Автор: Плиева Эльвира Павловна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ "Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж"
Населённый пункт: г. Ардон, РСО-Алания
Наименование материала: Доклад
Тема: Профессиональная направленность обучения на уроках химии
Раздел: среднее профессиональное
ГАПОУ «Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж»
Доклад
по теме: «Профессиональная направленность
обучения на уроках химии»
Подготовила преподаватель
химии СКАТК Плиева Э.П.
1
«Профессиональная направленность обучения на уроках химии»
Профессиональная направленность - это принцип, руководствуясь которым
можно создать систему педагогической работы по обучению, воспитанию и
развитию обучающихся, способствующую оптимальному овладению избранной
ими профессии и формированию профессионально направленной личности
молодого рабочего.
Принцип профессиональной направленности реализуется не только в
процессе педагогической работы по формированию профессионально
направленной личности, но и путем межпредметных связей.
Важнейшими структурными компонентами профессионально направленной
личности являются:
1.
Предметная (познавательная) направленность, связанная с овладением
обучающимися профессионально значимыми знаниями и умениями,
необходимыми для оптимального освоения избранной ими профессии.
2.
Социальная (идейно-нравственная) направленность, связанная с
приобретением обучающимися важнейшего для личности свойства - социальной и
психофизиологической направленности на профессиональную деятельность.
Курс химии в образовательных учреждениях начального и среднего
профессионального образования изучается по специализированному учебнику,
предназначенному для профессий и специальностей технического профиля,
разработанному авторами: О.С.Габриелян и И.Г.Остроумовым. Содержание
учебника соответствует федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта по химии базового уровня и предоставляет материал
профильного и профессионально значимого содержания, который выделен
другим шрифтом. Но при изучении отдельных тем в группах разных профессий
необходимо более подробно остановиться на отдельных моментах.
Рассмотрим межпредметные связи химии в группах строительного профиля.
Они строятся на основе предметов профессионально-технического цикла -
материаловедческих, электрохимических, технологических процессов, изучаемых
по специальным предметам.
Изучение химии в группах строительного профиля тесно связано с курсом
материаловедения и производственной практикой обучающихся. При отборе
учебного материала по химии с профессиональной направленностью ставятся
задачи:
2
ознакомить обучающихся с основными достижениями химической науки в
создании строительных материалов и применении их на производстве;
активизировать познавательную деятельность обучающихся, убедить их в
том, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к
выбранной профессии и должны использоваться в их производственной
деятельности.
Например, на первом курсе в разделе «Общая и неорганическая химия» мы
повторяем тему «Подгруппа азота», здесь обращаем внимание на применение
нашатырного спирта для изготовления казеинового клея, эмульсий. Рассказывая о
кислородных соединениях фосфора, обращаем внимание обучающихся на то, что
оксид фосфора (V) Р
2
О
5
применяется для определения паропроницаемости
лакокрасочной пленки.
Тема «Подгруппа углерода» наиболее интересна с точки зрения
профессиональной направленности предмета. Она тесно связана с
материаловедением, спецтехнологией и производственным обучением. Элементы
этой подгруппы образуют множество соединений, применяемых в строительном
деле. При рассмотрении аллотропных видоизменений углерода обучающиеся
вспоминают, что графит относится к серым пигментам, применяется при
составлении колеров всех видов в качестве заменителя. Кроме того, графит
используется для натирки металлических поверхностей, подвергающихся
нагреванию, благодаря чему их поверхность становится похожей на
полированную. Это применение графита важно не только группам строительного
профиля, но и автомеханикам.
В курсе материаловедения обучающиеся получают представление о саже.
Сажу называют чернью (черным пигментом). При изучении оксидов углерода мы
показываем роль СО
2
в строительных работах. Повторяя соли угольной кислоты,
мы конкретными примерами иллюстрируем широкое применение солей в
качестве строительных материалов. Например, мел является составной частью
грунтовок, шпатлевок, паст, известковых окрасочных растворов, клеевых
составов. Мрамор, имеющий микрокристаллическую структуру, обладает
высокой твердостью, хорошо пилится, шлифуется, полируется. Применяется в
строительстве для отделки станций метро, внутренних помещений зданий, в
сантехнике.
Известняк используется в промышленности строительных материалов, для
производства негашеной извести и цемента.
В разделе «Силикатная промышленность» большая роль отводится
кислородным соединениям кремния. Изучение соединений кремния мы связываем
с использованием в строительном деле песка, глины, асбеста, применением в
3
столярном деле кварца и карборунда. Рассматриваем процесс получения
натриевого и калиевого растворимого стекла. Обчающиеся должны знать, что в
малярных работах применяют в основном калиевое стекло, т.к . при
использовании натриевого стекла на окрашенной поверхности появляются белые
налеты. Эта тема важна также и для керамистов, которые рассматриваю состав и
свойства керамики, фаянса и фарфора.
