Автор: Земцова Екатерина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад 375
Населённый пункт: Волгоград улица Триумфальная 20
Наименование материала: Программа дополнительного образования (эколоческой направленности)
Тема: "Путешествие в природу"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №375 Краснооктябрьского района Волгограда»
«ПРИНЯТО»
педагогическим советом
протокол № 1
от « »_августа_2022 г.
Председатель пед. совета
МОУ детского сада № 375
______________/ И. И. Беспалая /
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МОУ детского сада №
375
_________________ И. И. Беспалая
Приказ от « » августа 2022 г. №____
Программа дополнительного образования
(Экологической направленности
)
«Путешествие в природу»
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации: 2 года
Составители:
воспитатель – Сорокина Е.А.,
2022 г.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы
включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и
осознанного поведения в природной среде.
Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько
иные подходы к образованию в области окружающей среды. МОУ детский сад №375
стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения,
ориентированного
на
активное
приобретение
детьми
навыков
экологической
культуры
и
повышение
экологической
грамотности
всех
субъектов
экологообразовательного пространства.
Актуальность и научность. Проблемы формирования начал экологической
культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и
взаимосвязи составляющих экологической культуры:
•
формирование элементов экологического сознания;
•
формирование практических навыков и умений по уходу за
объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;
•
воспитание культуры поведения и деятельности.
Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и
наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение,
эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой
могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения
повышения экологической грамотности и культуры.
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания
дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие.
Суть противоречий в следующем:
Декламируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на
новой экологической парадигме биоэкоцентризме, а вот отбор содержания и
методов производятся на основе старой парадигмы – антропоцентрической.
Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в
котором человек считался мерой всех вещей, он выступал властелином природы,
способным изменить её для удовлетворений своих потребностей.
Целью новой парадигмы является тоже человек, но не он сам, как хозяин, а
через сохранение его среды обитания. Мы должны различать все действия человека
в окружающей среде и в природных условиях. Каждый ребенок должен понимать,
что помогать природе, улучшать её, можно в изменённой среде человеком: в
городе, детском саду, в уголке природы.
Вся деятельность человека должна строиться с учетом законов природы.
Детям
необходимо
показать
уникальность
природы,
её
красоту
и
универсальность. Объяснить, что природа – это среда обитания всех живых существ,
включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может
чтото дать, а потому, что она самоценна.
Считаю данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания
детей в нашем детском саду и для меня, как педагога в частности.
Город Волгоград и Волгоградская область живописное место, с богатым
растительным и животным миром. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня
выдвигает
перед
специалистами
дошкольного
образования
задачу
поиска
универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя,
из всего этого наша группа взяла в качестве дополнительного образования
Экологический кружок «Путешествие в природу». Программа нацелена на развитие
у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине,
родному
краю.
Программа
позволяет
через
дополнительное
образование
воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на
познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так
организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край,
глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста
получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных
художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и
исследовательскую деятельность.
Цель и задачи программы
Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной
гармонии с природой.
Задачи:
1.
Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края –
малой Родины .
2.
Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.
3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей
дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем
самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и
созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
- познавательно-исследовательскую;
- чтение художественной литературы;
- коммуникативную;
- экспериментальную;
- продуктивную;
- трудовую;
- игровую.
5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем
мире.
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
образовательной
программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с
дошкольниками
осуществляется
в
одном
узком
направлении,
учитывается
региональный компонент.
В реализации данной образовательной программы задействованы дети 5-7 лет.
Программа рассчитана на три года обучения детей дошкольного возраста.
Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них
включены:
беседы,
рассказы
педагога,
чтение
художественной
литературы;
дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения,
эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.
Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в
ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая
база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям.
Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям
СанПину и программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
Этапы экологического воспитания:
1
этап (с 4 до 5 лет) - соблюдение правил поведения в окружающей среде; -
контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; -
выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного
мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической
деятельности; - доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным,
птицам,
людям
и
растениям,
готовность
оказать
посильную
помощь
нуждающимся в ней.
2 этап (с 5 до 6 лет) - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного
времени
года,
устанавливать
причинно-следственные
связи;
-
осознанное
отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает; -
обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем);
- отношение к человеку, как к естественному объекту природы; - познавательный
интерес к природе и ее роли в жизни человека; - экологическое сознание на основе
природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения
к природе.
