
исповедуют традиционную
религию своих
предков, поклоняются богам и силам природы;
- 700 000 или 0,4 % — исповедуют буддизм (в основном — тибетский);
- 400 000 или 0,2 % — старообрядцы;
- 300 000 или 0,2 % — протестанты (лютеране, баптисты, евангелисты,
англиканцы);
- 140 000 или 0,1 % — исповедуют восточные религии и духовные
практики (индуисты и кришнаиты);
- 140 000 или 0,1 % — католики;
- 140 000 или 0,1 % — иудеи
.
Согласно опросу, в котором приняли участие более 2300 человек,
проведённому
в
июле
2012
года
службой
«Глас
Рунета»,
среди
пользователей русскоязычного интернета верующими являются 67 %.
Согласно исследованию Левады-Центра на ноябрь 2012 года, процент
верующих в России распределился следующим образом:
-
православие — 74 %
;
-
католицизм — 1 %;
-
протестанты — 1 %;
- иудаизм — 1 %;
- ислам — 7 %;
- буддизм — <1 %;
11
- индуизм — <1 %;
- другое — <1 %;
- ни к какому вероисповеданию — 10 %;
- атеист — 5 %;
- отказ от ответа — 0 %;
- затрудняюсь ответить — 2 %.
Отсюда можно сделать вывод, что России основные религии это
христианство, в основном православие, хотя есть и католики, и протестанты,
потом по численности ислам, в очень небольшом количестве людей
исповедующих иудаизм и буддизм. Остальные религии представлены в очень
небольших количествах.
1.3
Выводы и результаты
Таким образом, в России проживает более 190 национальностей,
основные национальности это: русские, татары, украинцы, башкиры, чеченцы
и в том числе малыми коренными этносами. Во время делового общения
большее значение имеет не национальность человека, а его принадлежность к
религии.
Самые
распространенные
религии
в
России
–
христианство,
мусульманство и буддизм. Из христианства присутствуют православие,
католицизм, протестанизм. Самым большим религиозным объединением
является Русская Православная Церковь (РПЦ)
12
ЭТНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО
ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
2.1. Общие принципы делового общения преподавателя
Во время общения преподавателю как никому другому требуется знать
и соблюдать принципы делового общения.
У каждого народа существуют свои традиции и обычаи делового
общения и деловой этики.
Важны ли они при встрече представителей разных
культур? Существуют две точки зрения на этот счет. Обе признают наличие
национальных особенностей.
Согласно первой точке зрения интенсивность
общения в современном мире приводит к "размыванию" национальных
границ, формированию единых норм и правил. Развитие связей, обмены в
области культуры, науки, образования ускоряют процесс.
В результате,
например,
татарин,
получивший
образование
в
Москве
или
Санкт
Петербурге, воспринимает особенности российского мышления и поведения.
По
мере
развития
цивилизации
процессы,
связанные
с
взаимопроникновением национальных стилей общения, формированием
многих единых параметров поведения при общении, играют все большую
роль.
Представители второго направления, напротив, склонны считать, что
национальные особенности, вероисповедание при общении с человеком
играют роль.
Наибольшее влияние на человека оказывают ценности,
традиции, обычаи и т. д., усвоенные в детстве, то есть те, которые имеют
именно национальную основу.
Так как же на самом деле? Насколько значимы
существующие национальные различия?
Думается, что национальные особенности имеют значение при деловом
общении, а степень их значимости различна в каждом конкретном случае.
Шведский исследователь К. Йонссон отмечает, что обычно при значительном
совпадении интересов сторон, то есть при сотрудничестве, национальные
13
различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как они начинают
играть важную роль.
Национальные особенности влияют на деловые
отношения не только при конфликте сторон.
При рассмотрении особенностей в общении этносов, невозможно
пройти мимо стереотипов. Э́тнические (национальные) стереотипы — это
широко
распространенные
традиционно
существующие
суждения
и
представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные
люди о представителях разных этнических групп. Они могут формироваться
как на основе личного опыта общения с представителями этнической
общности, так и на основе прочитанных книг (научных, популярных и др ),
просмотренных видео- и кинофильмов, рассказов о данной национальной
группе и пр. Выделяются гетеро- и автостереотипы. Гетеростерео-тип — это
представление об эгнопсихологическом облике другого народа (аутгруппы) и
фиксация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это
представление о своем народе (ингруппе) и фиксация в нем, как правило,
позитивного отношения. Другими словами, представители этносов сами
наклеивают ярлыки как себе, так и своим соседям
9
.
При описании психологического облика конкретного этноса порой
некорректно
используются
выражения
типа
«психология
русских»,
«психология японцев». Более точнее будет сказать — «психологические
(этнопсихологические
или
национально-психологические)
особенности
русских»,
«психологические
(этнопсихологические
или
национально-
психологические) особенности японцев».
Рассмотрим, что мы вкладываем в понятия «национальный характер»,
«национальный темперамент» и «национальное чувство».
Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно
устойчивые
психологические
особенности,
выражающие
отношения
9
Кцоева Г. У. Э́тнические стереотипы в системе межличностных взаимоотношений:
Дис. ... канд. психол. наук. – с.2.
14
большинства представителей этнической общности к разным явлениям
окружающего
мира.
Он
может
быть
концептуально
рассмотрен
как
детерминант поведения представителя этнической общности.
Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления
его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то, что в
каждом народе имеются все типы темпераментов, динамика проявления их
психической деятельности осуществляется по исторически закрепленным в
сознании народа канонам (этническим нормам).
Прежде чем описывать национальные особенности, сделаем несколько
пояснений.
Во-первых,
под
национальными
стилями,
как
правило,
понимаются стили, типичные скорее для тех или иных представителей
религий, а не определенных национальностей. Так, православный татарин, в о
пределенной
мере
может
сохранить
черты,
присущие
русскому
национальному характеру, и это будет влиять на его поведение при общении,
и наоборот, русский, принявший мусульманство, будет ближе по характеру к
народам традиционно исповедующих ислам. Однако в целом его стиль
ведения общения будет скорее традиционным, принятым повсеместно в
России, поскольку на формирование стиля общения в большей степени
оказывают, т е условия, в которых человек работает.
Во-вторых,
необходимо
учитывать,
что
практически
невозможно
"абсолютно объективно описать" национальный» стиль общения. Всегда
работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов.
В-третьих, национальный стиль - это наиболее распространенные,
наиболее вероятные особенности мышления, восприятия поведения. Они не
будут обязательными чертами, характерными для всех представителей
описываемой национальности, а только типичными для них. Знание
национальных особенностей может служить своеобразным путеводителем,
ориентиром возможного поведения партнера.
15
Основной этнос, проживающий на территории России это русские. На
формирование отечественного стиля общения оказали влияние два фактора: с
одной стороны – советские нормы, правила делового общения, ценностные
ориентации, сформированные в это время, с другой - черты русского
национального характера.
Описывая особенности русского национального характера, академик Д.
