Напоминание

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.


Автор: Васильева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОКУ СОШ пгт.Мирный
Населённый пункт: Кировская область, Оричевский район, пгт.Мирный
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Формирование читательской грамотности на уроках

литературного чтения в начальной школе».

Базовым навыком функциональной грамотности считается читательская

грамотность. Именно она является важнейшим элементом образовательного

процесса,

способствующим

всестороннему

развитию

учащихся.

В

современном обществе, насыщенном информацией, умение правильно

воспринимать,

анализировать

и

интерпретировать

текст

становится

необходимостью.

Формирование

читательской

грамотности

на

уроках

литературного чтения является одной из ключевых задач образовательного

учреждения. И для того чтобы опереться как основной учебный вид

деятельности в школе у детей должны быть сформированы специальные

читательские умения.

Уже с первого класса мы обучаем детей читать и понимать смысл

прочитанного текста. Во втором классе мы обучаем детей работать с текстом.

Делить на части, пересказывать, составлять план, выделять опорные слова.

В-третьих, и четвёртых классах работа над текстом усложняется, мы детей

настраиваем, чтобы они находили ту или иную информацию, давали

собственную оценку прочитанному. Дети учатся выделять главную и

второстепенную мысль в тексте, прогнозировать содержание, самостоятельно

формулировать, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Приёмы, которые используются на уроках литературного чтения, чтобы

сформировать читательскую грамотность.

1класс.

Уже с первого класса, когда ребёнок только изучает буквы, предлагаются

простые задания на уровне слова:

- найди и прочитай 5 слов, начинающих на определённую букву или звук

- прочитай слова без лишнего слога

- после этого добавляются в слова определённая гласная, чтобы получилось

слово

- сложить слово из перепутанных букв и правильно его прочитать

В послебукварный период детям можно предложить прочитать загадку или

предложение отбросив иностранные буквы.

- выбрать тех героев, которые не встречаются в тексте

- заполнение буквенных пропусков

- чтение текста с прикрытой верхней или нижней частью строки

-чтение слов, записанных разным шрифтом по величине

- чтение наоборот, с помощью решётки

- чтение вслух и обсуждение: Учитель читает короткие тексты вслух,

проводит обсуждение

- работа с иллюстрациями: Использование картинок для понимания сюжета.

- ролевая игра: Простые сценки по мотивам сказок.

-

заполнение

читательского

дневника:

Ученики

записывают

свои

впечатления или рисуют по прочитанному

- использование схем и таблиц: Простейшие схемы для визуализации сюжета

(начало, середина, конец).

Уже со второго класса и последующих классов задания усложняются.

2 класс.

1. Чтение вслух и обсуждение: Чтение слегка более сложных текстов, более

глубокое обсуждение.

2.

Создание

собственных

текстов:

Написание

кратких

пересказов

прочитанных произведений.

3. Работа с иллюстрациями: Более активное использование иллюстраций для

анализа.

4. Групповая работа: Работа в паре или малых группах над текстами.

5. Метод "5W": Введение в вопросы о тексте.

3 класс.

1. Чтение вслух и обсуждение: Обсуждение сложных смыслов и подтекста.

2. Создание собственных текстов: Написание рассказов по мотивам

прочитанных книг.

3. Заполнение читательского дневника: Более глубокая рефлексия, создание

аннотаций.

4. Использование схем и таблиц: Создание схем для анализа персонажей и

сюжета.

5. Творческие задания: Создание коллажей или рисунков по мотивам

произведений.

4 класс.

1. Чтение вслух и обсуждение: Чтение и анализ литературных произведений

разных жанров.

2. Работа с текстами разных жанров: Ознакомление с поэзией, прозой,

драматургией.

3. Групповая работа: Дискуссии в группах по более серьезным текстам и

темам.

4. Метод "5W": Глубокое применение анализа текста с использованием

вопросов.

5. Выполнение творческих заданий: Более сложные проекты, такие как

создание театральной постановки или оформление буклетов.