Занятия проводятся по 30 минут, с детьми 5-7 лет. На занятиях применяются
игровые и творческие задания, словесные и наглядные методы, дидактические игры.
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.
•
Знать и называть некоторых домашних животных.
•
Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
•
Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем
мире.
•
Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
•
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами
и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о
живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к
живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)
Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 5-6 лет.
•
Объяснять
экологические
зависимости;
устанавливать
связи
и
взаимодействия человека с природой.
•
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь
представления о различных природных объектах; о растительности леса,
луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге;
природе родного края.
•
Устанавливать
причинно-следственные
связи
между
состоянием
окружающей среды и жизнью живых организмов.
•
Делать элементарные выводы и умозаключения.
•
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных
материалов и их использованием.
•
Иметь представление о родном крае.
•
Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
•
Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
•
Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами
(петушок, курочка с цыплятами)
•
Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка,
синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.
Дети средней группы должны знать:
-
3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей
-
части тела животных и их особенности
-
виды растений
-
основные части растений - правила ухода.
Должны уметь:
-
устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей,
пищей и ротовым аппаратом животных,
-
устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
Иметь представление:
-
о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой
природе.
Дети старшей группы Должны знать:
-
животных основных классов
-особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются.
•
виды растений
•
стадии роста и развития растений
•
что такое вода, воздух, солнце, почва
•
Должны уметь:
•
устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и
образом жизни животных,
•
различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные
растения.
•
производить группировку «живое», «неживое».
•
Иметь представление
О роли неживой природы в жизни человека.
Формы контроля достижений воспитанников кружка
- тесты-задания;
- диагностика;
- анкетирование родителей;
- опрос;
- открытое занятие по экологии, - выставка работ детей.
Тематическое планирование по сезонам
Осень - 8 интегрированных образовательных занятий Зима
– 11 интегрированных образовательных занятий Весна -
12 интегрированных образовательных занятий
Учебный план.
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы проектирован на
основе
Примерной
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по
данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации
двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей.
Для
этого
составлено
единое
расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада.
Образовательная деятельность (НОД) по программе дополнительного образования
осуществляется во второй половине дня, продолжительность занятий в соответствии
с возрастом.
Время проведения НОД: средняя и старшая группа с 15.30-15.50.
Основные принципы работы:
•
Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности,
целостности.
•
Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана
занятий;
•
В
процессе
работы
в
комплексе
должны
использоваться
наблюдение,
эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и
самостоятельная продуктивная деятельность детей;
•
Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа,
разнообразные
сопутствующие
формы
работы:
праздники,
развлечения,
конкурсы и викторины экологического содержания);
Учебно-тематический план кружка
(1 год обучения, средняя группа)
№
Тема
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Общее
количество
1
Вводное занятие
1
-
1
2
Мониторинг
1
1
2
3
«Земля - наш дом»
1
0,5
1,5
4
«Угадай правило»
0,5
1
1,5
5
«Выбеи правильно
дорогу»
1
1
2
6
вода
2
1
3
7
ветер
2
1
3
8
Климатические условия
1,5
1,5
3
9
Песок
1
1
2
10
Комнатные растения
1
1
2
11
Растения нашего края
3
1
4
12
Домашние животные
3
1
4
13
«Поэкологической тропе» 1,5
1
2,5
14
Птицы
1,5
0,5
2
15
Мониторинг
1,5
1
2,5
Всего:
22,5
13,5
36
Учебно-тематический план кружка
(2 год обучения, старшая группа)
№
Тема
Теоретическая
часть
Практическая
часть
Общее
количество
1
Вводное занятие
1,5
-
1,5
2
Мониторинг
1
1
2
3
«Мы друзья природы»
1,5
1
2,5
4
«Ходит капелька по
кругу»
1,5
0,5
2
5
«Солнце в жизни
растений и животных»
1
0,5
1,5
6
воздух и ветер
1
1
2
7
«Песок и глина-наши
помощники»
1,5
0,5
2
8
Природные явления
1
1
2
9
Почва
1
1
2
10
Растения
под
нашей
защитой
2
1
3
11
Обитатели природы
1
1
2
12
Учитесь
жалеть
и
беречь.