С. Лихачев подчеркивает, что в течение многих веков Россия находилась на
перекрестке торговых путей, идущих с севера на юг (от Балтийского моря к
берегам Средиземноморья - "из варяг в греки") и с запада на восток (из
Европы в Кит ай и Индию). В результате "русская культура уже по одному
тому, что она включает в свой состав культуры десятков других народов и
издавна была связана с соседними культурами Скандинавии, Византии,
южных и западных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа, -
культура универсальная и терпимая к культурам других народов". Э́то также
способствовало формированию интереса в России к другим культурам,
включению элементов этих культур, в первую очередь западноевропейской, в
российскую
10
.
Многие нововведения Петра I могут служить яркой иллюстрацией
этому. Ф. М. Достоевский описал данную черту русского национального
характера очень точно: «Да, на значение русского человека есть, бесспорно,
всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне
русским, может быть, и значит только (в конце концов это подчеркните) стать
братом всех людей, всечеловеком, если хотите».
Применительно к общению, деловым отношениям это означает, прежде
всего, способность достаточно легко вести дела с представителями различных
стран и национальностей, умение чувствовать партнера, быть открытым к его
переговорному стилю. Одновременно Д. С. Лихачев называет и другую -
стремление доводить все "до крайностей, до пределов возможного". При
10
Платонов О.М.. Русская цивилизация. — М., 1995. С.12.
16
общении это может проявиться по-разному: и как постоянное следование
очень жесткой позиции (либо наоборот), и как неожиданное для партнера
полно е принятие его предложений. Именно с этой чертой, видимо, связана
такая особенность поведения русских участников общения, подмеченная
американским автором Р. Смитом, как быстрая смена настроений и установок
в отношении партнера: то крайне дружеское расположение, то вдруг
проявление официальности, исключающее любые личные симпатии. Вообще
многими отмечалось, что эмоциональная сторона являлась важной составной
частью советского стиля ведения переговоров
11
.
Подавляющее большинство русских живут в пределах своей ис-
торически сложившейся этнической территории, которой для них является
Россия. Предками русского народа были восточнославянские племена
(тиверцев, уличей, белых хорватов, волынян, древлян, полян, северян,
радимичей, дреговичей, вятичей, кривичей, полочан, ильменских словен),
жившие в начале I тысячелетия н. э. на обширном пространстве Днестровско-
Днепровского междуречья. В IX —X вв. они уже расселились на огромной
территории от Черного моря до Ладожского озера и от верховьев Западного
Буга до среднего течения Оки и Клязьмы. В их формировании участвовали
также финноугорские и балтийские этнические группы (мещера, голядь, весь,
чудь, ижора, корела, лопь, частично емь и летгола, а также мордва, меря и
др.).
На
юге
этой
территории
в
результате
консолидационных
и
ассимиляционных процессов сначала сложилось крупное восточнославянское
государство — Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся
кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином
древнерусском языке и называло себя «Русью», «русичами», а свою родину
«русской землей».
Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость.
Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не
покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться
11
Овсяника-Куликовский Д. Н. Психология национальности. — М., 1922, с.23.
17
последним
куском
хлеба
с
голодающими,
прийти
на
помощь
всем
нуждающимся.
Такие знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, А. Н.
Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. М. Симонов, другие
российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными
чертами русского национального характера являются высокая гражданская
солидарность,
готовность
прийти
на
помощь,
общительность,
доброжелательность,
храбрость,
мужество,
неприхотливость
и
старательность.
Ф. Э́нгельс, сравнивая русских с представителями западноевропейских
стран, писал: «Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский
хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может
есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире»
12
.
Высокие
морально-политические
качества
русских
военнослужащих
признавали
и
наши
бывшие
противники.
Гитлеровский
генерал
Г.
Блюментрит писал, что «русский солдат является достойным противником;
он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении»
13
.
Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями
русской
национальности
требует
определенного
контроля,
большой
взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности,
безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у
русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и
не всегда соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное
отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: «Мы,
русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом».
12
Бердяев Н.А. Душа России. — М., 1992. – с.89
13
Бердяев Н.А. Душа России. — М., 1992. – с.90
18
Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть
не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным
влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки,
бывают чересчур доверчивы и болтливы. Все эти особенности необходимо
учитывать
в
работе
с
представителями
русской
национальности
и
межнациональных отношениях с ними.
2.2. Э́тнические особенности делового общения преподавателя
Но, не смотря на то, что русская культура общения является
интернациональной или даже мультинациональной, потому что состоит из
множества других культур, все равно особенности общения существуют.
В частном случае можно рассмотреть некоторые индивидуальные черты
народов:
Татары склонны образовывать в многонациональных коллективах
микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резкими,
категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями
других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако
впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.
Волго-уральские, сибирские и казанские татары обладают большим
опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с
представителями любых других этнических общностей на основе активного и
продуктивного
сотрудничества
с
ними
в
трудовой
и
общественной
деятельности. В больших городах они образуют свои землячества.
Крымским
татарам
присущи
примерно
такие
же
национально-
психологические особенности, как и их волжским соплеменникам. Однако
они на протяжении всей истории своего существования подвергались
различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей. По этой
19
причине они намного более самолюбивы и обидчивы, более резки в своих
отношениях с представителями других этнических общностей.
Башкиры, отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью.
Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессио-
нальных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и
настойчивы. Вместе с тем им свойственна достаточно высокая пси-
хологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев
можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими
событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы,
несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако
высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой.
В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда
чересчур медлительны в работе.
Чуваши, проживающие главным образом в Чувашской Республике,
отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в
то же время стремлением строить взаимоприемлемые отношения с предста-
вителями
других
народов,
заимствовать
у
них
элементы
культуры,
миропонимания и образа жизни.
Тувинцы
характеризуются
большой
работоспособностью,
настойчивостью, старательностью и выносливостью, стремлением к четкой
организации труда, выполнением своих обязанностей в строгом соответствии
с поставленными задачами и продуманными планами.
У
хакасов
сформировались
такие
национально-психологические
особенности,
как
стойкость
в
достижении
поставленных
целей,
неприхотливость, умеренность и выносливость, уважение к достоинству
представителей других этнических общностей, стремление строить с ними
взаимовыгодные отношения. Вместе с тем хакасы могут быть и достаточно
неуступчивыми, резкими в суждениях и поступках.
20
Для алтайцев свойственны неприхотливость, умеренность и простота в
обыденной жизни, стремление к сохранению кровно-родственных связей в
течение жизни многих поколений, высокая степень организованности
совместных действий, уважительное отношение к древним традициям и
привычкам, беспрекословное следование им.
У
удмуртов
выделяется
природная
сообразительность,
доброжелательность,
терпимость,
скромность,
внутренняя
культура,
тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их
деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность,
излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто
это не соответствует действительности.
Марийцы трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям,
терпеливы, расчетливы и экономны. В многонациональном коллективе своим
поведением они почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что
чуть более сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к
выполнению
своих
профессиональных
и
общественных
обязанностей,
дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.
