Автор: Парфенова Татьяна Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" г. Холма
Населённый пункт: город Холм, Новгородская область
Наименование материала: ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Тема: "ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ XX В".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа" г. Холма
ОБСУЖДЕНО
РМО учителей истории и обществознания
Руководитель РМО _______ В.В.Краюшкина .
УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет МАОУСОШ г. Холма
Протокол №8 от 25 августа 2020 года
Директор школы: _________ Ю.П. Маслова
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ XX В.
1 год обучения
11 класс
Составитель:
Т.В. Парфенова ,
учитель истории и обществознания
2020
г. Холм
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ истории России 20 века» составлена на основе
авторской программы элективного курса Е.Н. Сорокиной «Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века».
Программа курса «Дискуссионные вопросы изучения истории России 20 века» предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она
отличается более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и
подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в 20 веке.
Программа разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Новизна данного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории. А также альтернативные
подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомства с проблематикой данного курса
поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию.
Методы преподавания определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися
опыта ведения дискуссии, диалога и приобщения учащихся к творческой деятельности.
Курс направлен на достижение следующих целей:
- содействие становлению человека как духовно – нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально – активной, творческой личности;
- содействие становлению человека как гражданина и патриота.
Цели курса реализуются посредством решения ряда задач:
- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно – политического, социально
– экономического развития России в 20 веке;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории;
- повышать мотивацию учебной деятельности за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;
- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, уважительное отношение к историческому прошлому, гуманизм.
Актуальность изучения данного курса заключается в том, что он поможет учащимся в подготовке к олимпиадам, ЕГЭ, при поступлении по избранному
профилю. Полученные при этом компетентности позволят быть успешными наследующей ступени образования.
Условия успешного освоения содержания курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации
электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Требования к результатам освоения курса:
- уметь находить, анализировать, систематизировать историческую информацию;
- уметь выявлять обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
- уметь определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
- уметь рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе.
Курс для учащихся 11 классов рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Формы проведения занятий: практикум, дискуссия, работа с документами, лекция, семинар, урок – исследование, деловая игра, обсуждение.
2
Учебно – тематический план.
№
урока.
Основное содержание по темам.
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1-4
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века.
4
5-10
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
6
11-14
Тема 3. Гражданская война: новые подходы.
4
15-18
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.
4
19-22
Тема 5. Коллективизация- трагедия крестьянина- труженика?
4
23-24
Тема 6.Триумфальное поражение? (Размышления о советско-финской войне).
2
25-30
Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.
8
31-38
Тема 8. Страх или свобода?
8
39-46
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое.
8
47-54
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…
4
4
55
Практическое занятие: Проблемы модернизации в развитии России начала 20
века».
1
56-57
Практическое занятие : «Гражданская война».
2
58-59
Практическое занятие: «Индустриализация страны».
2
60-61
Практическое занятие: «Коллективизация страны».
2
62-63
Практическое занятие: «Советско-финская война».
2
64-65
Практическое занятие: «Страх или свобода?»
2
66-68
Практическое занятие: «Холодная война».
3
Содержание программы.
Теоретическое описание тем.
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала 20 века. (4 часа). Россия- «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие».
Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом
экономическом процессе. «Германский путь» Н. Бунге ,И. Вышнеградского, С. Витте. Попытки внедрения «британской модели» С. Витте и причины неудачи.
Альтернатива объяснению проблемы модернизации России начала 20 века. Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ. Процесс
модернизации в советский период и его последствия.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов). 1917 год: возможность исторического выбора .Оценки событий западными историками. Взгляды на
Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и
победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы. ( 4 часа). Гражданская война- трагедия русского народа. Проблемы периодизации Гражданской войны. Три
похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
3
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход Каледина», «Царицынский поход
Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система. (4 часа). Необходимость, цели, средства, источники накопления. Начальный этап
социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги индустриализации. Анализ планов и
реальных сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. «Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация- трагедия крестьянина- труженика? (4 часа). Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества.
Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923- 1933 гг. Альтернативный план
преобразования сельского хозяйства А. Чаянова. Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н. Кондратьева.
Тема 6. Триумфальное поражение? (Размышления о советско-финской войне). (2 часа). Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение
сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.
