Авторы: Макаева Айгуль Рифкатовна, Давлетбаева Гульнара Мансафовна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №234, город Уфа РБ
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Квест-игра по патриотическому воспитанию «Родина моя Россия»
Тема: Квест-игра по патриотическому воспитанию «Родина моя Россия»
Раздел: дошкольное образование
Квест-игра по патриотическому воспитанию
«Родина моя Россия»
Цель: Нравственно-патриотическое воспитание детей через игры. Формировать у детей
чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Образовательные
:
Обобщить и систематизировать знания детей о России, ее символике,
прививать детям интерес к родному поселку.
Закрепить знания о символики: флаге, гербе, гимне России; Воспитывать любовь к Родине,
гражданско-патриотические чувства.
Развивающие:
Развивать
наблюдательность,
внимание,
логическое
мышление;
Использование нетрадиционных форм работы с детьми - квест-игру. Развивать умение
играть сообща
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любовь и
уважение к родному городу
Актуальность: Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения –
одна из самых актуальных задач нашего времени.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких
человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям,
развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение
и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются
общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту,
где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России, о родном городе Уфа
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства), книг «Моя Уфа»,
«Уфа»
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для
страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении
своей страны, через лупу;
5. Просмотр советских мультфильмов;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе,
мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, матрешки, балалайка,
ромашки и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном
отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и
конечно же специально созданная окружающая среда класса для самостоятельного
наблюдения, познания, творчества и другое.
Ход игры.
1.
Приветствие
Ведущий:
здравствуйте, дорогие наши гости! День необычный сегодня у нас, Мы
искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
Квест начинать нам настала пора
2.
Организационный момент.
Воспитатедь: у нас необычное занятие в форме квест-игры, в, которой участники игры
находят и выполняют ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу. Наша игра
называется «Родина моя - Россия»
Ведущий показывает картинку с ромашкой
Воспитатедь: Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок, символизирующий
Россию, я, выбрала бы ромашку. Белая ромашка - это истинно русский цветок. Наряду с
белоствольной березкой, ромашка - еще один символ России.
Вот и сегодня вы, ребята будете собирать ромашку.
Задача нашей игры: найти главное слово. А какое это слово вы узнаете, когда соберете 6
лепестков от ромашки.
Для этого вам нужно выполнить 6 заданий. Каждый пункт обозначен определённой
цифрой, необходимо двигаться от пункта к пункту согласно карте маршрута, выполнять
задание.
Для выполнения главной задачи вам необходимо будет пройти весь маршрут по стрелкам
в карте. В пунктах вам зададут вопросы и предложат задания. Переход из одного пункта в
другой по сигналу колокольчика. После правильного выполнения каждого задания
команда получает лепесток ромашки с буквой. Только когда вы пройдете все испытания,
и у вас будут все лепестки, вы сможете найти главное слово.
Раздается колокольный звон – сигнал для начала квеста.
Дети рассматривают свой маршрут, находят номера нужных пунктов и идут выполнять
задания.
3. Основная часть
1 задание «Я спрошу, а ты ответь!»
Вопросы 1. Как называется страна, в которой мы живём?
2. А как называется столица нашей Родины?
3. Как называются люди, живущие в России?
4. Что является государственными символами России?
5. Кто является президентом России?
Итак, вы справились с этим заданием. Получайте первый лепесток от ромашки.
2.«Государственные символы России»
Дети, давайте вспомним, что является государственным символом России?
Что же такое Герб. Герб - это эмблема государства. Он изображается на всех печатях,
денежных знаках: Бумажных и металлических. На паспортах и документах. А кто расскажет
про Флаг?
(на нём три горизонтальные полосы: Белая, синяя и красная. Что же означает белый, синий и
красный цвет? белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный
- отвагу и любовь)
Символом России является -Гимн.
Гимн России - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех
государственных праздниках и торжественных мероприятиях. Слушают Гимн всегда стоя,
мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.
Дети делятся на подгруппы.
Задания для первой подгруппы убрать все флаги и оставить на доске только флаг России.
Задание для второй подгруппы – герб России. Молодцы, вы справились с этим заданием.