Коми и коми-пермяки сходны с удмуртами по своим национально-
психологическим
особенностям,
отличаясь
при
этом
лишь
несколько
большей эмоциональностью и чувствительностью, большей способностью
адаптироваться к жизни в сложных, экстремальных условиях. Коми-пермяки
более замкнуты и недоверчивы.
Ханты и манси отличаются практическим складом ума, большой сообра-
зительностью,
трудолюбием,
выдержкой
и
выносливостью,
худо-
жественными способностями.
Буряты вели кочевой образ жизни, были изолированы от внешнего мира,
что
сформировало
их
серьезную
зависимость
от
природных
сил,
способствовало появлению множества традиций и обрядов, связанных со
21
взаимоотношениями с природой. Каждое племя, каждый род могли надеяться
только на собственные возможности, им неоткуда было ждать помощи.
Для выживания существенное значение имело высокое развитие
пространственной ориентации, физической выносливости, наблюдательности,
глазомера, внимательности и собранности, то есть весьма своеобразного
комплекса черт, занимающих особое место в национальном характере бурят.
Сегодня буряты — это люди со своеобразной психикой, особенности
которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.
У калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное
отношение практически ко всем другим людям независимо от их пола и
социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в
общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на
бесконфликтное
поведение,
достижение
согласия
ненасильственными
средствами.
Якуты
—
народ
приученный
к
холоду.
Как
правило,
хорошо
подготовлены в физическом отношении, терпеливы, обладают заметными
организаторскими способностями. Якуты, бесспорно, самые даровитые из
всех кочевых инородцев Сибири. Они очень способны к разным искусствам:
из них выходят хорошие музыканты и живописцы.
Ненцы – коренной народ Европейского Севера и севера Западной
Сибири. Забота об оленях, кочевой образ жизни позволил ненцам выработать
черты, исключающие потребительское отношение к природе и ее дарам.
Немногословность, сдержанность — характерные качества в межличностных
отношениях ненцев.
Чукчи и коряки характеризуются патриархально-родовым укладом
жизни,
добросовестным
отношением
к
труду,
настойчивостью
и
аккуратностью в выполнении своих обязанностей, организованностью и
22
сплоченностью в трудовых коллективах, доброжелательностью в отношениях
с представителями других национальностей.
Э́венки и эвены доброжелательны и снисходительны в отношениях с
представителями других этнических общностей, всегда готовы прийти на
помощь, отдать последнее, если это требуется.
Адыгейцы и черкесы
отличаются твердым характером, верностью
слову, настойчивостью, терпеливостью в достижении поставленных целей,
неприхотливостью
в
быту.
Они
впечатлительны,
кажутся
несколько
легкомысленными, но вместе с тем энергичны и упорны. В межнациональных
отношениях с адыгейцами и черкесами необходим такт, выдержанность, рав-
ноправие во взаимодействии и доверительность в общении.
У чеченцев множество стереотипов поведения во всех областях
жизнедеятельности. Э́ти стереотипы базируются на строгом соблюдении
национальных
традиций
и
обычаев.
Для
основной
части
чеченцев
приверженность
традициям
носит
гипертрофированный
характер,
что
объясняется и их своеобразным воспитанием.
Существенной
особенностью
национальной
психологии
чеченцев
выступает осознание правомерности любых, даже самых жестоких, действий
в качестве возмездия за свое оскорбленное достоинство, жизнь и честь
родственников (обычай кровной мести). Неотмщение за родственника
позором ложилось на весь род. Обычай кровной мести был вызван
объективной
исторической
реальностью
жизни
народа
в
условиях
постоянных межтейповых и внешних войн. Неспособность отомстить за
убийство или оскорбление родственника говорила о слабости рода и тем
самым
подвергала
его
опасности
нападения.
Личностным
фактором
выступали тут и впечатлительность, и эмоциональная горячность чеченцев.
Сюда же надо прибавить и их гордость, не позволяющую человеку спокойно
жить, когда оскорблен родственник; ведь оскорбление одного члена тейпа
было равносильно оскорблению всех его представителей.
23
Одной из древнейших черт национального характера чеченцев является
патриотизм. Для них любовь к родному краю — чувство, которое должно
быть присуще настоящему горцу. Часто патриотические чувства переходят в
национализм,
шовинизм.
Радикальных
националистов
больше
среди
представителей горных (более бедных) тейпов, где сильнее национальные
традиции. Принадлежность же ко всей чеченской нации в целом осознается
слабее, поскольку доминирует чувство ответственности за свой род. После
депортации
40-х
гг.
XX
в.
у
чеченцев
появляется
более
острая
психологическая привязанность к мусульманскому миру.
Национальной особенностью чеченцев является гостеприимство. «Куда
не заглянет гость — туда не заглянет добро». В этой пословице выражается
отношение народа к этой традиции. Гостю всегда рады, и ничто не должно
отпугнуть его от дома. Все, что есть лучшего в доме, — для гостя. Пока
человек в гостях, он находится под защитой принявшей его семьи. Нанести
оскорбление гостю равнозначно тому, чтобы оскорбить хозяина. Однако
некоторые преступники в Чечне таким образом скрываются от правосудия.
Среди чеченцев широко распространено куначество-побратимство.
Побратимы верны дружбе, вместе делят радость и горе. Они готовы всегда
прийти на помощь друг другу, чего бы это ни стоило. Э́то чувство сравнимо с
традицией кровной мести и переходит из поколения в поколение.
В многонациональных коллективах чеченцы держатся независимо. Как
правило, они стараются группироваться по этническому признаку. На первых
порах в общении для них характерны замкнутость и настороженность. Но ос-
воившись, чеченцы могут занимать в группе лидирующее положение.
Ингуши — родственный чеченцам вайнахский народ, представителям
которого
свойственны
неспешность
в
действиях
и
поступках;
проницательность
и
сообразительность;
большие,
чем
у
чеченцев,
выдержанность и умение контролировать свое поведение, общение.
24
Представители
дагестанских
народов
очень
самобытны,
впе-
чатлительны, смелы, обладают хорошими организаторскими способностями.
По свидетельству социологов и социальных психологов, они с лучшей
стороны зарекомендовали себя в деятельности в экстремальных условиях.
Трудовую деятельность они любят, им нравятся практические действия с
техникой.
Большинство
из
них
слабо
знают
русский
язык,
в
многонациональных коллективах держатся независимо. В их среде очень
сильны родоплеменные связи. В сфере межличностных отношений не
стремятся
занимать
лидирующее
положение,
характеризуются
при
соответствующих условиях общительностью и веселым нравом.
Кабардинцы и балкарцы, жители Кабардино-Балкарии, имеют в своей
психологии и культуре много общего и не меньше особенного. Общее
объясняется длительностью совместного проживания на одной территории,
непосредственного общения и взаимодействия во всех сферах материальной
и
духовной
жизни.
Особенное
объясняется
разным
этническим
происхождением. Кабардинцы ближе к адыгейцам и черкесам, входят в одну
с ними группу адыгов. Балкарцы — результат слияния аланов с тюркскими
племенами.