Версия В. Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «зимней войне»? Кто проиграл «зимнюю войну»?
Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии. (6 часов). Официальная историография о внезапности нападения Германии на
Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС в июне 1941 года. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий
превентивного удара, разработанный Буничем: Операция «Гроза». Версия В. Суворова: «Германский фашизм-это Ледокол Революции». Моделирование
превентивного удара по версии В. Суворова.
Тема 8. Страх или свобода? (8 часов). Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага.
Разные оценки приказа № 227. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы - большая кровь. Боевая мощь советского военного
искусства. Не страх, а свобода- главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм- залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое. (8 часов). Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную» войну?
Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных отечественных историков на
проблемы «холодной» войны. Истоки «холодной» войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в
странах третьего мира. Горячие точки «холодной» войны. Разрядка и окончание «холодной» войны. Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.
Размышления о предотвращении трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года… (8 часов). Хроника августовских событий. Версия М. Горбачева о причинах и начале путча.
Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы. «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка
зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.
Практическое описание тем.
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ в.
Охарактеризовать и проанализировать первую и вторую «волну» модернизации, выявить особенности российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и
взаимовлияния экономического, внутренних и внешнеполитических факторов; обсудить проблемы
модернизации России начала ХХ века и вырабатывать свой взгляд на пути и варианты развития страны. Обсудить варианты модернизации нашей страны в конце ХХ
века.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: модернизация, органическое и догоняющее развитие стран, антиглобализм.
Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия с элементами моделирования.
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?
Охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917 году: либеральный и революционный; познакомиться с историографией
проблемы; попытаться смоделировать варианты развития России в 1917 году; выяснить причины победы большевистского режима.
4
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: историческая доктрина, объективные и субъективные предпосылки, ментальность
социальных слоев, радикализация масс.
Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия в форме «круглого стола», лекция, работа с документами.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы.
Познакомиться и обсудить основные проблемные и дискуссионные вопросы Гражданской войны; смоделировать альтернативные сценарии отдельных эпизодов
Гражданской войны.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: цивилизационный конфликт, нравственные ценности, детерминизм, интервенция.
Гражданская война, альтернативноисторическая модель.
Рекомендуемая форма проведения занятий – пресс-конференция, альтернативно-проектное моделирование.
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.
Изучив ресурсные материалы о ходе проведения индустриализации, определить и рассмотреть круг дискуссионных вопросов, обсудить альтернативные варианты
методов осуществления индустриализации, сопоставить экономические и политические факторы, повлиявшие на ее ход. Проанализировать итоги индустриализации.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная индустриализация, эмиссия, стахановское движение, фронты пятилеток.
Рекомендуемая форма проведения занятий: практикум, нетрадиционный урок, урок-«киностудия», деловая игра, обсуждение.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина – труженика?
Выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, ее итоги ипоследствия.
Познакомиться и обсудить альтернативные планы преобразования сельского хозяйства в 30-е годы.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная коллективизация, самоэксплуатация крестьянской семьи, теория
«оптимумов», кооперация, концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства, семейный подряд.
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-версия, нетрадиционный урок – судебное разбирательство.
Тема 6. Триумфальное поражение?
Познакомившись с ресурсными материалами о советско-финской войне 1939–1940 гг., обсудить версию Виктора Суворова о ее итогах и значении, выработать
собственную позицию.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «зимняя», «неизвестная» война, линия Маннергейма.
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-альтернатива.
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР против Германии.
Познакомиться с альтернативными версиями И. Бунича и В.Суворова, сравнить их с официальной историографией. «Проиграть» сценарии возможного
превентивного удара и обсудить вероятность предсказанных событий.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «превентивный» удар, «перманентная революция», «фашизм – Ледокол Революции».
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, семинарское занятие с использованием видеоматериалов.
Тема 8. Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом).
Исследовать вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы и выбрать наиболее значимые для понимания и оценки событий
тех дней.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: заградительные отряды, штрафные батальоны, идеологический пресс, патриотизм.
