Автор: Сапунова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Яйский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область- Кузбасс, Яйский район ,п.г.т. Яя
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Квест, как одна из форм образовательного процесса"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Квест, как одна из форм образовательного процесса. Познавательные и
физкультурные квесты.»
Наших детей окружает насыщенная информационная среда и современного ребенка все сложнее
чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности и на
формирование его психики. Педагог вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе
современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии,
оригинальные формы проведения образовательной деятельности. В свете последних тенденций, когда
вступил в силу ФГОС ДО, который базируется на основополагающих принципах поддержки
разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека, реализация программ дошкольного образования должна происходить в формах,
специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности. Образовательная деятельность в формате КВЕСТ замечательно
вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе
понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие
персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Понятие «квест» - это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных
умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен
или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам
приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до
конца игры.
В
образовательном
процессе
квест
-
это
специальным
образом
организованный
вид
исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск
информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей,
заданий и пр.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных
программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд
положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее
хорошей игры.
Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и
способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует
общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи,
которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то
пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое
трудное, это заинтересовать участников. Задачи могут быть различными по своему содержанию и
наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п.
Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели.
Все просто. На финише должен быть приз!
Виды квестов
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то
образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более
широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать
участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать
маршрут. В зависимости от этого
В зависимости от сюжета квесты могут быть:
линейными, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники
получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками,
но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
кольцевыми, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг.
Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
В детском саду можно проводить квесты поисковые, математические, познавательные,
физкультурные.
Для составления маршрута можно использовать разные варианты:
Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они
расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место,
куда надо последовать);
«Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием
того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к
станции);
«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех
мест, куда должны последовать участники).
Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции
(от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную
подсказку на определенной территории) и т.п.
Структура образовательного квеста может быть следующей:
1. Введение (в котором прописывается сюжет, распределяются роли).
2. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания).
3. Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
4. Оценка (итоги, призы).
Принципы организации квестов
Для
того
чтобы
эффективно
организовать
детские
квесты,
следует
придерживаться
определенных принципов и условий:
∙ все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть
через костер или залезть на дерево);
∙ задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их
индивидуальным особенностям;
∙ ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;
∙ в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять
однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не
могут;
∙ задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными,
логически взаимосвязанными;
∙ игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального
сопровождения, костюмов, инвентаря;
∙ дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например,
найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
∙ следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить
задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
∙ роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но
окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но
чаще всего в старших группах, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.
Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.
Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу,
предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его
необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки
воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное –
огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной
личности в период дошкольного детства.
Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел,
обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у
детей уровня знаний и умений.
Роль
педагога-наставника
в
квест-игре организационная,
т.е.
педагог
определяет
образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности
детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников,
оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме,
создание атмосферы игрового пространства.
ВЫВОД: самое главное, это то, что квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей,
и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические
способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и
находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических
способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом,
распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это
способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также
улучшает детско-родительские отношения.
Квест – игра для педагогов
«Профессионал по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Ведущий:
В
Яйском
царстве,
в
Российском
государстве
живут
-
поживают
умные,
трудолюбивые, творческие педагоги. Много у них в группах детишек разных: больших и маленьких,
серьезных и веселых, играющих и поющих. Тепло души и всю свою любовь дарят они своим
воспитанникам и радуются своей работе. И все было бы у них замечательно, но сегодня захотелось нам
многое о них узнать, профессиональные их знания испытать!
Ведущий: Мы предлагаем поиграть вас в квест -игру. Предлагаю придумать название вашей
команде и выбрать капитана! (Повязать косынку капитану)
Итак, Вы готовы?
Нужно Вам пройти маршрут!
Ждет вас множество заданий,
Интересных испытаний,
Чемодан вы здесь найдете,
Силу знаний обретете.
Приз получите в награду!
Правила: Коллеги помните, время у вас ограничено, на выполнение одного задания дается одна-
две минуты. За каждое пройденное испытание вы получаете ключ, который дает подсказку к
следующему заданию. По завершению квеста ключи помогут вам открыть чемодан и получить главный
приз. Задания связаны с темой нашего семинара.
