Напоминание

«Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»


Автор: Семенченко Людмила Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д\с № 63
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская обл
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ д/с №63

Консультация для воспитателей

«Двигательная активность как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Подготовил: инструктор по ф.к

Семенченко Людмила Юрьевна

27.05.2025.

г. Таганрог

2.Все мы знаем ,что у детей в дошкольном возрасте происходит интенсивное

формирование и развитие психических и физических процессов. Поэтому

необходимо в этот период насыщать организм двигательной активностью,

обогащать его сенсомоторным опытом и тактильными ощущениями! Почему

очень важно с самого детства развивать моторику и для чего это нужно?

Все дело в том, что движения способствуют активизации многих

физиологических функций организма!

3. Речь — это тоже своего рода движение, движение мышц

артикуляционного аппарата и голосовых связок.

4. Главная задача специалистов правильно скоординировать речь с

движением, сформировать устойчивые навыки и согласованной работы

разных групп мышц.

5.У детей 4—5 лет моторная скованность часто проявляется в неловкости,

неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное

движение. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых

действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость,

непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется

до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в

подвижных играх (дети чаще роняют мячи, обручи и другие предметы);

медленнее переходят от одних движений к другим, при ходьбе и беге: дети

напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к

туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах.

Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах всем туловищем, в

моторной неловкости.

6.Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его

речь. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше

кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных

движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает

благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции.

Динамическое выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы

подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ,

языка, нижней челюсти - которые являются ведущими при формировании

правильного звукопроизношения. Двигательные упражнения в сочетании с

речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп

(рук, ног, головы, корпуса).

7.Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации

речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра.

Когда дети участвуют в играх и активно двигаются вместе с другими детьми,

они учатся общаться, слушать и отвечать .Это помогает им развивать навыки

общения и улучшать свою речь.

8.Одним из методов активизации двигательной функции у детей являются

упражнения на шведской стенке.

9. Шведская стенка представляет возможность для активного движения ,что

способствует развитию моторики и координации движений. На слайде одно

из упражнений «Найди букву». Ребёнку предлагается найти на стенке буквы

алфавита и произнести их вслух. Такое упражнение помогает развивать

навыки зрительного восприятия и звукопроизношения.(Вместо букв можно

использовать цифры,знаки, картинки животных, птиц, фруктов и т.д)

10..Кордиационная лестница данная технология интегративна и позволяет

задействовать различные образовательные области. Во время упражнений

тренируется речеслуховая память, умение одновременно совместить

движение с речью произнесением слога, слова, рифмовки, сёта ,а так же

умение запоминать инструкцию, здесь же отметим тренеруется

переключаемость, быстрота реакции, точность и координация движений.

11.Балансборд –это простой ,но многофункциональный тренажёр помогает

детям развивать координацию движений, концентрацию и, что особенно

важно, поддерживает развитие речевых навыков.

12.нейроскакалка – один из способов развития речи. Развивает

межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому

переключению внимания . Тренажер развивает способность удерживать в

голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в

общем ритме.

Практическая часть:

1.Упражнение «Весёлые колёсики» (Катание колеса, держась за ручку, с

проговариванием речевого материала на автоматизацию нарушенного звука)

Произносим слоги с изменением ритмического рисунка звук «Л»

АЛ-АЛ_АЛ-АЛ-АЛ; или АЛ- АЛ –АЛ_АЛ-АЛ…

2.Упражнение «Заводное колёсико»(Правильное проговаривание речевого

материала с увеличением темпа, добиваясь загорания колеса)

БАЛ-БОЛ-БЫЛ-БИЛ (медленно)

БАЛ-БОЛ-БЫЛ-БИЛ (с ускорением)

3.Упражнение «Озорной язычок» (формирование правильной

целенаправленной воздушной струи с использованием нейроскакалки)

4. «Прыжки на скакалке» (Прыжки по часовой стрелке)упражнение

«Индюшок»

5.Со старшим возрастом (прыжки на правой -левой ноге ; прыжки по часовой

и против часовой стрелки) отрабатываем счёт от1 до 10 и автоматизацию

звука. Например: СТОЛ1,СТОЛ2,СТОЛ3….до 10 и обратно

Стул10,СТУЛ9,СТУЛ8 ……

6. «Самомассаж»с использованием нейроскакалки

Мы скакалку в руки взяли и тихонечко нажали.