Рекомендуемая форма проведения занятий – нетрадиционный урок исследование.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой послевоенного периода. Выяснить причины, приведшие мир к новому витку
5
непонимания и неприятия позиций друг друга. Смоделировать картину напряженности в международных отношениях. Попытаться найти пути выхода из этого
тупикового варианта.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «холодная война», «железный занавес», «маккартизм», гонка вооружений.
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, деловая игра, обсуждение проблем.
Тема 10. Если бы ГКЧП взял власть пришел к власти в августе 1991года.
Проследить хронологию августовских событий. Познакомиться с версиями-объяснениями причин путча. Смоделировать и «проиграть» неосуществленные сценарии,
проанализировать их сущность, ход и результаты.
Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «путч», «псевдопутч», «ортодоксальные марксисты», «китайская» модель развития,
«японская» модель развития.
Методическое обеспечение.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без
приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, проблемно проектная дискуссия.
Активные формы организации учебных занятий.
Работа в малых группах:
Одной из распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории ХХ века» должна быть
работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения
при решении той или иной проблемы у всех участников работы.
Почему для активной мыслительной деятельности каждого важна поддержка или «подпитка» группы? Партнерство в данном случае выступает важным фактором
раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению
и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.
Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Работа в малой группе помогает и учит
договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или, по крайней мере, в роли ответственного представителя группы при проведении
исследования, презентации ответа или мнения группы.
Использование игровых моментов
Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения. В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях,
смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.
В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения. Например, сторонники официальной точки
зрения и альтернативных вариантов моделируют свои сценарии. Сюжетно-ролевые игры предусматривают работу в малых группах. Играющие получают опыт
общения, опыт поиска информации и нахождение компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное
решение.
Варианты заданий для учащихся.
I. Вопросы для дискуссий и «круглых столов» с учащимися.
1. Проанализируйте высказывания. Как вы считаете, правы ли авторы? На чьей вы стороне? Россию, наряду с Германией, Японией, Италией, Центральной и Юго-
Восточной Европой, некоторые историки относят к странам второго эшелона капиталистического развития. Как вы считаете, дает ли приблизительное представление
об историческом месте России в мировом сообществе на рубеже веков эшелонная теория развития капитализма? (Куманев В. А. 30-е годы в судьбах отечественной
6
интеллигенции. – М., 1991, с. 19.)
2. В конце XIX – начале ХХ вв. в России шло ускоренное строительство железных дорог; была введена винная монополия – исключительное право государства на
продажу спиртных напитков; введен «золотой стандарт», т. е. свободный обмен рубля на золото; установлен протекционистский таможенный тариф на ввоз
иностранных товаров. С именем какого государственного деятеля тогдашней России (И. А. Горемыкин, П. А. Столыпин, С. Ю. Витте, И. А. Вышнеградский, В. Н.
Коковцев) связаны эти важные социально-экономические преобразования?
3. «…Не будь войны, – писал Ленин в мае 1917 г., – Россия могла бы прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов. При войне это
объективно невозможно. Так стоит вопрос. Так он поставлен жизнью…» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 32, с. 31.)
4. Философ Ф. Степун писал: «С убийством Столыпина даже и в консервативных кругах исчезла надежда, что власть как-нибудь справится со своей «исторической
задачей». Во всем чувствовался канунный час. Всем было ясно, что Россия может быть спасена только радикальными и стремительными мерами». Выходец из
крестьян Н. Окунев занес в дневник: «Настроение безнадежное, – видимо, все сознавали, что плеть обухом не перешибешь. Как было, так и будет. Должно быть, без
народного вмешательства, то есть без революции, у нас обновления не будет». (Гордин В. А. О единстве истории // Знание – сила. – 1993. – № 1. – С. 134–135.)
По словам Н. А. Бердяева, «ко времени революции старый режим совершенно разложен. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в
России, монархия в России сама пала, ее никто не защищал, она не имела союзников». Чья позиция вам кажется более логичной? Почему?
5. Каковы были альтернативы общественного развития России в начале 1917 г.? От чего зависела реализация той или иной альтернативы?
6. Лев Николаевич Толстой собирался написать роман о революции и революционерах, который он предполагал назвать «Нет виноватых». Как вам представляется,
какой смысл мог быть вложен в это название?
7. Подумайте, почему русской интеллигенции был присущ революционизм?
