Автор: Сайченкова Елена Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: учитель истории и обществознания
Населённый пункт: с.Салтыковка Ртищевский район Саратовская область
Наименование материала: Разработка общешкольного мероприятия в рамках предметной недели уроков гуманитарного цикла
Тема: Викторина «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
Раздел: среднее образование
1
Филиал
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской
области»
в с.Салтыковка
Разработка общешкольного мероприятия
в рамках предметной недели уроков гуманитарного цикла
Викторина
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
(5-9 классы)
Выполнила
учитель истории и обществознания
Сайченкова Е.А.
2024г.
2
Цель:
Обобщить и систематизировать знания детей о России.
Формировать
уважительное
отношение
к
государственным
символам,
закреплять
названия государственных праздников, воспитывать любовь к родине, гражданско-
патриотические чувства.
Образовательная:
создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по истории и
обществознанию, расширение кругозора;
Воспитательная:
Продолжить воспитание интеллектуально и духовно богатой личности, воспитание
патриотизма, любви и интереса к предмету, формирование чувства коллективизма и
сотрудничества при работе в группах.
Развивающая:
создание
условий для развития интеллектуальных
умений и
навыков,
продолжить
формирования умения осмысливать факты, грамотно и логически их излагать, развитие
творческого мышления.
Форма проведения- викторина.
Заранее от каждого класса выдвигаются представители команд. При входе ученикам
предлагается «черный ящик» с жетонами трех цветов раздаются жетоны ,
согласно которым формируются 3 команды.
Викторина
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня, в рамках предметной недели
уроков гуманитарного цикла, предлагаю вашему вниманию интеллектуальную
викторину «История государства Российского». Оценивать ваши знания будут члены
нашего компетентного жюри (представление жюри, раздача им оценочных листов)
Каждой из команд сейчас необходимо выбрать капитана и название команды.
( эпиграф выведен на экран)
Человек, не знающий своих корней, не изучающий историю своей Родины, не
может любить и понимать ее.
Этот классный час, как одно из звеньев большой цепи, позволит ярко, образно и
наглядно начать разговор о нашем государстве.
Наша Родина – Россия.
3
(Вопрос к зрителям)А что издавна считают символом Родины, символом России?
(милую, родную березку)
Ведущий. Какие пословицы о Родине вы знаете?
Дети. За морем теплее, а у нас светлее.
– На чужой стороне Родина милей вдвойне.
– Где кто родится, там и пригодится.
Ведущий. Русский человек всегда готов отдать свою любовь и даже жизнь Родине,
своему народу. И сегодня мы с вами проведем ряд конкурсов, которые помогут нам
сделать выводы о том, насколько вы хорошо владеете знаниями об истории
государства российского. Итак, начинаем
Ведущий.
Конкурс 1. «Знаешь ли ты историю?»
1. Башня, которая в Кремле считается самой главной.
Царская;
Спасская;
Боровицкая.
2. Блюдо русской кухни.
Блины;
Манты;
Плов.
3. Столица первого русского княжества.
Москва;
Петербург;
Киев.
4. Праздник проводов русской зимы.
Рождество;
Масленица;
Крещение.
Конкурс 2. «Ты – мне, я – тебе»
Объясните смысл выражения «Кричать на всю Ивановскую».
Объясните смысл выражения «Работать спустя рукава».
Гол как сокол
Обещанного три года ждут
4
В зюзю пьяный
Конкурс 3. «Вопрос – ответ»
Что изображено на гербе Москвы? (Георгий Победоносец.)
От какого слова произошло слово «копейка»? (От слова копье.)
Закончи пословицу: «Не красна изба углами, а ...» (...красна пирогами.)
Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел.)
Что такое: аз, буки, веди? (Три первые буквы славянской азбуки.)
Закончи пословицу: «При солнышке – тепло, при ...». (...матери – добро.)
Конкурс 4. Исправить исторические ошибки.
В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из
жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-
черному).
Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр
Невский одержал победу над шведами (немцами).
В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась
Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).
Конкурс 5. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.
– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав,
бояре. (Новгород)
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев)
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва)
Конкурс 6. Кроссворд.
По горизонтали:
1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород)
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век)
5. Обряд принятия христианства. (Крещение)
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый)
По вертикали:
2. Народное собрание. (Вече)
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска)
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало)
Ведущий: вот и подошла к завершению наша викторина. Попросим жюри огласить
результаты конкурсов.
5
Слово жюри. Награждение команд.
Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ свою землю бережет.
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне!
Ведущий: на этом наше мероприятие завершается. Всем спасибо за внимание и
активное участие!
Оценочный лист
Конкурсы
Название команды
Конкурс 1.
«Знаешь ли ты
историю?»
Конкурс 2. «Ты –
мне, я – тебе»
Конкурс 3. «Вопрос
– ответ»
Конкурс 4.
«Исправить
исторические
ошибки.»
Конкурс 5.
«Соотнеси
события».
Конкурс 6.
«Кроссворд.»
Итог