Автор: Богомолова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 316 комбинированного вида"
Населённый пункт: Город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие по городу Светофория
Раздел: дошкольное образование
Логопедическое занятие с элементами логоритмики в старшей группе с
детьми с тяжелыми нарушениями речи
«Путешествие по городу Светофория»
Цель: преодоление проблемы речевого развития путем развития, воспитания
и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Образовательные:
-формирование готовности к совместной деятельности
-закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге и в
общественном транспорте, дорожных знаках
-обогащение словарного запаса детей по лексическим темам «Правила
поведения на дороге», «Транспорт»
-учить детей отгадывать загадку
Коррекционно-развивающие:
-развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного
решения общих задач
-развитие просодической стороны речи
-развитие артикуляционных и мимических движений
-развитие слухового внимания
-развитие координации движений и моторных функций
-развитие мелкой моторики рук
-развитие двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием
движений, с пространственной организацией тела
-развитие межполушарного взаимодействия
-развивать умение ритмично двигаться в соответсвии с характером музыки
-развитие речевого дыхания
-развитие связной речи
Воспитательные:
-воспитание чувства коллективизма
-воспитание способности переключаться с одного поля деятельности на
другое
-способствовать закреплению форм адекватного поведения на улице, в
транспорте.
Организационный момент (3- 4мин)
Воспитатель:
-Рано утром мы встаем…
-Дружно в детский сад идем.
-По тропинкам и дорожкам…
-Зашагали наши ножки
-Красный трамвай по рельсам бежит
-Нас в детский садик мигом домчит.
-Автомобили по улицам бегут
- Мальчиков и девочек
С ветерком везут! ( Бег врассыпную)
-Ехали, ехали,
Дети:
-Рано утром мы встаем...
- Дружно в детский сад идем.
(Ходьба по кругу)
-По тропинкам и дорожкам
(Ходьба на носочках)
- Зашагали наши ножки»
-Красный трамвай по рельсам
бежит
(ходьба с притопыванием)
- Нас в детский садик мигом
домчит.
-Автомобили по улицам бегут
(Бег врассыпную по залу)
- Мальчиков и девочек
С ветерком везут! ( Бег
врассыпную)
-Наконец доехали.
(Дети строятся в шахматном
порядке на свои места.)
Воспитатель: Вы слышали, дети, есть на белом свете,
Город Светофория! Он в гости нас зовет!
Разный там народ живет: и шофер, и пешеход,
И машина, и трамвай, только ты там не зевай!
- Предлагаю вам, ребята, сегодня отправиться в город Светофория.
1.
Основная часть
Воспитатель: Но прежде, чем мы отправимся на прогулку по этому городу,
давайте с помощью пальчиков расскажем, какой транспорт мы знаем.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Много транспорта на свете,
Знают взрослые и дети. (кулак /ладонь)
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем транспорт называть: (делают колечки)
Трамвай, метро и самолет,
Корабль и вертолет,
Автобус, лодка и мопед,
Ракета и велосипед (загибают пальцы на правой и левой руке)
Все пальцы мы в кулак зажали – (показывают руки в кулачках)
Много транспорта назвали. (хлопают)
Воспитатель: На чем мы поедем сегодня, вы должны угадать.
Дом с колесами бывает,
Кто название угадает?
Пассажиры гости в нем,
Окна, двери, все при нем.
Деток возит на учебу,
Называется ...(Автобус)
Логопед: Автобус к нам уже подъехал, двери открываются.
Дыхательное
упражнение «Двери открываются»
Воспитатель:
У автобуса открываются двери: ф-ф-ф-ф-ф
Вдох через нос, на выдохе произносим: ф-ф-ф-ф-ф-ф
(Дети выполняют дыхательное упражнение 2 раза)
Воспитатель: Уважаемые пассажиры, наш автобус необычный. На нем,
чтобы проехать до следующей остановки, нужно выполнить какое-нибудь
задание. Первое задание: ответить на вопросы кондуктора и получить
билеты.
Кондуктор: Какие вы знаете правила поведения в общественном
транспорте?
Дети:
-
Войти в транспорт надо спокойно, не отталкивая других пассажиров.
- В салоне автобуса нельзя бегать и играть.
- Нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие-нибудь
предметы.
- Если есть свободное место сесть или сесть к маме на колени.
- Если нет свободного места, нужно встать и крепко держаться руками за
поручень.
- Не отвлекать водителя может случиться авария.
- Уступать место старшим, пожилым людям, пассажирам с маленькими
детьми
.
Кондуктор (ребёнок): Все приобрели билеты. Ну что, поехали!
Игра « Автобус»
1.Вот мы в автобусе сидим (наклоны головы в сторону)
И сидим, и сидим. (хлопки по коленям)
И из окошечка глядим (прикладываем руки ко лбу и смотрим вправо и
влево)
Всё глядим!
