Напоминание

Средства формирования читательской компетентности учащихся младших классов


Автор: Кротова Каринэ Станиславовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУСОШ №1 им. М.М. Бограда г. Новокубанска
Населённый пункт: г. Новокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Средства формирования читательской компетентности учащихся младших классов
Раздел: начальное образование





Назад




СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Введение

Читательская компетентность младших школьников представляет

собой интегративное качество, включающее способность осознанно

воспринимать, анализировать и

интерпретировать тексты,

а также

использовать прочитанное в учебной и повседневной деятельности. В

условиях современных образовательных стандартов формирование

данного навыка приобретает особую значимость, поскольку чтение

является основой для развития познавательных и коммуникативных

умений.

Цель

данной

статьи

рассмотреть

эффективные

средства

формирования читательской компетентности у учащихся начальной

школы,

опираясь

на

психолого-педагогические

исследования

и

практико-ориентированные методики.

1.

Теоретические

основы

читательской

компетентности

младших школьников

Читательская

компетентность

определяется

как

совокупность

знаний, умений и мотивационных установок, позволяющих учащемуся

эффективно работать с текстом. В структуру данной компетентности

входят:

Техника чтения – беглость, правильность, выразительность.

Смысловое

понимание

умение

выделять

главную

мысль,

устанавливать причинно-следственные связи.

Интерпретация

и

критическое

осмысление

способность

оценивать достоверность информации, формулировать собственное

мнение.

Читательская

самостоятельность

выбор

литературы

в

соответствии с интересами и учебными задачами.

Формирование этих компонентов требует системного подхода,

включающего как традиционные, так и инновационные педагогические

средства.

2. Методы и приёмы развития читательской компетентности

2.1. Обучение технике чтения

На начальном этапе важно сформировать у детей устойчивый

навык беглого и осознанного чтения. Для этого применяются:

Многократное

чтение

повторное

прочтение

текста

с

постепенным увеличением темпа.

Чтение по ролям

– развивает выразительность и понимание

характеров персонажей.

Использование

аудиосопровождения

синхронное

чтение

с

диктором помогает корректировать интонацию и темп.

Особое

внимание

уделяется

устранению

дислексических

затруднений, для чего применяются логопедические упражнения на

распознавание звуков и слогов.

2.2. Стратегии смыслового чтения

Понимание текста достигается за счёт применения стратегий,

направленных на активную работу с информацией:

Предтекстовая

работа

актуализация имеющихся

знаний

по

теме, прогнозирование содержания по заголовку и иллюстрациям.

Чтение

с

остановками

обсуждение

фрагментов текста

для

проверки понимания.

Составление

вопросов

формулирование

вопросов

к

тексту

развивает аналитическое мышление.

Эффективным приёмом является «чтение с

пометками», при

котором

дети

выделяют

ключевые

слова,

непонятные

моменты,

спорные утверждения.

2.3. Развитие интерпретационных умений

Для формирования критического мышления используются:

Сравнение разных точек зрения – анализ нескольких текстов на

одну тему.

Дискуссии и обсуждения – аргументированное выражение своего

мнения.

Творческие

задания

написание

продолжения

истории,

изменение финала.

Данные

приёмы

способствуют

не

только

углублённому

пониманию текста, но и развитию речевой культуры.

3.

Роль

внеурочной

деятельности

в

формировании

читательской компетентности

Внеклассная

работа

расширяет

возможности

для

развития

читательского интереса. Наиболее эффективные формы:

Литературные кружки – обсуждение книг, встречи с писателями.

Конкурсы чтецов – развитие выразительности и уверенности в

себе.

Проектная

деятельность

создание

собственных

книг,

инсценировки произведений.

Важную роль играет семейное чтение, поскольку привычка к

регулярному чтению формируется в домашней среде.

4.

Современные

технологии

в

развитии

читательской

компетентности

Цифровые

инструменты

расширяют

методический

арсенал

педагога:

Интерактивные книги – анимация и звуковые эффекты повышают

вовлечённость.

Онлайн-платформы – программы с упражнениями на скорость и

понимание чтения.

Электронные библиотеки – доступ к разнообразной литературе в

любое время.

Однако

важно

соблюдать

баланс

между

традиционным

и

цифровым

чтением,

поскольку

чрезмерное

увлечение

гаджетами

может снижать концентрацию.

5. Оценка сформированности читательской компетентности

Мониторинг достижений учащихся включает:

Диагностику техники чтения – замер скорости и правильности.

Проверочные работы – задания на понимание и анализ текста.

Наблюдение за читательской активностью – ведение дневников

чтения.

Результаты

позволяют

корректировать

методику

работы

с

каждым ребёнком.

Заключение

Формирование

читательской

компетентности

у

младших

школьников

сложный,

но

достижимый

процесс,

требующий

системного

подхода.

Комбинация

традиционных

и

инновационных

методов,

активное

вовлечение

родителей

и

использование

современных технологий создают условия для развития грамотного,

вдумчивого читателя. Успешность данной работы во многом зависит от

профессионализма

педагога

и

его

умения

мотивировать

детей

к

познанию через чтение.



В раздел образования