Это

распределение

поможет

наиболее

эффективно

формировать

читательскую грамотность с учетом возрастных особенностей и уровня

подготовки детей.

На уроках литературного чтения в начальных классах можно использовать

различные игровые методы и подходы для повышения читательской

грамотности у учеников. Вот несколько идей игр, которые могут помочь:

1. Книжные клипсы:

- Ученикам предлагают выбрать книгу и составить краткое содержание.

Затем в небольших группах они делятся своими «клипсами» и образуют

общую нормативную нить.

2. Литературные ролевые игры:

- Учащиеся выбирают персонажей из прочитанной книги и разыгрывают

сценки. Это помогает глубже понять мотивы и чувства героев, а также

развивает навыки выразительного чтения.

3. Показательное чтение:

- В этой игре один ребенок читает текст вслух, а остальные должны

уловить

и

обсудить

ключевые

моменты

или

задавать

вопросы

по

содержанию.

4. Тексторазбор по картинкам:

- После прочтения рассказа или сказки ученики получают картинки,

представляющие основные события сюжета, и должны расположить их в

правильном порядке, объясняя свой выбор.

5. Буклеты-загадки:

- Ученики создают буклеты, в которых представляют информацию о

прочитанной книге в виде загадок, которые затем они могут задавать своим

одноклассникам.

6. Волшебная шляпа:

- В шляпу помещаются бумажки с вопросами о тексте: кто главный герой,

какое событие было самым важным и т. д. Учащиеся по очереди

вытаскивают вопросы и обсуждают их.

7. Сказочный калейдоскоп:

- Ученики выбирают несколько знакомых сказок или рассказов и создают

свои новые истории, комбинируя разные элементы. Это развивает креативное

мышление и понимание структуру прочитанного.

8. Читательский клуб:

- Разработка формата книжного клуба, где учащиеся могут обсуждать

книги, которые они читали, делая акцент на свои любимые моменты,

персонажи и нравственные уроки.

9. Игра «Словесная ассоциация»:

- Учащиеся по очереди произносят слово, ассоциирующееся с прочитанным

текстом, и объясняют свое мнение. Это развивает речевые навыки и помогает

понять связь между словами и текстом.

10. Составление комиксов:

- После прочтения истории ученики могут изображать её в виде комикса,

что поможет им визуализировать сюжет и познакомиться с основами

повествования.

11. «Знаю - Хочу узнать – Узнал».

Описание: Ученики заполняют три колонки: что они уже знают о теме, что

хотят узнать и что узнали после чтения текста.

Применение:

- Начните урок с обсуждения темы. Попросите учеников заполнить первую

колонку (Знаю).

- После прочтения текста, дайте время на заполнение колонки «Хочу узнать».

- В конце урока обсудите, что они узнали (Узнал) и сравните с первой

колонкой.

12. «Текст с хвостами».

Описание: Текст заранее обрывается на определенном месте, оставляя

«хвост» (необработанную концовку).

Применение:

- Ученики читают текст до «хвоста» и предлагают свои версии концовки.

- После обсуждения разных версий можно прочитать оригинальную

концовку текста.

13. Чтение по частям.

Описание: Текст делится на части, каждая из которых читается отдельно с

обсуждением.

Применение:

- Разбейте текст на части и прочитайте первую часть.

- После чтения каждой части проводите обсуждение: какова центральная

идея, что произошло, что ожидаете дальше?

- Это способствует осмыслению текста по ходу чтения.

14. Приём «Крестики-нолики».

Описание: Игра на понимание прочитанного, где клетки на поле содержат

вопросы и задания по тексту.

Применение:

- создайте поле 3x3 с вопросами о тексте. Например, «Кто главный герой?»,

«Какова основная проблема?», «Опиши одну сцену».

- Ученики поочередно выбирают клетки и отвечают на вопросы.

15. Толстые и тонкие вопросы.

Описание:

Разделение

вопросов

на

толстые

(открытые,

требующие

обсуждения) и тонкие (закрытые, на которые есть конкретный ответ).

Применение:

- После чтения текста предложите ученикам сформулировать толстые и

тонкие вопросы.

