Напоминание

Профессиональная направленность обучения на уроках химии


Автор: Плиева Эльвира Павловна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ "Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж"
Населённый пункт: г. Ардон, РСО-Алания
Наименование материала: Доклад
Тема: Профессиональная направленность обучения на уроках химии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГАПОУ «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж»

Доклад

по теме: «Профессиональная направленность

обучения на уроках химии»

Подготовила преподаватель

химии СКАТК Плиева Э.П.

1

«Профессиональная направленность обучения на уроках химии»

Профессиональная направленность - это принцип, руководствуясь которым

можно создать систему педагогической работы по обучению, воспитанию и

развитию обучающихся, способствующую оптимальному овладению избранной

ими профессии и формированию профессионально направленной личности

молодого рабочего.

Принцип профессиональной направленности реализуется не только в

процессе педагогической работы по формированию профессионально

направленной личности, но и путем межпредметных связей.

Важнейшими структурными компонентами профессионально направленной

личности являются:

1.

Предметная (познавательная) направленность, связанная с овладением

обучающимися профессионально значимыми знаниями и умениями,

необходимыми для оптимального освоения избранной ими профессии.

2.

Социальная (идейно-нравственная) направленность, связанная с

приобретением обучающимися важнейшего для личности свойства - социальной и

психофизиологической направленности на профессиональную деятельность.

Курс химии в образовательных учреждениях начального и среднего

профессионального образования изучается по специализированному учебнику,

предназначенному для профессий и специальностей технического профиля,

разработанному авторами: О.С.Габриелян и И.Г.Остроумовым. Содержание

учебника соответствует федеральному компоненту государственного

образовательного стандарта по химии базового уровня и предоставляет материал

профильного и профессионально значимого содержания, который выделен

другим шрифтом. Но при изучении отдельных тем в группах разных профессий

необходимо более подробно остановиться на отдельных моментах.

Рассмотрим межпредметные связи химии в группах строительного профиля.

Они строятся на основе предметов профессионально-технического цикла -

материаловедческих, электрохимических, технологических процессов, изучаемых

по специальным предметам.

Изучение химии в группах строительного профиля тесно связано с курсом

материаловедения и производственной практикой обучающихся. При отборе

учебного материала по химии с профессиональной направленностью ставятся

задачи:

2

ознакомить обучающихся с основными достижениями химической науки в

создании строительных материалов и применении их на производстве;

активизировать познавательную деятельность обучающихся, убедить их в

том, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к

выбранной профессии и должны использоваться в их производственной

деятельности.

Например, на первом курсе в разделе «Общая и неорганическая химия» мы

повторяем тему «Подгруппа азота», здесь обращаем внимание на применение

нашатырного спирта для изготовления казеинового клея, эмульсий. Рассказывая о

кислородных соединениях фосфора, обращаем внимание обучающихся на то, что

оксид фосфора (V) Р

2

О

5

применяется для определения паропроницаемости

лакокрасочной пленки.

Тема «Подгруппа углерода» наиболее интересна с точки зрения

профессиональной направленности предмета. Она тесно связана с

материаловедением, спецтехнологией и производственным обучением. Элементы

этой подгруппы образуют множество соединений, применяемых в строительном

деле. При рассмотрении аллотропных видоизменений углерода обучающиеся

вспоминают, что графит относится к серым пигментам, применяется при

составлении колеров всех видов в качестве заменителя. Кроме того, графит

используется для натирки металлических поверхностей, подвергающихся

нагреванию, благодаря чему их поверхность становится похожей на

полированную. Это применение графита важно не только группам строительного

профиля, но и автомеханикам.

В курсе материаловедения обучающиеся получают представление о саже.

Сажу называют чернью (черным пигментом). При изучении оксидов углерода мы

показываем роль СО

2

в строительных работах. Повторяя соли угольной кислоты,

мы конкретными примерами иллюстрируем широкое применение солей в

качестве строительных материалов. Например, мел является составной частью

грунтовок, шпатлевок, паст, известковых окрасочных растворов, клеевых

составов. Мрамор, имеющий микрокристаллическую структуру, обладает

высокой твердостью, хорошо пилится, шлифуется, полируется. Применяется в

строительстве для отделки станций метро, внутренних помещений зданий, в

сантехнике.

Известняк используется в промышленности строительных материалов, для

производства негашеной извести и цемента.

В разделе «Силикатная промышленность» большая роль отводится

кислородным соединениям кремния. Изучение соединений кремния мы связываем

с использованием в строительном деле песка, глины, асбеста, применением в

3

столярном деле кварца и карборунда. Рассматриваем процесс получения

натриевого и калиевого растворимого стекла. Обчающиеся должны знать, что в

малярных работах применяют в основном калиевое стекло, т.к . при

использовании натриевого стекла на окрашенной поверхности появляются белые

налеты. Эта тема важна также и для керамистов, которые рассматриваю состав и

свойства керамики, фаянса и фарфора.