8. В одном из своих выступлений М. С. Горбачев сказал: «Мир не был бы таким, каким мы его видим теперь, если бы не великая революция в России». Согласны ли
вы с такой точкой зрения?
9. Представляется ли вам близкой к истине следующая мысль критика Б.Саранова: «Революции – это и в самом деле большое несчастье, подлинная национальная
трагедия. Сомнительно только, что трагедия такого рода происходит в результате какого-то неправильного выбора, является следствием некой политической
ошибки. Революции, как правило, происходят лишь в тех случаях, когда никакого иного выбора у наций уже нет». Приведите аргументы, обосновывающие вашу
точку зрения.
10. Академик А. И. Яковлев, анализируя историю революций, утверждал:«И революцию, и контрреволюцию в конечном итоге осуществляет в основном
политизированное меньшинство при пассивной позиции или полной апатии основных масс населения». Как вам представляется, подтвердили ли данный вывод
события февраля и октября 1917 г. в России? Приведите аргументы в обоснование вашей позиции.
11. Сравните оценку октября 1917 г. двумя современными учеными историками – М. Восленским и В. Логиновым. М. Восленский: «Давайте решимся высказать
правду: ленинский переворот 1917 года – это не Великая социалистическая революция, а Октябрьская контрреволюция. Именно она явилась поворотным пунктом в
истории русской антифеодальной революции. Именно после нее было сведено на нет все достигнутое в борьбе против застарелых феодальных структур России. Как
иначе, если не как контрреволюцию, можно рассматривать октябрьский переворот 1917 года, заменивший в России рождавшуюся демократию диктатурой? Разве не
показали последовавшие десятилетия, что победила реакция, а не прогресс?» В. Логинов: «Свершилась пролетарско-плебейская революция, антибуржуазная
революция рабочих, солдат и крестьян. Она явилась попыткой вырваться из тупика, из той пропасти, на краю которой оказалась страна. Выход из такой
экстремальной ситуации всегда связан с насилием». Определи свою позицию.
12. Является ли Гражданская война закономерностью революции, была ли она неизбежной после прихода партии большевиков?
13. «Появилось немало односторонних идеологизированных публикаций, в которых вовсе отрицается стремление Советской власти избежать гражданской войны,
замалчиваются вооруженные восстания и мятежи эсеров, террор и жестокость белого движения. На этот счет имеется много противоположных свидетельств. Так,
«непредвзятый» свидетель и участник событий Локкарт в 30-е годы признавал, что сразу после октябрьского переворота «петербургская жизнь носила…
7
своеобразный характер. Той железной дисциплины, с которой правят ныне большевики, не было тогда и в помине. Террора еще не существовало, нельзя было даже
сказать, что население боялось большевиков. Газеты большевистских противников еще выходили, и политика Советов подвергалась в них жесточайшим нападкам.
Их (большевиков) последующая жестокость явилась следствием обостренной гражданской войны. В гражданской же войне немало повинны и союзники… Нашей
политикой мы содействовали усилению террора и увеличению кровопролития». (Гараев. М. Истины и заблуждения исторической науки// Свободная мысль. – 1992. –
№ 6. – С. 20–21
14. Выделяя главное в кардинальных изменениях, происходящих в России, Н. Бердяев писал в 1918 г.: « Идея класса убила в России идею человека». Что, по вашему
мнению, имел в виду философ? Объясните свою позицию.
15. «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественно новый уровень», – говорил М. С. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октябрьской
революции. Согласны ли вы с этим утверждением? Каковы были достижения и какова цена промышленного рывка?
16. «Общеизвестен массовый трудовой порыв миллионов строителей, рабочих, инженеров и техников, ученых и организаторов производства, его роль в успехах
индустриализации огромна. В то же время надо помнить, что успехами индустриализации мы обязаны не только им. Нельзя забывать о тех, кто был направлен на те
же стройки, лесоповалы, сооружения каналов в принудительном порядке. Были среди них враги Советской власти, озлобленные ею? Были. Но были и те, кто попал и
под «кампанию» раскулачивания, поисков «врагов народа», кто сам без принуждения был согласен работать на индустриализацию, а оказался в числе заключенных.
(Панов В. П. Это было. – М., 1990. – С. 106.) Прокомментируйте эти факты и дайте им оценку.