2.Глядим назад, глядим вперёд (повороты головы в сторону)
Вот так вот, вот так вот!
Ну что ж автобус не везёт? ( Поднимаем плечи вверх)
Не везет?
3.Колёса закружились (круговые движения руками, от себя)
Вот так вот, вот так вот!
Вперёд мы покатились. Вот так вот.
4. А щётки по стеклу шуршат (руки согнуты в локтях, качают перед
собой)
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик.
Все капельки смести хотят.
Вжик-вжик, вжик!
5.А мы не просто так сидим (крутят руль и «бибикают»)
Бип - бип- бип, Бип-бип-бип!
Мы громко-громко все гудим.
Бип-бип-бип.
Пускай автобус наш тресет (покачивание туловища вправо и влево)
Вот так вот. Вот так вот.
Мы едем-едем все вперед. (круговые движения руками от себя)
Вот так вот.
И громко-громко все гудим
Бип-бип-бип. (крутят руль и «бибикают»)
Воспитатель: Первая остановка «Дорожная азбука». Выходим из автобуса.
Посмотрите, какая красивая улица и парк. Приглашаю вас прогуляться по
парку.
Психогимнастика.
Вот проехал самокат!
Дети – кат-кат (хлопки над головой и внизу)
А за ним промчался джип!
Дети – ип, ип (хлопки по коленям перекрестно)
А за ними вслед такси!
Дети – у-и, у-и (сжимают и разжимают кисти рук асинхронно)
И последняя «Ока»:
Дети -Кое-как – кое-как (вперевалку).
Воспитатель: Вам понравилась прогулка. Занимаем места в автобусе.
Чтобы наш автобус продолжил путь, вам нужно выполнить второе задание:
правильно расставить дорожные знаки. (4слайда)
Песня «Мы едем, едем, едим…» (переделанная)
Воспитатель: Вторая остановка «Светофор»». Выходим из автобуса.
Мы по городу шагаем (шагают на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры (сжимают и разжимают кулаки поочередно в согнутых локтях)
и машины (крутят руль)
Ярмарки и магазины (Руки над головой домиком)
Улицы, мосты. (Руки в стороны, а затем полочкой)
И деревья (Руки наверх), и кусты. (приседают на месте )
Любим по городу шагать (шагают по кругу)
Знаки дорожные изучать.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в каком порядке располагаются цвета
светофора?
Дети: Красный, желтый, зеленый.
Игра на внимание « Красный, желтый, зеленый»
Логопед: ( Берет шары: красный, жёлтый, зелёный) Сейчас мы с вами
потанцуем танец не простой, а «светофорный».
Подниму зеленый шарик – танцуйте весело.
Желтый – остановитесь и хлопайте.
Красный – погрозите друг другу пальцем (звучит веселая песенка).
(
Дети выполняют правильные движения в соответствии с цветом шара).
Воспитатель: Уважаемые пассажиры, автобус сломался.
Игра «Ремонт автобуса»
Воспитатель:
Превращаемся в механиков.
Дети:
Гайки крутим.
Раз, два, три,
Шины качаем:
Ш– Ш, Ш- Ш, Ш -Ш!
Колеса крепим.
Раз, два, три.
Вращение кистями
вытянутых рук.
Имитация работы насоса.
Наклон, круговые движения двумя
руками.
Стекла чистим:
Сь-Сь- Сь!
Имитация чистки стекол.
Мимическая гимнастика
Воспитатель:
- Поработали, устали, потянулись…Друг на друга посмотрели. Удивились!
Улыбнулись…и умылись! Дело сделано!
(Дети выполняют движения, молча, изображая мимикой эмоции
удивления, радости)
Воспитатель:
-
Ура! Дальше двигаться пора!
Чтобы вернуться в детский сад, нам нужно выполнить последнее задание.
Вспомнить, как правильно переходить дорогу.
Дети: Дорога не тропинка, (дети показывают узкую дорожку)
Дорога не канава. (показываю руками полукруг)
Сперва смотри налево, (прикладывают левую руку ко лбу и смотрят налево)
Потом смотри направо. (прикладывают правую руку ко лбу и смотрят
направо)
Ты внимательно смотри, (грозят пальцем)
Если нет машин – иди. (шагают на месте)
Воспитатель
:
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
З
анимайте
места в автобусе.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше
всего понравилось?
Воспитатель: Что бы вы хотели сказать взрослым и своим родителям?
Реб: Взрослые, запомните раз - навсегда:
Чтобы с нами не случилась беда,
Прежде, чем ехать, на пассажирское место
Установите детское кресло!
Реб: Пешеход, пешеход, ходит целый день народ.
Ты, водитель, не спеши, пешехода пропусти!
Реб: Посреди дороги дети,
Вы всегда за нас в ответе.
Чтоб не плакал наш родитель,
Будь внимательней, водитель!