Напоминание

«Игра – необходимая форма работы на начальном этапе обучения на уроках "Слушания музыки»


Автор: Постылякова Любовь Николаевна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств "Ренессанс"
Населённый пункт: г. Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Игра – необходимая форма работы на начальном этапе обучения на уроках "Слушания музыки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Подготовила:

Постылякова Л. Н.,

преподаватель, концертмейстер

МАУ ДО «ДШИ «Ренессанс»

«Игра – необходимая форма работы

на начальном этапе обучения на уроках «Слушания музыки»

(методическая разработка)

Слушание музыки – интересный, яркий предмет в школе искусств. Именно с него

начинается знакомство детей с классической музыкой. И как именно пройдет это знакомство

зависит

в

первую

очередь

от

преподавателя.

Главная

его

задача

заинтересовать

обучающихся тем необъятным богатством звуков, красок, которое таит в себе музыкальное

искусство, расширить кругозор детей, привить им любовь к искусству.

На уроках слушания

музыки

осуществляется

не

только

само

непосредственное

«слушание

музыки»,

но

и

происходит

развитие

образного

мышления,

фантазии,

развитие

навыка

правильного

словесного выражения своих мыслей, расширение кругозора.

Музыкальное восприятие обладает определенными свойствами:

– эмоциональность, связанная с эстетическими переживаниями человека, его чувствами,

эмоциями;

целостность,

отражающая

становление

в

сознании

человека

музыкального

образа

произведения через совокупность элементов музыкальной речи;

– ассоциативность, когда на основе прежнего опыта человека происходит возникновение

различного рода зрительных и слуховых ассоциаций, ведущих к возникновению образных

представлений и эстетическому отношению человека к музыке;

– осмысленность, поскольку восприятие связано с мышлением, а направленное, сознательное

восприятие влияет на познавательные процессы и оценочные суждения.

Способность

к

осознанному

восприятию

музыки

основывается

на

развитии

музыкального мышления детей через сравнение и анализ. Необходимо сначала научить детей

выделять главное в музыке - эмоциональное, образное содержание, общий характер музыки,

а

затем

анализировать

средства

музыкальной

выразительности.

После

анализа

общее

восприятие будет обобщаться, углубляться и уточняться.

Методы активизации музыкального восприятия представляют собой систему действий

преподавателя, создающих стимулы и побуждающие обучающихся включаться в процесс

обучения. Такими методами могут быть:

многократность

музыкального

восприятия,

что

ведет

к

закреплению

в

памяти

музыкально-слуховых представлений и определяет избирательный подход и отношение к

произведениям. Это способствует формированию музыкального вкуса – основы эстетической

культуры;

– творческая переработка в сознании обучающихся получаемой информации, многообразие в

формах проверки знаний на уроке;

– выработка навыков переноса знаний и умений при осуществлении межпредметных и

внутрипредметных связей;

– применение игр и игровых ситуаций;

– введение проблемного обучения;

– увеличение роли наглядности в обучении с целью привлечения к восприятию как можно

больше органов чувств.

Очень важно для преподавателя найти живую, гибкую форму общения с детьми на

уроках. В первом классе не надо бояться монолога преподавателя на уроках. Необходимо

рассказывать обучающимся все, что поможет «оживить» урок, ведь для них все ново и

интересно.

Объяснив

детям,

что

на

этих

уроках

они

будут

учиться

слушать

музыку,

преподаватель

сразу

предлагает

послушать

тишину.

Это

важный

момент

подготовки

к

прослушиванию, формирующий умение сосредоточиться, настроиться на слуховую работу,

помогающую понять свое отношение, свое понимание предложенного материала.

Преобладающая форма уроков – уроки-беседы, но все они могут иметь разный облик,

в зависимости от содержания. Освоение нового материала и теоретических понятий должно

происходить естественно без лишнего нажима: для этого необходимо включать повторение

предыдущего, но делать это уместно, гибко. От преподавателя требуется хорошее знание

психологии детей и умение вызвать у них интерес к общению.