2,5
1,5
4
13
В гостях у леса
2
2
4
14
Природа и человек
2
1
3
21
Мониторинг
1,5
1
2,5
Всего:
22
14
36
Тематическое планирование
Средняя группа 4-5 лет
Месяц
№
Тема
Интеграция
образовательных
областей
Формы работы
Октябрь
1.
Волгоград – наша
малая Родина.
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
1. Рассматривание
иллюстраций о нашем
городе.
1.
Просмотр
видеоролика.
2.
«Овощи и фрукты»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«художественно-
эстетическое»
1.
Рассматривание
иллюстраций с их
изображением.
2.
Разгадывание
загадок.
3.
Игра «Угадай на
вкус».
3.
«Вот она какая, осень
золотая!»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Чтение пословиц,
поговорок и примет.
2.
Игра «Найди такой
же листочек».
3.
Эксперимент
«Легкий - тяжелый»
4.
«Экскурсия в осенний
парк»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«Физическое»
1.
Рассказ о росте
растений.
2.
Дидактическая игра
«Найди, что опишу»
3.
физкультминутка
«Поход».
Ноябрь
1.
«Грибное царство
нашего края».
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«Физическое»
1.
Разгадывание
загадок о грибах.
2.
Дидактическая
игра «Найди лишний
гриб».
3.
Игра «Собери
грибы»
2.
«Рыбки плавают,
молчат, ни о чем не
говорят….»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Наблюдение за
аквариумными рыбками.
2.
Кормление рыбок.
3. Игры с водой
«Рыбаки».
3.
«Домашние любимцы»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Беседа «У меня
дома
живет…»(рассказы дет
ей об их любимцах).
2.
Игра «Хорошо-
плохо».
4.
«Кто живет в лесах
нашего края?»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«Физическое»
1. Рассказ медвежонка о
наших лесных соседях.
2.Упражнение «Изобраз
и дикое животное». 3.
Дидактическая
игра«Что за зверь?»
4.Развлечение
«Волшебн ица-осень!»
Декабрь
1.
«А снег идет.»
«Социально-
1.
Наблюдение «Снег,
какой он?»
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
2.
Рассматривание
снежинок через
увеличительное стекло».
3.
Игра «Собери
фигурки».
2.
«Воздух»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Эксперимент «Что
в пакете?»
2.
Игры с
воздушными шариками и
соломинкой.
3.
«Путешествие
по
временам года».
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Путешествие по
временам года.
2.
Дидактическая
игра «Какое время
года?»
4.
«Водичка-водичка».
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1. Беседа «Что было бы,
если не было воды? 2.
Эксперименты по
определению свойств
воды.
Январь
1.
«Елочка-красавица
всем ребятам
нравиться
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Сравнение живой и
искусственной елей.
2.
Игры с шишками.
3.
Чтение
стихотворения К.
Чуковского «Ёлка».
2.
«Зимушка-зима».
«Социально-
коммуникативное»
1. Беседа «Что нам
нравится зимой».
«познавательное»
«речевое»
2. Эксперименты с водой.
3.
«Лесные жители в
зимнем лесу»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«Физическое»
1. Беседа о зимних
изменениях в природе. 2.
Игра «Угадай по
описанию».
3.
Эксперимент «Лед-
твердая вода.
4.
Развлечение
«Зимушка – зима в гости
к нам пришла».
Февраль
1.
«Крылатые соседи»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«Физическое»
1.
«Чтение
художественной
литературы»
2.
Дидактическая игра
«Опиши птичку» 3.
Игра «Собери из
частей»
4. Подвижная
игра«Снегири»
2.
«Домашние животные
– друзья человека».
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1. Беседа о домашних
животных. 2.
Отгадывание загадок про
домашних животных.
3. Игра «Кого не стало».
3.
«Посадка лука»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«Физическое»
1.
Беседа о
временах года, о
посадке лука.
2.
Посадка лука. 3.
Игра «Сложи
картинку».
4.
«Зимние
явления
в
неживой природе»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Встреча со
снеговиком.
2.
Беседа о свойствах
снега.
3.
Эксперименты со
снегом.
Март
1.
«Комнатные
растения».
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1.
Беседа о строении
растения.
2.
Игра «Выбери себе
растение и дай ему имя»
(с последующим
ухаживанием за
растением)
2.
«На птичьем дворе».
«Социально-
1. Встреча с курочкой
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
Рябой.
2. Игра «Кто как
говорит?»3. Загадки.
3.
«Весна идет!»
«Социально-
коммуникативное»
1.
Разгадывание
загадок о весне.