Тут увидели окошко в него подуем мы немножко.

Покрутили, покатали и ни капли не устали.

13.Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и

речевой деятельности занимают игры с мячом.

Почему с мячом?

14.Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей

поверхности соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на

моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют

развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности

движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время

действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что

важно для полноценного моторного развития детей и развитию

межполушарных связей. С целью развития речи упражнения с мячом

выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого

сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу,

сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач:

расширение словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие

фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения.

15.Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи

а. Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово, ребенок отвечает и

возвращает мяч.

«Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.): стол-столик, стул –

стульчик, платье-платьице, дом – домик и т. д.

«Один-много» (образование мн. ч. сущ. в Им. и Род. падеже): кукла-куклы-

(нет) кукол, книга-книги- (нет) книг …

«Какой сок?» (образование относительных прилагательных): яблоко –

яблочный, слива- сливовый, виноград-, шёлк — …

«Скажи наоборот» (использование антонимов): длинный-короткий,

высокий-низкий, широкий- узкий, больной – здоровый, старый — …

«Назови детеныша» (волчица — волчонок, белка – бельчонок, овца –

ягнёнок, медведица -)

«Мяч передавай и слово называй». Ребенок передает мяч и называет слово на

заданный звук. (С, З, Л, Р и др.)

«Счет предметов» (согласование сущ. с числительными) Ребенок считает и

отбивает мяч от пола.

«Проговори скороговорку». Ребенок проговаривает скороговорку и передаёт

мяч.

Проворонила ворона вороненка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

16. Игры на развитие фонематического слуха

«Умный мячик». У ребенка мяч.

Взрослый произносит слова, ребенок, услышав слово с заданным звуком,

подбрасывает мяч над головой.

Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)

«Мяч перекати, звук в слове замени»

Взрослый и ребенок сидят на ковре, перекатывают мяч друг другу. Ребенок

заменяет первый звук в слове на заданный звук.

Ш:

сутки-шутки

крыса-крыша

миска-мишка

марс-марш

сок-шок

споры-шпоры

сабля-цапля

лиса – лица и др.

17.Одним из методов стимулирования и развития речи являются

речевые подвижные игры.

Они учат детей быть внимательными к своей речи и речи взрослого, слышать

и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивают

интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубляют

представления об окружающем, а также внимание и память.

Всем известны игры, «У медведя во бору», «Гуси-гуси, га-га-га» и др.

Подобные игры, оказывается, являются не только увлекательными забавами

для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи

и движения.

17.Следующим способом воздействия на речь через двигательную

деятельность является проговаривание стихотворных текстов в сочетании с

движениями. В процессе проговаривания стихов одновременно с

движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой,

четкой и эмоциональной. В процессе речевого сопровождения накапливается

и активизируется словарь.

Мы часто сталкиваемся с тем, что дети рассказывают стихи нараспев,

растягивая слова. Справиться с этим можно, добавив ритмичные движения

(марширование, хлопки в ладоши, наклоны туловища и др.).

Например, Наша Таня громко плачет… проговорить, ритмично маршируя.

При этом необходимо учитывать, что только при многократных

систематических повторениях образуются двигательные динамические

стереотипы.

Для профилактики нарушений речи в более раннем возрасте можно

использовать метод фонетической ритмики.

18 Фонетическая ритмика — это сочетание отдельных звуков и движений.

Например, звук АААА произносится вместе с движениями рук через верх в

стороны. ООО — руки с напряжением в стороны, УУУ — руки вперед

ладони повернуты от себя, ИИИ — указательные пальцы направлены вверх,

руки поднимаются высоко, встать на носочки. РРР — руки перед собой

двигаются кисти, ССС- надавливаем на насос, ЛЛЛЛ – фонарики и т. д.

19 . И, конечно, нельзя не напомнить об огромном значении для развития

речи — пальчиковой гимнастики. Движения пальцев рук стимулируют

развитие речи в целом и артикуляционной моторики в частности.

В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые

задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей,

при этом они не устают.



В раздел образования