Автор: Зайцева Надежда Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности (читательской и математической) в начальной школе у обучающихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
Формирование функциональной грамотности (читательской и математической) в началь-
ной школе у обучающихся с ОВЗ.
Цель формирования функциональной грамотности (читательской и математической) у обучаю-
щихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе:
обеспечить
способность младших школьников применять полученные в школе знания и умения для реше-
ния практических задач в повседневной жизни, обеспечить способность адаптироваться к изме-
няющимся условиям.
Задачи, направленные на достижение этой цели, включают развитие читательской грамотности:
-обучение детей работе с различными видами текстов (художественными, научными, учебными,
инструкциями,
картами
и
т.д.).
-формирование навыков понимания, анализа, интерпретации и оценки информации, содержа-
щейся
в
тексте.
-развитие умения извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее и исполь-
зовать
в
различных
ситуациях.
-формирование
критического
мышления
при
работе
с
информацией.
Задачи для достижения этой цели включают развитие математической грамотности:
-обучение детей применению математических знаний и навыков для решения практических за-
дач
в
повседневной
жизни.
-формирование умения анализировать, интерпретировать и использовать математическую ин-
формацию
(числа,
величины,
графики,
диаграммы).
-развитие умения планировать и оценивать результаты своих действий, связанных с математи-
ческими
вычислениями
и
расчетами.
-формирование умения применять математические знания в нестандартных ситуациях.
Функциональная грамотность – это не просто умение читать, писать и считать, а способность
применять эти знания в реальной жизни. Это значит:
понимать тексты (инструкции, договоры, новости, поиск необходимой информации);
решать практические задачи (рассчитать бюджет, разобраться в графике);
анализировать информацию и принимать осознанные решения.
Проще говоря, функционально грамотный человек умеет учиться, адаптироваться и действовать
в разных жизненных ситуациях.
Компоненты функциональной грамотности:
Читательская грамотность – понимание, интерпретация и оценка текстов, участие в социальной
жизни.
Естественно-научная грамотность – понимание законов природы и технологий.
Математическая грамотность – применение математики в быту и профессии.
Финансовая грамотность – управление деньгами, грамотное участие в экономической жизни.
Креативное мышление – умение находить нестандартные решения, создавать что-то новое или
по-новому.
Глобальные компетенции – понимание культурных и социальных процессов.
Формирование читательской грамотности.
1.Сотрудничество с родителями:
Рекомендации: читать вместе по 20–30 минут в день, обсуждать прочитанное, создание «чита-
тельской среды» – книги в свободном доступе, поощрение интереса к текстам.
2.Адаптация текстов и заданий:
Дети с ОВЗ часто испытывают трудности с восприятием сложных текстов, поэтому важно:
-добавлять визуальные опоры – картинки, схемы, пиктограммы(эмоции героев или эмоции по-
сле
чтения).
-делить текст на части – читать по абзацам с обсуждением, что произошло, что будет дальше.
-исправление ошибок - учитель намеренно искажает текст, дети находят несоответствия.
Пример: После чтения короткого рассказа можно предложить выбрать картинку, соответствую-
щую описанию, или ответить на вопрос: «Кто из героев поступил правильно/неправильно?»
3.
Многосенсорные методы обучения, чтобы задействовать разные каналы восприятия:
-аудирование
–
прослушивание
текста
с
последующим
пересказом.
-драматизацию
–
чтение
диалогов
по
ролям
выразительно.
-мнемотехники – ассоциативные карточки для лучшего понимания и запоминания (стихи).
4. Совместное обсуждение.
Вместо
механического
чтения
–
вовлекаем
ребенка
в
диалог:
-задаем
вопросы
по
тексту
(«Как
ты
думаешь,
почему
герой
так
поступил?»)
-предсказываем
события
(«Что
может
случиться
дальше?»)
-связываем с личным опытом («А у тебя была похожая ситуация?»)
-вопросы от героя - персонаж задает вопросы о прочитанном (через я - повышает вовлечен-
ность).
Пример: После чтения рассказа о дружбе обсудить: «Как бы ты помог другу в такой ситуации?
»
5.Визуальные приемы.
-Картинный план - создание последовательности иллюстраций к тексту; восстановление поряд-
ка картинок после чтения.
-Лента времени - визуализация событий текста на временной шкале (подходит для повествова-
тельных текстов).
-Схема-помощница - алгоритмы-подсказки: "Кто? → Что сделал? → Почему? → Какой?»
-Диалог с текстом
- маркировка текста значками
для развития критического мышления:
✓
- знаю ? - не понял ! - интересно
-Схема «Сходства и различия».
-Антонимичные пары-характеристики персонажей.
Формирование математической грамотности.
1.Конкретность и наглядность.
-использование реальных предметов (монеты, линейки, палочки счетные)
-максимальная визуализация задач (таблицы, графики, схемы, рисунки)
2.Практическая направленность - связь с бытовыми ситуациями (покупки, время, измерения).
Решение практических задач: измерение роста одноклассников, расчет стоимости покупки в
столовой, в магазине, расчет длительности учебного дня, взвешивание продуктов, определение
температуры/времени- термометр, часы
3.Мультисенсорный подход - задействование тактильных, слуховых каналов
4.Пошаговость и дробление
-разбивка сложных задач на простые этапы (задачи по действиям)
-алгоритмы для решения
5.Визуальное изображение математических действий.
6.Мнемотехники для запоминания:
-стихи-считалки про таблицу умножения
-ассоциативные карточки (цифра → образ)