Национально-психологические
особенности
кабардинцев
выглядят
более динамичными и менее устойчивыми. У балкарцев они более
консервативны в силу того, что их сознание постоянно настроено главным
образом на восприятие и осмысливание окружающего мира в соответствии со
своими национальными установками.
У кабардинцев в меньшей степени, чем у балкарцев, проявляется
предрасположенность к национально своеобразному проявлению чувств,
динамики и характера поведения, взаимодействия, общения. Зачастую они
отходят
от
национальных
стандартов.
Вот
почему
им
свойственна
преимущественная ориентация на интернациональные ценности, они легче
25
ассимилируются среди других народов. Балкарцы же по сравнению с
кабардинцами в большей мере сохраняют свое национальное своеобразие.
Осетины — представители одного из самобытных кавказских народов,
для которого свойственны такие национально-психологические особенности,
как
высокая
национальная
гордость
и
самолюбие;
честность
и
добросовестность в отношениях со своими близкими и единомышленниками,
преданность начатому делу, стремление всегда достигать своей цели, чего бы
это ни стоило. В их среде сильны патронимические (кровнородственные) свя-
зи и отношения, которые выражаются в строгом соблюдении своих
обязанностей, долга перед близкими, своими единоверцами.
Украинцам
присущи
трудолюбие,
напористость,
интерес
к
выполняемому делу, умение показать себя и свою работу, аккуратность,
исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность. Они
гордятся
своими
древними
традициями
борьбы
против
иноземных
захватчиков, теми страницами истории, когда украинские воины проявляли
решительность,
непримиримость
к
врагам,
показывали
хорошую
организованность, легкость в управлении.
Белорусам присущи такие качества, как стремление добросовестно
относиться к любому делу, упорно добиваться поставленных целей,
деловитость, уважение к порядку, дисциплинированность, доверительное
отношение к людям, коммуникабельность, обстоятельность, честность,
порядочность,
совестливость.
Любое
дело
им
не
в
тягость.
Свои
профессиональные обязанности они выполняют ревностно, по этой причине
белорус вступает в конфликт с теми, кто работает недобросовестно, пытается
переложить ответственность на чужие плечи.
В многонациональных коллективах белорусы показывают во всем
пример, привносят ответственное отношение в исполнение порученного дела.
И хотя чаще всего белорусы немногословны, их присутствие всегда
26
положительно сказывается на настроении товарищей в многонациональном
коллективе.
Конфликтные ситуации с участием белорусов возникают довольно
редко, так как они беззлобно относятся к шуткам товарищей, не реагируют на
их подтрунивание. Разговаривают белорусы, как правило, по-русски – и
между собой, и с людьми других национальностей. Занимая руководящие
посты, белорусы к выполнению своих обязанностей подходят очень
ответственно, проявляют ровную и равную требовательность к подчиненным,
заботятся о них. Представителей этого народа отличает терпеливость в
обучении и воспитании своих подчиненных других национальностей.
Белорусы — очень гордые люди. Их гордость проявляется в отношении
к служебным обязанностям, делу, товарищам. Именно чувство национальной
гордости не позволяет им равнодушно пройти мимо несправедливости,
унижения человека и глумления над его достоинством.
В
частном
случае,
можно
рассмотреть
особенности
общения
с
представителями этносов придерживающихся мусульманства.
У мусульман, одним из важнейших элементов при общении, является
установление доверия между партнерами. Если типичный христианин,
европеец старается предугадать развитие событий при решении любой
проблемы, то мусульмане скорее привыкли ориентироваться на прошлое,
постоянно обращаясь к своим корням и традициям. В мусульманском мире
иноверец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это
считается
неприличным,
все
обсуждения
ведутся
с
мужчинами.
Мусульманское приветствие превращается я в целую процедуру, оно
сопровождается расспросами о здоровье, о делах. На протяжении беседы эти
вопросы могут повторяться. Даже если вы спешите, то необходимо
выслушать мусульманского собеседника и его многочисленные по желания
благополучия. Поводы для пожеланий и поздравлений могут быть самыми
разнообразными: встреча, приезд, отъезд, покупка.
27
Речь мусульманина сопровождается частыми обращениями к Аллаху,
упованием на его помощь в завершении предстоящих дел. В мусульманской
среде это обычная формул а вежливости. "Культурная дистанция" между
беседующими мусульманами обычно короче, чем она принята у европейцев.
Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном
доверии. При первом знакомстве ваш мусульманский собеседник выражает
вам радушие и любезность
.
Э́то не притворство, а дань традиции: среди
арабов
господствует
мнение,
что
только
такое
поведение
достойно
мусульманина.
Последующая беседа может проходить менее гладко. Мусульманские
собеседники всячески избегают определенности, четких ответов "да" или
"нет". Взамен следуют туманные обороты типа "Инщаала" ("Если Аллаху
будет
угодно").
Арабское
понимание
этикета
запрещает
собеседнику
прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, мусульмане во
время беседы избегают также суетливости, поспешности. Мусульманские
собеседники всегда стремятся "сохранить лицо": и свое, и собеседника.
Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов.
Отказ сопровождается оговорками, похвалами в пользу обсуждаемого
предложения.
Запрещенное,
у мусульман называется харам. Они считают, что
подобно тому, как есть польза от следования приказам Аллаха, есть польза
от избегания того, что Он запретил. Аллах создал запретное (харам) - как
испытание для людей. Кто нарушит запрет, тот понесёт наказание. Поэтому
надо знать, что такое харам и не совершать его.
Некоторые запрещенные действия, у мусульман запрещается:
- придавать сотоварищей Единому Аллаху;
- не слушаться родителей, противостоять им;
- убивать человека без причины;
- причинять вред или посягать на чье-либо имущество;
28
- употреблять все, что опьяняет в т.ч. и наркотики;
- играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством;
- прелюбодеяние, мужеложство;
- обвешивание, обмеривание (обманывать при измерение чего-либо).
- воровать, обманывать, хитрить;
- есть мертвечину, свинину и мясо других запрещенных животных;
-
лгать,
давать
ложную
клятву,
сплетничать,
клеветать,
лжесвидетельствовать, насмехаться, давать клички, нарушать обещание;
- бесправное использование имущества сироты;
- взяточничество;
- гневаться и сердиться;
- быть несправедливым, делать различие между людьми;
- лицемерить, проявлять высокомерие;
- делать религиозные заключения без соответствующих знаний;
- иметь много плохих друзей;
- колдовать, заниматься магией.
Следует отметить, что у мусульман 19 запретов, что намного больше,
чем у христиан (10 заповедей). Хотя практически, эти заповеди не
противоречат христианским, только дополняют и расширяют их.
Тем не менее, при общении, нужно помнить, что мусульмане
категорически отвергают употребление свинины и алкоголя, а свинья у них
считается нечистым животным,
к которому даже прикасаться нельзя.
