Автор: Салькова Валентина Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ "Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина"
Населённый пункт: посёлок Горшечное
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные технологии воспитания в детском социуме
Раздел: среднее образование
« Эффективные технологии воспитания в
современном детском социуме»
Подготовила:
социальный педагог Салькова В.Н.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных
условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность
ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» социализации и другие тенденции негативно
отражаются на развитии личности современных детей. Нарастание негативных тенденций
в подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных
форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр.) выдвигают на первый план
задачу развития личностных качеств ребенка, как основного условия противостояния этим
негативным тенденциям. Социальные психологии утверждают, что в современном мире
ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или
иной ситуации, даже в младшем возрасте.
Воспитание – сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная
деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях
педагогического процесса. Воспитательные технологии – продуманная во всех деталях
модель совместной деятельности, содержащая систему научно обоснованных приёмов и
методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и
воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.
Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от условий, в
которых они осуществляются. По мнению Н.Е. Щурковой, эти условия определяют
успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная
педагогическая
технология.
Успешность
воспитательной
технологии
определяют
индивидуальные особенности педагога: эрудиция, неординарность его личности, культура,
интересы и увлечения.
Большое
значение
имеет
отношение
к
воспитанникам,
выражающееся
в
педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм
педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и
детской психологии, владении методами диагностики и т.д.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
–такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все
участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Концептуальные идеи, принципы технологии коллективного творческого воспитания:
-идея включения детей в улучшение окружающего мира;
-идея соучастия детей в воспитательном процессе;
-коллективно деятельностный подход к воспитанию;
-комплексный подход к воспитанию;
-личностный подход, одобрение социального роста детей.
Технология «Клубный час»(далее КЧ)
Одним из способов развития саморегуляции поведения детей служит технология
«Клубный час». Преимущества данной технологии в том, что она не требует какой-то
специальной, сложной и длительной подготовки воспитателей, покупки дополнительного
оборудования
или
вложения
денежных
средств.
Главное
–
огромное
желание
педагогического
коллектива
заложить
основы
полноценной
социально
успешной
личности в период дошкольного детства, а так же огромное желание детей участвовать в
«Клубном часе»
Преимущество «Клубного часа» так же и в том, что он одновременно решает сразу
несколько задач:
Воспитывает у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Учит ориентироваться в пространстве.
Воспитывает
дружеские
отношения
между
детьми
различного
возраста,
уважительное отношение к окружающим.
Учит проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью
относиться к помощи и знакам внимания.
Учит планировать свои действия и оценивать их результаты.
Учит вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Развивает
стремление
детей
выражать
свое
отношение
к
окружающему,
самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Учит решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
Поощряет попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми
разнообразным впечатлениям.
Позволяет приобретать собственный жизненный опыт переживания, необходимые
для самоопределения и саморегуляции.
Великий гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным
и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
С внедрением ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности педагога
становятся здоровьесберегающие образовательные технологии.
С 2023 года наша школа участвует в областном проекте «Здоровьесберегающая
школа», который является частью Стратегии развития образования в Курской
области на период до 2030 года.
Здоровьесберегающие технологии
надо понимать, как систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся,
учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни
ребенка, воздействие на здоровье.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья
учащихся. Одно из требований, к результатам обучающихся является формирование
установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей
внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой
задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие
ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления
деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению
здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе
(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и
воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими
требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
1.
Отсутствие назидательности и авторитарности
2.
Элементы индивидуализации обучения
3.
Наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
4.
Интерес к учебе, желание идти на занятия
5.
Наличие физкультминуток
6.
Наличие гигиенического контроля.
Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающей
технологии?
снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического
климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных
достижений.
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать,
поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для
педагогического творчества.
Технология проблемного обучения - это такая организация педагогического процесса,
когда ученик систематически включается учителем, воспитателем в поиск решения новых
для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему
связанных
между
собой
и
усложняющихся
проблемных
ситуаций.Технологию
проблемного обучения рассматривают как форму активного обучения, которое базируется
на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически
включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на
содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором
сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с
усвоением ими готовых знаний. Каждое из определений раскрывает одну из сторон
проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в
основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание
проблемных ситуаций;
2.) обучение учащихся в процессе решения проблем;
3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» состоит из достаточно обширной группы
методов
и
приемов
организации
педагогического
процесса
в
форме
разных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенные признаки - четко
поставленную цель обучения и отвечающие ей педагогические результаты, которые могут
быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Игровая форма занятий образуется на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,
выступающих
как
средство
побуждения,
стимулирования
учеников
к
учебной
деятельности.Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме занятий
осуществляется по таким основным направлениям:
1.дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи; 2.учебная
деятельность подчиняется строго установленным правилам игры; 3.учебный материал
применяется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент
соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение
дидактического задания связано с игровым результатом.
В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать
источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации
важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших
компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Появление новых
требований
со
стороны
общества
и
личности,
усиление
бездуховности
части
подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому
оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению
поставленных задач.
Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических
приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения
и обеспечивающих планируемые результаты.