Для лучшего восприятия материала (как теоретического, так

и музыкального) на

уроках «Слушания музыки» преподавателю

необходимо активно использовать такую форму

работы как игра, которая является ведущим видом деятельности детей младшего школьного

возраста.

Известны теории игры З. Фрейда, А. Сикорского, К. Ушинского, Д. Эльконина, А.

Усовой и др, в которых неоднозначно рассматривается происхождение, роль, функции и

место игры в психическом развитии детей. А. А. Люблинская ещё в середине XX века

обобщила основные достижения в области исследования игры ребёнка. Вывод однозначен –

без игры нет развития детей. Игра есть одна из форм практики ребёнка, одна из форм его

деятельности.

Игра,

как

и

любая

практическая

деятельность,

является

формой

познавательной

деятельности,

то

есть

средством

и

способом

познания,

при

условии

руководства ею со стороны взрослого.

Игра

требует

от

ребенка

таких

качеств,

как

инициативность,

общительность,

способность координировать свои действия. В игровой деятельности наиболее интенсивно

формируются

психические

качества

и

личностные

особенности

ребёнка,

складываются

другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное движение.

Игровая

деятельность

влияет

на

формирование

произвольности

психических

процессов.

В

игре

у

детей

начинают

развиваться

произвольная

память

и

произвольное

внимание. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное

развитие

ребенка.

Игра

имеет

особое

значение

для

развития

рефлексивного

мышления

(анализ

своих

собственных

действий,

поступков,

мотивов

и

соотношение

их

с

общечеловеческими ценностями, а также с действиями поступками других людей).

Существует множество различных игр (устных, письменных, слуховых, зрительных,

мимических), которые так или иначе помогают оптимизировать учебный процесс.

Вот несколько игр, которые помогают в работе преподавателю на уроках «Слушание

музыки»:

«Музыкальное

лото».

Обучающиеся

разбиваются

на

команды,

каждой

выдаётся

специальная табличка, разделённая на 6 частей. Во всех частях написано какое-либо

слово

(например,

название

музыкального

произведения

или

имя

композитора).

Преподаватель вытаскивает карточки из мешка и задаёт вопрос, ответом на который

будет

служить

слово

на

этой

карточке.

Побеждает

та

команда,

которая

первой

заполнит все шесть частей своей таблички.

Эта

игра

тренирует

память

детей,

внимательность,

вырабатывает

навык

работы

в

коллективе. На уроках дети стремятся как можно лучше запомнить звучание музыкальных

произведений, зная, что потом они, возможно, будут включены в эту игру.

«Угадай

произведение

по

иллюстрации».

Обучающиеся

по

очереди

подходят

к

преподавателю, берут любую картинку и угадывают, что на ней изображено – какое

музыкальное произведение зашифровано (если кабинет располагает компьютером или

телевизором, можно показывать картинки на экране). Можно соревноваться на баллы

угадал

произведение,

получаешь

балл.

Побеждает

тот,

кто

набрал

большее

количество баллов. Победителю преподаватель вправе поставить отличную оценку –

как человеку, знающему все пройденные произведения.

В этой игре тренируется память, образное и ассоциативное мышление. Проводится связь

музыки и изобразительного искусства.

«Собери ромашку». Обучающиеся должны правильно собрать лепестки ромашки по

жанрам, танцам и выразительным средствам музыки. В этой игре также тренируются

память, образное и ассоциативное мышление.

«Запомни

и

выложи». Обучающимся

предлагается

в

течение

небольшого

отрезка

времени

запомнить

в

том

порядке,

котором

есть,

начала

названий

различных

музыкальных

произведений.