Поэтому
преподавателю
при
общении
с
мусульманами
не
следует
употреблять эти слова и выражения.
Так же в нашей стране есть этносы, придерживающиеся принципов
буддизма, их много среди бурят, калмыков, якутов. Буддизм относится к
одной из самых древних религий, это дхармическая религия, в которой
существует множество богов. При этом во главу угла этой религии ставится
29
череда перевоплощений человека. По этому, христиане или мусульмане
могут посчитать эту религию язычеством.
Широкая
интерпретация
философских
положений
буддизма
содействовала
его
ассимиляции
с
различными
местными
культурами
религиями и идеологиями. Э́то позволило буддизму проникнуть во все сферы
общественной жизни - от религиозной практики и искусства до политико-
экономических| теорий от философии власти до норм бытового поведения.
По этой причине буддизм можно рассматривать и как религию и как
философию и как идеологию и как культурный комплекс и как образ жизни.
Пять священных заповедей (Панча Шила; пали: pañca-sīla; санскр.pañca-
śīla, буквально «пять добродетелей», «пять обетов» или «пять заповедей»)
[1]
— базовый кодекс буддийской этики, принимаемый буддистами-мирянами
в традициях как Тхеравады, так и Махаяны на время или на постоянной
основе. Известны также как заповеди, зароки. Принятие пяти обетов — часть
принятия буддизма и одна из регулярных практик буддистов-мирян обеих
традиций.
Соблюдающий
эти
правила
постоянно
называется упасака,
или упасика. Их соблюдение также обязательно для буддистов-мирян
непосредственно до и во время получения посвящений и т. д.
- отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам
(ахимса), от убийства (прана-атипата);
- отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому
(адатта-адана, астея);
- воздержание от сексуального поведения (кама-митхьячара);
- отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана (сатья);
- отказ от употребления опьяняющих напитков (мадьяпана) и от всего,
что затрудняет самоконтроль.
У буддистов всего пять заповедей.
30
Основу буддийской религии составляют «четыре благородные истины».
Согласно традиции Благородные Истины были проповеданы Буддой в его
первой проповеди в Оленьем Парке близ Бенареса получившей название
«Поворот Колеса Учения» («Дхармачакра правартана»). Вот их краткое
содержание:
1. Всякое существование принципиально является страданием (духкха).
2. Причина страдания — влечение желание привязанность жажда бытия
(тришна таньха).
3. Есть тем не менее состояние в котором страдания нет (нирвана).
4. Есть путь ведущий к прекращению страдания и обретению нирваны
(Благородный Восьмеричный Путь; арья аштанга марго).
Путь ведущий к нирване — это восьмеричный путь спасения:
истинное воззрение или усвоение четырех благородных истин буддизма;
истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной
программы;
истинная речь: воздержание от лжи от слов не относящихся к
нравственной цели;
истинные поступки: ненасилие ненанесение вреда живому;
истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию
поведения;
истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность ибо дурные
мысли могут возвращаться;
истинное памятование: постоянно помнить что все преходяще;
истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от
мира человека.
31
Первая благородная истина устанавливает что страдание согласно
буддизму не является следствием утраты некоего совершенного состояния
(грехопадение) а есть фундаментальная и безначальная характеристика
существования как такового что сильно отличает позицию буддизма от
позиции других мировых религий. Жизнь есть страдание (жизнь болезнь
смерть разлука с милым отсутствие того чего хочется; пятикратная
привязанность к земному т.е. вся человеческая жизнь включая и то что люди
считают наслаждением есть страдание). Вращаясь в бесконечном процессе
перерождений - сансаре («колесо жизни») человек обречен на вечное
страдание.
Что
касается
страдания
то
под
ним
следует
понимать
принципиальную неудовлетворительность любой формы существования.
Причем сукха (удовольствие) в буддизме не противопоставляется духкхе
(страданию) а включается в объем последнего понятия ибо в сансарическом
существовании любое наслаждение предполагает и страдание (недостаточная
интенсивность наслаждения по сравнению с ожидаемой его быстротечность
боль его утраты мучительное стремление к его повторению и т.п.). Другими
словами
существование
неизбежно
предполагает
психологическую
фрустрацию как свою коренную характеристику.
Отсюда вытекает вторая благородная истина: причиной страдания
являются желания поскольку они ведут к продолжению бесконечного
жизненного процесса. Желания и вызываемые ими действия образуют карму
(буквально – «воздаяние») - своеобразную цепь этической причинности
согласно которой человек в своих последующих перерождениях получает то
что заслужил в предыдущей жизни («закон воздаяния»). Причины страданий
— страсти желания человека (Будда говорил: «Избегайте легкомыслия
чуждайтесь страсти и наслаждения»; принципиально важно подчеркнуть что
источник страданий — само желание жизни).
Карма созданная благими деяниями ведет к возрождению в царстве
богов полубогов и людей. Карма образованна злыми деяниями ведет к
32
возрождению в низших мирах среди животных или злых духов. Совершая
хорошие поступки человек может улучшить свою карму но это не спасет его
от сансары и дальнейших страданий. Отсюда - третья «благородная истина»:
прекращение желаний ведет к прекращению страданий.
Третья благородная истина провозглашает наличие особого состояния
высшего состояния в котором страдание отсутствует и которое поэтому
класицифицируется как парама сукха (высшее блаженство). Э́то состояние
называется нирваной (от корня нир — «угасать» — о светильнике;
«прекращаться» «стихать» — о ветре и т.п.). Нирвана (угасание прекращение)
— термин употребляемый для обозначения освобождения и в индуизме.
Например в «Гите» встречается выражение «Брахма-нирвана» (нирвана
Брахмана). Употребляют его и более поздние мыслители (Шанкара и другие
ведантисты) как синоним мокши. Но в буддизме термин «нирвана» стал
преобладающим для обозначения освобождения (как и в джайнизме). Чтобы
избавиться от страданий надо избавиться от желаний путем достижения
нирваны (нирвана — это состояние отсутствия преодоленное страданий
отсутствие страданий. Ее сущность — отсутствие желаний страстей уход от
мира полный покой абсолютная непроницаемость для желаний и страстей).
Как правило буддийские тексты не содержат позитивного описания
нирваны. Более того вопрос о природе и характеристиках нирваны относился
к тем в ответ на которые Будда хранил «благородное молчание»: состояние
нирваны принципиально выходит за пределы области эмпирического знания
и соответствующего ей языка описания. Поэтому лучшим определением
нирваны может быть или молчание или отрицательное определение (типа «не
то не то») или перечисление того чем нирвана не является. В целом же можно
сказать что нирвана в буддизме — некая принципиально отличная от
эмпирической форма внеличностного бытия. Именно из этой теории ведут
свое происхождение позднебуддийские концепции о наделенности всех
живых существ природой будды или о присутствии в каждом живом
33
существе «зародыша» состояния будды (татхагата-гарбха). Таким образом
нирвану следует понимать как преодоление уровня человеческого бытия
выражающееся в освобождении от зависимости кармы. Низшее состояние
нирваны характеризуется отсутствием страданий. Высшее состояние - это
состояние
будд
(«просветленных»)
свободных
от
всех
моральных
и
умственных загрязнений мироощущение которых сливается со всем бытием.