«познавательное»
«речевое»
2.
Чтение
стихотворений о весне.
3.
Эксперимент
«Таяние снега».
4.
«Веснянка знакомит с
новыми комнатными
растениями».
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«художественно-
эстетическое»
1.
Встреча с
Веснянкой.
2.
Беседа об уходе за
комнатными растениями.
3.
Игра «Живые
картинки».
Апрель
1.
«Весенние секреты»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1. Путешествие в
весенний лес.
2.Игра «Назови детены
ша».Игра «Отгадай».
2.
«Водоемы родного
края»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«художественно-
эстетическое»
1.
Рассматривание
иллюстраций.
2.
Беседа о
водоемах. 3. Игра «Кто
это потерял».
3.
«Знакомство с
птицами»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«Физическое»
1.
Рассказ о птицах.
2.
Игра «Посели
птицу». 3. Эксперимент
«воздух нужен всем».
4.
«Что растет в нашем
лесу?»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
1. Рассказ Лесовичка о
лесе.
2.Рассказы детей о своих
приключениях в лесу.
3.Эксперимент «Здравст
вуй, ветер!»
Май
1.
«Камни»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«художественно
эстетическое»
1. Рассматривание
камней на прогулке. 2.
Эксперименты с
камнями.
2.
«Песок»
«Социально-
коммуникативное»
1. Рассматривание песка.
2. Дидактическая
«познавательное»
«речевое»
«художественно-
эстетическое»
игра «Чудесные
фигурки».
3. Эксперименты с
песком.
3.
«Растения на
территории детского
сада»
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«художественно-
эстетическое»
1.
Наблюдение за
растениями.
2.
Дидактическая
игра «Угадай растение».
3.
Чтение
стихотворений.
4.
«Друзья мухи-
Цокотухи».
«Социально-
коммуникативное»
«познавательное»
«речевое»
«художественно-
эстетическое»
1.
Наблюдение
за насекомыми на
прогулке.
2.
Беседа о том,
что нельзя обижать
маленьких соседей.
3. Дидактическая
игра «Летает – не
летает».
Тематическое планирование
Старшая группа дети 5-6 лет
месяц
№
Тема
Методическое
обеспечение и
дидактический
материал
Сопутствующие
формы работы
сентябрь
1
«Экология»
Кукла «Инопланетянин»,
Предметные картинки,
дерево без листьев,
пособие, «Напоминающее
знаки»
2
«Мы друзья
природы»
Картины с изображением
обитателя леса, карта –
план путешествие, стихи,
загадки, дидактическая
игра «Кто, где живёт»
Рассматривание
Иллюстраций «Что
хорошо, что плохо»
3
«Сиреневый
бал природы»
слушание музыки, грамм,
запись
Разучивание стихов,
песен
4
«Где живут
капли воды в
детском
саду»
наблюдения, народный
фольклор
октябрь
1
«Послушная
водичка»
опыт: определение цвета,
прозрачности, запаха,
вкуса, формы воды
2
«Вода - кровь
земли»
Иллюстрация, худож.
слово,
Рассматривание
энциклопедии
3
«Ходит
капелька по
кругу»
Инсценировка по мотивам
сказки «Куда делась вода
после дождика»
А. Дитрих
4
«Воздух вокруг
Опыт со стаканом и водой.
нас»
Опыт на доказательство
невидимости и
прозрачности воздуха
ноябрь
1
«Этот
удивительный
воздух»
опыты «Буря в стакане»,
«Воздух имеет вес»
2
«Вот труба,
над нею дым»
художественное слово,
иллюстрации
3
«Где же 5-й
океан»
плакаты, глобус,
экологическая
лаборатория, опыты
Беседы с детьми
4
«Солнышко,
солнышко,
выгляни в
окошечко»
Исследовательская
деятельность, вывод:
солнце - тепло.
декабрь
1
«Солнце в
Жизни
растений и
животных»
Иллюстрации,
художественное слово,
народный фольклор
Знакомство с
пословицами,
поговорками
2
«От чего
происходит
смена дня и
ночи»
Модель Земли и Солнца.
Картинки с изображением
различных времён суток.
Детская энциклопедия.