17. Какое значение для судеб миллионов крестьян имела проведенная в стране коллективизация? Существовала ли в те годы иная альтернатива
развития сельского хозяйства страны?
18. Длительное время в советской историографии существовала точка зрения о правомерности форсированной сплошной коллективизации в 30-е годы. Какими
аргументами она обосновывалась? Согласны ли вы с подобной позицией?
19. По мнению ученых-историков О. В. Волобуева и С. В. Кулешова, наиболее распространены четыре оценки совершенного в нашей стране «великого перелома»:
– Путь был определен в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.
– Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).
– Нэповский вариант был предпочтительнее.
– На рубеже 20–30-х гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.
Какая из вышеуказанных точек зрения представляется вам наиболее верной? Почему? Быть может, вы предложите что-то свое?
20. Имеются ли, по вашему мнению, зерна истины в высказывании писателя-фронтовика В. Кондратьева: «Если в 1941-м Сталин не был готов к войне, то для меня
нет сомнений, что в сорок втором или в сорок третьем он бы сам начал войну с Гитлером, с Германией, которая бы, наверно, все еще воевала с Англией и
материально и морально находилась бы в худшем положении, чем в сорок первом, а мы к этому времени сумели бы перевооружить свою армию. Так что, думаю,
разговоры о превентивном характере начавшейся войны имели основания».
21. Разделяете ли вы позицию автора популярной в свое время песни о войне: «А … нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим»? Какие факторы,
с вашей точки зрения, определили победу СССР в Великой Отечественной войне?
22. Каков был политический смысл понятия «железный занавес» для СССР, Европы и мира в середине 40-х годов?
23. Политика «холодной войны» – политика кризисная. Она определяла структуру международных отношений, закрепляла противостояние двух военно-блоковых
систем, диктовала приоритеты экономической политики, которые программировали выделение значительных ресурсов на военные цели. Лишь в конце 80-х годов
кризис военно-блоковой логики, ее идеологических конструкций стал очевидным. «В научном плане идеал «вычислить» виновника (или виновников) «холодной
войны» абсолютно бесперспективен», – полагает Н. В. Загладин – автор книги «История успехов и неудач советской дипломатии» (Политический аспект) (М., 1990).
24. Сравните различные точки зрения по проблеме ответственности противоборствующих сторон возникновения в условиях мира «холодной войны». Из статьи Л.
Безыменского, В.Фалина «Кто развязал «холодную войну»: «Холодная война разразилась, поскольку ее очень желали. Желали
8
те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 %» (выражение г.
Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных
жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению». Из статьи Дж. Геддиса «О прошлом во имя будущего»: «Статья Л.
Безыменского являет собой пример «попятного движения» в области истории… Такая точка зрения попятна прежде всего потому, что она не допускает возможности,
что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны»… По окончании Второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь
о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща…
история редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного». При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки
«холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».
25. Объясните, следствием каких процессов явились августовские события 1991 г.
26. Радикализация масс… Возникновение оппозиции… Противоборство различных общественных сил в выборе путей развития страны. Раскройте данные
положения на конкретных примерах.
27. Разгром путча в августе 1991 г., как отмечал критик Б. Саранов, «по горячим следам стали называть революцией. Сначала – великой революцией, равной по
значению Октябрю 1917 г., затем – революцией упущенных возможностей, потом – революцией, которую предали, наконец, выяснилось, что революционного
развития событий, к счастью, удалось избежать». В чем вы видите истоки драматических августовских событий 1991 г.? Чем объясняются столь различные
политические оценки? Не кажется ли вам, что многое в историческом развитии России в ХХ веке предвосхитил А. И.Герцен в «Письмах в будущее». В частности, он
писал: «Основной тон его мы можем понять теперь. Он будет принадлежать социальным идеям. Социализм разовьется во всех своих фазах до крайних последствий,
до нелепостей. Тогда снова вырвется из титанической груди революционного меньшинства крик отрицания и снова начнется смертная борьба, в которой социализм
займет место нынешнего консерватизма и будет побежден грядущей, неизвестною нам революцией… Демократия… – это борьба, отрицание иерархии,
общественной неправды, развившейся в прошедшем, очистительный огонь, который сожжет отжившие формы и, разумеется, потухнет, когда сжигаемое кончится.