Э́ти четыре истины и различные их аспекты (обычно 16) суть лучшие
объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения
адептом внимания сосредоточения и интуитивной мудрости) которым в
буддизме отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании.
Из всего этого можно сказать, что буддисты самые веротерпимые люди,
по сути, при общении с буддистом нет запретных тем для разговора, кроме,
конечно обсуждения буддизма, особенно если это осуждение этой религии.
Но такое осуждение не понравится представителю любой конфессии.
Иудаизм
В
целом
иудаизм
относится
к
христианству
как
к
своему
«производному» — то есть как к «дочерней религии», призванной нести
базовые элементы иудаизма народам мира:
В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно
связаны
с
именем
Моисея.
Э́то
действительно
подлинное
этическое
сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей
сводятся к религиозной чистоте – поклонении единому Богу и любви к нему и
к социально-праведной жизни – почитанию родителей, общественной
справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и
гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски
мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует
числу частей человеческого тела. Э́тот список заповедей подразделяется на
два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248.
34
Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому
Маймониду – выдающемуся иудейскому мыслителю.-
Иудаизм - древнейшая монотеистическая религия на Земле, возраст
которой приближается к четырем тысячам лет и которую исповедывают
только евреи, то есть это национальная религия (об этом говорит и название
этой веры, произошедшее от имени Иуды - родоначальника самого
многочисленного колена Израиля, и от "Иудея" - части территории земли
Израиля).
Во-вторых, иудаизм - это не только религия, не только философское
учение, но в первую очередь - закон, регламентирующий все без исключения
стороны жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом.
Помимо
порядка
молитв,
соблюдения
Торы,
субботы
и
праздников,
воспитания детей, имущественных и трудовых отношений, закон этот
определяет образ поведения еврея в таких сферах, как питание, гигиена,
одежда, супружеские отношения, сбор урожая и многое другое.
Суть иудаизма в том, что только дела - критерий оценки человека, и
только они определяют его судьбу в этом мире и мире грядущем. Согласно
Торе, удел в будущем мире получат все, кто жил творя добро, независимо от
национальности и вероисповедания, и даже независимо от того, был ли
человек атеистом или религиозным фанатиком - только практические дела
определяют судьбу каждого человека.
К особенности общения с иудаистами-евреями я бы отнес то, что с ними
лучше не обсуждать религию, потому что классический иудаист считает, что
чуть ли не бог был евреем и весь мир сделан под них, христианство, как и
ислам, они считают религией придуманной специально для рабов. При этом
христианства они считают даже более язычеством, за триединство бока. Ну а
буддизм, как и любая дхармическая религия, это для них сплошное
язычество.
35
Так же следует понимать, что суббота, для иудеев является днем отдыха
(шабат), и ценят они его, в разы более, чем любой христианин ценит
воскресенье, иудею в субботу категорически запрещено выполнять какую
либо работу.
Так же у иудеев есть запреты в пище, это, как и в исламе, мясо свиньи,
мясо хищных птиц, эти животные, так же как и у мусульман, являются
грязными, употреблять даже названия этих животных нежелательно.
В
России
так
же
проживают
представители
католицизма
или
протестанизма. Э́то, конечно, же такие же христиане, как и православные,
которых в Российской Федерации большинство.
По сути, сейчас между различными ветвями христианства различие
больше в догматах, как многие думают, по причине церковной бюрократии,
хотя так оно и есть.
По сути, различные ветви христианства на протяжении сотен лет
считали
друг
друга
еретиками,
со
всеми
вытекающими
отсюда
последствиями. Католическая церковь, во главе с Папой, совсем недавно
ходила на Русь в крестовые походы, насаждая правильную веру, под
правильным управлением.
Конечно, сейчас в 28 статье Конституции Российской Федерации нам
гарантируется свобода вероисповедания, а в главе 14 государство объявляется
светским.
Поэтому,
при
общении
между
представителями
разных
ветвей
христианства, нужно понимать, что между нами очень много общего, но тем
не менее, есть и много отличий, особенно при трактовке Библии, обсуждении
религиозных канонов, обсуждении руководства церквей.
Преподавателю, при общении, нельзя затрагивать каких то религиозных
тем, хотя этот совет относится и к другим конфессиям.
36
Можно даже сказать больше, если преподаватель, не преподает по роду
своей деятельности богословие, теологию или историю, то ему нужно в
разговоре уходить от тем затрагивающих религию, по сути можно сводить
это к мысли, что Библия, Коран, Талмуд не противоречат друг другу. Там нет
указаний на крестовые походы, а джихад, это война с самим собой, а не
убийство иноверцев.
Так же основные заповеди в религиях никак не противоречат друг с
другом, есть, конечно, более развернутый список и краткий.
Понятно, что в связи с современной политической обстановкой, войной
в Сирии, на Украине, тема разговора в группе может снизойти до обсуждения
священных войн (джихада). Тут преподавателю следует четко расставить все
точки над и. Джихадом в Исламе называется усердие на пути воле Аллаха.
Современные деятели ввели понятие военного джихада, то есть
вооруженной борьбы за распространение ислама. Нужно просто понимать,
что вера и фанатизм, это разные вещи. Вот на примере крестовых походов,
разве можно сказать, что крестоносцы были верующими людьми? Если они
верующие люди, то почему они пришли в чужую для них страну, насаждать
свои
ценности?
В
основе
христианства
лежит
терпимость,
любовь,
самопожертвование.
Изначально
христианство
это
религия
ненасилия,
веротерпимости. Как так получилось, что верующие христиане, по призыву
папы, взяли оружие и вырезали мусульманско-еврейские города полностью?
Мало того, крестовые походы направлялись и вовнутрь католических
государств, притом как в Альбигойском походе, католики, зачастую убивали
католиков.
Вывод из этого один, понятно, что крестоносцы, не были верующими,
это или религиозные фанатики, которые выполняют вбитый в голову догмат,
либо циничный грабитель, поехавший пограбить, поубивать, понасиловать,
притом вполне на законных основаниях.
37
Тут ведь вопрос в нечистоплотности руководителей церквей, которые
для увеличения своей паствы, готовы извратить основы своей веры.
Вот на таких простых исторических примерах, преподаватель и должен
вводить политически-религиозные споры в русло исторических споров. И
хочется еще раз повторить, что у мусульман, например, относится к
запрещенному действию (харам), давать религиозные заключения, не будучи
грамотным в этом вопросе. Хотя этот запрет, относится и к остальным
религиям.
Хотя, конечно же, есть и национальные отличия в характере, которые
преподаватель должен знать. Так, например, к вышесказанному о русских
можно добавить отличительные черты некоторых других национальностей
России:
2.3. Выводы и результаты
Учет национально-психологических особенностей предполагает особое
построение воспитательной деятельности в коллективе.
