Напоминание

"Роль родного языка в воспитании подрастающего поколения"


Автор: Тямакова Надежда Васильевна
Должность: учитель чувашского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 29" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: Научная работа
Тема: "Роль родного языка в воспитании подрастающего поколения"
Раздел: полное образование





Назад




Роль родного языка в воспитании подрастающего поколения

Язык – душа народа. Это не просто крылатое выражение. С помощью языка

любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое

воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью

языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем

образовательный, духовный и культурный уровень.

Язык – сокровище каждой нации. Язык – это нить, связующая поколения.

Формированию национального самосознания подрастающего поколения

способствует любовь к родному языку, родному краю, ценностям

национальной культуры, традициям своего народа, народным праздникам и

традициям. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в

течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в

становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств

подрастающего поколения. В них сосредоточены такие гуманистические

ценности, которые не подвержены старению.

Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к

культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Чувашию,

играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи,

обряды того или иного народа.

Задача педагогов и воспитателей - сохранить все это самое ценное для нашей

республики и преумножать его. И в этом большое преимущество имеют

учителя родных языков. На уроках родного языка мы стараемся передать

детям духовно-нравственное богатство предков, чтобы не прервалась

«времён связующая нить». Для нас самым надёжным стержнем учебно-

воспитательного процесса является идея воспитания учащихся на традициях

и обычаях национальной культуры, на истории земли родной, судьбах наших

земляков, прошлом и будущем нашей Родины. Мы проводим встречи с

писателями и поэтами разных национальностей, с известными людьми села и

района. На уроках и во внеурочное время знакомим учащихся с

фольклорными традициями народов, а также вовлекаем родителей в

организацию праздников и мероприятий. Обучающиеся школы с большим

интересом принимают участие в этнокультурных мероприятиях. При

составлении своей родословной на уроках дети изучают историю своей

семьи, Родины, интересуются традицией, обычаями своего рода,

профессиями своих предков, гордятся ими, и тем самым они вовлекаются в

исследовательскую деятельность, учатся самостоятельно работать, получать

знания, радуются своим открытиям.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной

формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система

образования должна включать не только обучающий компонент, но и

систему нравственного просвещения и воспитания школьников.

Для активизации познавательной деятельности обучаемых по проблемам

народной педагогики и этнических традиций можно использовать

следующие формы работы: беседы, диспуты по педагогическим воззрениям

разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам

воспитания; творческие вечера с выступлениями представителей

национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей);

проведение КВН по материалам фольклора; подготовка рефератов о

традициях воспитания детей, нормах поведения разных народов (по итогам

самостоятельной поисковой деятельности). Очень важно, чтобы задачи

обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в

поведении обучающихся.

В нашей школе учатся дети чувашской, русской, татарской, марийской,

таджикской и других национальностей. Задача учителей родных языков:

научить детей уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям,

традициям не только своего народа, но и других наций; быть тактичными в

общении с людьми другой национальности – тактичный человек никогда не

позволит себе оскорбить и унизить человека другой национальности,

осмеивая традиции, обычаи его народа. Дети должны понять, что знание

своего родного языка и уважение к другой нации – это один из важнейших

аспектов культуры человека.

Работая учителем родного (чувашского) языка и литературы на

протяжении двадцати пяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к

ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других

народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни

Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые

владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.

Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка

любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое

воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью

языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем

образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось

сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык

матери.

Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.

Национальный(родной)

язык

это

ценность

народа,

которая

формировалась веками, одна из форм духовного наследия.

Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего

народа,

невозможно

развить

чувство

патриотизма

у

подрастающего

поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на

общечеловеческих

ценностях

принятых

в

обществе

на

протяжении

многовековой

истории,

примерами

должны

служить

выдающиеся

исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики,

сохранении мира, развитии культуры и искусства.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале

мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную,

и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности

требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы,

когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке.

Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических

материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они

помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать

свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный

запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для

этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как

память, внимание, умение анализировать.

К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и

нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения,

ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и

самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение

культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли

являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и

духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной

язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития

ученика как личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка

в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком

усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его

«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он

все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст

его». Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте,

поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми

учителями в освоении родного языка.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и

дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и

лесов.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни

своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не

только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня

изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни

детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в

воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни

у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного

языка в развитии личности ученика.

Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между

историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются

отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык,

каждое

новое

поколение

усваивает

мысли,

чувства,

историю

тысяч

предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные

звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку

окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с

обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и

эстетике. Язык – величайший народный наставник.

Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к

культурному наследию, духовным ценностям народа, играют уроки родного

языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного

народа.

Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к

духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно

формировать личность гражданина многонационального государства. А

будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.



В раздел образования