Демократия не может ничего создать, это не ее дело, она будет нелепостью после смерти последнего врага, демократы только (говоря словами Кромвеля) знают, чего
они не хотят, – чего они хотят, они не знают… Действительного творчества в демократии нет. И потому-то она не будущее. Будущее вне политики, будущее носится
над хаосом тех политических и социальных стремлений и возьмет от них нитки в свою новую ткань, из которой выйдут саван прошедшему и пеленки
новорожденному».
28. Э. Шеварднадзе в послесловии к книге «Мой выбор» отмечал: «Исход августовской трагедии подтвердил правильность главного моего принципа – непобедима
лишь та политика, которая нравственна». Попытайтесь осознать смысл этих слов. Согласны ли вы с утверждением Эдуарда Шеварднадзе?
29. В беседе с. А. Ковалевым, опубликованной в газете «Московские новости», журналист В. Емельяненко высказал предположение, что Россия является
прокаженной страной: ведь даже «ее единственный демократ изобрел водородную бомбу». Считаете ли вы правомерной подобную постановку вопроса? Размышляя,
обратите внимание на следующую мысль С. Ковалева: «Демократия – не столько идеал кристальной честности, сколько право выбора».
II. Темы эссе для учащихся
1. Гражданская война глазами современников и их потомков.
2. Цена промышленного рывка в годы индустриализации.
3. Трагедия человеческих судеб в годы Гражданской войны.
4. Лозунги, цели и методы коллективизации.
5. Возможные альтернативы исторического развития России в начале ХХ века.
6. «Идея класса убила в России идею человека». Н. Бердяев.
7. «Отношение к трагедии гражданской войны – это мера истинной интеллигенции человека». А. Ципко.
8. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». А. Вознесенский.
9
9. «Революции без жертв не бывает. Остальное – нюансы». В. Молотов.
10. «Слишком много жизней погубила сталинщина, чтобы даже самые весомые достижения того времени могли восприниматься как воодушевляющие примеры.
Разве допустимо радоваться массовому трудовому энтузиазму, памятуя о невинной крови массовых жертв? Безнравственное это занятие – выискивать светлые пятна
в кровавой эпохе». А. Гельман.
11. «Крупные неудачи нашей власти – результат ослабления ее культурности». В. И. Вернадский.
12. «Программа власти может включать в себя только осуществимые меры и реформы». И. Ильин.
13. «Для Германии было лучше проиграть войну при Гитлере, чем выиграть ее с ним». М. Роммель.
14. «Хрущев пришел к власти не случайно и одновременно случайно». Ф. М. Бурлацкий.15. «Я не хочу быть рабом, но в той же мере я не хочу быть господином». А.
Линкольн.
16. «Путь к возрождению ведет через незримые слезы великого раскаяния». С. А. Котляровский.
17. «Опыт ХХ в. в России показал, что оголтелая борьба классов может быть великим тормозом истории». В. Миронов.
18. «В мире идет борьба двух гигантов – Маркса и Достоевского. Первый раунд выиграл Маркс (революция 1917 г.), второй – Достоевский (ХХ
съезд партии), исход третьего раунда неизвестен». А. Моравиа.
19. «Мир наш – неуверенно, иногда скачками, порою на время отступая назад, – движется не от свободы к рабству, а от рабства к свободе». М.Восленский.
20. «Страх или свобода?» (О причинах победы в Сталинградской битве).
Список литературы.
1.
История России 1945 – 2008 гг. Книга для учителя. Москва: «Просвещение», 2008 г.
2.
Е. Т. Гайдар. Смуты и институты. Государство и эволюция: Норма, 2010 г.
3.
А. Безбородов. И. Елисеева. В. Шестаков. Перестройка и крах СССР. 1985 – 1993.: Норма. Санкт – Петербург, 2010 г.
4.
Д. Травин. Очерки новейшей истории России. 1985 – 1999 гг.: Норма, Санкт – Петербург, 2010 г.
5.
В. А. Шестаков. М. М. Горинов. Е. Вяземский. История России 20 – начало 21 века. Москва: «Просвещение», 2007 г.
10