Напоминание

Эффективные технологии воспитания в детском социуме


Автор: Салькова Валентина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина"
Населённый пункт: посёлок Горшечное
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные технологии воспитания в детском социуме
Раздел: среднее образование





Назад




« Эффективные технологии воспитания в

современном детском социуме»

Подготовила:

социальный педагог Салькова В.Н.

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных

условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность

ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» социализации и другие тенденции негативно

отражаются на развитии личности современных детей. Нарастание негативных тенденций

в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных

форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр.) выдвигают на первый план

задачу развития личностных качеств ребенка, как основного условия противостояния этим

негативным тенденциям. Социальные психологии утверждают, что в современном мире

ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или

иной ситуации, даже в младшем возрасте.

Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная

деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях

педагогического процесса. Воспитательные технологии – продуманная во всех деталях

модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приёмов и

методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и

воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.

Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от условий, в

которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют

успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная

педагогическая

технология.

Успешность

воспитательной

технологии

определяют

индивидуальные особенности педагога: эрудиция, неординарность его личности, культура,

интересы и увлечения.

Большое

значение

имеет

отношение

к

воспитанникам,

выражающееся

в

педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм

педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и

детской психологии, владении методами диагностики и т.д.

Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова

–такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все

участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы технологии коллективного творческого воспитания:

-идея включения детей в улучшение окружающего мира;

-идея соучастия детей в воспитательном процессе;

-коллективно деятельностный подход к воспитанию;

-комплексный подход к воспитанию;

-личностный подход, одобрение социального роста детей.

Технология «Клубный час»(далее КЧ)

Одним из способов развития саморегуляции поведения детей служит технология

«Клубный час». Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то

специальной, сложной и длительной подготовки воспитателей, покупки дополнительного

оборудования

или

вложения

денежных

средств.

Главное

огромное

желание

педагогического

коллектива

заложить

основы

полноценной

социально

успешной

личности в период дошкольного детства, а так же огромное желание детей участвовать в

«Клубном часе»

Преимущество «Клубного часа» так же и в том, что он одновременно решает сразу

несколько задач:

Воспитывает у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Учит ориентироваться в пространстве.

Воспитывает

дружеские

отношения

между

детьми

различного

возраста,

уважительное отношение к окружающим.

Учит проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью

относиться к помощи и знакам внимания.

Учит планировать свои действия и оценивать их результаты.

Учит вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Развивает

стремление

детей

выражать

свое

отношение

к

окружающему,

самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Учит решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

Поощряет попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми

разнообразным впечатлениям.

Позволяет приобретать собственный жизненный опыт переживания, необходимые

для самоопределения и саморегуляции.

Великий гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным

и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога

становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.

С 2023 года наша школа участвует в областном проекте «Здоровьесберегающая

школа», который является частью Стратегии развития образования в Курской

области на период до 2030 года.

Здоровьесберегающие технологии

надо понимать, как систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся,

учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни

ребенка, воздействие на здоровье.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья

учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование

установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей

внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой

задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие

ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления

деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению

здоровья учащихся.

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе

(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и

воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с

возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими

требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям

ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный

режим.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

1.

Отсутствие назидательности и авторитарности

2.

Элементы индивидуализации обучения

3.

Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

4.

Интерес к учебе, желание идти на занятия

5.

Наличие физкультминуток

6.

Наличие гигиенического контроля.

Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей

технологии?

снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического

климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных

достижений.

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать,

поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для

педагогического творчества.

Технология проблемного обучения - это такая организация педагогического процесса,

когда ученик систематически включается учителем, воспитателем в поиск решения новых

для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему

связанных

между

собой

и

усложняющихся

проблемных

ситуаций.Технологию

проблемного обучения рассматривают как форму активного обучения, которое базируется

на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически

включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на

содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором

сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с

усвоением ими готовых знаний. Каждое из определений раскрывает одну из сторон

проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в

основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание

проблемных ситуаций;

2.) обучение учащихся в процессе решения проблем;

3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» состоит из достаточно обширной группы

методов

и

приемов

организации

педагогического

процесса

в

форме

разных

педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенные признаки - четко

поставленную цель обучения и отвечающие ей педагогические результаты, которые могут

быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной

направленностью.

Игровая форма занятий образуется на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих

как

средство

побуждения,

стимулирования

учеников

к

учебной

деятельности.Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий

осуществляется по таким основным направлениям:

1.дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи; 2.учебная

деятельность подчиняется строго установленным правилам игры; 3.учебный материал

применяется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент

соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение

дидактического задания связано с игровым результатом.

В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать

источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации

важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших

компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Появление новых

требований

со

стороны

общества

и

личности,

усиление

бездуховности

части

подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому

оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению

поставленных задач.

Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических

приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения

и обеспечивающих планируемые результаты.



В раздел образования