Автор: Семенченко Людмила Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д\с № 63
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская обл
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ д/с №63
Консультация для воспитателей
«Двигательная активность как средство развития речи
детей дошкольного возраста»
Подготовил: инструктор по ф.к
Семенченко Людмила Юрьевна
27.05.2025.
г. Таганрог
2.Все мы знаем ,что у детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное
формирование и развитие психических и физических процессов. Поэтому
необходимо в этот период насыщать организм двигательной активностью,
обогащать его сенсомоторным опытом и тактильными ощущениями! Почему
очень важно с самого детства развивать моторику и для чего это нужно?
Все дело в том, что движения способствуют активизации многих
физиологических функций организма!
3. Речь — это тоже своего рода движение, движение мышц
артикуляционного аппарата и голосовых связок.
4. Главная задача специалистов правильно скоординировать речь с
движением, сформировать устойчивые навыки и согласованной работы
разных групп мышц.
5.У детей 4—5 лет моторная скованность часто проявляется в неловкости,
неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное
движение. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых
действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость,
непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется
до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в
подвижных играх (дети чаще роняют мячи, обручи и другие предметы);
медленнее переходят от одних движений к другим, при ходьбе и беге: дети
напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к
туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах.
Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах всем туловищем, в
моторной неловкости.
6.Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его
речь. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше
кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных
движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает
благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.
Динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы
подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ,
языка, нижней челюсти - которые являются ведущими при формировании
правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с
речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп
(рук, ног, головы, корпуса).
7.Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации
речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра.
Когда дети участвуют в играх и активно двигаются вместе с другими детьми,
они учатся общаться, слушать и отвечать .Это помогает им развивать навыки
общения и улучшать свою речь.
8.Одним из методов активизации двигательной функции у детей являются
упражнения на шведской стенке.
9. Шведская стенка представляет возможность для активного движения ,что
способствует развитию моторики и координации движений. На слайде одно
из упражнений «Найди букву». Ребёнку предлагается найти на стенке буквы
алфавита и произнести их вслух. Такое упражнение помогает развивать
навыки зрительного восприятия и звукопроизношения.(Вместо букв можно
использовать цифры,знаки, картинки животных, птиц, фруктов и т.д)
10..Кордиационная лестница данная технология интегративна и позволяет
задействовать различные образовательные области. Во время упражнений
тренируется речеслуховая память, умение одновременно совместить
движение с речью произнесением слога, слова, рифмовки, сёта ,а так же
умение запоминать инструкцию, здесь же отметим тренеруется
переключаемость, быстрота реакции, точность и координация движений.
11.Балансборд –это простой ,но многофункциональный тренажёр помогает
детям развивать координацию движений, концентрацию и, что особенно
важно, поддерживает развитие речевых навыков.
12.нейроскакалка – один из способов развития речи. Развивает
межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому
переключению внимания . Тренажер развивает способность удерживать в
голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в
общем ритме.
Практическая часть:
1.Упражнение «Весёлые колёсики» (Катание колеса, держась за ручку, с
проговариванием речевого материала на автоматизацию нарушенного звука)
Произносим слоги с изменением ритмического рисунка звук «Л»
АЛ-АЛ_АЛ-АЛ-АЛ; или АЛ- АЛ –АЛ_АЛ-АЛ…
2.Упражнение «Заводное колёсико»(Правильное проговаривание речевого
материала с увеличением темпа, добиваясь загорания колеса)
БАЛ-БОЛ-БЫЛ-БИЛ (медленно)
БАЛ-БОЛ-БЫЛ-БИЛ (с ускорением)
3.Упражнение «Озорной язычок» (формирование правильной
целенаправленной воздушной струи с использованием нейроскакалки)
4. «Прыжки на скакалке» (Прыжки по часовой стрелке)упражнение
«Индюшок»
5.Со старшим возрастом (прыжки на правой -левой ноге ; прыжки по часовой
и против часовой стрелки) отрабатываем счёт от1 до 10 и автоматизацию
звука. Например: СТОЛ1,СТОЛ2,СТОЛ3….до 10 и обратно
Стул10,СТУЛ9,СТУЛ8 ……
6. «Самомассаж»с использованием нейроскакалки
Мы скакалку в руки взяли и тихонечко нажали.
Тут увидели окошко в него подуем мы немножко.
Покрутили, покатали и ни капли не устали.
13.Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и
речевой деятельности занимают игры с мячом.
Почему с мячом?
14.Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей
поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на
моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют
развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности
движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время
действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что
важно для полноценного моторного развития детей и развитию
межполушарных связей. С целью развития речи упражнения с мячом
выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого
сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу,
сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач:
расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие
фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.
15.Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
а. Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово, ребенок отвечает и
возвращает мяч.
• «Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.): стол-столик, стул –
стульчик, платье-платьице, дом – домик и т. д.
• «Один-много» (образование мн. ч. сущ. в Им. и Род. падеже): кукла-куклы-
(нет) кукол, книга-книги- (нет) книг …
• «Какой сок?» (образование относительных прилагательных): яблоко –
яблочный, слива- сливовый, виноград-, шёлк — …
• «Скажи наоборот» (использование антонимов): длинный-короткий,
высокий-низкий, широкий- узкий, больной – здоровый, старый — …
• «Назови детеныша» (волчица — волчонок, белка – бельчонок, овца –
ягнёнок, медведица -)
«Мяч передавай и слово называй». Ребенок передает мяч и называет слово на
заданный звук. (С, З, Л, Р и др.)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числительными) Ребенок считает и
отбивает мяч от пола.
«Проговори скороговорку». Ребенок проговаривает скороговорку и передаёт
мяч.
Проворонила ворона вороненка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
16. Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик». У ребенка мяч.
Взрослый произносит слова, ребенок, услышав слово с заданным звуком,
подбрасывает мяч над головой.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Взрослый и ребенок сидят на ковре, перекатывают мяч друг другу. Ребенок
заменяет первый звук в слове на заданный звук.
Ш:
сутки-шутки
крыса-крыша
миска-мишка
марс-марш
сок-шок
споры-шпоры
сабля-цапля
лиса – лица и др.
17.Одним из методов стимулирования и развития речи являются
речевые подвижные игры.
Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать
и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают
интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют
представления об окружающем, а также внимание и память.
Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др.
Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами
для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи
и движения.
17.Следующим способом воздействия на речь через двигательную
деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с
движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с
движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой,
четкой и эмоциональной. В процессе речевого сопровождения накапливается
и активизируется словарь.
Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев,
растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения
(марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища и др.).
Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.
При этом необходимо учитывать, что только при многократных
систематических повторениях образуются двигательные динамические
стереотипы.
Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте можно
использовать метод фонетической ритмики.
18 Фонетическая ритмика — это сочетание отдельных звуков и движений.
Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в
стороны. ООО — руки с напряжением в стороны, УУУ — руки вперед
ладони повернуты от себя, ИИИ — указательные пальцы направлены вверх,
руки поднимаются высоко, встать на носочки. РРР — руки перед собой
двигаются кисти, ССС- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т. д.
19 . И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития
речи — пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют
развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые
задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей,
при этом они не устают.