Автор: Пискарева Ольга Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ивановский промышленно-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Иваново, Ивановская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация и проведение обучающего семинара для преподавателей на тему "Репродуктивный метод обучения"
Раздел: среднее профессиональное
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГО МЕТОДИЧЕСКОГО
СЕМИНАРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «РЕПРОДУКТИВНЫЙ
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»
Пискарева О.М.,
методист,
ОГБПОУ «Ивановский промышленно-экономический колледж»
Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Понятие метод
происходит от греческого methodos - путь исследования. В педагогике под методом
обучения понимают способ работы преподавателя и обучающегося, позволяющий
усвоить, развить и использовать знания, умения и навыки. На сегодняшний день
существуют множество методов обучения, которые делятся по классификации, а именно:
традиционные методы обучения, методы по назначению, метод проблемного изложения,
по типу (характеру) познавательной деятельности и т.д.
Давайте остановимся на типе познавательной деятельности (ТПД). Это уровень
самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают
обучающиеся, работая по предложенной преподавателем схеме обучения. В данном
классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстрационный;
репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый; исследовательский.
Репродуктивный метод обучения является наиболее популярным и приемлемым
для многих преподавателей. С помощью такого метода деятельность направлена на
получение знаний обучающимся.
Главное
преимущество
данного
метода
–
экономичность. Данный метод обеспечивает возможность передачи значительного
объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами
усилий. Репродуктивный метод основывается на том, что материал предоставляется
несколько видоизменным и понятным для восприятия, а также он отличается своей
универсальностью, так как преподавателю не нужно подстраиваться индивидуально под
каждого обучающегося.
В
педагогике
существуют
3
метода,
которые
прекрасно
сочетаются
с
репродуктивными
приемами,
например,
такими
как:
словесный,
наглядный
и
практический.
Мною, как методистом, был разработан обучающий семинар для преподавателей
по применению репродуктивного метода обучения.
Цель семинара: составить представление о репродуктивном методе обучения как
о способе организации деятельности обучения, разработать репродуктивные задания для
проведения промежуточной аттестации (образец, шаблон).
Задачи:
применять имеющиеся знания в педагогической деятельности;
воспитывать инициативу и самостоятельность в профессиональной деятельности;
обобщить и систематизировать знания о репродуктивном методе обучения.
Время проведения семинара – 45 минут.
Для актуализации опорных знаний преподавателям было предложено два задания:
1)
Несколько формулировок понятия «Репродуктивный метод обучения», которое они
должны прочитать и подчеркнуть, что соответствует на их взгляд понятию
«репродуктивный»;
2)
Используя метод «распаковки понятий», расписать, что включает в себя это понятие
(используя слово или словосочетание).
Для работы на практической части семинара, преподавателей необходимо разделить
на 4 группы по 2-3 человека.
Группа №1 получает определение понятий, которое относится к репродуктивному
обучение. Нужно использовать методику Mind Map и создать интеллект-карту (пояснить
методику)
и
оценить
работу
группы
по
критериям от 0 до 3.
Группа
№2
должна
разработать
репродуктивное
задание
воспроизводящего
вида (задание основано на восстановление в
памяти
ранее
изученного
материала)
по
учебной дисциплине (на выбор) в качестве примера.
Группа
№3
разрабатывает
репродуктивное
задание
тренировочного
вида
(применение знаний в новой ситуации) по учебной дисциплине (на выбор) в качестве
примера.
Группа №4 - репродуктивное задание обзорного вида (задание на упорядочение и
систематизацию изученного материала) по учебной дисциплине (на выбор) в качестве
примера.
Каждая группа должна представить интеллект-карту, защитить ее и создать банк
разноуровневых заданий.
На рефлексивно-оценочном этапе семинара я применила метод «синквейн».
Необходимо было сказать или написать: 1 существительное, 2 прилагательных, 3
глагола, 4 предложения и 5 метафор или ассоциаций, или синонимов на тему
«Репродуктивное задание».
Критерии работы:
0
1
2
3
Наглядность
Оптимальность
Доступность
Результативность
Презентабельность
Итого
Также было предложено домашнее задание: Разработать и пополнить УМК банком
заданий репродуктивного характера по преподаваемым дисциплинам.
На данном семинаре все преподаватели успешно справились с предложенными
заданиями.
В заключение хочется отметить, что данный метод успешно применяется многими
преподавателями в педагогическом практике, так как он является одним из наиболее
экономичным и эффективным.