Представители
различных
национальных
общностей
по-своему
воспринимают стиль поведения преподавателя. Они предъявляют разные
требования к моральным и нравственным качествам, профессиональным
навыкам, педагогическому мастерству. Например, что у некоторых коренных
народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока ценится в первую очередь
умение подойти уважительно к представителю той или иной нации,
способность доводить информацию постепенно, дозируя ее на различных ста-
диях. У представителей коренных народов Прибалтики приоритет в воспи-
тательной работе отдается тому человеку, которому удается доказать
логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.
Национально-психологические
особенности,
с
другой
стороны,
опосредуют
продолжительность
воспитательных
воздействий.
38
Преподавателю, управляющим коллективом, сформированным, например, из
удмуртов,
чукчей,
бурятов
или
якутов,
требуется
настрой
на
про-
должительную и объемную работу как с каждым представителем этнической
микрогруппы, так и с ней в целом. Почти так же обстоит дело и в коллективе,
в который входят выходцы из Средней Азии.
С гражданами славянских и прибалтийских национальностей требуется
очень напористая, чрезвычайно убедительная активность преподавателя,
эффект от которой должен быть ощутим с первых шагов.
Все эти нюансы в работе преподавателя — следствие специфики
национальных механизмов деятельности и поступков людей. В основе таких
механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом
исторического и культурного развития национальной общности.
Национально-психологические особенности оказывают существенное
воздействие и на конструкцию собственно педагогических мероприятий. Они
могут
способствовать
или,
наоборот,
препятствовать
адаптации
представителей той или иной нации к требованиям со стороны руководителя.
Например, у некоторых народов Севера есть традиция не противопоставлять
себя явно воздействию со стороны преподавателя другой национальности, а,
постепенно завоевывая его на свою сторону, свести эту деятельность к
приемлемым для них формам и способам взаимного общения.
У представителей некоторых народов Северного Кавказа непонятные
или непривычные для них приемы и средства педагогического воздействия,
как правило, сразу же встречают неприятие и даже противодействие.
Можно
выделить
три
этапа
процесса
адаптации
национальной
психологии к педагогическим мероприятиям.
На начальном этапе национально-психологические особенности или
способствуют,
или
препятствуют
воспитательному
воздействию
преподавателя. Если эти особенности вступают в противоречие с целями
39
последних,
то
должны
предприниматься
конструктивные
шаги
для
перестройки содержания и качества педагогических мероприятий.
В этом случае требуются усилия по нахождению более эффективных
путей педагогической работы. Потребуется довольно длительное время,
которое
необходимо
затратить
на
тщательное
изучение
ситуации
в
коллективе, уточнение специфики проявления национально-психологических
особенностей, специфики их влияния на взаимодействие и общение с
представителями конкретных этносов.
На втором этапе происходит стабилизация педагогических воздействий.
Несмотря на трудности начального периода, педагогу, как правило, удается
найти контакт с людьми, достигнуть определенного взаимопонимания. На
этой стадии устанавливаются прочные связи с каждым членом коллектива
или
группой
лиц
одной
национальности,
закладывается
база
для
взаимодействия людей в рамках коллектива.
На
третьем,
заключительном,
этапе
максимально
раскрываются
потенциальные возможности представителей всех этнических микрогрупп во
взаимодействии
друг
с
другом.
Теперь
национально-психологические
особенности людей уже стимулируют активность педагога, обусловливают
большую интенсивность проявления дружеских отношений.
В таких условиях мероприятия по интернациональному воспитанию
становятся гораздо более результативными, способствуют сплочению членов
многонационального коллектива. А если и возникают какие-то трудности
взаимодействия
людей,
то
они
быстро
нейтрализуются
самими
представителями этнических общностей.
Педагог многонационального коллектива должен делать все от него за-
висящее, чтобы воспитательная работа была хорошо продумана, тщательно
спланирована, последовательна на всех своих этапах.
40
Основным элементом его деятельности является, во-первых, изучение
специфики представителей различных этнических общностей. Преподаватель
предварительно знакомится с нравами, обычаями, традициями народов,
которые его интересуют. Хорошо, если он имеет знания по этим вопросам
или опыт общения с представителями конкретных национальностей. Тогда ко
времени прихода в многонациональный коллектив у него складываются
определенные представления о возможных формах поведения будущих
подчиненных, их вероятных реакциях на те или иные воспитательные
мероприятия, а также о способах стимулирования их совместной активности.
Непосредственно в общении с ними преподаватель систематизирует свои
наблюдения на основе имеющихся знаний.
Важно, чтобы на этом этапе рядом с начинающим преподавателем
оказался
кто-то
более
опытный,
хорошо
понимающий
возникающие
трудности, готовый совместно проанализировать действия воспитателя,
сориентировать
на
дальнейшую
работу
по
изучению
национально-
психологических особенностей на практике, в также и посоветовать, что
можно прочитать о них в периодической печати, специальных источниках.
Необходимо помнить, что изучение психологии представителей разных
национальностей
должно
быть
процессом
непрерывным,
постоянно
совершенствующимся и углубляющимся. Э́то чрезвычайно кропотливая
работа.
Незнание
национально-психологических
особенностей
членов
коллектива ведет к появлению межнациональных трений межнациональной
разобщенности,
и
тогда
начинает
действовать
феномен,
который
у
специалистов принято называть взаимной отчужденностью. Последствия ее
опасны
—
это
ухудшение
морально-психологического
климата
в
многонациональном коллективе, отсутствие взаимопонимания между его
членами в ходе совместной деятельности.
Ни в коем случае, нельзя допускать предвзятого отношения к
представителям одних национальностей и наделять привилегиями других.
41
Преподаватель обязан всегда быть справедливым к каждому человеку
независимо от его национальной принадлежности.
Воспитательная работа в коллективе, в целом, не должна сводиться к
разовым усилиям. Ее необходимо проводить целеустремленно, планомерно и
разнообразно, в зависимости от конкретных условий.
Во-вторых,
важнейшим
элементом
воспитательной
деятельности
является
осмысление
преподавателем
характера
взаимоотношений,
нравственно-психологической атмосферы в многонациональном коллективе.
Э́тот процесс не может не опираться на рекомендации ученых, по этому
преподавателю в многонациональных коллективах просто необходимо
изучать этнопсихологию.
Могут быть использованы специальные методики, способные показать
общую картину межнациональных отношений в коллективе, позволяющие
определить направления совершенствования образовательного.
В-третьих, важное значение имеет деятельность преподавателя по
сплочению многонационального коллектива.
Поэтому, необходимо повернуться лицом к каждому конкретному чело-
веку, каждому представителю той или иной этнической общности. Путем
учета
и
изменения
собственных
действий,
изучения
характера
взаимоотношений в различных микрогруппах и коллективе в целом надо
получить четкое представление о мнениях и позициях каждого своего
подчиненного по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в
ходе
совместной
деятельности.
Преподаватель
должен
стремиться
согласовывать
нормы
и
формы
общения
представителей
различных
этнических общностей.