Игра «Путешествие на
пароходе», подвижная игра
«День и ночь»
Чтение
худ.литературы
3
«Песок и глина
-наши
помощники»
опыты с песком, глиной в
экологической лаборатории
4
«Удивительная
глина»
Художественное слово,
лепка, посуда из глины
январь
1
«Что у нас под
ногами»
иллюстрации, коллекция
камней, картинный
материал
2
«Земля - наша
кормилица»
Экологическая
лаборатория, опыты о
составе почвы, о цвете
почвы.
3
«Сухая и
влажная почва»
Художественное
слово,
почвы бывают разными.
Зарисовки
наблюдений
4
«Знакомство с
подземным
царством»
Экологическая
лаборатория, опыты с
почвой
Чтение литературы о
подземных царствах
февраль
1
«Значение
почвы в жизни
растений»
плакаты, иллюстрации,
художественное слово
2
«Не
уставайте
удивляться»
Художественное слово,
загадки, приметы
Рассматривание
Фотоальбома
«Природа
глазами
художника»
3
«Зелёная
аптека»
стенд «Лекарственные
растения»,
художественное слово,
загадки
Изготовление и
рассматривание
гербария
4
«Растения под
нашей
защитой»
иллюстрация,
художественное слово
март
1
«Комнатные
растения»
Внесение кашпо с цветами.
Худож. слово
Наблюдения за
цветущими
растениями в детском
саду.
2
«Где живут
обитатели
природы»
таблица, дидактические
карточки, комнатные
аквариум, художественное
слово, дидактическая игра
«Где мой дом»
3
«Учитесь
жалеть и
беречь»
художественное слово,
таблица «Прудовая
лягушка», аудио запись
«Голоса птиц»
4
«О чём поют
птицы»
приметы,
художественное слово,
аудио запись «Голоса
птиц»
апрель
1
«Как нельзя
иллюстрации,
Просмотр диафильма
относиться к
братьям нашим
меньшим»
художественное слово,
картинки ,легенды.
2
«В гостях у
зелёного друга»
игра – викторина о
растениях. Чтение отрывка
«Не только деревья» по М.
Ильину
3
«Что растёт в
лесу и кто
живёт
в лесу»
художественное слово,
загадки
4
«Кто главный в
лесу»
художественное слово,
экология в картинках,
иллюстрации о растениях и
животных
май
1
«Лес в жизни
человека»
панно для моделирования
«Лес», предметные
картинки, плакаты «Что не
следует делать в лесу»,
экспонаты «Что делают из
древесины»
2
«Заповеди юных
защитников
природы»
плакаты с изображением
различных ситуаций,
беседа.
3
«Природа
просит
защиты»
Художественное слово,
иллюстрации, рисунки
детей, игра инсценировка
«Зимний разговор через
форточку» Б. Брехт
4
«Природа и
человек»
занятие
Художественное
слово, иллюстрации,
картины
Методическое обеспечение программы
На занятиях в кружке дети получают дополнительные знания по экологии, у них
формируется осознанное отношение к природе родного края, закрепляется желание
продолжить кружковую работу.
Здесь происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению
вопросов экологического воспитания дошкольников. Целесообразно использование
методов:
-
создание проблемных ситуаций;
-
воспитание сопереживания ко всему живому на Земле;
-
индивидуальный подход;
-
исследовательская деятельность;
-
различные виды занятий;
-
создание развивающей среды;
-
привлечение родителей к работе над данной проблемой;
Необходимая развивающая экологическая среда представлена следующими
центрами:
«Маленький гений»:
-
представлены
различные
приборы:
весы,
увеличительные
стекла,
магниты,
микроскопы, лупы;
-
разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
-
природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
-медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; -
бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки,
стружка ,гайки, винтики, гвоздик, проволока;
-
сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
-
детские халаты, фартуки;
«Уголок природы»
- календарь природы, модель календаря природы
- уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в
соответствии с их особенностям, паспорта растений)
- различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки),
воронки
- природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)
- металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
- игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
«Огород на подоконнике»
-
мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных
культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
-
уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
Литература
1.
Бондаренко
Т.
М.
Экологические
занятия
с
детьми.
Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.
2.
Веракса Н.Е., Васильева М.А.,. Комарова Т.С Программа «От рождения до
школы»... Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
3.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников М.: ВАКО, 2005год.
4.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений
экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»
5.
Масленникова О.М., Филиппенко А.А Экологические проекты в детском
саду – Волгоград: Учитель, 2011 год.
6.
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез»,
2015 г.
7.
Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:
ТЦ Сфера, 2008.