Получайте второй лепесток от ромашки.
3.
Защитники Родины
Третье наше испытание называется защитники Отечества.
Дети, а кто же такие защитники Отечества? (Защитники Отечества — это воины, которые
защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа,
в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ
от захватчиков.
— Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить
свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.)
—Зачем нужна армия в мирное время? (Предположения детей. чтобы отражать
нападения)
— Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же
делают
солдаты
в
армии
в
мирное
время?
(Предположения
детей.) (Солдаты
тренируются. Учат и тренируют солдат офицеры)
— Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры? (Смелыми,
сильными, быстрыми, меткими.)
— А чтобы такими стать, что нужно делать? (Тренироваться.)
— Когда наши мальчики станут взрослыми, они будут служить в армии, чтобы стать
настоящими защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас.
Как мальчики могут тренироваться? (Заниматься зарядкой и физкультурой).
Задание на этом пункте показать свою любимую физминутку.
Физкультурная минутка «Защитники»
Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте третий лепесток от ромашки.
4.«Столица нашей Родины»
Москва — столица нашей Родины, это один из самых красивых городов страны. Много
пословиц и поговорок сложил русский народ о Москве. Давайте вспомним их.
Москва — сердце России.
Москвой-столицей весь народ гордится.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Москва — что гранит, никто Москву не победит.
Москва слезам не верит, — ей дело подавай.
Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте четвёртый лепесток от ромашки
. 5. «Малая Родина»
- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть
малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш
дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок: Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели
Яблоня кудрявая, а под ней скамья
–Ласковая, малая Родина моя!
- Малая Родина – это наше село.
Как оно называется?
Вы знаете, что мы живем в республике Башкортостан
-Как называется столица Башкортостана? (Уфа)
-Какие национальности проживают в Башкирии (много разных: мордва, татары, русские
и т.д)
- Как называется город, в котором мы с вами живем?(Уфа)
Вам необходимо найти картинки с изображением предметов с башкирским орнаментом.
Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте пятый лепесток от ромашки.
4.
«Эстафета- Наша необъятная страна»
Дети, что вы знаете о территории России (Россия - эта самая большая страна в мире,
огромная территория). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как
Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается
утро. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней, а на
самолете лететь почти сутки. Территория нашей Родины очень разнообразная, на ней
очень много морей, рек, гор, есть пустыни, болота и очень много всего.
Задание на этот конкурс перейти болота и обойти горы.
Молодцы, вы справились с этим заданием и добыли шестой лепесток от ромашки.
А сейчас обратите внимание, на ваших лепестках с обратной стороны есть буквы. Из
этих букв каждой команде надо постараться выложить слово и прочитать его.
Ведущая: Какое главное слово вы прочитали на ромашке? Родина.
Что мы Родиной зовем?
Дети: Край, где мы с тобой живем.
Дети читают стихотворение.
1.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
2.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни
Теплый вечер за окном.
3.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом
4.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
5.
Рефлексия
По окончании образовательной деятельности дети выбирают человечков: веселого –
если им понравилась игра и грустного – если не понравилась.
Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наша игра заканчивается. А эти
призы вам будут напоминать о нашем необычном путешествии. Спасибо всем
участникам нашей игры.
Литература:
1. «Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста.
Методические
рекомендации.
Издательство «Школьная Пресса». – 2014
2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий
2003», 2008. – 96 с.
3.
Моя
страна.
Возрождение
национальной
культуры
и
воспитание
нравственнопатриотических
чувств.
Практическое
пособие
для
воспитателей
и
методистов ДОУ// Авт. -сост. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205
с.
4. Запесочная Е. А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть
мир).
Кроссворд «Что я знаю о России?»
1. Как называется наша Родина?
2. Как зовётся глава нашего государства?
3. Какое дерево считают символом России?
4. Какая птица изображена на Российском гербе?
5. Как называется главная площадь нашей страны?
6. Уникальная русская игрушка из дерева, символ нашей страны ?
7. Столица нашей Родины?
8. Как называется наша малая Родина?
9. Как называются люди, живущие в нашей стране