- Обсудите, какие вопросы требуют большего понимания текста, а какие

можно ответить сразу.

16. Синквейн.

Описание: Стихотворная форма, состоящая из пяти строк, где каждая строка

отвечает на определённые вопросы по теме.

Применение:

- Обсудите с учениками ключевые элементы текста.

- Попросите составить синквейн по прочитанному (имя, прилагательное,

глагол, фраза, суть текста).

17. «Лови ошибку».

Описание: Ученики находят и исправляют ошибки в тексте.

Применение:

-

Дайте

ученикам

текст

с

преднамеренно

вставленными

ошибками

(грамматическими, фактологическими).

- Попросите их найти и исправить ошибки, основанные на прочитанном.

Эти методы и игры помогут учащимся глубже понять текст, развить

критическое мышление и активизировать навыки чтения.

18. «Чтение с уточнением».

Описание: Учащиеся читают текст и по ходу чтения поднимают руки для

уточнения непонятных моментов.

Применение:

- Установите правила: если кто-то не понял, поднимает руку и задает вопрос.

Это помогает создать атмосферу открытости и взаимопомощи.

- После чтения проведите обсуждение непонятных моментов, чтобы углубить

понимание текста.

19. «Рисуем текст».

Описание: Учащиеся создают иллюстрацию на основе прочитанного текста.

Применение:

- После чтения предложите детям нарисовать ключевые сцены или

персонажей из текста.

- Затем они могут представить свои рисунки и объяснить, что именно

вдохновило их.

20. «Эмоциональные карты».

Описание: Учащиеся создают карту эмоций персонажей в ходе чтения.

Применение:

- Прочитайте текст и остановитесь на ключевых моментах, где меняются

эмоции персонажей.

- Попросите учеников отмечать эти изменения на бумаге, используя

смайлики или цветовые коды.

21. «Ролевая игра».

Описание: Учащиеся разыгрывают сцены из текста, становясь персонажами.

Применение:

- Выберите ключевые сцены и дайте ученикам возможность выбрать

персонажей и разыграть их.

- Это помогает понять мотивацию персонажей и глубже осмыслить текст.

21. «Словесное ассоциирование».

Описание: Ученики называют ассоциации с прочитанным текстом.

Применение:

- После чтения текста попросите детей назвать слова или фразы, которые

приходят им в голову, основываясь на прочитанном.

- Обсудите, почему они выбрали именно эти ассоциации.

22. «Дерево проблем и решений».

Описание:

Учащиеся

создают

визуальное

представление

проблем,

с

которыми сталкиваются персонажи, и возможных решений.

Применение:

- В ходе обсуждения текста выделите основные проблемы и записывайте их

на листе.

- Затем обсуждайте возможные решения или альтернативные исходы, и

визуализируйте это в виде дерева.

23. «Картинка словесного текста».

Описание: Поочередное чтение, где каждый ученик добавляет одну фразу,

основываясь на прочитанном.

Применение:

- Начните с первого предложения текста и дайте каждому ученику по

очереди добавлять одну фразу, создавая ассоциативную картину общей идеи

текста.

- Это развивает внимание и умение работать в коллективе.

24. «Расскажи об этой странице».

Описание: Учащиеся должны описать содержание одной страницы текста.

Применение:

- Разделите класс на группы, где каждая группа получает по одной странице

текста.

- Пусть каждая группа представит свою страницу, рассказав о главных

событиях и деталях.

Эти методы и игры помогут сделать уроки литературного чтения более

интерактивными и увлекательными, способствуя развитию читательской

грамотности у учащихся.

Заключение.

Подводя итог, хочется сказать, что очень много различных приёмов и

методов, которые способствуют формированию читательской грамотности.

Объединение усилий педагогов, родителей и учеников создаёт условия для

формирования самостоятельного и критически мыслящего читателя, который

будет готов к вызовам современного мира. Внедрение разнообразных

методов и подходов в образовательный процесс позволит повысить интерес к

чтению и сделать его неотъемлемой частью жизни учащихся.



В раздел образования