Автор: Тямакова Надежда Васильевна
Должность: учитель чувашского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 29" г. Чебоксары
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: Научная работа
Тема: "Роль родного языка в воспитании подрастающего поколения"
Раздел: полное образование
Роль родного языка в воспитании подрастающего поколения
Язык – душа народа. Это не просто крылатое выражение. С помощью языка
любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое
воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью
языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем
образовательный, духовный и культурный уровень.
Язык – сокровище каждой нации. Язык – это нить, связующая поколения.
Формированию национального самосознания подрастающего поколения
способствует любовь к родному языку, родному краю, ценностям
национальной культуры, традициям своего народа, народным праздникам и
традициям. Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в
течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в
становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств
подрастающего поколения. В них сосредоточены такие гуманистические
ценности, которые не подвержены старению.
Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к
культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Чувашию,
играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи,
обряды того или иного народа.
Задача педагогов и воспитателей - сохранить все это самое ценное для нашей
республики и преумножать его. И в этом большое преимущество имеют
учителя родных языков. На уроках родного языка мы стараемся передать
детям духовно-нравственное богатство предков, чтобы не прервалась
«времён связующая нить». Для нас самым надёжным стержнем учебно-
воспитательного процесса является идея воспитания учащихся на традициях
и обычаях национальной культуры, на истории земли родной, судьбах наших
земляков, прошлом и будущем нашей Родины. Мы проводим встречи с
писателями и поэтами разных национальностей, с известными людьми села и
района. На уроках и во внеурочное время знакомим учащихся с
фольклорными традициями народов, а также вовлекаем родителей в
организацию праздников и мероприятий. Обучающиеся школы с большим
интересом принимают участие в этнокультурных мероприятиях. При
составлении своей родословной на уроках дети изучают историю своей
семьи, Родины, интересуются традицией, обычаями своего рода,
профессиями своих предков, гордятся ими, и тем самым они вовлекаются в
исследовательскую деятельность, учатся самостоятельно работать, получать
знания, радуются своим открытиям.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной
формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система
образования должна включать не только обучающий компонент, но и
систему нравственного просвещения и воспитания школьников.
Для активизации познавательной деятельности обучаемых по проблемам
народной педагогики и этнических традиций можно использовать
следующие формы работы: беседы, диспуты по педагогическим воззрениям
разных народов, идеале совершенного человека, методам и приемам
воспитания; творческие вечера с выступлениями представителей
национальной интеллигенции (композиторов, художников, писателей);
проведение КВН по материалам фольклора; подготовка рефератов о
традициях воспитания детей, нормах поведения разных народов (по итогам
самостоятельной поисковой деятельности). Очень важно, чтобы задачи
обучения гармонично сочетались с задачами воспитания и закреплялись в
поведении обучающихся.
В нашей школе учатся дети чувашской, русской, татарской, марийской,
таджикской и других национальностей. Задача учителей родных языков:
научить детей уважительно относиться к ритуалам, обрядам, обычаям,
традициям не только своего народа, но и других наций; быть тактичными в
общении с людьми другой национальности – тактичный человек никогда не
позволит себе оскорбить и унизить человека другой национальности,
осмеивая традиции, обычаи его народа. Дети должны понять, что знание
своего родного языка и уважение к другой нации – это один из важнейших
аспектов культуры человека.
Работая учителем родного (чувашского) языка и литературы на
протяжении двадцати пяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к
ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других
народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни
Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые
владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.
Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка
любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое
воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью
языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем
образовательный, духовный и культурный уровень. Сегодня уже не осталось
сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык
матери.
Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.
Национальный(родной)
язык
–
это
ценность
народа,
которая
формировалась веками, одна из форм духовного наследия.
Национальное воспитание немыслимо без изучения истории своего
народа,
невозможно
развить
чувство
патриотизма
у
подрастающего
поколения без знания прошлого. Воспитание должно базироваться на
общечеловеческих
ценностях
принятых
в
обществе
на
протяжении
многовековой
истории,
примерами
должны
служить
выдающиеся
исторические личности, внесшие весомый вклад в развитие республики,
сохранении мира, развитии культуры и искусства.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале
мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную,
и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности
требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы,
когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке.
Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических
материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они
помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать
свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный
запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для
этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как
память, внимание, умение анализировать.
К. Д. Ушинский высоко оценивал роль родного языка в духовном и
нравственном развитии человека. Пользуясь языком как средством общения,
ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий мир и
самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Владение
культурой речи, умение выражать содержательно и логично свои мысли
являются необходимыми условиями формирования интеллектуально и
духовно развитой личности. Именно поэтому в теории Ушинского родной
язык выступает как один из основных факторов воспитания и развития
ученика как личности. Он указывал на неизмеримое значение родного языка
в формировании подрастающих поколений, которые вместе с языком
усваивают продукты духовного развития, пройденного народом в его
«тысячелетнем историческом движении». «Отнимите у народа все — и он
все может вернуть, но отнимите язык, и он никогда более уже не создаст
его». Первый опыт общения ребенок получает уже в младенческом возрасте,
поэтому все те, кто окружает ребенка с рождения, являются его первыми
учителями в освоении родного языка.
С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и
дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и
лесов.
Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни
своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не
только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня
изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни
детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в
воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни
у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного
языка в развитии личности ученика.
Родной язык является неисчерпаемо богатым. Существует связь между
историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются
отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык,
каждое
новое
поколение
усваивает
мысли,
чувства,
историю
тысяч
предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные
звуки, а впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку
окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с
обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и
эстетике. Язык – величайший народный наставник.
Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к
культурному наследию, духовным ценностям народа, играют уроки родного
языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного
народа.
Следует помнить, что без знания языка, без уважительного отношения к
духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно
формировать личность гражданина многонационального государства. А
будущий гражданин – наш сегодняшний ученик.