Напоминание

Формирование функциональной грамотности (читательской и математической) в начальной школе у обучающихся с ОВЗ.


Автор: Зайцева Надежда Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности (читательской и математической) в начальной школе у обучающихся с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование функциональной грамотности (читательской и математической) в началь-

ной школе у обучающихся с ОВЗ.

Цель формирования функциональной грамотности (читательской и математической) у обучаю-

щихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в начальной школе:

обеспечить

способность младших школьников применять полученные в школе знания и умения для реше-

ния практических задач в повседневной жизни, обеспечить способность адаптироваться к изме-

няющимся условиям.

Задачи, направленные на достижение этой цели, включают развитие читательской грамотности:

-обучение детей работе с различными видами текстов (художественными, научными, учебными,

инструкциями,

картами

и

т.д.).

-формирование навыков понимания, анализа, интерпретации и оценки информации, содержа-

щейся

в

тексте.

-развитие умения извлекать из текста необходимую информацию, преобразовывать ее и исполь-

зовать

в

различных

ситуациях.

-формирование

критического

мышления

при

работе

с

информацией.

Задачи для достижения этой цели включают развитие математической грамотности:

-обучение детей применению математических знаний и навыков для решения практических за-

дач

в

повседневной

жизни.

-формирование умения анализировать, интерпретировать и использовать математическую ин-

формацию

(числа,

величины,

графики,

диаграммы).

-развитие умения планировать и оценивать результаты своих действий, связанных с математи-

ческими

вычислениями

и

расчетами.

-формирование умения применять математические знания в нестандартных ситуациях.

Функциональная грамотность – это не просто умение читать, писать и считать, а способность

применять эти знания в реальной жизни. Это значит:

понимать тексты (инструкции, договоры, новости, поиск необходимой информации);

решать практические задачи (рассчитать бюджет, разобраться в графике);

анализировать информацию и принимать осознанные решения.

Проще говоря, функционально грамотный человек умеет учиться, адаптироваться и действовать

в разных жизненных ситуациях.

Компоненты функциональной грамотности:

Читательская грамотность – понимание, интерпретация и оценка текстов, участие в социальной

жизни.

Естественно-научная грамотность – понимание законов природы и технологий.

Математическая грамотность – применение математики в быту и профессии.

Финансовая грамотность – управление деньгами, грамотное участие в экономической жизни.

Креативное мышление – умение находить нестандартные решения, создавать что-то новое или

по-новому.

Глобальные компетенции – понимание культурных и социальных процессов.

Формирование читательской грамотности.

1.Сотрудничество с родителями:

Рекомендации: читать вместе по 20–30 минут в день, обсуждать прочитанное, создание «чита-

тельской среды» – книги в свободном доступе, поощрение интереса к текстам.

2.Адаптация текстов и заданий:

Дети с ОВЗ часто испытывают трудности с восприятием сложных текстов, поэтому важно:

-добавлять визуальные опоры – картинки, схемы, пиктограммы(эмоции героев или эмоции по-

сле

чтения).

-делить текст на части – читать по абзацам с обсуждением, что произошло, что будет дальше.

-исправление ошибок - учитель намеренно искажает текст, дети находят несоответствия.

Пример: После чтения короткого рассказа можно предложить выбрать картинку, соответствую-

щую описанию, или ответить на вопрос: «Кто из героев поступил правильно/неправильно?»

3.

Многосенсорные методы обучения, чтобы задействовать разные каналы восприятия:

-аудирование

прослушивание

текста

с

последующим

пересказом.

-драматизацию

чтение

диалогов

по

ролям

выразительно.

-мнемотехники – ассоциативные карточки для лучшего понимания и запоминания (стихи).

4. Совместное обсуждение.

Вместо

механического

чтения

вовлекаем

ребенка

в

диалог:

-задаем

вопросы

по

тексту

(«Как

ты

думаешь,

почему

герой

так

поступил?»)

-предсказываем

события

(«Что

может

случиться

дальше?»)

-связываем с личным опытом («А у тебя была похожая ситуация?»)

-вопросы от героя - персонаж задает вопросы о прочитанном (через я - повышает вовлечен-

ность).

Пример: После чтения рассказа о дружбе обсудить: «Как бы ты помог другу в такой ситуации?

»

5.Визуальные приемы.

-Картинный план - создание последовательности иллюстраций к тексту; восстановление поряд-

ка картинок после чтения.

-Лента времени - визуализация событий текста на временной шкале (подходит для повествова-

тельных текстов).

-Схема-помощница - алгоритмы-подсказки: "Кто? → Что сделал? → Почему? → Какой?»

-Диалог с текстом

- маркировка текста значками

для развития критического мышления:

- знаю ? - не понял ! - интересно

-Схема «Сходства и различия».

-Антонимичные пары-характеристики персонажей.

Формирование математической грамотности.

1.Конкретность и наглядность.

-использование реальных предметов (монеты, линейки, палочки счетные)

-максимальная визуализация задач (таблицы, графики, схемы, рисунки)

2.Практическая направленность - связь с бытовыми ситуациями (покупки, время, измерения).

Решение практических задач: измерение роста одноклассников, расчет стоимости покупки в

столовой, в магазине, расчет длительности учебного дня, взвешивание продуктов, определение

температуры/времени- термометр, часы

3.Мультисенсорный подход - задействование тактильных, слуховых каналов

4.Пошаговость и дробление

-разбивка сложных задач на простые этапы (задачи по действиям)

-алгоритмы для решения

5.Визуальное изображение математических действий.

6.Мнемотехники для запоминания:

-стихи-считалки про таблицу умножения

-ассоциативные карточки (цифра → образ)



В раздел образования