1. Станция «ПОСЛОВИЦЫ»
Задание: Составить пословицу
Ведущий: Вот вам слова, из которых необходимо составить всем вам хорошо известные
пословицы о нашей Родине:
- нет в мире краше Родины нашей.
- человек без Родины, что соловей без песни.
- береги землю родимую, как мать любимую.
- Родина - мать, умей за нее постоять.
- Жить - Родине служить.
Упражнение «Пройди между кеглями»
2.Станция «ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ»
Ведущий: Вам необходимо подобрать картинки к празднику.
Упражнение «Пройди болото»
3. Станция «ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ»
Правда или ложь?
Ведущий: Отгадайте загадку
Им интересно все на свете,
Ведь это маленькие...
Вопрос 1. Правда ли, что Московский Кремль состоит из 20 башен? (Стены московского Кремля
венчают 20 башен, из которых три являются круглыми. Остальные — прямоугольные)
Вопрос 2. Правда или ложь, что знаменитый Царь - колокол не звонил ни разу? (Правда, потому
что его даже не успели поднять на колокольню. От него откололся кусок во время пожара)
Вопрос 3
Правда или ложь, что в московских парках водятся дикие лоси? (Правда)
Вопрос 4
Правда или ложь, что Красная площадь самая большая площадь в мире? (нет, ее площадь 330 на
75 метров)
Вопрос 5
Правда ли, что Речным транспортом из Москвы можно добраться до Северного Ледовитого
океана (Да).
Игра «Попади в корзину»
4 Станция «БЛИЦ - ОПРОС»
«Блиц – опрос»
Капитан имеет право выбрать себе одного помощника.
Воспитатель: Все обо всем,
1. Место, где ты родился? (Родина);
2. Крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным
суверенитетом? (Страна);
3. Главная достопримечательность Москвы? (Кремль);
4. Что является государственной символикой нашей Родины? (Герб, гимн, флаг);
5. Какая птица изображена на гербе России? (Двуглавый орел);
6. Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств?
(Фольклор);
7. То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих
поколений? (Традиция)
Ведущий: Молодцы, вы легко справились со всеми заданиями. Коллеги, у каждой страны, города
есть своя история, свои герб и флаг. Я предлагаю вам на память о нашей игре сделать свой герб – герб
педагогов – профессионалов своего не легкого дела.
На доске весит герб и педагогические символы, педагогам нужно приклеить картинки на герб.
В конце игры каждый участник получает памятку «Квест – игра» и сертификат участника в квест
– игре «Профессионал по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яйский детский сад «Солнышко»
Консультация для педагогов
на тему:
«Квест, как одна из форм образовательного процесса.
Познавательные и физкультурные квесты.»
Провели:
Вавилева Л.В.
Сапунова Е.В
.
2024
У нас будут проходить следующие мероприятия:
День недели
Мероприятия
Названия
Понедельник
Сюрпризный момент
Театр кукол
Выставка книг С. Михалкова
«Маша и медведи»
Мини инсценировка
«Где мы были мы не скажем…»
Рассматривание
иллюстраций книг С. Михалкова
Мини- инсценировки
«Расскажи стихи красиво»
Вторник
Беседа
Знакомство с понятием театр. Виды театров (музыкальный,
кукольный, драматический, театр зверей и др.). Просмотр
презентации «Что такое театр?»
Показ театра настольного
«Волк и семеро козлят»
Ритмопластика.
Этюды на движение: «Лиса идет», «Пляска зверей».
Игра с мячом
«Назови свое имя по-разному»
Среда
Беседа
Знакомство детей с пальчиковым театром, театром-
рукавичкой, театром теней.
Игра
«Попробуйте сами».Пальчиковый театр «Колобок».
Драматизация по выбору
Психогимнастика.
«Разные лица».
Четверг
Упражнение
«Расскажи стихи А. Барто с помощью мимики и жестов».
Художественное творчество
Аппликация коллективная «Театр сказок в гостях у ребят
группы «Цыплята»
Кукольный театр по выбору
Пятница
Беседа с детьми
«Что, мы узнали о театре»
Ритмопластика «Цветок».
Цель: развивать двигательные способности детей: ловкость,
гибкость, подвижность, пластика
Театр на фланелеграфе
По выбору воспитателя
Художественное творчество
Художественное творчество «Мой любимый сказочный
герой»
Муз. народные и хороводные
игры