Затем

преподаватель

раздает

командам

карточки

с

окончаниями названий произведений. Дети должны выложить их в том же порядке,

что были и их начала. Когда все команды готовы, задание проверяется. Преподаватель

читает начала, а дети по очереди – то, что у них выложено. Если обучающиеся

выложили что-то не в том порядке, могут получиться забавные сочетания: «Болезнь

деревянных солдатиков», «Полет куклы» и т.д. Игра направлена на развитие памяти и

на приобретение опыта работы в команде.

«Выбери слова». На столе раскладываются карточки, на которых написаны названия

музыкальных произведений, фамилии, имена композиторов, названия циклов и т.д.

Преподаватель по очереди обращается к обучающимся и те должны в качестве ответа

на вопрос найти нужную карточку с правильным ответом. Необходимо следить за тем,

чтобы

другие

обучающиеся

не

подсказывали.

Игра

проводится

для

закрепления

материала, для его повторения в необычной форме.

«Лови мяч». Игра проводится по кругу. Преподаватель задает вопрос и подбрасывает

мяч. Обучающийся, который поймал мяч, дает ответ. Игра проводится для проверки

теоретических

знаний

(музыкальных

терминов,

средств

музыкальной

выразительности, жанров, формы, танцев и др.).

«Попробуй,

собери».

Во

время

прослушивания

музыкальных

произведений

обучающиеся

составляют

по

каждому

произведению

правильную

цепочку:

композитор, название произведения, тема.

Игра

«Моя

фантазия». К

определенной

теме

обучающиеся

приносят

свои

стихи,

рассказы, сочинения, рисунки. Такая форма работы эффективна и интересна для

обобщающих уроков. Например, при изучении темы «Музыкальные инструменты» к

обобщающему уроку можно дать задание – нарисовать инструмент XXI века, также

объяснить, как этот инструмент устроен.

Игра

«Нарисуем

музыку». Данная

игра

может

быть

использована

при

слушании

музыки. Это задание способствует развитию образного мышления.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод. При использовании на

уроках

игр

и

игровых

приемов

у

обучающихся

наблюдается

лучшее

усвоение

нового

предметного материала. Игровые приемы снимают напряжение детей и вовлекают их в

работу,

способствуют

развитию

творческих

процессов,

воображения

и

фантазии,

формированию

нового

взгляда

на

мир,

воспитанию

открытой

и

свободной

личности,

способной

к

познанию,

переживанию,

активному

действию,

создают

атмосферу

самовыражения детей. Различные игры часто помогают смоделировать сложное понятие, а в

игровой ситуации оно становится простым и понятным.

Использование игр на уроках должно быть регулярным, а не редким явлением. Но при

этом не должны быть все уроки игровыми. Иначе игра потеряет свою уникальность, цель

которой

изменить

обычную

привычную

ситуацию,

привлечь

внимание

детей

и

активизировать их умственную работу. Игра должна восприниматься обучающимися как

одна из форм работы смешанного обучения, и не отвлекать от учебного процесса. Игровая

деятельность

на

уроке

создает

среди

детей

радостную

и

комфортную

атмосферу.

На

эмоциональном подъеме они раскрепощаются, и у них зарождается любовь к классическим

музыкальным шедеврам, им хочется самим познавать новые музыкальные уровни и творить.

Список литературы

1.

Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. - Калуга: Адель,

1997.

2.

Комиссарова Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании школьников. М.:

Просвещение, 1986

3.

Лень Е.Н. Макарова Л. П. Игры на уроках слушания музыки. Музыка в школе. СПб:

Международный центр «Искусство и Образование», 2013

4.

Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ / Авт.-сост.

О.А. Владимирова. – СПб: Композитор Санкт-Петербург, 2006

5.

Рабочая

программа

курса

«Слушание

музыки»

для

1-3

классов

ДМШ

и

ДШИ

/Авт.-сост. Г.А. Ушпикова. – СПб.: Союз, 2001

6.

Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие – М: Росмэн, 2002

7.

Эльконин Д.Б. Психология игры: научное издание / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. – М.:

Гуманит. изд. центр Владос, 1999 г.



В раздел образования