Напоминание

"Технология целеполагания при реализации требований ФГОС СПО"


Автор: Селезнева Людмила Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РО "КТСИА"
Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский
Наименование материала: статья
Тема: "Технология целеполагания при реализации требований ФГОС СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Глава 2 "Ошибки целеполагания".

Давайте,

прежде

чем

приступить

непосредственно

к

освоению

техники

эффективного целеполагания определим, почему привычные нам методы определения

целей не приводят к запланированным результатам. Ясно, что определение цели

методом «тыка» может только случайно закончиться успехом, но, ведь, и другие

доморощенные системы очень часто отправляют наши усилия «в молоко». Чтобы

определить, почему так происходит, разберем наиболее часто встречающиеся ошибки

постановки цели.

Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не

позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в

какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата

деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым

материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку,

описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которые

можно

реально

опознать.

Такие

цели

называются

диагностичными

(диагностируемыми,

диагностическими,

или

операциональными.

Примеры

формулировок диагностичных целей обучения можно посмотреть в известной

педагогам таксономии Б.С. Блума и подобных разработках других авторов.

Глобализация цели. Заявленная цель классного часа – воспитание толерантности у

обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку за один классный час этого не

достичь,

необходима

полноценная

программа,

состоящая

из

комплекса

взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели, достижение

которых, своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности.

Сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда

есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объемной цели или

даже цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели тоже имеет смысл,

но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность

образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели воспитания и

развития, ограничиваясь только предметными целями.

Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от

интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим

потребностям обучающихся, без объяснения практической значимости цели для

важных сторон жизни. Цель навязана обучающимся извне, без учета их интересов, их

мотивов.

Нечетко поставленные, непонятные для обучающихся, размытые, недостаточно

конкретные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

Неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает не

точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и

деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению

желаемой ситуации.

Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель-пожелание или

цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы поработать в

этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного

предмета» и т.д.

Подмена цели задачей или темой. Представим обычный урок. Учитель говорит, что

сегодня цель урока - изучить целеполагание. И все обучающиеся дружно в течение 45

отведенных минут изучают целеполагание. Поизучали чего-то, вышли из класса и

забыли. Отдохнули на переменке и пошли изучать следующую тему следующего

урока. С аналогичным результатом. Целеполагание – это тема курса. Цель данного

курса – не изучение целеполагания, а приобретение конкретных умений по

целеполаганию.

Еще пример подобной цели – помыть окна в классе. Нарушители учебной

дисциплины, оставленные в наказание после уроков, с удовольствием развели грязь на

стеклах и спокойно отчитались классному руководителю о выполненной работе.

Причем, они были абсолютно честны, говоря, что цель достигнута – окна помыты. Но

помыть окна – это задача, а цель – чистые стекла и рамы, без разводов, пятен и

потёков. Что поставили в качестве цели, то и получили.

Часто учителя путаются в терминах и понятиях целей и задач.

Давайте разберемся, в чем состоит отличие цели от задачи. Для того, чтобы

отличить цель от задачи необходимо прибегнуть к здравому смыслу и имеющейся

формулировке. Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а

задача как процесс. Например, цель: «Я владею (овладел(а) техникой целеполагания».

Для того чтобы достичь этой цели мне пришлось решить несколько задач:

Найти курс по целеполаганию

Записаться на него.

Пройти обучение.

Апробировать полученные знания и умения.

Сдать итоговое задание.

Успешно решив все эти задачи, я достиг(ла) поставленной цели.

Таким образом, цель отвечает на вопрос «Что сделано?», а задача – «Что надо

сделать?» Сравните две формулировки цели: «Освоить технику целеполагания», и

«Мною освоена техника целеполагания». Чувствуете разницу? Какая формулировка

Вас тянет, притягивает своей, совершенно определенной, завершенностью? Освоить –

начну когда-нибудь, при условии, возможно получиться и т.д. Освоена – значит,

освоена, разговоры закончены, надо действовать, т.е., решать поставленные задачи и

двигаться к магниту – цели!

Если цель – это конкретная мишень, точное определение желаемого для Вас

состояния, то и описывать надо соответствующим образом, ведь, желаемое состояние

– это когда «техника освоена», т.е. я владею данной техникой, умею ее применять на

практике, грамотно формулирую цели, а не «мне еще предстоит ее освоить».

Формулируя цель как «уже имею», «уже знаю», «уже освоил», «уже владею» вы

задается вектор действия и наполняете свои действия и действия обучающихся

энергетическим зарядом. Поэтому, есть очевидный смысл формулировать цель как

завершенное действие, как уже достигнутый результат.

Конечно,

это

непривычная

постановка

цели,

поскольку

в

формальном

планировании мы привыкли ставить цель несовершенным глаголом. Но пришла пора

переходить от формального планирования к реальному (Подробно о реальном

планировании в книге «Образовательные технологии новых стандартов. Часть 3.

Социальное проектирование в школе») и новая постановка цели – это один из

необходимых шагов.

Завершая данную главу, необходимо сказать, что здесь приведен, конечно, не

полный перечень встречающихся ошибок целеполагания, но и он достаточно

убедительно показывает, что есть реальные сложности в понимании целей и их

грамотной постановке.

На сегодня это все. Можно перейти к выполнению третьего практического задания.

Практическое задание 3.

Проанализируйте цели, которые вы ставите в своей работе. Нет ли в них тех

ошибок, которые мы сейчас рассмотрели?

Откройте Ваш рабочий журнал, и просканируйте записанные в нем формулировки

целей, которые вы сформулировали в прошлом практическом задании, сравнивая их с

приведенными в данной главе типичными ошибками целеполагания. Все ли в порядке

с Вашими формулировками?

________________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет», 2013

© Автор курса: Т.В.Лазарев, 2013



В раздел образования