Особое место в сплочении многонационального коллектива должно
занимать интернациональное воспитание. Э́ффективности его осуществления
и на этой основе сплочению людей разной национальной принадлежности
42
должна способствовать вся система действий преподавателя, весь уклад
трудовой жизни.
Преподаватель обязан постоянно анализировать положение дел в
межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы укреплялась дружба
между представителями разных национальностей. В многонациональном
коллективе необходимо организовывать решительную борьбу с пережитками
в сознании и поведении людей, делать все возможное для искоренения
предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности.
В-четвертых, обязательным направлением деятельности преподавателя,
следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в
коллективе. Конфликты на национальной почве являются следствием
неправильного отношения представителей одной национальности к другой.
Необходимо тщательно разобраться в их причинах, имея в виду следующее.
Первоначально недоразумения, которые при определенных условиях
могут вылиться в конфликтные ситуации на национальной почве, возникают
в сфере бытовых и нравственных норм поведения. Часто их причиной
является
отсутствие
опыта
взаимоотношений
между
представителями
конкретных этнических общностей, негативное эмоциональное восприятие
такого рода контактов. Преподавателю следует работать не столько со всем
коллективом, сколько с каждым его представителем в отдельности. Нужно
учить людей видеть у окружающих прежде всего лучшие черты, а проявления
отрицательных нейтрализовывать. Следует пресекать факты притеснения по
национальному признаку. Если они вовремя не обнаружены, это приводит к
обострению всех отношений между людьми.
На первых порах совместной деятельности наблюдается излишняя
замкнутость членов многонационального коллектива в микрогруппах по
земляческому признаку. Необходимо делать так, чтобы интересы последних
не входили в противоречие с целями и задачами всего коллектива. Нельзя
43
упускать того момента, когда начинают возникать трения между этими
объединениями, принимать все меры, чтобы они не переросли в конфликты.
Одной из таких мер может быть укрепление авторитета актива
многонационального коллектива. Преподаватель должен заботиться о том,
чтобы члены актива представляли интересы всех национальностей, входящих
в коллектив.
Важнейшим
элементом
воспитательной
деятельности
в
много-
национальном
коллективе
является,
в-пятых,
формирование
культуры
межнационального общения.
Культура межнационального общения — это, конечно, объемное поня-
тие, включающее в себя, с одной стороны, прошлый опыт положительного
взаимодействия и сотрудничества народов, с другой — те традиции, которые
формировались в процессе накопления такого опыта.
Людей, обладающих высокой культурой межнационального общения,
отличает
интерес
к
духовным
ценностям
своих
других
культур,
доброжелательность ко всем без исключения людям независимо от их
национальной принадлежности, готовность прийти на помощь. Им чужды
национальная замкнутость и кичливость, шовинизм и местничество.
Совершенно очевидно, что высокой культурой межнационального
общения
должны
обладать
сами
руководители
многонациональных
коллективов, а также преподаватели. Им должны быть присущи чувство
такта, деликатность в отношениях с представителями различных этнических
общностей. Они должны быть знакомы с национально-психологическими
особенностями, обычаями, нравственными и социальными ценностями того
народа, представители которого имеются в коллективе. В идеале они, кроме
того, должны владеть навыками устной речи коренных жителей того региона,
на территории которого живут и работают.
44
Существенным признаком зрелости преподавателя является умение
управлять межнациональным общением в коллективе, понимать сложность и
противоречивость
этого
процесса,
находить,
придерживаясь
принципа
социальной справедливости, выходы из конфликтных ситуаций.
Культура
межнационального
общения
исключает
пристрастие,
основанное на национальной принадлежности, требует оценки результатов
деятельности членов многонационального коллектива сообразно их вкладу в
общее
дело,
утверждения
атмосферы
коллективизма
и
товарищества,
братства.
Формирование культуры межнациональных отношений представителей
многонационального
коллектива,
в
свою
очередь,
может
включать
следующие
направления
преподавателя.
Э́то
прежде
всего
подбор,
расстановка и обучение актива, в котором представлены все национальности
и который занимает однозначную позицию по отношению к нарушителям
правил межнационального общения.
Кроме того, следует расширять горизонты межнационального общения
у представителей разных этнических микрогрупп в коллективе. Сюда можно
отнести формирование у людей таких качеств, как сопереживание и
сочувствие, сострадание и готовность помочь советом, содействие и
содружество. Независимо от их национальной принадлежности члены
коллектива должны научиться ценить в других то, что отличает их друг от
друга. Э́та способность и может характеризовать уровень межнационального
общения, культуру межнациональных отношений.
Таким образом, учет национально-психологических особенностей в
преподавательской работе в многонациональном коллективе не только
является
важной
предпосылкой
повышения
ее
эффективности,
но
и
представляет
собой
сложный
процесс
использования
целого
ряда
специальных
знаний
и
навыков,
которые
нужно
формировать
у
45
руководителей многонациональных коллективов, социальных работников и
социальных педагогов.
Заключение
Таким образом, если учесть все вышесказанное, то по вопросу,
учитывать ли преподавателю этнические нормы и принципы при общении с
представителями различных этносов, есть несколько мнений.
С одной стороны, этническими особенностями общения той или иной
группы можно пренебречь, так как существуют общие нормы общения. Тем
более, в современном мире, когда происходит всеобщая глобализация,
народы
находятся
в
постоянном
взаимодействии,
а
их
культуры
смешиваются, просто необходимо пользоваться универсальными для всех
методами общения.
С другой, противоположной стороны, у представителя той или другой
национальности, в течении истории выработались свои нормы и принципы
делового
общения,
которыми
просто
невозможно
пренебречь.
Э́ти
особенности произошли из-за того, что у каждой народности есть своя
культура, религия, природные условия и другие, зачастую неповторимые
особенности.
Но правильное решение, конечно же лежит где-то посередине этих
мнений. Конечно, при общении с представителями этносов преподаватель
должен пользоваться общими для всех нормами общения, но при этом
учитывать их особенности. Так же преподаватель должен анализировать
национальный состав группы, особенно это касается ситуации, когда группы
многонациональные.
При обучении преподаватель не должен делать предпочтения той, или
другой национальной группе, не должен говорить о нехороших качествах той
46
или другой национальности. Нельзя допускать конфликты на между
этническими группами, такие конфликты желательно гасить в зародыше.
Существенным
признаком
зрелости
преподавателя
является
умение
управлять межнациональным общением в коллективе, понимать сложность и
противоречивость
этого
процесса,
находить
выходы
из
конфликтных
ситуаций.
Преподавателю нужно знать особенности общения с тем или другим
представителем этноса, особенно в плане того, что недопустимо при общении
с
ними. А для этого нужно знать культуру, религию, особенности
мировоззрения, особенности быта, семейных отношений у того или иного
народа.
Преподаватель должен придерживаться принципа интернационализма и
прививать этот принцип обучающимся. Так же он должен постоянно
совершенствоваться, повышать свои знания в плане межнационального,
межкультурного, межэтнического общения.
47