Более подробно рассматриваем цемент – важнейший современный

строительный материал. В курсе материаловедения изучению цементов и бетонов

отводится большое место. Но мы рассматриваем химический состав цемента, его

основные компоненты, свойства, на которых основано его применение в

строительстве.

Также идет повторение тем: «Металлы», «Сплавы», «Металлургия» с

соединениями Na, К, Са, Al, Fe и др. будущие рабочие практически всех

специальностей встречаются постоянно в производственной практике. Богатый

материал для установления связи химии с материаловедением дает изучение

соединений кальция. СаО - оксид кальция является главной составной частью

известняка, которая в строительстве встречается в различных видах: негашеная

известь, молотая негашеная известь, известь-пушонка и др.

На уроках химии подробно рассматривается процесс гашения извести и

«схватываения» её, записываются уравнения реакций. К соединениям кальция

относится и гипс. Этот материал нужен не только будущим строителям и

малярам, но и керамистам. Для строителей важен и алебастр (строительный гипс).

При изучении металлургических процессов особое внимание обращаем на то,

что все деревообрабатывающие станки, станочный инструмент, шурупы, болты,

гвозди, петли и т.д., значительная часть мебельной фурнитуры, детали

автомобилей, детали в ручном инструменте изготовляют из черных и реже из

цветных металлов, из чугуна и стали.

При изучении алюминия отмечаем, что по масштабам применения в

строительстве и мебельном производстве алюминий среди цветных металлов

занимает первое место. Его используют и в чистом виде и в виде сплавов.

Химия важна и нужна не только ребятам строительного профиля, но и

автомеханикам. Например, при повторении темы «Оксиды» обучающиеся

отвечают на такие вопросы как, например: Почему оксид углерода (II) (СО),

оксиды азота и серы являются загрязнителями атмосферного воздуха? Какое

свойство делает их загрязнителями воздуха? (Ответом служит - токсичность этих

веществ) Приведите примеры ядовитых веществ, входящих в состав выхлопных

газов автомобилей. (Соединения свинца, оксиды серы, СО, оксиды азота,

альдегиды и др.) Перед учащимися ставится проблемная ситуация: Как

4

уменьшить содержание ядовитых веществ в отработавших газах автомобилей, что

для этого надо сделать?

Не только неорганические, но и органические соединения используются в

строительстве, мебельном производстве, профессии автомеханика и

газосварщика. Межпредметная связь осуществляется на втором курсе при

изучении таких тем как «Строение и свойства предельных, непредельных и

ароматических углеводородов», «Получение и применение ацетилена»,

«Природные источники углеводородов», «Нефть. Переработка нефти»,

«Полимеры и пластмассы» и др.

При объяснении технологии получения электроизоляционных материалов

(минеральных масел) перегонкой нефти используются знания учащихся из курса

электроматериаловедения и проводится с ними беседа о химическом составе и

способах переработке нефти. Подобным образом строятся уроки по изучению

полимеров (полиэтилена, полистирола, поливинилхлорида и др.), увязывается

знакомый учащимся материал о полимеризационных и поликонденсационных

органических диэлектриках, их характеристиках, об областях применения в

строительстве и электротехнике.

При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы

работы, как подготовка обучающимися докладов, рефератов,

индивидуальных проектов, проведение научно-практических конференций.

Обучающимся заранее предлагаются темы:

Химия - строительству;

Оксиды и соли как строительные материалы;

Применение суспензий и эмульсий в строительстве;

Силикатная промышленность - строительству,

Производство цемента;

Керамика;

Соединения кальция в строительстве;

История гипса;

Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;

Применение полимеров в строительстве;

Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия и т.д.

Очень эффективны как вид учебной деятельности самостоятельные работы

обучающихся. Большую помощь преподавателю в проведении таких работ

оказывают карточки-задания с производственным содержанием. Их можно

использовать на всех этапах урока при актуализации знаний учащихся, в процессе

изучении нового материала, для закрепления полученных знаний учащихся, а

также как средство контроля знаний учащихся. Карточками-заданиями можно

5

пользоваться на консультациях для дифференцированной работы как с

неуспевающими, так и с сильными обучающимися.

Приведу примеры некоторых из них:

1.

Определить объем оксида углерода (IV), требуемый для «схватывания»

гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100г. Карбоната

кальция.

2.

Какие металлы и сплавы находят наибольшее применение в

строительном деле? Какие свойства этих металлов имеют наибольшее значение?

Таким образом, овладение профессией и основами химии составляет единый

учебно-воспитательный процесс, способствующий повышению

профессиональной подготовки обучающихся. Изучение химии не только помогает

получать знания по спецпредметам , но и дополнят и углубят их.

6



В раздел образования