Более подробно рассматриваем цемент – важнейший современный
строительный материал. В курсе материаловедения изучению цементов и бетонов
отводится большое место. Но мы рассматриваем химический состав цемента, его
основные компоненты, свойства, на которых основано его применение в
строительстве.
Также идет повторение тем: «Металлы», «Сплавы», «Металлургия» с
соединениями Na, К, Са, Al, Fe и др. будущие рабочие практически всех
специальностей встречаются постоянно в производственной практике. Богатый
материал для установления связи химии с материаловедением дает изучение
соединений кальция. СаО - оксид кальция является главной составной частью
известняка, которая в строительстве встречается в различных видах: негашеная
известь, молотая негашеная известь, известь-пушонка и др.
На уроках химии подробно рассматривается процесс гашения извести и
«схватываения» её, записываются уравнения реакций. К соединениям кальция
относится и гипс. Этот материал нужен не только будущим строителям и
малярам, но и керамистам. Для строителей важен и алебастр (строительный гипс).
При изучении металлургических процессов особое внимание обращаем на то,
что все деревообрабатывающие станки, станочный инструмент, шурупы, болты,
гвозди, петли и т.д., значительная часть мебельной фурнитуры, детали
автомобилей, детали в ручном инструменте изготовляют из черных и реже из
цветных металлов, из чугуна и стали.
При изучении алюминия отмечаем, что по масштабам применения в
строительстве и мебельном производстве алюминий среди цветных металлов
занимает первое место. Его используют и в чистом виде и в виде сплавов.
Химия важна и нужна не только ребятам строительного профиля, но и
автомеханикам. Например, при повторении темы «Оксиды» обучающиеся
отвечают на такие вопросы как, например: Почему оксид углерода (II) (СО),
оксиды азота и серы являются загрязнителями атмосферного воздуха? Какое
свойство делает их загрязнителями воздуха? (Ответом служит - токсичность этих
веществ) Приведите примеры ядовитых веществ, входящих в состав выхлопных
газов автомобилей. (Соединения свинца, оксиды серы, СО, оксиды азота,
альдегиды и др.) Перед учащимися ставится проблемная ситуация: Как
4
уменьшить содержание ядовитых веществ в отработавших газах автомобилей, что
для этого надо сделать?
Не только неорганические, но и органические соединения используются в
строительстве, мебельном производстве, профессии автомеханика и
газосварщика. Межпредметная связь осуществляется на втором курсе при
изучении таких тем как «Строение и свойства предельных, непредельных и
ароматических углеводородов», «Получение и применение ацетилена»,
«Природные источники углеводородов», «Нефть. Переработка нефти»,
«Полимеры и пластмассы» и др.
При объяснении технологии получения электроизоляционных материалов
(минеральных масел) перегонкой нефти используются знания учащихся из курса
электроматериаловедения и проводится с ними беседа о химическом составе и
способах переработке нефти. Подобным образом строятся уроки по изучению
полимеров (полиэтилена, полистирола, поливинилхлорида и др.), увязывается
знакомый учащимся материал о полимеризационных и поликонденсационных
органических диэлектриках, их характеристиках, об областях применения в
строительстве и электротехнике.
При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы
работы, как подготовка обучающимися докладов, рефератов,
индивидуальных проектов, проведение научно-практических конференций.
Обучающимся заранее предлагаются темы:
Химия - строительству;
Оксиды и соли как строительные материалы;
Применение суспензий и эмульсий в строительстве;
Силикатная промышленность - строительству,
Производство цемента;
Керамика;
Соединения кальция в строительстве;
История гипса;
Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;
Применение полимеров в строительстве;
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия и т.д.
Очень эффективны как вид учебной деятельности самостоятельные работы
обучающихся. Большую помощь преподавателю в проведении таких работ
оказывают карточки-задания с производственным содержанием. Их можно
использовать на всех этапах урока при актуализации знаний учащихся, в процессе
изучении нового материала, для закрепления полученных знаний учащихся, а
также как средство контроля знаний учащихся. Карточками-заданиями можно
5
пользоваться на консультациях для дифференцированной работы как с
неуспевающими, так и с сильными обучающимися.
Приведу примеры некоторых из них:
1.
Определить объем оксида углерода (IV), требуемый для «схватывания»
гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100г. Карбоната
кальция.
2.
Какие металлы и сплавы находят наибольшее применение в
строительном деле? Какие свойства этих металлов имеют наибольшее значение?
Таким образом, овладение профессией и основами химии составляет единый
учебно-воспитательный процесс, способствующий повышению
профессиональной подготовки обучающихся. Изучение химии не только помогает
получать знания по спецпредметам , но и дополнят и углубят их.
6